Научная статья на тему 'Формы и виды использования специальных знаний сведущих лиц в производстве по делу об административном правонарушении'

Формы и виды использования специальных знаний сведущих лиц в производстве по делу об административном правонарушении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1539
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / СПЕЦИАЛИСТ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / USE OF SPECIAL KNOWLEDGE / SPECIALIST / SPECIAL KNOWLEDGE / PROCEEDINGS ON A CASE OF ADMINISTRATIVE OFFENCE / CLASSIFICATION OF FORMS OF SPECIAL KNOWLEDGE / TYPES OF SPECIAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анохина Наталья Владимировна

В статье на основании действующего законодательства представлен анализ существующих форм и совокупности видов использования специальных знаний в производстве по делу об административном правонарушении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анохина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and types of use of special knowledge in the proceedings on a case of an administrative offense

The paper presents an analysis of existing forms and aggregate of types of use of special knowledge in the proceedings on a case of an administrative offense under the legislation.

Текст научной работы на тему «Формы и виды использования специальных знаний сведущих лиц в производстве по делу об административном правонарушении»

Анохина Наталья Владимировна

преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: anohina-natasha@mail.ru)

Формы и виды использования специальных знаний сведущих лиц в производстве по делу об административном правонарушении

В статье на основании действующего законодательства представлен анализ существующих форм и совокупности видов использования специальных знаний в производстве по делу об административном правонарушении.

Ключевые слова: использование специальных знаний, специалист, специальные знания, производство по делам об административных правонарушениях, классификация форм специальных знаний, виды специальных знаний.

N.V. Anokhina, Lecturer of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: anohina-natasha@mail.ru

Forms and types of use of special knowledge in the proceedings on a case of an administrative offense

The paper presents an analysis of existing forms and aggregate of types of use of special knowledge in the proceedings on a case of an administrative offense under the legislation.

Key words: use of special knowledge, specialist, special knowledge, proceedings on a case of administrative offence, classification of forms of special knowledge, types of special knowledge.

Привлечение специалистов происходит в различных формах деятельности. Ряд ученых высказывают мнение о существовании двух форм использования специальных знаний в судопроизводстве - процессуальной и непроцессуальной. Так, с позиции Д.П. Чипуры [1], использование специальных знаний по нормативной регламентации при расследовании преступлений можно классифицировать как в процессуальной, так и в не процессуальной формах. В.Н. Махов [2, с. 72] делит формы использования специальных знаний на процессуальные и непроцессуальные. Н.А. Классен полагает, что «...критерий деления специальных знаний на процессуальные и непроцессуальные, основанный на закреплении в УПК РФ той или иной формы использования специальных знаний, является недостаточно четким» [3]. Данный автор считает, что «основанием разделения на классы форм использования специальных знаний должен выступать результат использования специальных знаний. Если результат использования специальных знаний имеет доказательственное значение, то в этом случае - это процессуальное использование специальных знаний в уголовном процессе, если не имеет такового, то непроцессуальное» [3]. Таким образом,

Н.А. Классен предлагает классифицировать формы использования специальных знаний по следующим основаниям [3]:

1) в зависимости от доказательственного значения результатов использования специальных знаний - на процессуальные и непроцессуальные;

2) в зависимости от стадии уголовного процесса - на использование специальных знаний на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, подготовки дела к судебному заседанию, на стадии судебного разбирательства;

3) в зависимости от инициатора использования специальных знаний: использование специальных знаний по инициативе государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство; использование специальных знаний по инициативе защитника и обвиняемого; использование специальных знаний по инициативе потерпевшего и обвинителя.

Не отягощая административно-юрисдик-ционный процесс, учитывая задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, согласимся с мнением Ю.П. Кузякина, который предлагает следующую классификацию форм использования

81

специальных знаний в административно-юрис-дикционном процессе [4]:

1) процессуальная форма;

2) непроцессуальная форма.

В процессуальной форме Ю.П. Кузякин выделяет такие виды использования специальных знаний [4]:

а) использование собственных специальных знаний должностными лицами, выявляющими административные правонарушения и наделенными правом в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации составлять протоколы об административных правонарушениях;

б) использование собственных специальных знаний должностными лицами, наделенными правом в соответствии с гл. 27 КоАП РФ применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

в) использование собственных специальных знаний судьями, членами коллегиальных органов и должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях в соответствии с процессуальными положениями КоАП РФ;

г) использование собственных специальных знаний прокурором при возбуждении дела об административном правонарушении, участии в рассмотрении дела, а также в случае опротестования им постановления по делу об административном правонарушении (ст. 25.11, 28.4, 29.7, 30.10, 30.11 КоАП РФ);

д) использование специальных знаний в соответствии со ст. 25.8 КоАП РФ специалистами, обладающими знаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств; в качестве специалистов могут выступать переводчик, в том числе владеющий навыками сурдоперевода (ст. 24.2, 25.10 КоАП РФ), педагог и психолог при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет (ст. 25.6 КоАП РФ);

е) использование специальных знаний в соответствии со ст. 25.9 и 26.4 КоАП РФ экспертом, производящим судебную экспертизу.

В непроцессуальной форме Ю.П. Кузякин выделяет следующие виды использования специальных знаний [4]:

а) использование собственных специальных знаний должностными лицами, выявляющими административные правонарушения, но не наделенными правом в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации составлять протоколы об административных правонарушениях;

б) использование собственных специальных знаний лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевшим; законными представителями физического и юридического лица; защитником и представителем;

в) оказание справочно-консультационной помощи сведущими лицами, обладающими специальными знаниями, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевшему; законным представителям физического и юридического лица; защитникам и представителям;

г) использование специальных знаний врачом при осуществлении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ);

д) использование специальных знаний уполномоченных на то лиц для формирования и ведения информационных фондов, содержащих сведения, необходимые для осуществления административной юрисдикции, а также обращения к этим фондам.

Приведенная классификация показывает, насколько широко используются специальные знания, и ставит проблему выделения видов использования специальных знаний в случае привлечения специалиста как участника производства по делу об административном правонарушении. Подытожив, можно обусловить выявленные формы привлечения специалиста к производству по делу об административном правонарушении, к которым, соответственно, относятся процессуальная и непроцессуальная формы.

Привлечение специалиста в процессуальной форме происходит при осуществлении различных видов деятельности. Это может быть оказание содействия в обнаружении, закреплении, изъятии доказательств и в применении технических средств (ст. 25.8 КоАП РФ); в применении мер обеспечения (например, медицинское освидетельствование на состояние опьянения); при рассмотрении дела об административном правонарушении (например, возникшая необходимость вызова специалиста для дачи объяснения либо консультации); при возбуждении дела об административном правонарушении, как и при участии в рассмотрении дела в случае опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. В непроцессуальной деятельности привлечение специалиста происходит при осуществлении двух видов деятельности: 1) допроцессуальная форма в случае оказания как в устной, так и в письменной форме

82

справочно-консультационной помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законным представителям физического и юридического лица, защитникам и представителям, несущей информационное значение и служащей поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, а после возбуждения дела об административном правонарушении такая информация или мнение имеет доказательственное значение; 2) в случае предварительного исследования на этапе проверки имеющихся поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.

Можно сказать, что в процессуальной форме знания специалиста используются с целью полного и объективного расследования дела об административном правонарушении, а в непроцессуальной форме знания специалистов в первую очередь служат источником информации для возбуждения с последующим их включением в производство в качестве специалистов. Таким образом, процессуальная форма остается определенной Кодексом РФ об административных правонарушениях с привлечением субъекта, а непроцессуальная форма несет в себе последующее «включение» специалиста в производство по делу об административном правонарушении. То есть на разных стадиях производства привлечение специалиста происходит неодинаково.

В связи с развивающейся наукой и техникой специфика и признаки большинства административных правонарушений требуют их выявления должностными лицами, обладающими только специальными познаниями, при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)». Очевидно, без специальных знаний невозможно определить нарушения стандартизации, требований технических условий, технических регламентов, а также требований при проектировании, строительстве и капитальном ремонте. Даже квалифицировать деяние без специальных знаний практически не возможно. Деятельность инспектора по досмотру, входящего в штатную численность работников российских железных дорог, выступает подходящим примером. Такие инспектора действуют на основании Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной

безопасности» и обеспечивают транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. А в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2011 г. № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» субъект транспортной инфраструктуры обязан проводить подразделениями транспортной безопасности мероприятия по обследованию с использованием средств досмотра физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный секторы зоны транспортной безопасности. Для этих целей на участках производства досмотра используются стационарные досмотровые рентгеновские установки конвейерного типа, стационарные сканирующие рентгеновские установки для обследования пассажиров, комплексные системы радиационного контроля, различные комплекты видеонаблюдения и пр. Такие технические средства применяются сотрудниками подразделений транспортной безопасности, которые проходят специальное обучение и, соответственно, обладают специальными знаниями. Знания, получаемые сотрудниками транспортной безопасности в ходе обучения, безусловно, относятся к специальным, т.к. подобные знания возможно получить лишь по направлению от работодателя, в частности РЖД либо авиапредприятия. В России деятельностью по обучению сотрудников транспортной безопасности (сотрудников безопасности железных дорог, сотрудников авиационной безопасности) занимается, в частности, негосударственное образовательное учреждение Научно-учебный центр «АБИНТЕХ» [5] на основании лицензии, в котором изучаются нормативная правовая база обеспечения безопасности; оружие, взрывоопасные предметы, опасные предметы и вещества; выявление в ходе досмотра оружия, взрывоопасных и опасных предметов и веществ; основы радиационной безопасности; правила и меры безопасности при работе на технических средствах досмотра.

Проанализированные обстоятельства и закономерности позволяют говорить, что при выявлении правонарушений такие лица при-

83

обретают статус «специалиста», т.к. являются не заинтересованными в исходе дела лицами, обладающими познаниями в области досмотровых мероприятий. Исключение составляют случаи, если сотрудники подразделений транспортной безопасности состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по делу либо в одинаковой степени, если имеются основания считать этих лиц лично, являются прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела.

По действующему Кодексу РФ об административных правонарушениях специалист привлекается после возбуждения производства по делу об административном правонарушении, где составление протокола обязательно,

1. Чипура Д. П. Использование специальных экономических знаний при расследовании преступлений: уголовно-процессуальные и организационные аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. URL: www.dissercat.com

2. Махов В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. М., 2000.

3. Классен Н.А. Основания классификации форм использования специальных познаний в уголовном процессе России // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2008. № 83. URL: vestnik.osu.ru

4. Кузякин Ю.П. Концептуальные основы использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. URL: www.dissercat.com

5. URL: www.abintech.ru

и в отличие от эксперта может и не обладать специальными знаниями по сущности фактов и обстоятельств дела об административном правонарушении. Специалист оказывает содействие, т.е. выполняет вспомогательную функцию в случае проведения экспертизы и действует под руководством эксперта. В случае идентификации оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ в ходе досмотра сотрудники транспортной безопасности объекта железнодорожной инфраструктуры или железнодорожного состава обязаны незамедлительно информировать о случившемся сотрудников полиции для проведения повторного досмотра во избежание угрозы совершения акта незаконного вмешательства. Полиция, в свою очередь, на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в том числе в зонах транспортной безопасности, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

1. Chipura D.P. Using special economic knowledge in the investigation of crime: criminal procedure and organizational aspects: diss. ... Master of Law. Volgograd, 2005. URL: www.dis-sercat.com.

2. Mahov V.N. Using the knowledge of experienced persons in the investigation of crimes. Moscow, 2000.

3. Klassen N.A. Grounds for classifying forms of use of special knowledge in the criminal trial of Russia // Bull. of the Orenburg State University. 2008. № 83. URL: vestnik.osu.ru

4. Kuzyakin Yu.P. Conceptual bases of drawing on expertise in proceedings before courts concerning administrative matters: auth. abstr. ... Dr of Law. Moscow, 2008. URL: www.dissercat.com

5. URL: www.abintech.ru

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.