Научная статья на тему 'ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ'

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
955
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ / ФОРМЫ ЗАЩИТЫ / СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусев А.Ю.

Предложена классификация форм и способов защиты социально-обеспечительных прав. Делается вывод, что использование частноправовых конструкций в регулировании социально-обеспечительных отношений позволяет увеличить «арсенал» (форм и способов) защиты социально-обеспечительных прав, расширив их до возможности использования большинства способов защиты ряда отраслей частного права. Исследована судебная практика, предложены пути оптимизации законодательного регулирования социально-обеспечительных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF PROTECTION OF SOCIAL SECURITY RIGHTS AND THEIR CLASSIFICATION

The article proposes a classification of forms and methods of protection of social security rights. The conducted research has led to the conclusion that the use of private law structures in the regulation of social security relations allows to increase the "arsenal" (forms and methods) of protection of social security rights, expanding them to the possibility of using most methods of protection of a number of branches of private law. Judicial practice is investigated, ways of optimization of legislative regulation of social security relations are proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

УДК 349.3

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/3/128-141

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

А. Ю. Гусев

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Поступила в редакцию 4 мая 2022 г.

Аннотация: предложена классификация форм и способов .защиты социально-обеспечительных прав. Делается вывод, что использование частноправовых конструкций в регулировании социально-обеспечительных отношений позволяет увеличить «арсенал» (форм и способов) защиты социально-обеспечительных прав, расширив их до возможности использования большинства способов защиты ряда отраслей частного права. Исследована судебная практика, предложены пути оптимизации законодательного регулирования социально-обеспечительных отношений. Ключевые слова: защита социально-обеспечительных прав, формы защиты, способы защиты, классификация.

Abstract: the article proposes a classification of forms and methods of protection of social security rights. The conducted research has led to the conclusion that the use of private law structures in the regulation of social security relations allows to increase the "arsenal" (forms and methods) of protection of social security rights, expanding them to the possibility of using most methods of protection of a number of branches of private law. Judicial practice is investigated, ways of optimization of legislative regulation of social security relations are proposed. Key words: protection of social security rights, forms of protection, methods of protection, classification.

Конституция РФ закрепляет, что человек, его права и свободы явля-. ются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав cn и свобод — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Российская сч Федерация как правовое и социальное государство обеспечивает верховенство законов на всей территории страны, политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Е. А. Лукашева отмечает, что права человека не реализуются автоматически даже при благоприятных условиях1. Нужны особые механизмы для реализации прав, а при необходимости и меры защиты от возмож-

со

128

ных или реальных их нарушений2.

1 См.: Лукашева Е. А. Конституция РФ и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека : материалы круглого стола // Государство и право.1994. № 10. С. 6.

2 См.: Сошникова Т. А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свободы в сфере труда. М., 2005. С. 55.

© Гусев А. Ю., 2022

Права не будут должным образом реализованы, если будет отсутствовать система их защиты, что в полной мере касается и социально-обеспечительных прав. Материальное право на социальное обеспечение должно быть обеспечено эффективной защитой. .

Для защиты социально-обеспечительных прав характерны опреде- ^ ленные черты:

во-первых, субъект защиты права на социальное обеспечение может С одновременно являться обязанной стороной регулятивного социально- . обеспечительного правоотношения, поскольку правоустанавливающий ф акт исходит от уполномоченного государственного органа, определяюще- р го по заявлению гражданина вид и размер его социального обеспечения. ы Нарушение права на социальное обеспечение гражданина исходит, как § правило, от уполномоченного на социальное обеспечение государствен- о ного органа. о

Во-вторых, защита со стороны общественных организаций (неюрис- б дикционная форма защиты) может быть реализована лишь при последу- -ющем обращении такой организации в юрисдикционные органы. °

В-третьих, особенностью защиты социально-обеспечительных прав § является то обстоятельство, что такая защита обеспечивается нормами -других отраслей права (гражданско-процессуального, гражданского, се- ° мейного, жилищного, трудового законодательства и др.), что определя- § ет межотраслевое регулирование защиты социально-обеспечительных ь прав. о

В-четвертых, применение мер предварительной защиты (обеспечи- о тельных мер) невозможно, когда социальное обеспечение исходит от го- о сударства (уполномоченных государством органов). е

В-пятых, анализ социально-обеспечительного законодательства и Т правоприменительной практики позволяет выделить ряд следующих Л характерных причин, препятствующих защите социально-обеспечитель- х ных прав: -

— дефекты социально-обеспечительного законодательства; р

— намеренное непредоставление со стороны уполномоченного госу- . дарством органа социального обеспечения (отказ во включении в специ- : альный стаж периодов прохождения учебных отпусков, курсов повышения квалификации для назначения досрочной страховой пенсии по старости);

— правовой нигилизм граждан, имеющих право на получение социального обеспечения;

— отсутствие доступной профессиональной квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно.

Решением указанных проблем может быть законодательное закрепление правового статуса и полномочий в каждом субъекте РФ государственных юридических бюро. Минюст РФ отмечает, что работа государственных юридических бюро доказала свою эффективность в качестве основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи. В 2022 г. завершается работа по созданию информационной

129

системы «Правовая помощь», которая позволит поставщикам правовой помощи быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатную юридическую помощь, а также предоставит гражданам равный доступ как к самой помощи, так и к правовой информации. В настоящее время Министерство юстиции РФ готовит законопроект, согласно которому граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, государственные органы будут через портал госуслуг уведомлять о наличии такой льготы. В случае потребности в правовой помощи гражданину помогут связаться со специалистом, работающим в рамках государственной программы бесплатной юридической помощи3.

Защита социально-обеспечительных прав реализуется определенными способами, в определенных формах, с помощью средств и мер защиты.

Легального закрепления понятий форма и способ защиты социально-обеспечительных прав в законодательных актах нет. Вместе с тем данные правовые категории были исследованы представителями отдельных отраслевых юридических наук.

Под формами защиты права в гражданском процессе принято понимать комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав, протекающих в рамках единого правового режима4.

Исследуя форму защиты трудовых прав, А. А. Сапфирова характеризовала ее как регулируемый законодательством порядок (процедуру) осуществления деятельности по применению правовых средств, обеспечивающих пресечение нарушений трудовых прав, их восстановление (признание) или устранение препятствий в реализации5.

Форма защиты права обусловливает выбор способа защиты. Вместе с тем отождествлять форму и способ не верно, поскольку если способ за-^ щиты суть действие, направленное на защиту нарушенного субъектного о1 права, то форма — порядок осуществления таких действий.

Формы защиты права подразделяются на юрисдикционные (правовые) и неюрисдикционные (неправовые), международные и внутригосу-сч дарственные.

Юрисдикционная форма защиты в праве социального обеспечения представляет собой регулируемый законодательством порядок (процеду-130 ру) осуществления деятельности по применению правовых средств, обеспечивающих пресечение нарушений социально-обеспечительных прав и законных интересов, их признание, либо восстановление и устранение препятствий в реализации прав и законных интересов.

3 См.: Куликов В. В. Льготников уведомят о бесплатной юридической помощи // Рос. газета. 2022. 22 апр.

4 См., например: Бутнев В. В. К понятию механизма защиты субъективных прав // Субъективное право : проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 1989. С. 10.

5 См.: Сапфирова А. А. Формы и способы защиты трудовых прав (теоретические аспекты). Краснодар, 2008. С. 92.

К юрисдикционным формам защиты социально-обеспечительных прав относятся административная защита, судебная защита, а также государственный надзор (контроль) за соблюдением таких прав, иные формы защиты социально-обеспечительных прав, а именно защита права со . стороны органов прокуратуры, уполномоченного по правам человека в ^ РФ, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.

Международные и национальные (внутригосударственные) формы О

защиты отличаются уровнем законодательного регулирования, меж- .

дународные формы защиты представлены в международных правовых ф

актах. р

Наиболее распространенной и эффективной формой защиты соци- ы

ально-обеспечительных прав в Российской Федерации является судебная §

защита права, которая может классифицироваться как защита социаль- п

но-обеспечительных прав Конституционным Судом РФ, Верховным Су- о

дом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, арбитражными б

судами. -

Развитие цифровизации в сфере судопроизводства, способствует со- о

вершенствованию и практическому упрощению использования средств §

защиты социально-обеспечительных прав, делает такую форму еще бо- -

лее доступной и востребованной для заинтересованного лица. С 1 января °

2022 г. законодательно закреплена возможность участия в судопроизвод- §

стве посредством видео-конференц-связи: согласно ч. 1 ст. 155.1 ГПК РФ л

О"

при наличии в судах технической возможности осуществления видео- °

конференц-связи лица, участвующие в деле, их представители, а также о

о\

свидетели, эксперты, специалисты, переводчики могут участвовать в су- о

дебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи е

при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе суда. Т

Об участии указанных лиц в судебном заседании путем использования Л

систем видео-конференц-связи суд выносит определение. Данная мера х

направлена на значительную экономию расходов на физическое присут- -

ствие стороны и (или) ее представителя в судебном заседании, место про- -р

ведения которого может быть значительно удалено от места жительства . (места нахождения) стороны по делу.

С 1 января 2022 г. проведено свыше 97 тыс. судебных заседаний с использованием систем видео-конференц-связи, в электронном виде в рос- 13 сийские суды подано более 1 млн 200 тыс. процессуальных документов6.

Согласно ст. 28 ГПК РФ по общему правилу дело должно быть рассмотрено судом по месту жительства ответчика.

Статья 29 ГПК РФ устанавливает альтернативную территориальную подсудность гражданских дел. Следует обратить внимание, что дальнейшее совершенствование судебной защиты социально-обеспечительных прав может быть связано с законодательным установлением альтернативной территориальной подсудности дел, вытекающих из социально-обеспечительных отношений.

6 См.: Куликов В. В. Рассудят по телефону // Рос. газета. 2022. 31 марта.

Граждане, обращающиеся в суды по спорам такой категории, как правило, являются инвалидами, нетрудоспособными гражданами, лицами, обремененными детьми. В целях доступной защиты социально-обеспечительных прав целесообразно установить обращение в суд по месту жительства заявителя. В связи с этим следует дополнить ст. 29 ГПК РФ п. 6.4, в котором установить, что иски о защите социально-обеспечительных прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

Административная форма защиты права заключается в рассмотрении уполномоченным государственным органом заявлений граждан о нарушении социально-обеспечительных прав.

К государственным органам, уполномоченным рассматривать и разрешать такие заявления (жалобы), следует отнести Правительство РФ, Минтруд РФ, Роструд РФ, Минздрав РФ, Росздравнадзор и ряд других органов.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Защита социально-обеспечительных прав обеспечивается также государственным контролем (надзором).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется досудебный порядок рассмотрения жалоб»7 Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет федеральный государственный надзор 00 (контроль) за деятельностью по оказанию гражданам государственной ^ социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, а также ^ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального § обслуживания.

041 Согласно п. 5.1(3) Положения о Федеральной службе по труду и за_нятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня

132 2004 г. № 324, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет _ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания.

Такой способ защиты права, как федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства, применяется лишь в сферах социального обслуживания и государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, что свидетельствует об усеченном применении данного способа, в частности ущемляет защиту других социально-обеспечительных прав (например, отношения по поводу получения пособий, пенсий). Кроме того, данные полномочия не свойственны Роструду, поскольку должностные лица службы специализиру-

7 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 19. Ст. 3220.

ются в области контроля и надзора в сфере труда и занятости, которые являются основным направлением работы службы8.

К иным формам защиты социально-обеспечительных прав следует отнести защиту права со стороны уполномоченного по правам человека . в РФ, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, органов ^ прокуратуры. Прокуроры проводят активную работу по защите социально-обеспечительных прав граждан. Так, в 2021 г. оперативное вмеша- О тельство прокуроров позволило защитить социальные права более 1 млн . граждан, в том числе вернуть долги по заработной плате объемом почти ф 20,5 млрд рублей. Повысилась эффективность приема граждан: число об- р ратившихся с заявлениями превысило 1 млн человек, большинство про- ы блем были разрешены, важнейшие — Генеральный прокурор РФ держал § на личном контроле9. о Под неюрисдикционной формой защиты социально-обеспечительных о прав понимается применение способов защиты управомоченным субъек- б том самостоятельно, без обращения к государственному органу. К при- -меру, когда защита социально-обеспечительного права реализуется со ° стороны профсоюза путем переговоров (комбинированных переговоров). § Социально-обеспечительный спор может быть успешно разрешен -путем переговоров, который следует рассматривать как способ защиты о рассматриваемых прав. Толковый словарь определяет переговоры как «обмен мнениями с деловой целью»10, т. е. понимает под ними общение официального характера. Под переговорами следует понимать любые случаи вербального общения людей по любому поводу и кругу вопро- о сов11. К примеру, при вынесении территориальным органом Пенсионного о фонда РФ по заявлению гражданина решения об отказе в назначении е досрочной страховой пенсии по старости заявитель может обратиться к Т представителю уполномоченного государством органа в области пенси- Л онного обеспечения для разъяснения принятого решения12, тем самым х

8 Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости : утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (п. 1) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 28. Ст. 2901.

9 См.: Латухина К. В надзорном порядке // Рос. газета. 2022. 26 апр.

10 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: sheba.spb.ru (дата обращения: 26.07.2021).

11 См.: Стельмах В. Ю. Предмет контроля и записи переговоров как следственного действия // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 2. С. 160.

12 К примеру, в силу п. 80, 94 постановления Правления ПФ РФ от 23 января 2019 г. № 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» в целях предоставления государственной услуги, консультаций и информирования о ходе предоставления государственной услуги допускается осуществление приема граждан по предварительной записи; в случае обращения гражданина за назначением страховой пенсии, накопительной пенсии должностное лицо разъясняет гражданину о возможности назначения указанных пенсий с его согласия по имеющимся в распоряжении территориаль-

=i

TD

а

w

133

вступив с противоположной стороной социально-обеспечительного правоотношения в переговоры. Их результатом может быть решение заявителя о предоставлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ дополнительных документов, подтверждающих его право на назначение пенсии, и обжалование принятого решения в ведомственном порядке с целью получения положительного решения, либо разъяснение гражданину со стороны представителя Пенсионного фонда РФ его возможности обращения в юрисдикционный орган (прежде всего, в суд) для обжалования отрицательного решения уполномоченного государством органа, и в этом случае прийти к выводу о наличии такого способа защиты социально-обеспечительных прав, как комбинированные переговоры, сочетающие в себе элемент консультирования должностным лицом гражданина по вопросу о разрешении возникших разногласий.

Формы и способы защиты неразрывно связаны: каждый избранный способ защиты осуществляется в определенной форме.

Нарушенное субъективное социально-обеспечительное право подлежит защите в соответствии с установленным законом правовым способом, в выбранной правовой форме лица, права которого нарушены.

В социально-обеспечительных правоотношениях конкретный способ защиты нарушенных социально-обеспечительных прав гражданина определяется характером конкретного правонарушения и материальной нормой, регулирующей эти правоотношения.

А. П. Вершинин обоснованно отмечает, что способ — это «действия, непосредственно направленные на устранение препятствий на пути осуществления прав субъектами»13.

Способы защиты социально-обеспечительных прав могут быть классифицированы по различным основаниям:

00 1. В зависимости от характера социально-обеспечительных отноше-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 ний, в которых реализуется защита права, можно выделить матери: альные и процессуальные способы защиты социально-обеспечительных

прав.

сч Суть материальных способов защиты состоит в действиях субъекта по защите своего нарушенного права в рамках материально-правовых отношений, например переговоры между заявителем и представителем 134 территориального органа Пенсионного фонда РФ.

ного органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно п. 6 Приказа ФСС РФ от 20 мая 2019 г. № 262 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти» информация о порядке предоставления государственной услуги предоставляется по телефону, путем электронного информирования, на личном приеме.

13 Вершинин А. П. Выбор способа защиты гражданских прав. СПб., 2000. С. 32.

Сущность процессуальных способов защиты выражается в действиях юрисдикционных органов по защите права (к примеру, обращения гражданина в суд либо в органы прокуратуры для признания права заявителя на получение досрочной страховой пенсии по старости). .

2. По содержанию способы защиты социально-обеспечительных прав ^

можно классифицировать на восстановительные, пресекательные, за- ^

щитные (штрафные). о

Восстановительные способы защиты социально-обеспечительных .

прав: восстановление нарушенного права, присуждение к исполнению ф

обязанности, например, признание в судебном порядке права истца на -§

получение досрочной страховой пенсии по старости, включения перио- ы

дов прохождения курсов повышения квалификации, учебных отпусков §

в специальный страховой стаж, необходимый для получения социаль- п

ного обеспечения. Так, апелляционным определением Верховного суда О

Республики Коми от 26 февраля 2015 г. признано право истца Б. на по- б

лучение социальной помощи от государства и заключения социального ^

контракта: судом требование было удовлетворено, так как установлено, щ

что законных оснований для отказа в назначении социального обеспе- т чения не имелось и отмечено, что обязанность доказывания законности

принятого решения возлагается на ответчика (уполномоченного государ- о

ственного органа). Доводы ответчика о том, что истец заявил об отказе от а

трудоустройства или предпринимательской деятельности голословны, не ь

подтверждены представленными доказательствами, истец данный факт о

опроверг14. б

Пресекательные способы защиты социально-обеспечительных прав: П

вынесение предписания, признание условий договора социального об- ч

служивания недействительным, не подлежащим применению; призна- е

ние недействующим нормативно-правового акта в судебном порядке, Ь

применение последствий недействительности договора социального об- ы служивания.

Например, согласно ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г.

№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»15 заявитель обязан .

известить орган социальной защиты населения, который назначил госу-_

дарственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основа- 135

нием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) госу- _ дарственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или

14 Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 26 февраля 2015 г. по делу № 33-833/2015 г. Документ официально не опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.

несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Кроме того, орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Защитные (штрафные) способы защиты социально-обеспечительных прав: неустойка, возмещение материального ущерба, компенсация морального вреда.

К примеру, п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»16 (далее — Закон о несчастных случаях) предусмотрена уплата неустойки (пени) при задержке страховых выплат в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.

Компенсация морального вреда установлена п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»17. Вред, причиненный жизни или здоровью физического лица при исполнении им обязательств по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договору авторского заказа, в соответствии с которыми не предусмо-оо трена обязанность заказчика по уплате страховых взносов страховщику, возмещается причинителем вреда в соответствии с законодательством : Российской Федерации.

Возмещение ущерба предусмотрено также п. 2 ст. 15 Федерального сч закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с мате-ринством»18. В случае, если представление недостоверных сведений по-136 влекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 2 и 3 ст. 19 Закона о несчастных случаях страховщик несет ответственность за осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильность и своевременность обеспечения по страхованию

16 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3803.

17 Там же.

18 Там же. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 18.

застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат в соответствии с настоящим федеральным законом. Застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат,

несут ответственность в соответствии с законодательством Российской .

Федерации за достоверность и своевременность представления ими стра- ^ ховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение

обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых "О

выплат или прекращение таких выплат. В случае сокрытия или недо- .

стоверности указанных ими сведений, необходимых для подтвержде- ф

ния права на получение обеспечения по страхованию, застрахованный р

и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, ы

обязаны возместить страховщику излишне понесенные им расходы до- §

бровольно или на основании решения суда. о

3. В зависимости от того, чьи права защищаются, способы защиты о можно подразделить: на защиту прав интереса гражданина и защиту б права (интереса) семьи. -

4. В зависимости от количества заявителей способы защиты права ° подразделяются: при индивидуальном обращении и при коллективном обращении граждан19. -

В настоящее время государство стремится оптимизировать расходы на °

социальную сферу, что связано с внедрением частноправовых конструк- §

ций в правовое регулирование социально-обеспечительных отношений20. Ь

Исследователи выражают озабоченность относительно исполнимости о

обязательств в сфере социального обеспечения. Безусловной гарантией о

реализации социально-обеспечительных прав будет допустимость ис- о

пользования способов защиты, предусмотренных в других отраслях. е

Следует заметить, что применение способов защиты, предусмотрен- Т

ных ГК РФ, вполне допустимо для защиты социально-обеспечительных Л

прав. х

Межотраслевой характер регулирования социально-обеспечитель- -

ных отношений признается и исследуется многими специалистами21. р

о

19 Так, в 2020 г. к уполномоченному по правам ребенка поступило и рассмо-_

трено 9291 обращение от 47 000 граждан, в том числе коллективные, что свиде- 137

тельствует о росте количества обращений по сравнению с 2019 г. на 7,3 % (Доклад-

о деятельности уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в 2020 г. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/article/210/41/07/doklad2020 (дата обращения: 25.11.2021).

20 См.: Пузырева А. А. Пределы использования частноправовых конструкций в праве социального обеспечения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2020. С. 3.

21 См., например: Корсаненкова Ю. Б. Межотраслевые связи права социального обеспечения : современное состояние и их влияние на дальнейшее развитие отрасли : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021 ; Пузырева А. А. Указ. соч. С. 16— 19 ; Тучкова Э. Г. Способы правового регулирования социально-обеспечительных отношений // Стратегия правовых преобразований в сфере труда и социального обеспечения : перспективы десятилетия (Шестые Гусовские чтения) : материалы

Социально-обеспечительное законодательство предусматривает заключение договора о социальном обслуживании: в силу ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»22 социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством РФ, что означает возможность регулирования таких отношений ГК РФ.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» (далее — Приказ № 874н) определена примерная форма договора о предоставлении социальных услуг, в котором стороны по своему усмотрению в следующих разделах договора: II. Взаимодействие Сторон; III. Стоимость Услуг, сроки и порядок их оплаты; IV. Основания изменения и расторжения Договора; V. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору — самостоятельно могут дополнить условия договора предоставления социальных услуг, что предполагает диспозитивность в отношениях сторон социально-обеспечительного правоотношения и возможность закрепления условий, не предусмотренных формой договора ol социального обслуживания, установленного Приказом № 874н.

5. Исходя из межотраслевого взаимодействия при регулировании ох-cn ранительных социально-обеспечительных отношений, следует выделить: о 1) способы защиты, предусмотренные ТК РФ (ст. 352) и применяемые для защиты социально-обеспечительных прав;

2) способы защиты, предусмотренные в ст. 8 СК РФ и применяемые 138 для защиты социально-обеспечительных прав;

3) способы защиты, предусмотренные жилищным законодательством (ст. 11 ЖК РФ), применяемые для защиты социально-обеспечительных прав;

4) способы защиты, установленные гражданским законодательством, (ст. 12 ГК РФ), используемые для защиты социально-обеспечительных прав (возмещение ущерба, неустойка, компенсация морального вреда, признание договора недействительным и др.).

Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н. Л. Лютова, Ф. О. Сулеймановой. М., 2021. С. 162—171.

22 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 7007.

Подводя итог исследованию, полагаем, что целесообразно провести кодификацию социально-обеспечительного законодательства. В кодексе РФ о социальном обеспечении необходимо определить понятие и виды

форм и способов защиты социально-обеспечительных прав, закрепив, .

что каждый имеет право защищать социально-обеспечительные права ^ во всех формах и всеми способами, не запрещенными законом.

Формами защиты социально-обеспечительных прав являются: С

— переговоры; .

— судебная защита; ф

— государственный надзор (контроль) за деятельностью по оказанию р гражданам государственной социальной помощи в виде предоставле- ы ния социальных услуг, а также федеральный государственный контроль х (надзор) в сфере социального обслуживания. о

=1

Защита социально-обеспечительных прав осуществляется путем: о

— признания права;

— восстановления положения, существовавшего до нарушения права, -и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его °

о о\

Е

Г)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о .г

нарушения;

— признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

— признания недействительным акта государственного органа или ь органа местного самоуправления; о

— присуждения к исполнению обязанности в натуре; о

— возмещения убытков; о

— взыскания неустойки;

— компенсации морального вреда;

— прекращения или изменения правоотношения;

— неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

— иными способами, предусмотренными законом.

Г) =1

а>

о л

Библиографический список

Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций : в 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1.

Андреев В. С. Научные труды. М. : Изд. центр ун-та имени О. Е. Кутафи-на (МГЮА), 2013. Т. 1.

Безина А. К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1989.

Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении : теоретические и практические проблемы. Пермь, 2009.

Гусев А. Ю. Защита социально-обеспечительных прав граждан : проблемы, перспективы, тенденции. М. : Кнорус, 2022.

Гусев А. Ю. Право социального обеспечения : учеб. пособие. Ярославль : Образовательная организация высшего образования (частное учреждение) «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)», 2020.

=1

и о

го

139

Гусев А. Ю. Судебная защита прав граждан на социальное обеспечение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.

Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. М. : Проспект, 2018.

Гусев А. Ю., Сулейманова Ф. О. Отдельные аспекты судебной защиты права на социальное обеспечение в условиях цифровизации // Российская юстиция. 2019. № 9.

Казанбекова Д. Р. Процессуальные особенности рассмотрения споров, связанных с пенсионным обеспечением : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

Петров А. Я. Защита трудовых прав : история, теория и практика : учеб. для вузов. М. : Юрайт, 2021.

Печерский В. В. Юридическая помощь и юридическая услуга // Юридическая наука и практика : вопросы теории и истории : сборник КГУ. Казань, 2004.

Писаревский Е. Л. Цифровизация юридической деятельности в социальной сфере // Информационное право. 2018. № 4.

Право социального обеспечения : учеб. для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. М., 2016.

Право социального обеспечения : учеб. и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. М. В. Филиппова. М. : Юрайт, 2015.

References

Alekseev S. S. Problems of the theory of law. A course of lectures in two volumes. Sverdlovsk, 1972. Vol. 1.

Andreev V. S. Scientific works. M. : Publishing Center of the O. E. Kutafin University (MSLA), 2013. Vol. 1.

Bezina A. K. Judicial practice in the mechanism of legal regulation of labor relations. Kazan : Publishing House of Kazan University, 1989.

Vasilyeva Yu. V. Codification of Russian legislation on social security: theo-Z retical and practical problems. Perm, 2009.

c\i Gusev A. Yu. Protection of social security rights of citizens: problems, prosed pects, trends. M. : Knorus, 2022.

Gusev A. Y. Social Security Law: textbook. Yaroslavl : Educational Organi-

_zation of Higher education (private institution) "International Academy of Busi-

140 ness and New Technologies (MUBiNT)", 2020.

Gusev A. Yu. Judicial protection of citizens' rights to social security. Autoref. dis. ...candidate of law sciences. M., 2017.

Gusev A. Yu. Judicial protection of the right of Russian citizens to social security. M. : Prospect, 2018.

Gusev A. Yu., Suleymanova F. O. Certain aspects of judicial protection of the right to social security in the context of digitalization // Russian justice. 2019. № 9.

Kazanbekova D. R. Procedural issues of the consideration of disputes related to pension provision: abstract. dis. ... cand. jurid. M., 2012.

Petrov A. Ya. Protection of labor rights: history, theory and practice: textbook for universities. M. : Yurayt, 2021.

Pechersky V. V. Legal aid and legal service // Legal science and practice: questions of theory and history: collection of KSU. Kazan, 2004.

Pisarevsky E. L. Digitalization of legal activity in the social sphere // Information law. 2018. № 4.

The right of social security. Textbook for bachelors / Ed. E. G. Tuchkova M., 2016.

The law of social security: textbook and workshop for academic bachelor's degree / ed. by M. V. Filippova. M. : Yurayt Publishing House, 2015.

Для цитирования:

Гусев А. Ю. Формы и способы защиты социально-обеспечительных прав и их классификация // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 3 (50). C. 128-141. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/3/128-141

Recommended citation:

Gusev A. Yu. Forms and methods of protection of social security rights and their classification // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 3 (50). P. 128-141. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/3Z128-141

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Гусев А. Ю., кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Академии МУБИНТ (г. Ярославль), доцент Департамента систем судопроизводства и уголовного права факультета права

E-mail: agusev@hse.ru

National Research University «Higher School of Economics»

Gusev A. Yu., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Jurisprudence of the Academy of MUBINT (Yaroslavl), Associate Professor of the Department of Judicial Systems and Criminal Law

E-mail: agusev@hse.ru

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.