Научная статья на тему 'Формы и практики участия граждан в местном самоуправлении'

Формы и практики участия граждан в местном самоуправлении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
335
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / CIVIC PARTICIPATION / ФОРМЫ УЧАСТИЯ / FORMS OF PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мензарарь Светлана Анатольевна

В статье рассматривается роль и значение участие граждан в местном самоуправлении. Определяются основные формы и проблемы гражданского участия на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the role and importance of citizen participation in local government. Identifies the major forms and problems of civic participation in local government

Текст научной работы на тему «Формы и практики участия граждан в местном самоуправлении»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМЫ И ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ

САМОУПРАВЛЕНИИ

Мензарарь Светлана Анатольевна

ст. преподаватель кафедры политологии и политического управления, Приднестровского Государственного Университета им. Т.Г. Шевченко,

г. Тирасполь

Аннотация

В статье рассматривается роль и значение участие граждан в местном самоуправлении. Определяются основные формы и проблемы гражданского участия на местном уровне. Abstract

The article discusses the role and importance of citizen participation in local government. Identifies the major forms and problems of civic participation in local government.

Ключевые слова: местное самоуправление, гражданское участие, формы участия. Keyword: local government, civic participation, forms of participation.

Необходимость развития гражданского участия в местном самоуправлении сегодня у специалистов государственного и муниципального управления не вызывает сомнения. С одной стороны участие граждан в управлении своим муниципальным образованием является условием эффективного развития местного самоуправления, но с другой граждане не всегда активно участвуют в местном самоуправлении. Следует отметить, что приднестровское государство заинтересованно в развитии института местного самоуправления. Ведь в силу своей природы местное самоуправление выступает связующим звеном между населением и структурными элементами государства. Важно почеркнуть, что активное участие граждан в местном самоуправлении повышает качество демократического управления и способствует легитимизации власти.

Конституция Приднестровской Молдавской Республики (далее ПМР) провозглашает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления [7, с. 3]. Местное самоуправление в Приднестровье -одна из основных форм демократии, которая в соответствии с законодательством приднестровское государство призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, самостоятельность в решении вопросов социального, экономического, политического и культурного развития территории [2].

Более детально механизм участия граждан в местном самоуправлении раскрывает «Закон об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике». Существуют несколько форм участия граждан в местном самоуправлении, а именно: местный референдум, местные выборы, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, сход граждан, опрос граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления. Данные формы представляют собой публичные практики поведения, которые включают граждан в общественно-политическую жизнь государства. Соответственно

именно в рамках местного самоуправления можно добиться включение граждан в общественно-политический диалог.

Особенно ярко формы гражданского участия проявились в Приднестровье в период становления государства. Только за 1990 г. на территории страны было проведено более 15 местных референдумов. Явка граждан на каждом референдуме составила не менее 90 % [1, с. 212].

Следует отметить, что за последние годы и в Российской Федерации (далее - РФ) прошло более 1000 местных референдумов: в 2010 г. - 13, в 2011 г. - 4, в 2012 г. - 165, в 2013 г. - 31, в 2015 г. -955 референдумов. За первые месяцы 2016 г. проведен 41 референдум. Если обратиться к анализу вопросов, выносимых на местный референдум, то сегодня это в основном вопрос о введении самообложения граждан [10, с. 11].

Кроме того, в 2015 г. проведено 30 голосований по изменениям территориальной организации местного самоуправления по процедуре, аналогичной местному референдуму, в 29 случаях голосование закончилось одобрением предлагаемых изменений. Все успешно проведенные референдумы связаны с механизмом самообложения, применяемым более чем в 1600 муниципальных образованиях (преимущественно в сельских поселениях), в рамках которого только в 2015 г. собрано более 160 млн. руб. на решение вопросов местного значения [4, с. 20].

Таким образом, данная форма гражданского участия стала применяться российскими местными властями последние годы достаточно активно.

Наиболее популярной формой непосредственного волеизъявления являются местные выборы. Местные выборы - это выборы депутатов представительного органа местного самоуправления. Местные выборы проводятся с целью формирования Советов народных депутатов. Выборы проходят один раз в пять лет по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. В соответствии со ст. 112 Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики

Городские Советы народных депутатов городов Бендеры и Тирасполь формируются по следующей схеме: по одному депутату от сел, поселков, входящих в состав данных городов, и по одному депутату от 2500 избирателей с допустимым отклонением в пределах 20 %. Советы народных депутатов города Дубоссары и Дубоссарского района, города Рыбницы и Рыбницкого района, Григорио-польского района, Каменского района, Слободзей-ского района формируются в соответствии со следующей схемой: одну часть представляют народные депутаты по должности, которыми являются избираемые населением соответствующих территорий председатели Совета - главы администрации села (поселка, города местного значения, не являющегося самостоятельной административно-территориальной единицей ПМР) этих территорий, а также депутаты, избираемые по одномандатным округам, образуемым на соответствующей территории из расчета один депутат от каждого сельского, поселкового Совета; другую часть представляют народные депутаты, избираемые по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории города [3].

Явка избирателей на местные выборы, которые впервые проходили в Единый день голосования 29 ноября 2015 г., составила более 47 % [5]. Следует отметить, что на выборах, в органы местного самоуправления проходивших в ПМР 28 марта 2010 г. приняло участие 43 % избирателей [6].

Приведенные факты позволяют утверждать, что выборы являются наиболее активной формой участия граждан в местном самоуправлении, независимо от того, голосуют ли граждане в единый день голосования или же просто участвуют в формировании органов местного самоуправления.

Еще одной важной формой участия граждан в делах местного сообщества становится территориальное общественное самоуправление (ТОС). ТОС представляет собой наиболее активную самоуправленческую деятельность граждан и осуществляется посредством самоорганизации граждан по месту жительства с целью самостоятельного решения вопросов местного значения. В Приднестровье данная организационная форма в силу определенных причин практически не используется. Граждане ПМР предпочитают решать вопросы местного значения не путем самоорганизации, а путем обращения в органы государственной власти. Например, на всей территории республики с 2015 г. функционируют Общественные приемные Президента ПМР. Ежедневно общественную приемную посещают в среднем около пяти человек. Обращаются с самыми разными вопросами. От мелких бытовых до помощи в решении жилищных вопросов. Все эти вопросы можно решить в рамках ТОС. Именно ТОСы являются организациями активного сотрудничества власти и народа. Следует отметить, что данная форма общественно-полезной деятельности активно используется в России начиная с 2000-х годов и в

некоторых регионах РФ достигла успешной практики.

Новой формой самоорганизации населения в ПМР является товарищество собственников жилья (ТСЖ). Реформа ТСЖ в Приднестровье была задумана в 2008 г., но на практике осуществляется очень медленно и сроки проведения реформы постоянно переносятся. Связано это, прежде всего с ветхим состоянием жилого фонда. По данным Ти-распольского горсовета, на сегодняшний день в приднестровской столице со своим выбором определилось только около 30 % от общего числа домов. В горсовете признают, что жилой фонд старый и ветхий, и без поддержки муниципалитета жильцы не смогут отремонтировать. Примерно та же ситуация и в других населенных пунктах Приднестровья. Но председатели уже сформированных ТСЖ считают, что ТСЖ сегодня одна из наилучших форм управления домом. По их мнению, идеальным вариантом является создание ТСЖ двумя-тремя многоквартирными домами. При этом председатели единодушны во мнении, сначала городу надо отремонтировать дома. Следует также подчеркнуть, что не все жители Тирасполя готовы вступить в ТСЖ и отказаться от государственного обслуживания в сфере ЖКХ. Но главы госадминистраций городов и районов убеждены, что жильцам многоквартирных домов нужно менять ситуацию в сторону большей самостоятельности. В Приднестровской Молдавской Республике именно ТСЖ могут стать инициаторами по созданию ТОСов. Территориальное общественное самоуправление представляет собой одну из наиболее перспективных практик участия граждан в местном самоуправлении.

Социально значимыми формами участия граждан в местном самоуправлении являются публичные слушания, сход и опрос граждан. Однако, необходимо отметить, что данные практики участия граждан в местном самоуправлении в ПМР осуществляются крайне редко. Анализ событий общественно-политической жизни в республике показывает, что данные формы пока, к сожалению, не представляют интереса для жителей муниципального образования.

Наиболее распространенной формой гражданского участия в местном самоуправлении является обращение граждан в органы местного самоуправления. Выполняя поручения Советов народных депутатов, государственные администрации городов и районов активно сотрудничают с местным населением. К примеру, за 2015 г. в отдел по работе с обращениями граждан Государственной администрации г. Тирасполь поступило 3 751 обращение граждан, что на 927 обращений больше, чем за 2014 г. [8]. За первое полугодие 2016 г. - 1 952 обращения граждан, что на 332 обращения больше, чем за такой же период 2015 г. [9].

Приднестровские городские и районные органы власти стремятся не только выявлять мнения жителей по наиболее актуальным вопросам городской и сельской жизни, но и активно использовать

предложения граждан при планировании и осуществлении своей работы, поэтому на официальных сайтах государственных администраций организован интерактивный опрос. Так, в целях повышения эффективности функционирования городских органов власти и органов местного самоуправления, обеспечения принципов открытости и гласности, а также получения объективной «обратной» информации от жителей города на официальном сайте Государственной администрации г. Тирасполь открыта «горячая линия» «Бюро-кратии.пеЬ). Обращение граждан является действующей формой участия граждан в самоуправленческой деятельности. Но в целом непосредственное участие граждан в местном самоуправлении в г. Тирасполь недостаточно развито. Существуют различные причины пассивного участия граждан в местном самоуправлении. Во-первых, не многих граждан интересуют вопросы местного значения. Интерес проявляют только определенные социальные группы, например, родителей малолетних детей может заинтересовать благоустройство детской площадки. Во-вторых, отсутствие должного финансирования органов местного самоуправления. В-третьих, дефицит властных полномочий у органов местного самоуправления.

Анализ политической практики показывает, что необходимо развивать потенциал участия населения в местном самоуправлении. Это позволит решать более эффективно вопросы местного значения, повысить уровень политической и правовой культуры граждан и будет способствовать процветанию гражданского общества.

Список литературы:

1. Волкова А.З. Референдумы в Приднестровской Молдавской Республике. Тирасполь: ГУИПП «Типар», 2006. - 392 с.

2. Закон об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике (текущая редакция № 51 на 11января 2017 года) http://www.vspmr.org/legislation/laws/

3. Избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция на 12 июля 2016 года) http ://www.vspmr.org/le gislation/laws

4. Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2015 г. - начало 2016 г.) // Местное право. № 2, 2016. - С. 13-30.

5. Итоги единого дня голосования http://novostipmr.com/ru/news

6. Итоги местных выборов https ://regnum. ru/news/polit

7. Конституция Приднестровской Молдавской Республики. Норматив. Документы по отраслям права. Тирасполь: Ликрис, 2014. - 48 с.

8. Отчет об итогах деятельности Государственной администрации г. Тирасполя и г. Дне-стровска за 2015 год http://www.tirasadmin.org/sites/

9. Отчет об итогах деятельности Государственной администрации г. Тирасполя и г. Дне-стровска за 2016 год http://www.tirasadmin.org

10. Толстик В.А., Трусов Н.А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. № 24, 2016. - С. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.