О.А. Калякин
Калякин Олег Алексеевич — заместитель главы администрации Слободзейского района Приднестровской Молдавской Республики, профессор кафедры теории и истории государства и права Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, соискатель кафедры теории и истории государства и права Российского университета дружбы народов
Формы демократизации правотворчества в Приднестровской Молдавской Республике в период перехода к правовому государству
Специфическими признаками правового государства выступают демократический политический режим, развитое гражданское общество и юридическое закрепление самоценности человеческой личности1.
В правовом государстве именно народ является единственным источником государственной власти (п. 1 ст. 3 Конституции РФ, ст. 1 Конституции ПМР), осуществляя эту власть либо представительно — через органы государственной власти и местного самоуправления, которым делегируются соответствующие властные полномочия, либо непосредственно — через участие в свободных выборах и референдумах (п. 3 ст. 3 Конституции РФ, ст. 1 Конституции ПМР).
Важнейшим признаком правового государства является признание и юридическое закрепление положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ, ст. 16 Конституции ПМР).
Развитое гражданское общество представляет собой признак и одновременно структурный элемент правового государства. При этом, как подчеркивается в современной литературе, выступая неотъемлемой частью государства (в социальном смысле), гражданское общество характеризуется не совпадающими с государственными интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества2.
Учитывая уровень развития гражданского общества на постсоветском пространстве, правотворческий процесс в образовавшихся на месте СССР государствах должен был уже с первых этапах перехода к правовому государству строиться на основе механизма реализации гражданской инициати-
3 V
вы3, то есть непосредственного волеизъявления граждан, имеющего своей целью в согласии с целями и принципами международного права оказать влияние на принятие властными структурами решений, отвечающих общим интересам.
Например, в Российской Федерации выход из затянувшегося конституционного кризиса 1992— 1993 годов был предложен Указом Президента РФ от 12 мая 1993 года № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», в соответствии с которым для завершения подготовки проекта Конституции было созвано Конституционное совещание, в котором должны были принять участие как представители всех высших органов государственной власти, так и представители общественности (политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей). В адрес Конституционного совещания поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше 500 поправок, около 40 принципиально новых норм. Результатом работы Конституционного совещания стало одобрение 12 июля 1993 года проекта Конституции РФ. 10 ноября 1993 года проект был опубликован для обсуждения, а 12 декабря 1993 года вынесен на всенародное голосование (референдум). За принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Также на референдумах были приняты Конституция Республики Абхазия (3 октября 1999 г.), действующая Конституция Республики Южная Осетия (8 апреля 2001 г.), Конституция НагорноКарабахской Республики (10 декабря 2006 г.), Конституция Приднестровской Молдавской Республики (24 декабря 1995 г.).
1 См.: Государство, общество, личность: проблемы совместимости / под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005. С. 253.
2 См. там же. С. 253—254.
3 См.: ЧервонюкВ.И. Теория государства и права: учебник. М., 2009. С. 638.
Юридическая техника. 2014. № 8
Также немаловажным для понимания механизма реализации правотворчества в современных государствах является предусмотренная действующими конституциями государств, возникших после распада СССР, процедура пересмотра основополагающих конституционных положений.
Так, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ пересмотр положений глав 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») Конституции РФ осуществляется либо путем созыва Конституционного Собрания, либо путем всенародного голосования.
В соответствии же со статьей 102 Конституции ПМР положения раздела I («Основы конституционного строя»), раздела II («Права, свободы и обязанности человека и гражданина») и раздела IV («Изменение Конституции») могут быть изменены только в результате референдума.
Необходимо отметить большую роль в становлении суверенного Приднестровского государства, которую сыграли и продолжают играть до сих пор местные и общегосударственные референдумы, инициатива проведения которых шла от самих приднестровцев.
Так, в 1989—1990 годах во всех районах, городах и в большинстве сел Приднестровья прошли местные референдумы, на которых приднестровцы высказывались за образование Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики.
Позднее в Приднестровье были проведены общегосударственные референдумы по вопросу о независимости Приднестровской Молдавской Республики (1 декабря 1991 г.), о выводе 14-й армии РФ (26 марта 1995 г.), о принятии новой Конституции ПМР и вступления ПМР в СНГ (24 декабря 1995 г.), о введении права частной собственности на землю (6 апреля 2003 г.) и по вопросу о взаимоотношениях с Российской Федерацией и Республикой Молдовой (17 сентября 2006 г.)1.
В качестве еще одной формы реализации гражданской инициативы можно рассматривать функционировавшие в ряде вновь образованных государств таких органов народного представительства, как Совет народных депутатов Юго-Осетии 1990 года, совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов всех уровней 1991 года, а также Съезды народных депутатов всех уровней Приднестровья (которые с 1990 по 2006 гг. собирались 6 раз).
Указанные органы народного представительства сыграли в становлении новых государств важнейшую роль. Так, 2 сентября 1990 года II Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровского региона принял Постановление об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе СССР, Декларацию об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики и Декрет о государственной власти, а также специальный документ «Политико-правовое обоснование создания ПМССР»2.
А прошедшая 2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов всех уровней приняла Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что объективные и субъективные условия становления и развития основных институтов правовой государственности после распада СССР способствовали поиску наиболее эффективных форм реализации демократических начал как в государственном управлении, так и в нормотворчестве.
1 См.: Волкова А.З. Референдумы в Приднестровской Молдавской Республике (1989—2006 гг.). Тирасполь, 2006.
2 Бомешко Б.Г. Создание, становление и защита приднестровской государственности. 1990—1992 гг. Бендеры, 2010. С. 88—89.
Калякин О.А. Формы демократизации правотворчества в Приднестровской...