Научная статья на тему 'Формы и методы государственной поддержки инновационного предпринимательства (на примере Калужского региона)'

Формы и методы государственной поддержки инновационного предпринимательства (на примере Калужского региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы государственной поддержки инновационного предпринимательства (на примере Калужского региона)»

6 (63) - 2008

Инновации и инвестиции

ФОРМЫ и МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(на примере Калужского региона)

в. н. круглов,

кандидат экономических наук, доцент образовательный консорциум «Среднерусский университет (институт управления и бизнеса)»

Сегодня в Калужской области действует ряд законодательных актов, направленных на поддержку инновационного предпринимательства в регионе. К ним, в частности, относятся «Закон о государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области» от 05.04.2005 № 42—ОЗ, «Закон об условиях и порядке предоставления субвенций инвесторам на возмещение расходов по уплате суммы налога на прибыль организаций, зачисленной в областной бюджет» от 16.06.2005 № 185—ОЗ, «Закон о налоге на имущество организаций» от 21.09.2005 № 115—ОЗ, Закон «Об областной целевой программе развития инновационной деятельности в Калужской области на 2005 — 2010 годы» от 15.09.2005 № 249—ОЗ и ряд других [1].

Данными документами предусматривается развитие нормативной правовой базы и инновационной структуры, поддержка инновационных проектов, кадровое обеспечение инновационной деятельности.

При этом основная задача региональной научно-технической политики — обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Именно инновационная экономика становится непременным условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей. Одним из основных факторов, препятствующих инновационному развитию Калужской области сегодня, является отсутствие надежно работающей инновационной инфраструктуры. Вместе с тем ми-

ровой опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие. К нынешним проблемам инновационной инфраструктуры Калужской области можно отнести следующие:

• отсутствуют отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций;

• действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп (существующие компании, использующие инновации, и малые инновационные предприятия, научные организации), работает недостаточно эффективно;

• различные организации, ориентированные на экономическое развитие Калужской области, не работают как интегрированная инфраструктура;

• остро сказывается недостаток квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансферта технологий, у руководителей и менеджеров научных и других организаций отсутствуют специальные знания и опыт в данной сфере. Для практической реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры необходима координация усилий органов государственной власти Калужской области, научно-исследовательских, промышленных организаций и бизнеса. Такой подход предусматривает развитие и широкое применение в Калужской области уже созданных и положительно себя зарекомендовавших объектов инфраструктуры, создание и развитие недостающих звеньев и формирование нормативного и методоло-

гического обеспечения функционирования объектов инновационной инфраструктуры. Это позволит выстроить целостную систему, обеспечивающую продвижение к рынку получаемых в научно-техническом секторе новых знаний и технологий, параллельно осуществляя их коммерциализацию.

При этом основными индикаторами успешного поступательного развития будут служить:

• увеличение налоговых поступлений в областной бюджет;

• повышение уровня занятости населения;

• увеличение в Калужской области числа специалистов, занимающихся квалифицированным трудом и получающих соответственно более высокие доходы.

Программа по развитию инновационной деятельности направлена, прежде всего, на создание условий для активного использования инноваций в самом широком спектре направлений — технологиях, менеджменте, маркетинге, а также повышении конкурентоспособности организаций, расположенных на территории Калужской области, расширяя их потенциальные возможности.

За последние годы имеется тенденция роста предоставления налоговых льгот с целью совершенствования и развития производства, которая, однако, хотя и является поступательной, но явно недостаточной без соответствующего комплекса сопроводительных мер по совершенствованию инновационной инфраструктуры в Калужском регионе.

Одним из наиболее перспективных направлений видится создание в регионе сети бизнес-инкубаторов. Работа в данном направлении уже ведется. И ее необходимо интенсифицировать. В рамках областной целевой программы на 2006 г. в областном бюджете на создание бизнес-инкубаторов предусмотрено выделение 7 млн руб. в форме субсидий, а Министерством экономического развития области объявлен конкурс на получение этих субсидий. Основным критерием конкурсного отбора является наличие у заявителей условий для создания и дальнейшего развития объектов инновационной инфраструктуры, в том числе площади (здания) с технологическими коммуникациями для размещения на них бизнес-инкубаторов.

Финансовая поддержка деятельности бизнес-инкубаторов должна привести к росту численности созданных предприятий за первые 2—3 года деятельности бизнес-инкубаторов.

В 2006 г. уже выразили заинтересованность в создании бизнес-инкубаторов отдельные муниципальные образования и предприятия Калужской области

(МО «Город Калуга», МО «Бабынинский район» (поселок Воротынск), МО «Жиздринский район», филиал ФГУП ГНЦ РФ «НИФХИ им. Л. Я. Карпова», ОАО «Автоэлектроника», ЗАО «Коралл»).

По результатам конкурса на создание бизнес-инкубаторов в Калужской области, проведенного областным министерством экономического развития, победителями стали ООО «Обнинский Центр Науки и Технологий», АНО «Обнинский бизнес-инкубатор» и ЗАО «Коралл».

Общий размер субсидии, выделенной из средств федерального бюджета бюджету Калужской области в 2006 г., составил 6 млн руб. Дополнительно на условиях софинансирования из бюджета МО «Город Обнинск» на эти цели намечено направить более 2 млн руб.

В итоге на мероприятие «создание бизнес-инкубаторов» в рамках областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005 — 2010 гг.» общая сумма средств, включая собственные средства предприятий, в 2006 г. составит порядка 23 млн руб. [3].

Еще одна из насущных проблем развития инновационного предпринимательства путем усиления государственной поддержки заключается в адаптации и состыковке этих действий на региональном и федеральном уровнях. Ибо на сегодняшний день представляется, что оба этих направления действуют как бы каждое само по себе.

Если возьмем, к примеру, программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, — государственной некоммерческой организации, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65, — то, при доле региональных проектов около 50 % доля отдельных субъектов Федерации, в том числе и Калужской области, не превышает 1—2 %. И это при том, что доля продукции малых инновационных компаний и выросших из них за эти годы средних компаний в общем объеме российской продукции по ряду изделий составляет десятки процентов, а по некоторым (программный продукт, научное и экологическое приборостроение) приближается к 100 %. И поэтому четыре основных программы фонда заслуживают в регионах особого внимания.

Программа «Старт». Цель программы «Старт» — содействие предпринимателям в освоении выпуска новых товаров. Фонд финансирует полностью только первый год выполнения проекта. Со второго года Фонд финансирует проект в двух случаях: или софи-нансирует проект вместе с внебюджетным инвесто-

ром, или софинансирует совместно с предприятием его инновационную деятельность. Полный бюджет проекта по линии Фонда — до 4,5 млн руб.

Программа «Темп». Предназначена тем малым предприятиям, которые видят в приобретении лицензий на новые технологии и технологические решения у российских университетов, академических и отраслевых институтов основные инструменты ускорения темпов своего развития. Содействие Фонда состоит в безвозмездном и безвозвратном финансировании НИОКР, проводимых малым предприятием, которые необходимо выполнить лицензиату и лицензиару для освоения лицензии.

Программа «Партнерство университетов с компаниями — ПУСК». Призвана поддерживать партнерство инновационных предприятий с высшими учебными заведениями Российской Федерации. Финансирование Фондом НИОКР осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе. Причем Фонд финансирует НИОКР только в компаниях, являющихся малыми в соответствии с Российским федеральным законодательством.

Программа «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»). Выявляет и поддерживает молодежь, склонную отдавать свои знания и способности инновационному предпринимательству. Участники программы определяются на научных конференциях, конкурсах и других аналогичных мероприятиях. Длительность финансирования составляет 2 года. Объемы финансирования — порядка 200 тыс. руб. в год.

Активизация участия в этих программах региональных инновационных предпринимателей за счет развития сети и качества научно-технической информации, различных форм кураторства и соответствующего регионального законодательства может дать новый поступательный импульс развитию государственной поддержки в данном направлении. Тем более что в Калужском регионе именно сегодня намечен к исполнению целый ряд весьма интересных в экономическом отношении проектов.

Так, непосредственно в Калуге планируется создание индустриального парка «Калуга-Юг» с централизованной современной инженерной и транспортной инфраструктурой на площади в 136 га. На этой территории планируется разместить комплекс высокотехнологических производств по выпуску комплектующих для автомобильной промышленности европейских компаний. В непосредственной близости от индустриального парка будут расположены производственные мощности

австрийской компании «МАСО» — всемирно известного производителя оконной фурнитуры.

Среди явных конкурентных преимуществ проекта:

• предоставление гарантий и поддержки;

• льготное налогообложение инвестиционной деятельности;

• высокий инновационный потенциал;

• квалифицированные кадры;

• разносторонние внешнеэкономические связи;

• положительный практический опыт региона в реализации инвестиционных проектов;

• выгодное географическое положение;

• развитая дорожная сеть.

В городе Обнинске взят старт на создание технопарка по внедрению высоких технологий. Его площадка № 1 расположена в северной части города и представляет собой часть территории Обнинского государственного технического университета атомной энергетики площадью 16,9 га. Она планируется как универсальная территория для внедрения инновационных проектов в сфере информационных технологий, нанотехнологий, разработки новых полимерных и композитных материалов, разработки и внедрения в производство высокоточного контрольно-измерительного оборудования и автоматизированных технологических комплексов. В зоне офисно-делового центра технопарка разместится бизнес-инкубатор, центр коллективного пользования оборудованием, региональный выставочный центр, современный бизнес-центр и научно-производственный комплекс.

Площадка № 2 в соответствии с проектом является специализированной. Она расположена в южной части города и включает в себя научно-исследовательскую инфраструктуру экспериментального сектора Медицинского радиологического научного центра РАМН. Здесь на участке площадью 42,4 га планируется размещение биотехнологического и фармацевтического производственного комплекса технопарка. Инвесторам здесь гарантируются выгодные условия предоставления офисных площадей, аренды земельных участков и подключения к инженерным сетям.

На границе с Московской областью готовится к реализации проект индустриального парка «Вор-сино», где среди благоприятных условий инвестирования значатся:

• стратегические конкурентные преимущества;

• низкие риски инвестирования;

• предоставление налоговых льгот и субсидий;

Таблица 1

Динамика изменения целевых показателей и индикаторов

Показатели и индикаторы Год

2007 2008 2009

Объемы оборота на малых предприятиях, млрд руб. 100,2 116,2 132,2

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, млн руб. 2 584 3 153 3 752

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий за счет реализации программы в расчете на одно предприятие, получившее поддержку, тыс. руб. 170 280 410

Число субъектов малого предпринимательства, получивших поддержку в доступе к финансовым и материальным ресурсам (единиц) 106 118 130

В том числе за счет реализации программы 106 118 130

Число созданных новых рабочих мест за счет реализации программы 800 1 100 1 450

Размер средней заработной платы на малых предприятиях, руб. 8 321,2 10 401,5 13 001,8

Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней, млрд руб. 2,5 3,2 4

Дополнительные налоговые платежи за счет реализации мероприятий Программы на 1 руб. средств областного бюджета, направляемых на реализацию Программы, руб. 2,8 3,2 3,9

• конкурентоспособные тарифы на услуги естественных монополий;

• административная поддержка органов государственной власти области.

Если рассматривать перспективы государственной поддержки инновационного предпринимательства в Калужской области, то определенные ориентиры дают целевые показатели и индикаторы, обозначенные в паспорте областной целевой программы «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2007 — 2009 годы» (см. таблицу).

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о довольно-таки продуманной и взвешенной региональной политике инновационной поддержки и развития. Недаром консорциумом «Эксперт РА — АК&М» Калужской области присвоен кредитный рейтинг «А+» со стабильными перспективами, в рейтинге же инвестиционных рисков регион занимает 23-е место из 89 [4]. Однако допустимо говорить и о больших имеющихся резервах в плане развития государственной поддержки инновационного предпринимательства. Они задействованы далеко не в полной мере. Среди них в первую очередь необходимо отметить:

• координацию федеральных и региональных законотворческих решений по поддержке и развитию инновационной деятельности;

• дальнейшее развитие информационно-технической базы данного направления;

• выделение приоритетных для каждого региона инновационных проектов на каждом конкретном этапе развития;

• введение новых моделей софинансирования наиболее перспективных инновационных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная поддержка малого инвестиционного предпринимательства в Калужской области. — Калуга: Изд-во Н. Ф. Бочкаревой, 2007. — 151 с.

2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Калужской области. Сборник материалов. — Калуга: Полиграфинформ, 2007. — 91 с.

3. Калужская область сегодня: экономический аспект. Сборник статей. — Калуга: Полиграфинформ, 2007. — 137 с.

4. Калужская область: экономика региона. Итоги работы в 2006 г. Перспективы работы на 2007 год. — Калуга: Изд-во Н. Ф. Бочкаревой, 2007. — 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.