Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
783
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЯВКА / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капранова Юлия Витальевна

В статье электоральная активность рассматривается как объект управления электоральными процессами. Анализируются формы, методы, закладывающие основы электоральной активности, а также формы, средства и приемы различного характера (организационно-процедурные, пропагандистско-просветительские), применяемые в целях повышения электоральной активности. На основе российского законодательства изучается потенциал современных форм и методов по формированию и повышению электоральной активности молодежи. Обосновывается необходимость оптимизации механизма формирования электоральной активности избирателей с учетом тенденции нарастающей цифровизации избирательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF FORMATION AND INCREASE OF ELECTORAL ACTIVITY AS AN OBJECT OF MANAGEMENT

The article considers electoral activity as an object of electoral processes management. The forms and methods that lay the foundations of electoral activity, as well as forms, means and techniques of various types (organizational and procedural, propaganda and educational) used to increase electoral activity are analyzed. On the basis of Russian legislation, the potential of modern forms and methods for the formation and increase of electoral activity of young people is studied. The necessity of optimizing the mechanism of formation of electoral activity of voters taking into account the trend of increasing digitalization of electoral processes is substantiated.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 342.8 ББК 67.401

© 2021 г. Капранова Юлия Витальевна,

доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России

кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: ruimvdadmpravo@mail.ru

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

В статье электоральная активность рассматривается как объект управления электоральными процессами. Анализируются формы, методы, закладывающие основы электоральной активности, а также формы, средства и приемы различного характера (организационно-процедурные, пропаганди-стско-просветительские), применяемые в целях повышения электоральной активности. На основерос-сийского законодательства изучается потенциал современных форм и методов по формированию и повышению электоральной активности молодежи. Обосновывается необходимость оптимизации механизма формирования электоральной активности избирателей с учетом тенденции нарастающей цифровизации избирательных процессов.

Ключевые слова: избирательная активность, явка, выборы, избирательный процесс, избиратель, цифровизация, молодежь.

Kapranova Yulia Vitalievna - Associate Professor, the Department of Administrative Law, Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.

FORMS AND METHODS OF FORMATION AND INCREASE OF ELECTORAL ACTIVITY AS AN OBJECT

OF MANAGEMENT

The article considers electoral activity as an object of electoral processes management. The forms and methods that lay the foundations of electoral activity, as well as forms, means and techniques of various types (organizational and procedural, propaganda and educational) used to increase electoral activity are analyzed. On the basis of Russian legislation, the potential of modern forms and methods for the formation and increase of electoral activity of young people is studied. The necessity of optimizing the mechanism offormation of electoral activity of voters taking into account the trend of increasing digitalization of electoral processes is substantiated.

Keywords: electoral activity, turn out, elections, electoral process, voter, digitalization, youth.

Участие граждан в избирательном процессе как внешний аспект электорального поведения оценивается электоральной активностью. Вопросы исследования электорального поведения как в отечественной, так и зарубежной науке проводятся достаточно широко в рамках юриспруденции, психологии, социологии, политической науки. В науке и практике различных государств давно осуществляются поиски способов по повышению электоральной активности. В этой связи исследование электоральной активности как объекта управления избирательными процессами в аспектах анализа форм и методов ее формирования и повышения на основе российского конституционного опыта очень актуально.

Избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функцио-

нирования институтов системы представительной и выборной демократии. Выборы преследуют генеральную цель - формирование публичных органов власти с участием населения, а также реализацию гражданами своих избирательных прав. В демократическом обществе выборы необходимы для связи общества с государством. Одной из важнейших функций выборов в аспектах явки избирателей является легитимация политической системы, которая заключается в признании сформированного органа народом, возможности представительному органу использовать мандат доверия граждан и принимать от имени народа ключевые решения, в том числе законы.

Вопросы управления электоральными процессами традиционно рассматриваются в юридической литературе в рамках управления избирательной системой, партийного строительства [1]. Управление избирательными процессами охватывает статику, динамику

и перспективу управления. Государство, воздействуя на электоральные процессы, не только устанавливает правила, структуру, организацию, статус субъектов избирательных процессов, взаимоотношения различных участников избирательных процессов, но и оказывает влияние, не вмешиваясь в свободу выбора граждан, на внешнюю сторону электорального поведения, формируя и активизируя его. Одной из целей управления электоральными процессами выступает формирование условий для осознанной явки избирателей (в том числе молодежи) на избирательные пункты для реализации ими своих избирательных прав, т. к. явка и легитимность, качество демократии, находятся в определенном соотношении.

Как отмечается в научной литературе, электоральная активность представляет собой относительный показатель участия населения в выборах, измеряемый количественно по явившимся избирателям и проголосовавшим в итоге, по отношению к списочному составу избирательных списков [2]. Показатели электоральной активности позволяют отразить действительную картину степени вовлеченности граждан с активной гражданской позицией в решении своей будущей жизни и, как следствие, жизни страны.

Электоральная активность как понятие, выводимое через явку, определяется моделями доминирующего электорального поведения в обществе [3]. Явка избирателей - это доля избирателей, имеющих право голоса, фактически отдавших свои голоса во время выборов.

В политической науке электоральное поведение измеряется двумя подходами, в рамках первого явка зависит от корреляционных факторов: социальный статус, религия, система ценностей, политические предпочтения и т. п., во втором акцентируется внимание на индивидуальном выборе избирателя [4].

Электоральная активность - форма электорального поведения, представляющая собой действия или бездействие граждан в процессе избирательных кампаний, обусловленные совокупностью целей и ценностей, убеждений и установок [5].

В более широком исследовательском аспекте электоральная активность может рассматриваться как одна из составляющих избирательной активности, а та, в свою очередь, составляющей политической активности

населения. Электоральная активность в форме явки на выборы выступает позитивным явлением в противовес электоральной пассивности, неявке, абсентеизму, в целом характеризующим общественно-политическую активность индивида, его заинтересованность в социализации и интегрированности в общество, в стремлении изменить политическую жизнь, способствовать прогрессу общества [2].

Таким образом, электоральная активность представляет многоаспектную составную часть электорального поведения, включающую в себя показатели явки (неявки) избирателя, обусловленные наличием у него определенных избирательных установок, а также сознательный выбор кандидата(ов), партии, общественного объединения в день выборов того или иного органа государственной власти или местного самоуправления.

Следует констатировать, что в настоящее время выборные процессы различных уровней характеризуются снижением электоральной активности населения в целом. Многочисленные исследования показывают, что электоральное поведение граждан, независимо от возраста, в большей степени становится индифферентным, т. е. безразличным по отношению к выборам. Присутствует большое количество различных факторов (психологических, исторических, социальных, экономических и прочих), которые влияют на отсутствие интереса у населения, в том числе у молодого поколения к избирательным процессам. Среди них: сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране к моменту выборов (подъем, упадок, депрессия); уровень выборов (процент явки обратно пропорционален степени уровня выборов, большее внимание уделяется выборам единоличным и государственным); демографическая обстановка (демографические «провалы» и уменьшение количества граждан, достигших избирательного возраста); уровень электоральной культуры и правовой культуры в целом и мн. др.

Следует отметить, что причины неявки на выборы молодежи, к которой, согласно законодательству, относятся лица от 14 до 30 лет [6], а в некоторых субъектах Российской Федерации - до 35 и более лет, могут иметь как причины институционального характера, так и причины, обусловленные социально-психологическими характеристиками данной группы населения. В совокупности они, переплетаясь, могут влиять на форми-

рование пассивного или активного поведения молодежи в той или иной сфере, в том числе избирательной. Имеются в виду такие черты молодежи, как неустойчивость и внутренняя противоречивость, активный поиск своего места в жизни, радикализм, стремление выделяться, критика при усвоении общепринятых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, объединение в неформальные группы по интересам, формирование специфической молодежной субкультуры, высокий уровень социальной и территориальной мобильности, широкое владение интернет-коммуникацией, нередко сопряженное с интернет-аддикцией (зависимостью от пользования Интернетом, виртуальной реальности), высокой восприимчивостью к информационному воздействию через Интернет и др. Особенности психики молодежи таковы, что при грамотно подобранном ресурсе идеологического влияния можно легко оказать психологическое воздействие на данную группу населения, распространяя в ней потенциально опасно скрытую информацию различного вида, подрывающую основы конституционного строя, демократические и духовно-культурные ценности российского общества, манипулируя его сознанием на данном этапе личностного формирования [7] и формируя нигилизм, абсентеизм, негативные избирательные установки, протестное настроение и др. В этом плане показателен положительный опыт отдельных зарубежных стран, запрещающих своей молодежи пользоваться отдельными иностранными социальными сетями и сайтами. Так, например, в Китае после введения в 2003 г. проекта «Золотой щит» ряд социальных сетей оказались под запретом в целях обеспечения национальной безопасности в силу объективных причин, в том числе после крупных беспорядков в одном из районов страны [8]. Таким образом, в центре внимания государственной политики по публичному управлению электоральными процессами должны находиться стратегии по формированию и повышению электоральной активности молодежи как будущего ядра электората.

Анализ форм, закладывающих основы электоральной активности, позволяет относить к ним, прежде всего, правовое воспитание, государственную молодежную политику, обучающие, прививающие ценности демократии, гражданского общества, конституци-

онных прав и свобод. В совокупности они активизируют участие молодежи в политической жизни страны. Они многообразны, представляют собой совокупность различных способов (воспитание, обучение, просвещение, пропаганда), предпринимаемых государством по вовлечению молодежи в политические процессы, связанные с формированием электоральной культуры. Методы формирования: беседы, рассказ, игра, лекция, дебаты, диспут, инструктаж, демонстрация и др.

В данном направлении в России учреждена и реализуется государственная молодежная политика. Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на мобилизацию молодежи как активного общественного ресурса, способствующих вовлечению молодого поколения в различные общественные объединения и движения. Среди них: «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [9], «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» [10], «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» [11], в том числе Молодежная электоральная концепция [12], принятая в 2014 г., призванная совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по более широкому вовлечению молодежи в избирательный процесс. Таким образом, часть молодежной политики и отдельные ее структурные элементы ориентированы на формирование электоральной активности. Как отмечалось, Молодежная электоральная концепция закладывает основы и правового воспитания, просвещения, пропаганды электорального поведения и активности, но в целом отчетливо наблюдается несовершенство нормативной базы, механизмов реализации и ресурсной базы [13].

В этой связи представляется, что подходы государства к формированию электоральной активности молодежи должны иметь больший масштаб, перспективно развитие такой формы повышения электоральной активности молодежи, как воспитание, причем и молодежи, и детей. Представляется возможным сделать вывод, что проблема низкой электоральной активности молодежи коренится не только в недостаточной правовой культуре и действиях-бездействиях государства по ее культивированию, но и в низком политическом индексе самоопределения молодежи,

молодые избиратели не считают участие в выборах жизненно важным событием.

Указанное свидетельствует, что в рамках управления избирательными процессами, тактикам и стратегиям, связанными с повышением электоральной активности молодежи, следует придать больший масштаб, захватив комплексно целый ряд задач, поставив их в качестве приоритетных в векторе государственной политики воспитания и образования в стране в целом, закладывая определенные ценностные установки, начиная с первых шагов социализации личности. В данном вопросе целесообразно изучить опыт отдельных зарубежных стран и рассмотреть вопрос об ограничении доступа детей и молодежи в Интернете к определенным ресурсам, исходя из целесообразности обеспечить нравственное благополучие, жизнь и здоровье ребенка. Безусловно, цифровизацию остановить нельзя, это реальность, однако для полноценного нравственного воспитания Интернет необходимо использовать во благо, например, обеспечить доступ к библиотекам, музеям, образовательным ресурсам, к полезной информации о культуре, здоровье, быте и т. д., без опасения родителей, что ребенок почерпнет запрещенную информацию, несущую вред здоровью, угрозу жизни, нравственному воспитанию. В этом плане дистанционный формат в перспективе может развиться в полноценную диалоговую площадку, в рамках которой будут формироваться избирательная мотивация и установки. Например, через онлайн-обучающие платформы молодежь будет получать достоверную избирательную информацию, осуществлять связь с кандидатами (партиями) до выборов, во время выборов и после них. Избиратель только тогда будет активен и проголосует, когда сможет быстро, легко и доступно изучить биографию, профессиональные качества и деятельность кандидата, историю создания и репутацию общественного объединения, партии. Это особенно важно в аспектах выполненных пунктов предвыборных обещаний, наказов избирателей, работы с гражданами.

В настоящее время фокус внимания по вовлечению и активизации по участию в выборах осуществляется периодически, от выборов к выборам. Он сосредоточен на возрастной группе, начиная с граждан 18 лет как потенциальных носителей права голоса. В этой связи представляется, что формировать

электоральную активность необходимо раньше, с первых шагов социализации ребенка, когда закладываются первые паттерны (образцы поведения), являющиеся базовыми и определяющие модель поведения конкретного индивидуума в обществе. Выбор - неотъемлемый элемент жизни каждого сознательного человека, это навык, от развития которого зависит успешность, реализованность, конкурентоспособность личности в той или иной сфере. Через разработку программ воспитания и обучения в учреждениях, где ребенок впервые проходит социализацию, можно легко, доступно, в игровой форме прививать духовно-культурные ценности, базовые национальные установки, традиции и символы, в том числе знания о добре и зле, свободе и несвободе, вседозволенности, собственной ответственности, честности, долге, вариативности мира и свободной воли ребенка при выборе тех или иных вариантов поведения. Далее следует формировать электоральную активность в семье, обществе через образовательные учреждения всех уровней, волонтерские и общественные организации, политические партии и др. Именно при таком широком подходе возможно сформировать конституционное правосознание, чувство патриотизма, ответственности, долга, лежащие в основе электорального менталитета, и существенно повлиять на явку.

Следует отметить, что необходимо разграничивать формы, закладывающие (формирующие) основы электоральной активности, и формы повышения электоральной активности. К методам повышения электоральной активности молодежи следует относить применяемые в рамках организации избирательной кампании средства и приемы, позволяющие вовлекать все большее количество участников в избирательные процессы. К ним следует относить предпринимаемые государством меры, способствующие повышению интереса к конкретным выборам, побуждающие население активно участвовать в избирательной кампании, влияющие на рост явки в день выборов, а так же стратегии, применяемые кандидатами в своей агитационной кампании, заинтересованными в привлечении электората. Эти средства и приемы могут иметь организационно процедурный и избирательный пропагандистско-просвети-тельский характер. Среди пропагандистско-просветительских технологий повышения

электоральной активности в России применяются следующие: популяризация конкурсов на тему избирательных процессов, материальное и моральное поощрение выборщиков, впервые пришедших на выборы, пропаганда в образовательных учреждениях, освещение в СМИ очередных выборов, социально-культурные акции с участием кандидатов, общение кандидатов с гражданами, информационная реклама программы кандидата (партии) и др.

К организационным мерам, повышающим процент явки избирателей, возможно отнести те положения избирательного законодательства, которые оптимизировали российское избирательное законодательство в аспектах прозрачности, доступности и снижения затрат на проведение выборов. К указанным мерам можно отнести введение в 2014 г. федеральным законом на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации смешанной избирательной системы. Во-первых, в силу применения пропорциональной системы голоса избирателей, отданные за партию, не набравшую большинство, не пропадают, во-вторых, в силу применения мажоритарной избирательной системы относительного большинства возможность быть избранными депутатами получили беспартийные самовыдвиженцы, что в совокупности повысило качество демократии и уровень доверия граждан к выборам. Сокращение большого числа избирательных кампаний через организацию выборов различного уровня в единый день голосования (первоначально - весной и осенью, а затем - исключительно осенью), снижение затрат на избирательные кампании -все это мобилизовало избирателей. Согласно ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ № 67-ФЗ) с 2005 г. выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, соответственно, избиратели легко один раз в год в выходной день, учитывая благоприятный температурный режим данного периода года, в разных субъектах Российской Федерации могут найти время проголосовать, за исключением выборов Президента Российской Федерации и досрочных выборов. Перенос в 2016 г. выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с декабря на единый день голосования в сентябре также диктовал-

ся экономической целесообразностью, экономией бюджетных средств в связи с проведением второй федеральной избирательной кампании в году и одновременно удобством проведения избирательных кампаний едино-разово, повышением явки. Необходимо в качестве способа повышения электоральной активности отметить и метод организации досрочного голосования на выборах в течение несколько дней. Данный метод был успешно применен и при голосовании на общероссийском голосовании по поправкам к Конституции Российской Федерации с 25 июня по 1 июля 2020 г., и на выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных представительных органов субъектов Российской Федерации 17-19 сентября 2021 г. Формально юридически это стало возможным в связи с принятием поправки в п. 16 ст. 65 ФЗ № 67-ФЗ. Объективными причинами принятия решений по проведению голосования в несколько дней выступили неблагополучная эпидемиологическая обстановка в России и мире (СОУГО-19) и обусловленные ею опасения массового скопления граждан в единый день голосования, в который сложно будет обеспечить защиту от риска заражения всех явившихся избирателей. Согласно данными информационного центра ЦИК, на выборах 2021 г. в совокупности явка проголосовавших очно и дистанционно составила 51,72 % от числа избирателей, включенных в списки избирателей [14], и это выше, чем на выборах депутатов седьмого созыва, где применялось исключительно очное голосование. В этой связи применение дистанционного электронного голосования возможно признать в качестве меры повышения электоральной активности. Очевидно, что сам факт применения дистанционного голосования не может напрямую влиять на повышение электоральной активности в аспектах индивидуального выбора, но в аспекте упрощения явки, безусловно, может. В настоящее время данный метод является одним из наиболее перспективных в повышении электоральной активности, в том числе и вовлечении молодежи в избирательные процессы через Интернет, учитывая социально-психологические характеристики данной группы, современную реальность, опыт таких зарубежных стран, как Эстония, Германия, Австрия, Великобритания, Швейцария и иных.

Таким образом, следует отметить, что рассматривая электоральную активность как объект управления в сфере избирательных процессов, следует различать в ее содержании явку как внешнее выражение избирательных установок и ценностей, а также индивидуальное сознательное вовлечение в избирательный процесс, проявляемое через предпочтение в день выборов конкретного кандидата, соответственно, формы и методы формирования электоральной активности, а также формы и методы ее повышения. Процессы формирования и повышения электоральной активности теснейшим образом взаимосвязаны. Учитывая социально-политический контекст и формально-юридическое содержание, они должны оказывать воздействие на граждан системно и последовательно. Как отмечал Н.С. Бондарь, здесь необходимо учитывать, «... что новым технологиям присуща внутренняя социально ориентированная противоречивость, с этим неизбежно связано появление новых социальных коллизий и противоречий, требующих правового воздействия, как правоохранительного, запретительного, так и регулятивного, представительно-обязывающего плана. Ведь в новых технологиях и их практическом внедрении в социальную действительность очень часто мо-

Литература

1. Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал российского права. 2011. № 11.

2. Тихонова Л.Е. Понятие «электоральная активность» и формы ее позитивного проявления // Приоритетные направления развития образования и науки: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017.

3. Рожнева С.С. Электоральная активность жителей г. Пудож на муниципальных выборах в представительные органы власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 5.

4. Желтов В.В., Желтов М.В. К вопросу об анализе электорального поведения // Территория новых возможностей. 2011. № 3 (12).

5. Зинченко Г.П. От чего зависит электоральная активность молодежи? // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 3.

6. Распоряжение Правительства РФ от

гут одинаково успешно уживаться положительные результаты в виде новых возможностей и столь же опасные для свободы и неприкосновенности личности безопасности общества последствия непредсказуемого использования огромного потенциала новых технологий» [15].

Действительность такова, что право неизбежно становится объектом воздействия циф-ровизации. Избирательная сфера обрастает новыми предельно сложными, многоплановыми аспектами. Сложно отметить все положительные и отрицательные аспекты циф-ровизации избирательных процессов: с одной стороны - простота и легкость в обеспечении организации выборов, повышение явки на выборы, формирование цифрового статуса личности, с другой - утрата доверия к процедурам избирательного процесса, обострение вопросов легитимности выборов, актуализация вопросов защиты цифровых прав, установления пределов ограничения цифровых прав граждан и мн. др. Эти и иные аспекты, взаимосвязанные с проблемами по формированию и повышению электоральной активности населения, выступают одними из центральных вопросов в управлении электоральными процессами и заслуживают самостоятельных исследований.

Bibliography

1. Churov V.E., Ebzeev B. S. Democracy and management of the electoral process: a domestic model // Journal of Russian Law. 2011. № 11.

2. Tikhonova L.E. The concept of «electoral activity» and the forms of its positive manifestation // Priority directions of education and science development: Collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. Vol. 2. Cheboksary, 2017.

3. Rozhneva S.S. Electoral activity of residents of Pudozh in municipal elections to representative authorities // State power and local self-government. 2018. № 5.

4. Zheltov V.V., Zheltov M.V. On the issue of the analysis of electoral behavior // The territory of new opportunities. 2011. № 3 (12).

5. Zinchenko G.P. What determines the electoral activity of young people? // North-Caucasian Legal Bulletin. 2015. № 3.

6. The order of the Government of the Russian Federation dated 29.11.2014 № 2403-R «On approval of the Fundamentals of the state youth

29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник. М., 2013.

8. Красовская Н.Р., Гуляев А.А. К вопросу о контроле фейков, дипфейков, фейковых ак-каунтов в Интернете // Вестник Удмурдского университета. Социология. Политология. Международные отношения. Вып. 1. Т. 5. 2021.

9. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // СПС «Кон-сультантПлюс».

10. Указ Президента РФ от 06.04.2006 № 325 (ред. от 25.07.2014) «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Указы Президента РФ от 16.05.1996 № 727 (ред. от 21.04.1997) «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СПС «Кон-сультантПлюс».

12. URL: www.cikrf.ru.

13. Логунова В.П. Повышение политического участия молодежи как фактор снижения уровня абсентеизма посредством государственной политики // Вопросы управления. 2017. № 5 (48).

14. URL: htpp://iz.ru.

15. Бондарь Н.С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 11.

policy of the Russian Federation for the period till 2025» // LRS «ConsultantPlus».

7. Psychology formation of the anti-terrorism values of students of a modern University: a textbook. M., 2013.

8. Krasovskaya N.R., Gulyaev, A. A. on the question of control of fakes, fake accounts on the Internet // Bulletin of the Udmurda University. Sociology. Political science. International Relations. Vol. 5. Issue 1. 2021.

9. Federal Law № 98-FL of 28.06.1995 (as amended on 28.12.2016) «On state support for youth and children's public associations» // LRS «ConsultantPlus».

10. Decree of the President of the Russian Federation № 325 of 06.04.2006 (ed. of 25.07.2014) «On measures of state support for talented youth» // LRS «ConsultantPlus».

11. Decrees of the President of the Russian Federation № 727 of16.05.1996 (ed. of21.04.1997) «On measures of state support for public associations working on military-patriotic education of young people» // LRS «ConsultantPlus».

12. URL: www.cikrf.ru.

13. Logunova V.P. Increasing the political participation of young people as a factor in reducing the level of absenteeism through state policy // Management issues. 2017. № 5 (48).

14. URL: htpp://iz.ru.

15. Bondar N.S. Information and digital space in the constitutional dimension: from the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation // Journal of Russian Law. 2019. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.