Научная статья на тему 'Формы и методы антирелигиозной работы в школах Тобольского округа в конце 1920-х гг'

Формы и методы антирелигиозной работы в школах Тобольского округа в конце 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЕИСТ / ДУХОВЕНСТВО / ВОИНСТВУЮЩИЙ АТЕИЗМ / БЕЗБОЖНОЕ ОБЩЕСТВО / ATHEIST / CLERGY / MILITANT ATHEISM / SOCIETY WITHOUT GOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Вера Викторовна

В статье рассматривается процесс становления антирелигиозной системы образования, разработ-ки и проведения комплекса мер по атеизации учащейся молодёжи, борьбе с «религиозными предрас-судками» учительства в Тобольском округе Уральской области в 1920-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antireligious activities forms and methods in Tobolsk district's schools at the end of 1920s

Antireligious activities forms and methods in Tobolsk district's schools at the end of 1920s. This article gives consideration of the antireligious educational system development, development and carrying out package of bringing students to the atheistic belief, struggle with teachers' religious prejudices in Tobolsk district Ural region in 1920.

Текст научной работы на тему «Формы и методы антирелигиозной работы в школах Тобольского округа в конце 1920-х гг»

12. Картунова А.И. В.К. Блюхер в Китае. 1924-

1927 гг. Документированный очерк. Документы. М., 1979. С. 79.

Поступила в редакцию 28.01.2009 г.

Yurkevich A.G. Did Chiang Kai-shek get money from the USSR? (On the issue of financing the Kuomin-tang “Party army” in the 1920s). The article considers the argumentation proposed by some contemporary Taiwanese historians insisting that the Kuomintang “Party army” formed in the 1920s and headed by Chiang Kai-shek was

never given direct financial support from the USSR. The Taiwanese researchers’ main argument is analyzed, that is absence of sources in Chinese to document cases of getting money by Chiang Kai-shek’s armed units from the Soviet advisors; the feebleness of this argument is shown, that is ignoring the secret operations to materially and financially support the South-China Kuomintang government. The author quotes evidence from published and unpublished archival documents that Chiang’s military school and “Party Army” units were given certain sums of money through the South-China group of advisors.

Key words: Kuomintang army, Chiang Kai-shek, Soviet advisors, the USSR’s financial support of China, Taiwanese historiography.

УДК 211.5

ФОРМЫ И МЕТОДЫ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛАХ ТОБОЛЬСКОГО ОКРУГА В КОНЦЕ 1920-х гг.

© В.В. Борисова

В статье рассматривается процесс становления антирелигиозной системы образования, разработки и проведения комплекса мер по атеизации учащейся молодёжи, борьбе с «религиозными предрассудками» учительства в Тобольском округе Уральской области в 1920-х гг.

Ключевые слова: атеист, духовенство, воинствующий атеизм, безбожное общество.

На протяжении 1920-х гг. в советском обществе продолжался процесс становления государственной системы образования. Был взят курс на формирование коммунистического мировоззрения у учащихся, что предполагало полное исключение религиозных предметов из образовательного процесса. В первой половине 1920-х гг. школа почти не принимала участия в борьбе с религией, и обучение было в целом безрелигиозным.

Так, еще в 1923 г. на первой Тобольской городской педагогической конференции выяснилось, что в школах немало учителей, удовлетворяющих свои духовные потребности путем посещения церквей и исполнения церковных обрядов. Было решено считать недопустимым публичное выполнение учителем религиозных обрядов, «ввиду большого влияния примера учащего на сознание учащихся» [1]. К тому же принятая резолюция обязывала каждого учителя всеми мерами препятствовать проникновению в школу религиозных идей. Однако педагогической общественности не было разъяснено, что это за «меры». Не последовало никаких методических указаний и рекомендаций о способах и методах работы в данном вопросе. До 1928 г.

очень часто власти сквозь пальцы смотрели на сохранение религиозных «предрассудков» в педагогической среде. Отмечались даже случаи преподавания в частном порядке в некоторых отдаленных сельских школах Закона Божия.

Но уже с конца 1920-х гг. атеистическое воспитание стало неотъемлемой частью учебного процесса, а школа превращается в «боевой штаб» воинствующего безбожия, что было связано с широкомасштабными социально-политическими, экономическими и идеологическими изменениями, происходившими в стране в период т. н. «великого перелома».

Коррективы в систему школьного образования и воспитания вносятся под лозунгом -«Советская школа - могучая сила в борьбе с религией». Данные перемены коснулись и Тобольского округа, после того как в ноябре

1928 г. окружной комитет ВКП(б) постановил обратить особое внимание на развертывание планомерного наступления на религиозные пережитки в учебных заведениях [2].

В первую очередь планировалось бороться с религиозными предрассудками самого учительства. В конце 1928 г. первый

Уральский областной съезд Союза безбожников (СБ, СВБ) зафиксировал «полное отсутствие антирелигиозного воспитания в школах» Тобольского округа [2, л. 5]. Для исправления ситуации принимается решение усилить среди работников просвещения антирелигиозную пропаганду и ей же насытить школьную программу. Пропагандировать безбожный образ жизни предстояло преподавателям всех дисциплин, причем это нужно было делать «со всей искренностью и энергией». Помочь учителю с освоением атеистической теории обязывались школьные методические организации, которые должны были проводить консультации по антирелигиозным вопросам. Оказание практической помощи ожидалось и со стороны обкома комсомола, который мог бы снабжать учебные заведения наглядными пособиями, демонстрирующими примеры борьбы с «религиозным дурманом». Успешная атеистическая работа учителя в школе требовала его активного участия в деятельности местных ячеек СВБ. Также в рамках проведения трехмесячника продвижения антирелигиозной печати всем школьным библиотекам было настоятельно предложено подписаться на ежемесячный журнал «Антирелигиозник», имевший раздел «Антирелигиозник в школе» [2, л. 129об.].

Несмотря на масштабность запланированного, итоги проведения кампании по антирелигиозному просвещению педагогов выглядели скромно. Весьма точно обрисовал эту ситуацию преподаватель естествознания и химии одной из школ Байкаловского района Н.В. Халкин, заметив, что «ежегодно на учительской конференции много говорят об антирелигиозной работе, но зимой мало делают...» [2, д. 6, л. 19об.]. Причин тому было несколько. Во-первых, как отмечали сами учителя, «многим лень подготовить научный материал по атеистическому воспитанию, потому что это требует запаса знаний.» [2, д. 6, л. 20об]. Во-вторых, большим тормозом в работе являлось отсутствие в школах материальной базы, нехватка наглядных пособий и атеистической литературы. Особенно эта проблема была актуальна для районных школ. К примеру, в Байкаловском районе имелся всего один экземпляр «стенных картин о происхождении религии» [2, д. 6, л. 1 об], а в школах Березовского района «полностью

отсутствует даже минимум антирелигиозной литературы» [2, д. 6, л. 10об]. В-третьих, и что самое главное, «учителя не прониклись сознанием важности антирелигиозного воспитания. поэтому 80 % учителей района этой работы не проводят» [2, д. 6, л. 20об].

Другое направление атеистической работы в школе - воздействие на самих учащихся с помощью целого комплекса разнообразных мер. Советская государственная система расценивала образование как мощнейшее средство воздействия на сознание людей. В школах воспитание стало одной из первостепенных задач. Оно охватило все формы обучения и приобрело тотальный политико-идеологический характер. Поэтому атеистическое воспитание школьников осуществлялось не только на уроках, но также и во внеклассной и внешкольной работе.

В первую очередь антирелигиозное обучение планировалось направить на создание правильного материалистического мировоззрения у учащихся путем «подведения естественно-научной основы, разъясняющей происхождение и сущность природных явлений и суеверий» [2, л. 67]. Для этого в программу школьного образования был внесен максимум антирелигиозного материала. На уроках освещались различные естественнонаучные вопросы. Во время проведения бесед и докладов на темы «Происхождение мира», «Происхождение жизни на земле»,

«Происхождение человека», «Старость и

смерть» [3] учащимся объяснялось, что

жизнь на земле зародилась самопроизвольно, смерть имеет биологические основания, а жизненный процесс зависит от химических процессов. На множестве примеров учителя показывали школьникам материалистичность природных явлений. Так в Тобольских школах первой ступени при прохождении темы «Урожай» внимание детей было обращено на зависимость урожая от труда человека «в противоположность церкви, которая говорит что урожай зависит от бога» [3, д. 181, л. 3об.].

Чаще всего дети проводили каникулы в сельской местности в крестьянской среде, где долгое время большую роль в повседневной жизни играли религиозные обряды. Осенью в школе при прохождении темы «Жизнь и труд детей летом» ученики описывали увиденное. К примеру, «как крестьяне служили

молебен на полях по случаю бездождия, и что дождика все так и не было» [3, д. 181, л. 2]. В связи с воспоминаниями детей о лете в начале учебного года проводились беседы о природных явлениях: «о причинах дождя и почему иногда летом его долго не бывает», «от чего бывает гроза, что такое гром и молния» [3, д. 181, л. 4]. Также объяснялось, что религия является тормозом в развитии сельского хозяйства, т. к. навязываемые церковью предрассудки запрещающие работать по праздникам и значительно снижают производственные показатели, а религиозный сельскохозяйственный календарь, не считающийся с агрономическими данными, мешает полевым работам. Учащимся внушалось, что церковные праздники не способствуют улучшению морального облика советского человека, они сплошь сопровождаются «пьянством, обжорством, драками», в отличие от пролетарских, на которых «культурно проводится подведение итогов достигнутого и ставятся задачи на будущее» [3, д. 181, л. 24]. К тому же целование крестов и икон приводит лишь к распространению эпидемий и болезней [3, д. 181, л. 22].

Преобладающим методом, который использовал учитель для раскрытия антирелигиозных тем, являлась беседа в «вопросноответной форме». Перед учащимися изначально ставилась цель: «выяснить какой вред приносит религия для семьи и трудящихся»; воспитать чувство ненависти к религиозным обрядам, к попам [3, л. 15]. Исходя из этой установки подбирались и темы для обсуждения: «Почему нужно бороться с религией», «Религия на службе буржуям», «Религия -враг строительства». Беседы подобного рода носили поверхностный, однобокий характер. После каждого занятия детям давалось задание пересказать родителям содержание урока, а затем передать учительнице что сказали домашние. Это делалось для того, чтобы выяснить, в какой семье сильны религиозные настроения.

Семья всегда являлась основным источником религиозности детей. Под влиянием примера взрослых дети посещали церкви, принимали участие в религиозных обрядах, праздниках. Поэтому огромную роль в атеизации учащихся играла антирелигиозная работа с родителями. С семьями, в которых были сильны религиозные традиции, прово-

дились беседы по вопросам воспитания [2, д. 1, л. 35об.], распространялась газета «Безбожник». Планировалось также организовать в каждой семье домашний уголок безбожника. Однако, несмотря на все старания, пропаганда безбожия среди родителей учащихся школ Тобольска не была результативной. Эта работа не имела систематического характера. Основная часть родителей попросту не являлась на антирелигиозные беседы, вечера, не вступала в кружки безбожников. Чаще всего причины были таковы: «Не пожелали. Готовились к пасхе, к заутрене.» [2, д. 3, л. 79об.]. Те же, кто посещали атеистические мероприятия, принимали в них пассивное участие [2, д. 3, л. 79об.].

Еще одно направление внеклассной работы среди учащихся - их активное вовлечение в ряды СВБ, который намечалось превратить в массовую организацию. Так, II съезд СВБ требовал: «.не должно быть ни одной школы без такой ячейки (СВБ. - В. Б.), не должно быть ни одного пионерского отряда без детской группы безбожников» [8]. В этой ситуации 15 декабря 1928 г. в г. Свердловске состоялся первый Уральский Областной съезд Союза воинствующих безбожников. На съезде было запланировано завербовать в течение года сто тысяч человек в члены СВБ по области. Однако на тот момент в Тобольском округе СВБ как массовой организации не существовало, его влияние на общественную жизнь было незаметно, а ячейки числились лишь номинально. Поэтому ставится задача в сжатые сроки сколотить в округе три тысячи безбожных кадров. Внимание активистов атеистического движения было обращено к молодежи. Это та социальная группа, которую можно воспитать в рамках нужной идеологии за короткое время, при условии правильного выбора средств, методов и умелого их использования. Большую роль для детей играет авторитет взрослого человека, поэтому они довольно быстро отказываются от старых ценностей и идеалов и готовы подражать в поступках, к примеру, учителю. К тому же подрастающее поколение объединено в рамках одного учреждения -школы или другого учебного заведения, это облегчает контроль за достижением поставленных целей. Было учтено и то, что учащиеся - это та сила, которую можно исполь-

зовать на ниве безбожной работы и за рамками самой школы.

Для решения проблемы привлечения в ряды атеистов как можно большего количества людей Центральным советом Союза безбожников СССР было решено перейти на организацию местных антирелигиозных кампаний. Их проведение было необходимо связать с ежегодными престольными праздниками Рождества и Пасхи [2, л. 118]. Учебные заведения стали основным плацдармом для воплощения данной идеи в жизнь. Первое «безбожное» Рождество и Пасха были отмечены тобольскими школьниками в 1929 г. Сценарий данных мероприятий был четко расписан и разослан заведующим учебных заведений от имени окружного отдела народного образования. Учителя, руководствуясь лозунгом «От обороны на детском антирелигиозном фронте к решительному наступлению на наших классовых врагов», должны были превратить атеистическую работу среди детей «в нашу постоянную работу» [2, д. 3, л. 72об.]. Основная суть кампаний заключалась в том, чтобы отвлечь детей от участия в рождественских и пасхальных обрядах и традициях, избежать религиознопраздничного настроения. В «подготовительный» период, т. е. за несколько дней до праздника, учащиеся выпускали специальный номер газеты с антирелигиозной тематикой, устраивали уголок безбожника, готовили художественные вечера на темы «Пасха с безбожной точки зрения»; «Антирелигиозная петрушка» и т. д. Преображались здания школ. Фасад школы первой ступени им. Луначарского украсила святящаяся красная звезда, плакат под ней гласил: «Под светом красной звезды рассеем религиозную тьму» [2, д. 3, л. 81 об]. Непосредственно 6-7 января и пасхальные дни объявлялись днями нормальной работы школы. На занятиях детям предлагалось написать сочинение на тему «Кому нужна Пасха и Рождество». В школе первой ступени им. Н.И. Бухарина почти все работы оказались сходны тем, что учащиеся не дали развернутого ответа на вопрос, ограничившись обещанием «я не буду христосоваться, не пойду к заутрене, не пущу попа в дом» и т. д. [2, д. 3, л. 79об.] Вечером дети принимали участие в различных развлечениях, спортивных играх, радиослушании и т. д. В школе первой ступени им. А. И. Рыкова

день закончился карнавальным шествием. В девять часов вечера дети с родителями и учителя вышли на улицы города с факелами и транспарантами, сопровождая выкрикивание лозунгов пением антирелигиозных песен [2, д. 1, л. 86]. Все мероприятия, проводимые в рамках антирелигиозной кампании, были также призваны разоблачать вред религии и религиозных праздников. Для этого, после художественных вечеров, устраивались публичные диспуты о старых традициях и обычаях. Круг обсуждаемых тем был таков: можно ли носить крестики; можно ли есть кулич, пасху; можно ли употреблять старые слова - «слава богу», «черт»; допустимо ли славить Христа и т. д. Предварительно эти вопросы прорабатывались с учащимися на занятиях во время бесед на темы: «О вреде религиозных праздников»; «Какой вред приносит религия делу воспитания нового человека»; «Первое Мая и Пасха» и т. д.

Завершающим моментом в «праздновании» Рождества и Пасхи являлось общее собрание ячеек СБ в каждом учебном заведении. Здесь выносились практические предложения: отказаться от приготовления куличей, крашения яиц, время религиозных праздников употреблять «на полезное чтение» [2, д. 1, л. 78об.], стремиться в жизни обращаться «не к религии и попам, а к науке» [2, д. 3, л 81об.]. Принимались и более радикальные решения. К примеру, учащиеся Ветеринарного техникума постановили реформировать календарь и прекратить колокольный звон [2, д. 3, л. 76об.]. В одной из школ было предложено использовать ближайшую церковь «для детского клуба и кино, а церковную ограду для огорода и сада школы» [2, д. 1, л. 75]. Стоит отметить, что вопрос о передаче церквей под культурные учреждения подавляющая масса родителей учащихся школ города Тобольска обошла молчанием [2, д. 1, л. 86об.].

Таким образом, антирелигиозные кампании 1929 г. были проведены по всем учебным заведениям города. Организаторы не ограничились вовлечением в атеистическую работу только учащихся. Так, в школе первой ступени им. А.В. Луначарского при проведении художественного вечера были задействованы воспитанники детского сада им. «Красного знамени» [2, д. 1, л. 82]. Охват детей антирелигиозной работой был огро-

мен. Казалось, не осталось ребенка не занятого пропагандой безбожного образа жизни. По всем школам города только в антирожде-ственскую кампанию было проведено 30 художественных вечеров с постановками и докладами на атеистические темы, которые посетило помимо учащихся, 2049 человек взрослого населения [2, д. 6, л. 5]. Многочисленные проверки свидетельствуют, что посещаемость в дни празднования анти-Пасхи и Рождества во всех школах была стопроцентная. Количество же юных безбожников увеличилось до 754 человек [2, д. 3, л. 44]. Учителя сообщали, что дети в массовом порядке приносят в уголок безбожника кресты, иконы и другие религиозные атрибуты, на собраниях СВБ все как один голосуют за закрытие церквей. Согласно выводам опроса посещали церковь всего 6 % учащихся, а носили кресты - 0,6 % [3, д. 116, л. 15]. Казалось, количественные показатели внешнего проявления безверия соответствовали запланированным результатам, а поставленные перед школой цели были достигнуты: округ получил необходимое количество безбожных кадров, а государство - верных соратников в деле борьбы с религиозной идеологией. Однако, если принять во внимание тот факт, что на рубеже 1930-1931-х гг. в Тобольском округе проживало 21310 учащихся, то цифра в 754 вновь завербованных юных безбожников не выглядит так впечатляюще. К тому же результаты проведения подобных кампаний в сельской местности оказались не столь радужны. Дети на селе, не желая отказываться от бога, просто не вступали в сомнительные организации. К примеру, в 14 школах Березовского района было организовано всего 5 кружков юного безбожника, в которых числилось 58 учеников, что составляет 9,23 % от общего количества учащихся района [2, д. 6, л. 10]. На весь Сургутский район приходилась

всего одна школьная безбожная ячейка, в которую входило 35 пионеров [2, д. 6, л. 14].

Каков же качественный итог проведенной системы мероприятий, если отбросить цифры и обратиться к самой сути работы? Смогла ли школа изменить жизненные установки, представления и нормы поведения ребенка, сформировать у него коммунистическое мировоззрение? Очевидно, что нельзя за год воспитать личность с заданным набором качеств, это дело десятилетий. Очень сложно за такой срок ограничить влияние семьи, где еще теплилась религиозность как нравственная составляющая всего жизненного уклада. Однако власти смогли добиться главного - свели к минимуму влияние Русской православной церкви на молодежь, сформировали костяк юных атеистов, рьяно верящих в правильность безбожного дела.

1. Борьба с религиозными предрассудками учительства // Работник просвещения. 1923. 15 окт. С. 25.

2. ГУТОГА (Государственное учреждение Тюменской области государственный архив в г. Тобольске). Ф. 709. Оп. 1. Д. 2. Л. 35.

3. ГУТОГА. Ф. 676. Оп. 1. Д. 248. Л. 31.

4. Устав Союза воинствующих безбожников СССР (принятый II Всесоюзным съездом СВБ 10-16 июня 1929 г.). М., 1930. С. 11.

Поступила в редакцию 24.10.2008 г.

Borisova V. V. Antireligious activities forms and methods in Tobolsk district’s schools at the end of 1920s. This article gives consideration of the antireligious educational system development, development and carrying out package of bringing students to the atheistic belief, struggle with teachers’ “religious prejudices” in Tobolsk district Ural region in 1920.

Key words: atheist, clergy, militant atheism, society without God.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.