Научная статья на тему 'Формы государственной поддержки российского экспорта'

Формы государственной поддержки российского экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3218
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ / ЭКСПОРТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОПОСРЕДОВАННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЭКСПОРТ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) / ЛИЗИНГ / FOREIGN DIRECT INVESTMENT (FDI) / EXPORT SUPPORT MEASURES / TASK-ORIENTED SUPPORT SYSTEM / EXPORT FINANCE / INDIRECT EXPORT SUPPORT MEASURES / HIGH TECHNOLOGY MANUFACTURING EXPORTS / LEASING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сусанян Карен Геворкович

В России применяется многообразие мер поддержки экспорта. Однако разрозненность мер, недостаточный масштаб их применения и отсутствие единой внешнеэкономической стратегии, не позволяет считать действующую систему эффективной. Необходимо сделать систему поддержки экспорта менее громоздкой, бюрократичной, более направленной на решение конкретных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia practices a wide range of export support measures. But their implementation is fragmentary and the scale of appliance insufficient. The current export support system looks inefficent due to abundance of complexities, mostly useless, and lack of holistic foreign economic strategy. The support system needs to become less bureaucratic and cumbersome and be more task-oriented.

Текст научной работы на тему «Формы государственной поддержки российского экспорта»

Формы государственной поддержки российского экспорта

К. Г. Сусанян

Необходимость государственной поддержки российского экспорта продукции высокой степени переработки продиктована временем. Применение разнообразного инструментария актуально, если учесть препятствующее промышленному экспорту действие фактора не-параллельности валютного курса рубля1. Однако разрозненность применения различных мер стимулирования экспортной деятельности, не объединенных единым стратегическим замыслом, не может дать большую отдачу. Го -сударству необходимо проявлять комплексный подход в использовании многочисленных традиционных и нетрадиционных форм поддержки экспорта.

С другой стороны, представляется целесообразным прибегнуть к принципиально новым направлениям опосредованной поддержки экспорта, в частности, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экспортоориентированные высокотехнологичные отрасли российской экономики, сочетая данный подход с оказанием господдержки таким современным формам обновления основного капитала российских компаний, как лизинг высокотехнологичного оборудования в экспортоориентированные производства.

Действующая система и инструменты поддержки российского экспорта

Государственная поддержка

Экспорт является важнейшим фактором развития российской экономики. Использова-

ние экспортной выручки, среди прочего, позволяет решать три задачи, имеющие важное социально-экономическое значение в масштабах страны:

-покрытие импортных расходов;

-оплату внешней задолженности государства и хозяйствующих субъектов;

-создание и развитие резервных активов (в том числе, формирование Резервного Фонда, Фонда общественного благосостояния, золотовалютных резервов).

В целях обеспечения конкурентных преимуществ разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование разнообразных торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. Многообразие форм и методов поддержки российского экспорта отражено в рисунке 1.

При всем многообразии для системы поддержки экспорта характерна разрозненность мер и недостаточность в смысле масштабов их применения.

Важнейшим направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации является увеличение в структуре экспорта доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской готовой продукции на внешнем рынке. Существенную роль в решении данной проблемы призвана играть система кредитования и финансирования экспорта.

Рисунок 1

Меры государственного стимулирования экспорта обрабатывающей промышленности

Использование

возможностей

международных

организаций

Источник: составлено автором.

Упрощение таможенных режимов ввоза сырья и комплектующих для экспортного производства

Предоставление госгарантий по экспортным кредитам российских коммерческих банков

Создание правительственных и межведом ственных комиссий по реализации мер поддержки экспорта, в т.ч. с участием бизнеса

Современные особенности российской системы кредитования и финансирования экспорта

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008-2010 годы» предусмотрено ежегодное выделение средств на поддержку экспорта:

V 2 млрд долларов на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции;

V 3 млрд рублей на цели субсидирования части процентных ставок.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства от 14.01.2009 № 24 было выделено дополнительно 6 млрд рублей на субсидирование экспортерам высокотехнологичной продукции и 2,5 млрд рублей на возмещение части затрат российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях направленным на технологическое перевооружение.

Гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции призвана содействовать повышению привлекательности предложений национальных экспортеров на внешнем рынке, что должно способствовать укреплению экономических позиций России на международной арене. Агентом Правительства Российской Федерации по оказанию государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта российской промышленной продукции является государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (ЗАО “Ро-сэксимбанк”).

В качестве специализированного финансового института, выполняющего функции банка-агента Правительства Российской Федерации, ЗАО “Росэксимбанк” предоставляет средне- и долгосрочные кредиты для финансирования экспортных проектов российских компаний, в том числе за счет или с участием средств федерального бюджета, осуществляет предэкспортное финансирование российских экспортеров, выдает банковские гарантии, покрывающие обязательства российских экспортеров при проведении внешнеторговых операций.

Применяются следующие виды государственных гарантий:

1. Государственные гарантии в пользу экспортера промышленной продукции, либо российского или иностранного банка-кредитора в обеспечение платежных обязательств иностранного импортера или банка (заемщика или гаранта), либо иностранного государства. В 2009 году предусмотренная на эти цели сумма составила до 1,0 млрд долл.

2. Государственные гарантии по заимствованиям ЗАО “Росэксимбанк”, осуществляемым для кредитования российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств, предоставляемого для финансирования экспорта российской промышленной продукции (в 2009 году -на сумму до 400 млн долл.).

3.Государственные гарантии ЗАО “Росэк-симбанк” по обязательствам российских экспортеров перед банком-агентом по выставленным банком-агентом банковским гарантиям (в 2009 году - на сумму до 600 млн долл.).

В 2008 году была предоставлена государственная гарантия Российской Федерации для поддержки экспорта российской промышленной продукции на сумму до 10 млн долл. по обязательствам ЗАО “Осташковский кожевенный завод” перед Росэксимбанком по кредиту, предоставленному предприятию для финансирования производства экспортной продукции.

Главным распорядителем выделяемых на данные цели бюджетных средств является Минпромторговли России, принимающее решение о предоставлении возмещения совместно с МЭР и Минфином России.

Для получения возмещения необходимо выполнение следующих условий:

V экспорт промышленной продукции не менее 3 лет. Данное условие позволяет отсекать из рядов претендентов т.н. фирмы-однодневки, но объективно тормозит внешнеэкономическое финансирование высокотехнологичных венчурных фирм, которые в подавляющем своем большинстве не имеют такого стажа работы на внешнем рынке;

V направление кредитных ресурсов на осуществление экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки;

V своевременное исполнение кредитных договоров;

V отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.

Преимущественным правом на получение возмещения обладают организации, являющиеся победителями международных тендеров на поставку промышленной продукции. Данное условие мало содействует росту экспорта, поскольку предлагаемые оферентом условия привлечения финансирования в ходе участия в международных торгах представляются в тендерный комитет на стадии до проведения процедуры торгов и отбора победителей и часто являются главным выигрышным условием тендерного предложения, и имеет меньшее значение post factum - после того, как торги завершены и победители уже отобраны.

При привлечении российским экспортером кредита в рублях возмещение осуществляется из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту при условии, что процентная ставка по кредиту будет менее или равна ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов. Если процентная ставка по кредиту больше ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов, возмещение осуществляется исходя из расчета двух третьих ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты процентов. Данное условие также можно считать малодейственным фактором поддержки экспорта, поскольку в реальности на российском рынке ссудного капитала стоимость привлечения кредитных средств высока, и экспортеру получить рублевый кредит по ставке рефинансирования Центробанка практически невозможно.

При привлечении кредита в иностранной валюте возмещение осуществляется в рублях из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту и исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату осуществления указанных затрат. При расчете максимального размера возмещения процентная ставка по привлеченному кредиту в иностранной валюте принимается равной 12 процентам годовых.

Установлен следующий порядок предоставления возмещения:

V Экспортер представляет в Минпром-торговли России заявление с пакетом документов;

V Минпромторговли проверяет полноту, правильность оформления документов, регистрирует их и выносит на совместное решение с МЭР и Минфином;

V После принятия решения Минпромтор-говли в 10-дневный срок уведомляет экспортера о принятом решении и осуществляет в установленном порядке перечисление средств в качестве возмещения на расчетные счета организаций.

На деле система возмещения громоздка и забюрократизирована. Системой могут пользоваться, да и то ограниченно, крупные корпорации, имеющие выходы на правительственные ведомства, задействованные в системе поддержки экспорта. Для массы малых и средних фирм, занятых в высокотехнологичном производстве через систему венчурных связей, система поддержки либо малоэффективна ввиду небольших в процентном отношении величин покрытия, либо вовсе недоступна.

Создание Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций

В России госкорпорация «Банк развития» (ВЭБ) создает в структуре банка агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Функция страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков уже закреплена за ВЭБом федеральным законом, но применить ее банк не может. Осуществление банком этой функции потребует ведения отдельного бухучета и отдельного баланса, а также внесения изменений в законодательство в целях обеспечения поддержки бюджетом России данного вида деятельности.

Мировой опыт подсказывает возможное решение: создание в структуре госкорпорации специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, обязательства которого также гарантируются бюджетом России. Предполагается создать такое агентство на базе Росэксимбанка, который сейчас входит в структуру ВЭБа и занимается поддержкой экспорта российской продукции за рубеж. В функции агентства могут входить страхование экспортных кредитов, российских инвестиций за рубежом и иностранных

инвестиций в Россию. Сейчас ВЭБ занимается гарантийной поддержкой экспорта без привлечения средств бюджета и финансированием экспортного и предэкспортного кредитования.

В настоящее время позиция ВЭБ по данному вопросу заключается в ликвидации правительственного агента по помощи компаниям — дочернего Росэксимбанка. Вместо него госкорпорация предлагает создать агентство, которое займется страхованием экспортных рисков.

Формально предложение ВЭБа о ликвидации Росэксимбанка содержится в концепции развития дочерних банков госкорпорации, которая рассматривалась на заседании ее наблюдательного совета 8 октября 2009 г., при этом основные направления деятельности ВЭБ в данном направлении в целом одобрены, однако члены наблюдательного совета концепцию еще не подписали. Есть несколько спорных вопросов, один из них — судьба Росэксимбан-ка. Модель страхования экспортных контрактов не определена, но уже ясно, что Росэксим-банк с этой работой не справляется2.

ВЭБ пытается убедить правительство, что Росэксимбанк не может широко развернуть страховую деятельность из-за недостаточности средств, поэтому нужна докапитализация

— около 30 млрд руб. (капитал банка на 1 января 2009 г. составлял 1,8 млрд руб.). Росэксимбанк неоднократно поднимал вопрос о необходимости доведения капитала банка до уровня 30-40 млрд руб.3

Многие факторы объективно препятствуют успешному развитию института господдержки экспорта, но предоставление государством экспортных гарантий ознаменует важный показатель стремления правительства дать импульс развитию экспортной составляющей производства в высокотехнологичных отраслях экономики. Модель страхования экспортных контрактов будет определена в ближайшее время. Выбранную модель предположительно начнут внедрять уже в 2010 г.

Недоразвитость российской системы страхования экспортных контрактов соответствует состоянию отечественной внешнеторговой деятельности. И ставки, и сроки, и действующие в настоящее время условия кредитования “Росэксимбанка” сильно проигрывают в срав-

нении с аналогичными услугами подобных организаций в других странах. Для реальной поддержки экспорта надо кардинально изменить систему.

Возможность применения опосредованных форм поддержки экспорта сферы высоких технологий

Для достижения реальных целей поддержки российского экспорта государству возможно шире применять опосредованные формы поддержки экспорта. Среди прочего представляется целесообразным рассмотреть перспективы стимулирования притока ПИИ в экспортоориентированные сферы высоких технологий российской экономики и поддержки лизинга оборудования для экспортоориентированных производств.

Основная часть научных разработок прикладного характера, дающих толчок росту конкурентоспособности в мире, сконцентрирована в корпоративном секторе довольно небольшого круга стран. На рынках инноваций с большим отрывом доминируют фирмы США, далее, двукратно уступая, идут фирмы Японии и, трехкратно уступая уже Японии, фирмы Германии и Франции. ТНК указанных стран объективно потенциально могут стать главными партнерами российских фирм в области научно-технических обменов и экспортоориентированных наукоемких ПИИ.

России необходимо привести свою институциональную систему в соответствие с требованиями международного экономического соперничества — что как вариант может означать:

— учреждение одного или нескольких органов, компетентных в вопросах координации работы по поддержке экспорта с деятельностью государства в области привлечения экспортоориентированных ПИИ, включая разработку стратегий привлечения ПИИ в ключевые наукоемкие сферы;

— включение этих органов в действующую институциональную “среду”, которая позволяла бы осуществлять сбор информации, а также обеспечивала бы управление через центральные структуры и координацию различных административных ветвей управления, а тем самым и эффективное планирование.

Другая, более продвинутая форма организации экспортоориентированного наукоемкого бизнеса - технопарки - теоретически успешно работающий механизм в виде комплекса офисных и производственных зданий, где размещаются десятки мелких и средних фирм из наукоемких отраслей. Во многих странах они создаются при ведущих вузах. Как правило, технопарк предоставляет высокотехнологичным компаниям льготные условия аренды, оплаты телекоммуникаций и т.п. Найти инвесторов и продвигать свою продукцию помогают единые службы консалтинга, маркетинга, бухгалтеры, юристы, патентоведы.

В большинстве промышленно-развитых стран поддержка оказывается главным образом предприятиям, осваивающим новые производственные технологии и новые виды экспортной продукции. Разрабатываются также специальные программы инвестиционной помощи национальным компаниям, осуществляющим капиталовложения за границей, или предусматривается такая помощь в общих программах стимулирования инвестиций.

Важным фактором привлечения ПИИ в экспортоориентированную сферу является ориентация на уже сложившихся реальных инвесторов в российскую экономику. Международный опыт гласит, что фактором инвестирования ведущих мировых ТНК в экспортоориентированную сферу НИОКР выступает наличие в принимающей стране масштабного производства серийной продукции, в котором уже задействованы иностранные инвестиции. Об этом свидетельствует опыт некоторых азиатских стран в сфере электроники, бразильский опыт в автомобильной промышленности. Во многих странах наиболее весомый потенциал инвестирования в сферу НИОКР проявляется в тех отраслях, где уже присутствуют ПИИ в производственной сфере. Опыт Сингапура и Ирландии свидетельствует о том, что сотрудничество в области экспортоориентированных НИОКР с уже имеющимися иностранными инвесторами, действующими в стране, приносит значительные дивиденды в сфере высоких технологий. Работа по поддержке экспорта должна вестись параллельно с созданием отраслевых приоритетов промышленной политики в РФ.

Интересен опыт КНР. В Китае требование

о капиталовложениях в экспортоориентирован-

ные НИОКР выдвигается в качестве условия допуска ТНК в ряд конкретных отраслей. Примером является автомобилестроительная промышленность. В программе промышленной политики для допуска в эту отрасль требуется учреждение отраслевого центра НИОКР с инвестициями размером как минимум 500 млн юаней (около 60 млн долл.). Хотя, с одной стороны, такие требования сдерживают национальные инвестиции в автомобилестроение Китая, они, тем не менее, способствуют размещению на территории страны части НИОКР, проводимых западными ТНК.

Использование механизмов лизинговых схем поддержки и стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции

Для российского экспортера высокотехнологичной продукции - получателя крупномасштабного капитального оборудования по лизингу из-за рубежа фактором поддержки может служить распространение государственных гарантий, предоставляемых в рамках экспортных кредитов, на международные лизинговые сделки. При этом на данном этапе следует уделять больше внимания адекватности бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов, куда привлекается получаемое по лизингу оборудование.

Для оздоровления экономической ситуации в России как капиталопривлекающей страны в различных формах, включая лизинг, возможна вторая группа решений. Средства госбюдже -та в рамках такого сценария могли бы направляться не непосредственно коммерческим банкам, а целенаправленно на поддержку реального сектора, не опосредуясь частными финансовыми институтами. В определенных условиях, целесообразным было бы поддержать механизмы прямого государственного кредитования и лизингового финансирования, жестко привязанного к реализации производственных программ. В России это в первую очередь - так называемые программы перехода на инновационный тип развития. Заметим также, что именно эта политика проводится в КНР, где крупные суммы решением Госсовета выделены на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, наукоемких отраслей, решение социальных, экологических и гуманитар-

ных задач. Разумеется, для установления устойчивой системы такого лизингового финансирования потребуются институциональные изменения и создание специализированных государственных структур по лизинговому финансированию, либо гарантированию крупных лизинговых сделок с участием зарубежных партнеров в приоритетных отраслях или проектах России.

В качестве организационной основы целевых бюджетных вливаний в реальный экспортоориентированный сектор экономики можно было бы предложить создание антикризисного амортизационного фонда для рефинансирования капитальных вложений через многоступенчатые лизинговые сделки.

Предложения по совершенствованию поддержки экспортоориентированных высокотехнологичных и других обрабатывающих отраслей российской экономики

Для укрепления поддержки экспортоориентированных высокотехнологичных отраслей российской экономики предлагается разработать целостную систему мер государственной финансовой и гарантийной поддержки, к их числу относятся:

- возмещение фактической процентной ставки российским экспортерам промышленной продукции:

- предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам иностранным правительствам и импортерам российских высокотехнологичных товаров под гарантии иностранных правительств;

- выделение государственных гарантий по заимствованиям ЗАО “Росэксимбанк” или организации, создаваемой вместо него, по возмещению по крайней мере близким к реальному уровню расходов в связи с выставлением им тендерных и авансовых гарантий, гарантий надлежащего исполнения контрактных обязательств по контрактам российских экспортеров.

Принципы функционирования данных мер можно описать следующим образом:

1. Возмещение части фактической процентной ставки по экспортным кредитам, а не части ставки рефинансирования ЦБРФ.

2. Государственные гарантии. Они могут предоставляться для обеспечения платежных обязательств импортеров под гарантии иностранных правительств. Это означает, что часть гарантийного покрытия может превратиться во внешний долг иностранного государства перед Россией. Величина гарантийного покрытия может ограничиваться в зависимости от категории страны. Также предоставляются гарантии платежных обязательств банка-агента (Ро-сэксимбанка или другого, назначенного по случаю - ad hoc).

В целом важно достичь ситуации, в которой государственные меры по поддержке экспорта в России будут способствовать диверсификации российской экономики и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках, приближать институциональную организацию внешнеторговой деятельности к международным стандартам и характеризоваться высокими показателями эффективности.

Действующая на сегодня модель поддержки экспорта далека от практики ведущих экономик мира и по многим параметрам не соответствует существующим в мире стандартам (по таким показателям, как процентная доля экспортных и импортных кредитов, рассчитанная от ВВП, капитализация Росэксимбанка или его правопреемника и т.д.). В целях расширения деятельности по поддержке российского экспорта в перспективе было бы целесообразно разработать меры по следующим направлениям:

V Привлечение частных средств Росэк-симбанком в целях увеличения ресурсной базы.

V Формирование обособленной от Росэк-симбанка структуры, направленной на страхование средне- или долгосрочного кредита, особенно в условиях высоких политических и коммерческих рисков экспорта на развивающиеся рынки.

V Создание института лизинга высокотехнологичного оборудования в целях увеличения доли высокотехнологичной продукции в российском экспорте.

V Облегчение доступа к импортным компонентам, необходимым для экспортного производства.

Действующая в настоящее время в России система поддержки охватывает многие формы, практикуемые в промышленно-развитых

странах, но мало функциональна ввиду сложности, зарегулированности и громоздкости, и в связи с неразвитостью институциональной базы поддержки экспорта. Система малодоступна для множества малых и средних фирм, занятых в венчурном бизнесе - потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции. Услугами громоздкой системы на деле могут пользоваться лишь некоторые госкорпорации, мотивация которых в рассматриваемом контексте весьма ограничена.

Примечания:

1 Об этом подробно см.: К.Г. Сусанян. Влияние курса рубля на конкурентоспособность российского промышленного экспорта//Российский внешнеэкономический вестник, .№12, 2009. СС.28-35.

2 Российский экспортно-импортный банк был создан в 1994 г. как агент правительства по оказанию поддержки промышленному экспорту. Его самый известный проект — помощь в поставке российской авиатехники (три Ил-96-300 и три Ту-204) на Кубу в 2005-2007 гг. Банк профинансировал 85% стоимости трех контрактов, заключенных «Ильюшин финанс Ко» с кубинской Лу1а1шроП Б. А., предоставив покупателю кредит в 31,8 млн долл. А в 2008 г. банк профинансировал закупку тепловозов и двигателей Коломенского завода Белорусской железной дорогой

— банк открыл для «АСБ Беларусбанк» кредитную линию с лимитом до 400 млн руб.

3 По мнению авторов данная, затребованная банком сумма (эксивалент 1,3 - 1,4 млрд долл.) слишком велика. Так, для сравнения, отметим, что уставный фонд Эксимбанка США немногим превышает сумму 1 млрд долл., при том, что экспорт обрабатывающих отраслей данной страны многократно выше аналогичного показателя для России.

Приложение:

Основные законодательные акты и нормативные документы поддержки российского экспорта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 21 ноября 2003 года (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 131-ФЗ, от 30.12.2006 N 267-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 05.07.2007 N 127-ФЗ, от 30.10.2007 N 242-ФЗ, от 22.07.2008 N 150-ФЗ).

2. Перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые в

2008 - 2010 годах оказывается государственная гарантийная поддержка с учетом предельных ежегодных объемов гарантирования (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. n 5бб-р)

3. Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2004 году оказывается государственная гарантийная поддержка (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. n 1222-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 15.05.2006 n 699-р, от 27.07.2007 n 999-р)

4. Правила возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от б июня 2005 г. N 357 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.2006 N 101, от 08.12.2008 N 917).

5. Министерство финансов российской федерации. Приказ от 8 сентября 2004 г. n 76н «О перечне документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции» (в ред. приказов Минфина РФ от 22.08.2005 n 106н, от 07.11.2006 n 135н). Приложение «Перечень документов, представляемых российским экспортером (банком-кредитором) в ЗАО “Росэксимбанк” для получения государственной гарантии Российской Федерации (в ред. приказа Минфина РФ от 07.11.2006 n 135н).

6. Перечень документов, представляемых российским экспортером в ЗАО “Росэксим-банк” для получения гарантии банка-агента (тендерной гарантии, авансовой гарантии, гарантии надлежащего исполнения контрактных обязательств). Приложение 4 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.09.2004 N 76н.

7. Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. п 803 «Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) (в ред. постановления Правительства РФ от 15.12.2008 п 953).

9. Порядок отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки, утвержден приказом Минпромэнерго России от 31 марта 2006 г. № 64.

10. Порядок и условия предоставления государственных гарантий. Установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. № 571 «О порядке предоставления в 2006 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции». В 2008-2010 годах государственные гарантии Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) предоставляются в соответствии с Правилами, утвержденными данными документом (Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778)

11. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. N 178 “О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства” (в части стимулирования экспорта).

12. Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2008 г. N 566-р О перечне иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые в 2008 - 2010 гг. оказывается государственная гарантийная поддержка.

13. Распоряжение Правительства РФ от 21 сентября 2004 г. N 1222-р О перечне промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2004 году оказывается государственная гарантийная поддержка (с изменениями и дополнениями)

14. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2003 г. N 1493-р О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ

15.Приказ Минфина РФ от 8 сентября 2004 г. N 76н “О перечне документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции” (с изменениями и дополнениями)

16.Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2008 г. N 803 “Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)” (с изменениями от 15 декабря 2008 г.)

17.Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 103 “О предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации” (с изменениями от 30 июня 2009 г.)

18.Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 104 “О предоставлении в

2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса” (с изменениями от 30 июня 2009 г.)

$

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.