Научная статья на тему 'Формы философской практики в рамках формального, неформального и информального обучения'

Формы философской практики в рамках формального, неформального и информального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHILOSOPHIC PRACTICE / FORMAL TRAINING / NON-FORMAL TRAINING / INFORMAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильюшенко Надежда Сергеевна

Анализируется набирающая популярность тенденция использования практического потенциала философского знания в рамках формального, неформального и информального обучения. Рассматриваются основные способы реализации философской практики в каждом виде обучения, дается оценка актуального состояния и перспектив их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильюшенко Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF PHILOSOPHIC PRACTICES IN THE FRAMEWORK OF FORMAL, NON-FORMAL AND INFORMAL TRAINING

The author analyzes the gaining popularity tendency of using practical potential of philosophic knowledge in the framework of formal, non-formal and informal training. The principal ways of realizing philosophic practice in each kind of training are considered, the current state and prospects of their further development are assessed.

Текст научной работы на тему «Формы философской практики в рамках формального, неформального и информального обучения»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 101.1/2:316.772.4

формы философской практики в рамках формального, неформального и информального обучения

Ильюшенко Надежда Сергеевна,

Институт философии Национальной академии наук Беларуси, Центр управления знаниями и компетенциями, научный сотрудник, г. Минск, Республика Беларусь. E-mail: n.iliushenko@gmail.com

Аннотация

Анализируется набирающая популярность тенденция использования практического потенциала философского знания в рамках формального, неформального и информального обучения. Рассматриваются основные способы реализации философской практики в каждом виде обучения, дается оценка актуального состояния и перспектив их дальнейшего развития.

Ключевые понятия: философская практика, формальное образование, неформальное образование, информальное образование.

Прежде чем рассмотреть специфику отдельных форм философской практики в рамках формального, неформального и информального обучения, представляется необходимым произвести терминологическое уточнение самого понятия «философская практика». Несмотря на его, казалось бы, интуитивную ясность, имеет место разбежка трактовок у различных исследователей, что в итоге приводит к отсутствию согласия по целому ряду ключевых вопросов, касающихся пути имплементации философской практики в работу образовательных учреждений; квалификации лиц, имеющих право работать с обучающимися; методических основ данной деятельности.

Отметим, что в самом по себе присутствии философии в образовательном процессе нет ничего нового, революционного или неординарного. Традиция, согласно которой философия выступает одной из базовых дисциплин в высших учебных заведениях, является устоявшейся в образовательной практике многих стран. В некоторых европейских государствах философия входит в школьную программу как обязательный к изучению старшеклассниками предмет (Франция, Германия). Но несмотря на укорененность данной традиции в европейских странах, и там не утихает дискуссия о том, каким должно быть преподавание философии: должно ли оно вестись как обучение непосредственному навыку размышления, философствования, критического осмысления реальности или же должно быть ориентировано на передачу знаний о наиболее актуальных философских концепциях, идеях, системах знания [3]. Именно последний взгляд закрепился в практике преподавания философии, характерной для стран постсоветского пространства. В подавляющем большинстве образовательных программ России, Беларуси и других государств философии отводится роль теоретической дисциплины, «доступной» для освоения студентами вузов. Философия оценивается как сложная, абстрактная, трудная для понимания наука. Экзамен по философии традиционно воспринимается обучающимися в качестве одного из наиболее сложных испытаний за весь период обучения. При этом для многих из них так и остается без ответа вопрос: зачем и для чего необходимо изучение порой столь сложных концепций, имеющих весьма отдаленное отношение к реальным жизненным обстоятельствам.

Сложившейся традиции «дисциплинарного» толкования философии, где она

понимается как совокупность идей и течений, а также имеет строго очерченное проблемное поле, поделенное на субдисциплины (онтология, гносеология, этика, философия науки и др.), противостоит ее понимание как практики мышления и воп-рошания, которое может быть применимо к различным объектам действительности, включая самого человека, поскольку ключевым в данном процессе выступает то самое удивление, отмеченное еще Аристотелем в качестве корня и истока всякого философствования. Так понятая философия не может преподаваться как сообщение набора «истинных и универсальных» положений, достаточно далеко отстоящих от потребностей конкретного индивида, его жизненных и повседневных забот. На первый план выходит сама культура мышления, его «снабженность» инструментами, позволяющими осуществлять рефлексию различных жизненных ситуаций. Отказ от рассмотрения философии как традиции теоретического осмысления фундаментальных и наиболее удаленных от практики спекулятивных идей позволяет реализовать новую, а по сути - исконную, заложенную еще древними греками, модель философствования как практики «живого» мышления о мире, человеке и его месте в нем.

Таким образом, практическая философия может быть понята как практика рефлексивного осмысления различных ситуаций, связанных с деятельностью человека в условиях изменяющегося жизненного мира и предполагающая использование методологического инструментария и наработок философии. При этом необходимо указать, что мы сознательно дистанцируемся от распространенной трактовки практической философии как сферы знания, где объектом изучения выступает деятельность субъекта в различных социальных сферах, что конкретизируется в ее делении на ряд дисциплинарных областей: этику, эстетику, философию права, политическую философию, экономическую философию и т.д. В таком понимании, на наш взгляд, философия все еще остается безличной, претендующей на универсальность системой взглядов, в то время как мы более склонны к трактовке, где ключевой является ориентация на применение потенциала философского знания для решения жизненных задач, стоящих всегда перед отдельной, конкретной личностью, которая может не иметь профессионального философского образования, но жела-

ет получить ответы на исконно философские вопросы, стремится прояснить собственные мировоззренческие установки, развить мыслительные навыки, научиться критическому взгляду на окружающую действительность, проблематизировать для себя сценарии действования в мире и др. Другими словами, практическая философия всегда есть попытка индивида обнаружить личностно значимое решение своих мировоззренческих проблем, которая, разумеется, использует накопленные в течение предыдущих столетий достижения философской мысли, но никогда полностью не сводится к ним.

Что касается реализации практической философии в образовательном процессе, то здесь можно выделить несколько направлений педагогической работы. Во-первых, такая работа значима в сфере формального образования, где внедрение философских знаний может происходить на уровнях дошкольного, школьного обучения, а также (традиционно) при работе со студентами вузов. Во-вторых, практическая философия может быть востребована в сфере неформального образования, реализуемого в рамках концепции обучения в течение всей жизни как стратегии, направленной на помощь взрослым адаптироваться к быстро меняющемуся, динамично развивающемуся миру. В-третьих, потенциал практической философии может быть реализован в рамках инфор-мального обучения, которое имеет место в повседневной жизни, в кругу близких и друзей и реализуется в свободное время вне каких бы то ни было институций.

Рассмотрим каждое из направлений более подробно. Выделим формы, в которых практическая философия представлена в каждом из них.

Актуальность внедрения форм практической философии в процесс дошкольного и школьного обучения обусловлена тем, что в противовес распространенному мнению о сложности философии, дети достаточно рано начинают задавать подлинно философские вопросы: о смысле жизни, ценностях, назначении человека, истине и т.д. [1]. О пользе включения философии в арсенал средств воспитания и обучения свидетельствует и тот аргумент, что помимо формирования знаний школа должна обеспечивать становление нравственно и духовно развитой личности, а значит, важной составляющей учебного процесса становится формирование индивидуальных качеств обучающихся: рефлексивно-

сти, готовности и способности совершить моральный выбор и др. Философия может стать средством, помогающим в реализации такого рода задач.

Что касается форм практической философии, которые могут быть воплощены на данном уровне обучения, то здесь богатый опыт имеется у зарубежных коллег, работающих в рамках такого направления как «философия для детей», разрабатываемого с 70-х гг. XX в. Благодаря усилиям О. Бренифье, М. Липмана, Ж.-П. Монге-на и др. философия стала частью дошкольного и школьного образования в той или иной форме почти в 60 странах мира. Особым примером здесь может служить Великобритания, где в последние годы было разработано большое количество программ по философии, ориентированных на работу со школьниками. Интерес к преподаванию философии в школе был обусловлен исследованием, согласно которому вовлечение детей 9-10 лет в философские дискуссии способствует их прогрессу в обучении чтению, письму и математике [7]. В результате философские беседы были введены в учебный процесс, начали активно проводиться обсуждения, дебаты, получил распространение метод сократического диалога при рассмотрении тех или иных вопросов.

Что касается стран постсоветского блока, то здесь внедрение философии для детей пока еще не получило институционального оформления, а значит, проходит достаточно медленно. Идеи введения философских бесед в дошкольных учреждениях пока не получили широкой поддержки, а преподавание философии в общеобразовательных школах осуществляется в форме включения фрагментов философского знания в разделы таких предметов, как «Обществознание» (в России), «Человек и мир», «Человек и общество», «Человек. Природа. Общество», «Человек. Общество. Государство» (в Республике Беларусь). Также имеет место реализация частных инициатив по введению элементов философского диалога, проблемного изложения материала в рамках преподавания школьных предметов (литературы, истории и др.). Движимые личной инициативой педагоги вводят дополнительные и факультативные занятия. Удачным примером преподавания философии школьникам может служить цикл семинаров в рамках работы Школы юного философа «Осмысленный мир», проводимых студентами и аспирантами на базе Высшей

школы экономики (г. Москва, Россия). В подавляющем большинстве случаев такая работа остается личной инициативой авторов этих курсов и проводится на общественных началах.

Для Республики Беларусь проблематика преподавания философии в дошкольных учреждениях и школе также является относительно новой. Среди шагов, направленных на осмысление данного феномена, следует назвать: проект «Практическая философия как инструмент самоидентификации и социализации подростков», выполненный молодыми учеными Института философии Национальной академии наук Беларуси (проект БРФФИ № Г10М-172). Также исследования и попытки разработать программы по данному направлению имели место в Минском государственном педагогическом университете им. М.Танка. При факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета и Институте философии Национальной академии наук Беларуси действует совместная школа юного философа «Пай-дейя», рассчитанная на школьников 9-11 классов. Также следует отметить случаи организации встреч философов со школьниками в рамках деятельности по популяризации философского знания, проводимой сотрудниками Института философии НАН Беларуси. Однако данные примеры, хоть и высвечивают интерес педагогов и ученых к внедрению философии в образовательный процесс школы, все еще не дают возможности говорить о широком распространении этой практики.

Среди ключевых трудностей, тормозящих разработку и внедрение программ по практической философии в формальном образовании на уровне дошкольных учреждений образования и школ следует назвать: многообразие пониманий практической философии, отсутствие единых методолого-методических требований и техник проведения занятий, а также их теоретических и эмпирических обоснований; недостаточное осознание педагогами и руководством дошкольных учреждений и школ пользы от изучения философии в детском и подростковом возрасте; сложности с преподаванием философии педагогами, не имеющими базового философского образования; сложность корректировки учебных планов и внесения в них изменений и новшеств.

На уровне университетского формального обучения практическая философия реализуется в более разнообразных фор-

мах, что не в последнюю очередь обусловлено ее традиционным присутствием в образовательных стандартах высшего профессионального образования. Проводя обучение по предмету «Философия», который является обязательным для всех студентов высших учебных заведений, педагог может применять различные техники, наработанные в рамках практической философии при рассмотрении закрепленных программой тем. В частности, может применяться сократический диалог, проблематизирующие вопросы, кейс-задания, взятые из повседневной жизни. Аналогично может выстраиваться работа и по смежным дисциплинам социогумани-тарного блока. Примером использования наработок практической философии для преподавания нефилософских дисциплин может считаться программа спецкурса «Философия бизнеса», разработанная старшим преподавателем Полесского государственного университета И.В. Гориш, предназначенная для обучающихся экономических специальностей, нуждающихся в освоении интеллектуальных инструментов философского уровня [2]. Среди форм работы в рамках данной программы применялись: дискуссии, работа с кейсами, проведение круглого стола, написание эссе.

Помимо разработки отдельных спецкурсов, на формальном уровне обучения в мировой практике сегодня имеются примеры реализации практической философии в форме целых образовательных программ, включающих различные виды лекционных и семинарских занятий, мастер-классов и иных типов аудиторной и самостоятельной работы. В этой связи можно отметить двухгодичную магистерскую программу «Философское консультирование и консалтинг» Западного университета Тимишоары (West University of Timisoara) в Румынии [6]. Обучение по данной программе осуществляется средствами самой практической философии через участие обучающихся в мастер-классах, обсуждениях и других формах индивидуальной и совместной деятельности.

Что касается стран постсоветского региона, то здесь пока еще не оформилась в полной мере практика обучения практической философии как отдельной профессии. Однако имеются разработки курсов, посвященных практической философии и философскому консультированию, ориентированные в первую очередь на студентов, обучающихся по профилю «Философия», «Психология». Следует указать, что первая

в России двухгодичная программа по философскому консультированию объемом 345 академических часов была запущена на коммерческой основе в октябре 2014 года. Ее ведущими стали О. Бренифье и специалисты Института Практической Философии (Франция, Париж). По окончании курса выдавался диплом Московского Института психоанализа о профессиональной переподготовке. Одной из ключевых целей программы выступило обучение слушателей основополагающим принципам и методам деятельности специалиста в данной области. Достижению этой цели служил и отбор форм работы: лекции, консультации, групповые обсуждения и др.

Следует отметить, что хотя развитие философской практики на данном этапе ее эволюции и ознаменовано рядом позитивных сдвигов, тем не менее, на сегодняшний день преждевременно говорить о становлении практической философии в качестве самостоятельной дисциплины, учебного направления или хотя бы полноправного метода преподавания традиционных тем социально-гуманитарного блока для студентов средних специальных и высших учебных заведений.

В продолжение обсуждения форм реализации практической философии в образовательном процессе следует указать, что весьма перспективным, на наш взгляд, является использование наработок практической философии в сфере неформального и информального образования, что связано с отсутствием общих, стандартизированных требований к результатам такого обучения.

В рамках неформального образования представляется возможным выделить следующие направления работы профессиональных философов:

- работа со взрослыми по индивидуальным программам в таких областях, как индивидуальное консультирование по смысложизненным вопросам, экзистенциальным проблемам, а также с людьми, желающими расширить свое представление о философии в целом, постичь какие-либо отдельные направления философской мысли, выработать критическое отношение к происходящему, развить мыслительные навыки и др.;

- работа по программам, связанным с вопросами профессиональной деятельности (примером может служить философское консультирование в бизнесе - направление, набирающее в последние годы все большую популярность);

- работа с пожилыми людьми, для которых поиск ответов на философские и мировоззренческие вопросы может оказаться востребованным и в высшей степени актуальным.

Актуальность этого типа обучения обусловлена его ориентацией на широкие слои населения, включая взрослых людей и лиц «третьего» возраста. Среди форм реализации таких образовательных услуг можно назвать: дистанционные и онлайн курсы для взрослых и пожилых людей, а также для тех, кто не имеет возможности получить профессиональное философское образование, но интересуется рядом философских вопросов; неформальные встречи и семинары с педагогами, учеными, философами по различным темам; работа в формате «философского кафе», а также в формате шведского кружка по практической философии [4; 5].

Развитие практической философии в сфере информального образования может осуществляться в направлении повышения вариативности творческого досуга путем разработки специальных «философских» игр, тестов, квестов, проведения встреч с философами и др.

К положительным сторонам реализации практической философии в рамках неформального и информального образования относится то, что перечисленные формы работы снимают ряд административных и организационных сложностей на пути передачи философских знаний, открывают доступ к информации широким слоям населения, делают философию «ближе» тем людям, которые заинтересованы в получении ответов на волнующие их экзистенциальные, мировоззренческие вопросы. Также это позволяет людям, не имеющим профессионального философского образования, в ситуации встречи расширить свои представления о ключевых философских концепциях в живом диалоге со специалистами, с другими интересующимися осуществить совместный поиск ответов.

Подводя итог, следует отметить, что практическая философия является перспективным направлением, которое может быть реализовано в образовательном процессе в различных формах как формального (спецкурсы, факультативы, образовательные программы и др.), неформального (шведские кружки по практической философии, семинары, мастер-классы), так и информального (игры, тесты, встречи) образования. На наш взгляд, особенно

продуктивной и востребованной формой развития практической философии сегодня может считаться разработка полноценных дистанционных курсов, размещенных в сети Интернет в открытом доступе, ориентированных на широкую аудиторию: детей, студентов, взрослых и пожилых людей. Разработка вариативных по тематике дистанционных курсов позволит преодолеть те барьеры, которые актуальны для постсоветской системы образования на современном этапе ее функционирования. Однако это не решит вопроса подготовки профессиональных кадров, не снимет проблемы их сертификации, необходимой для того, чтобы не допустить к данной деятельности некомпетентных лиц. Но указанная проблема выходит за рамки настоящего обсуждения и требует более подробного и всестороннего исследования.

1. Бренифье О. Трудные вопросы детей о людях и отношениях. М., 2015. 192 с.

2. Гориш И.В. Философия бизнеса: ресурс современной системы образования и совершенствования общественных отношений // Веснк Па-лескага дзяржаунага ушвератэта. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук: научно-практический журнал. Пинск: ПолесГУ. 2013. № 2. С. 57-61.

3. Знепольский Б. Как преподается и как должна преподаваться философия (французская дискуссия) // Отечественные записки. 2002. № 2 (3). URL: http://www.strana-oz.ru/2002/2/ kak-prepodaetsya-i-kak-dolzhna-prepodavatsya-filosofiya#_ftn4 (дата обращения: 06.05.2017).

4. Ильюшенко Н.С., Новицкая Т.Е. Перспективы неформального образования пожилых людей в шведских кружках по практической философии // Образование и воспитание. 2016. № 4. С. 48-56.

5. Ильюшенко Н.С. Проблемы счастья и смысла жизни у женщин возраста акме (на примере работы шведского кружка «Простое женское счастье») / Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО». 2016. С. 257-261.

6. Master in Philosophical Counselling and Consultancy. URL: https://www.masterstudies. com/Master-in-Philosophical-Counselling-and-Consultancy/Romania/UVT/ (дата обращения: 06.05.2017).

7. Philosophy discussions for ten year olds can boost their reading and maths. URL: https://www. dur.ac.uk/education/news/?itemno=28314 (дата обращения: 06.05.2017).

References

1. Brenif'e O. (2015) Trudnye voprosy detej o ljudjah i otnoshenijah. Moscow, 192 p. [in Rus].

2. Gorish I.V. (2013) Vesnik Paleskaga dzjarzhaynaga universitjeta. Seryja gramadskih i gumanitarnyh navuk: nauchno-prakticheskij zhurnal, no. 2, pp. 57-61 [in Rus].

3. Znepol'skij B. (2002) Otechestvennye zapiski, no. 2 (3), available at: http://www. strana-oz.ru/2002/2/kak-prepodaetsya-i-kak-dolzhna-prepodavatsya-filosofiya#_ftn4 (accessed 06.05.2017) [in Rus].

4. Il'jushenko N.S., Novickaja T.E. (2016) Obrazovanie i vospitanie, no. 4, pp. 48-56 [in Rus].

5. Il'jushenko N.S. (2016) Problemy schast'ja i smysla zhizni u zhenshhin vozrasta akme (na primere raboty shvedskogo kruzhka «Prostoe zhenskoe schast'e») / Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Jelektronnyj sbornik materialov XXI simpoziuma / pod red. G.A. Vajzer, N.V. Kisel'nikovoj, T.A. Popovoj. Moscow, FGBNU «Psihologicheskij institut RAO», pp. 257-261 [in Rus].

6. Master in Philosophical Counselling and Consultancy, available at: https: //www.masterstudies. com/Master-in-Philosophical-Counselling-and-Consultancy/Romania/UVT/ (accessed 06.05.2017) [in Eng].

7. Philosophy discussions for ten year olds can boost their reading and maths, available at: https:// www.dur.ac.uk/education /news/?itemno=28314 (accessed 06.05.2017) [in Eng].

UDC 101.1/2:316.772.4

forms of philosophic practices in the framework of formal, non-formal and informal training

Ilyushenko Nadezhda Sergeevna,

Institute of Philosophy of National Academy

of Belarus, Centre of Managing Knowledge

and Competences,

Research Fellow,

Minsk, Republic of Belarus,

E-mail: n.iliushenko@gmail.com

Annotation

The author analyzes the gaining popularity tendency of using practical potential of philosophic knowledge in the framework of formal, non-formal and informal training. The principal ways of realizing philosophic practice in each kind of training are considered, the current state and prospects of their further development are assessed.

Key concepts: philosophic practice, formal training, non-formal training, informal training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.