Научная статья на тему 'Формы дополнительной подготовки как институциональный фактор доступности высшего образования (на примере России и Вьетнама)'

Формы дополнительной подготовки как институциональный фактор доступности высшего образования (на примере России и Вьетнама) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР / ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / РЕПЕТИТОР / МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / ACCESSIBILITY TO HIGHER EDUCATION / INSTITUTIONAL FACTOR / FORM OF ADDITIONAL TRAINING / TUTOR / PLACE OF RESIDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ха Ван Хоанг

В данной статье рассматриваются и сравниваются формы дополнительной подготовки и их влияние на возможность получения высшего образования российской и вьетнамской молодежью. Представлены рекомендации для снижения барьеров к формам качественной дополнительной подготовки при поступлении в вуз в России и Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORM OF ADDITIONAL TRAINING AS AN INSTITUTIONAL FACTOR OF ACCESSIBILITY TO HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE IN RUSSIA AND VIETNAM)

The article discusses and compares the effects of the forms of additional training on the accessibility to higher education between the Russian and Vietnamese youth. Recommendations to reduce the barriers to access to high-quality forms of additional training for admission to higher education in Russia and Vietnam.

Текст научной работы на тему «Формы дополнительной подготовки как институциональный фактор доступности высшего образования (на примере России и Вьетнама)»

УДК. 316.3

ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕ РОССИИ И ВЬЕТНАМА)

Ха Ван Хоанг

Аннотация. В данной статье рассматриваются и сравниваются формы дополнительной подготовки и их влияние на возможность получения высшего образования российской и вьетнамской молодежью. Представлены рекомендации для снижения барьеров к формам качественной дополнительной подготовки при поступлении в вуз в России и Вьетнаме.

Ключевые слова: высшее образование, доступность высшего образования, институциональный фактор, формы дополнительной подготовки, репетитор, место проживания.

FORM OF ADDITIONAL TRAINING AS AN

INSTITUTIONAL FACTOR OF ACCESSIBILITY TO HIGHER

EDUCATION (ON THE EXAMPLE IN RUSSIA AND VIETNAM)

Ha Van Hoang

Abstract. The article discusses and compares the effects of the forms of additional training on the accessibility to higher education between the Russian and Vietnamese youth. Recommendations to reduce the barriers to access to high-quality forms of additional training for admission to higher education in Russia and Vietnam.

Keywords: higher education, accessibility to higher education, institutional factor, form of additional training, tutor, place of residence.

Одним из направлений исследования в социологии образования является проблема доступности высшего образования. Доступность высшего образования, на наш взгляд, следует рассматривать как вопрос дифференциации возможностей поступления в вуз и успешного завершения обучения для различных социальных групп. Таким образом, при исследовании этой проблемы необходимо выявлять параметры и факторы, влияющие на шанс получения высшего образования.

Р. Жиро в соответствии со структуралистской парадигмой рассматривает проблему социального неравенства в образовании и выделяет факторы микро- и макросреды, влияющие на ситуацию неравенства, в их числе семейные, личностные и контекстуальные факторы [6, с.54]. Как отмечает И.А. Мартынова, доступность образования может быть проанализирована на четырех уровнях: на уровне университета, на уровне региона, на национальном уровне и на глобальном уровне. Итак, как следует из общего обзора, проблема доступности высшего образования имеет сходство в разных странах мира; играет важную роль в мировых и национальных тенденциях развития толерантности и демократии; способствует мировой интеграции образовательных систем [3, с.44-45]. В этой связи сравнение

доступности высшего образования в различных регионах также дает возможность странам дополнять друг друга в образовательной политике, особенно это интересно в сравнении между экономически более развитой страной (на примере России) и развивающейся (на примере Вьетнама).

Среди факторов, оказывающих влияние на доступность высшего образования, следует выделить следующие: институциональный, информационный, экономический, социально-демографический [4, с.33]. При этом формы дополнительной подготовки выступают одним из показателей институционального фактора. Форма дополнительной подготовки рассматривается как совокупность курсов дополнительного обучения, которые способствуют повышению знаний и навыков абитуриентов на этапе поступления в вуз. В настоящее время существуют такие формы дополнительной подготовки, как

самостоятельные занятия, дополнительные занятия в вузе, с репетитором из вуза, с репетитором, дополнительные занятия в ссузах, на подготовительных курсах при вузе и т.д.

Таким образом, на этапе поступления в вуз возможность успешно сдать экзамены, получить высокие оценки и пройти конкурс очевидно, зависит от уровня подготовки

абитуриента к вступительным экзаменам и размеров конкурса на избранную им специальность. В свою очередь, уровень подготовки зависит, как от качества школьного обучения, так и от возможности получения знаний, дополняющих школьную программу [2, с.137].

В ходе осуществленного в 2015 г. социологического исследования, включавшего в себя проведение анкетного опроса среди 1000 российских (г. Казань) и 1000 вьетнамских (г. Дананга) студентов первых курсов, а также серии неформализованных интервью с 30 студентами (15 российских и 15 вьетнамских студентов), были

проанализированы различия между

российскими и вьетнамскими абитуриентами в выборе форм дополнительной подготовки в зависимости от семейного дохода, типа населенного пункта проживания семьи и т.д.

Подготовка абитуриентов (дополнительная подготовка) является одним из важнейших этапов работы для поступления в вуз. Подготовка - своего рода «багаж», который облегчает и делает поступление в вуз более комфортным. Более того, «кто дополнительно, получает больше знаний (в итоге больше баллов ЕГЭ), тот имеет больше шансов отказаться в более селективных вузах. Если это так, следует заключить, что дополнительная подготовка сохраняет свою значимость, несмотря на переход к унифицированной экзаменационной системе» [5, с.91].

Данные исследования свидетельствуют о том, что российские и вьетнамские абитуриенты не только были самостоятельны и активны в процессе подготовки к поступлению в вуз (особенно это видно на примере российских абитуриентов), но и использовали различные ее формы. 50% вьетнамских абитуриентов занимались дополнительно в средних учебных заведениях, тогда как большинство российских абитуриентов занимались с репетитором (31,2% респондентов).

Итак, в настоящее время дополнительные курсы имеют важное значение не только для поступления в вуз, но также для успешного обучения в дальнейшем. Большинство российских абитуриентов занимались с репетитором потому, что «репетиторы дают лучшую по сравнению с подготовительными курсами подготовку к вступительным экзаменам, поскольку, с одной стороны, их квалификация выше, чем преподавателей курсов, с другой - они учитывают

индивидуальные потребности и особенности абитуриента». Кроме того, большинство абитуриентов занимались дополнительно с учителями, репетиторами, которые знакомы с требованиями вступительных экзаменов, тем более, что нередко они сами непосредственно участвовали в их разработке [2, с.147]. Стоимость дополнительных занятий в среднем учебном заведении ниже, чем оплата работы репетиторов. В связи с этим данную форму подготовки вьетнамские абитуриенты используют наиболее часто. Вьетнамский студент-первокурсник отмечает: «Заниматься с репетитором лучше, чем брать другие дополнительные курсы, но очень затратно, поэтому я посещал дополнительные занятия в среднем учебном заведении».

Анализ данных исследования показывает, что в России и Вьетнаме семьи с более высоким доходом чаще выбирают более дорогие формы дополнительной подготовки. Рассматриваемые формы дополнительной подготовки, которые выбирали большинство российских (занимались с репетитором) и вьетнамских абитуриентов (посещали дополнительные занятия в ссузах) демонстрируют, что в России разрыв между семьями с низким доходом и семьями с высоким доходом выше, чем во Вьетнаме. В России семьи с высоким доходом (свыше 10 000 рублей) выбирали такую форму дополнительного обучения, как занятия с репетитором, в 2 — 3 раза чаще, чем семьи с низким доходом (менее 10 000 рублей). Во Вьетнаме это различие незначительно (различие между семьями с самым высоким доходом и семьями с самым низким доходом составило 4,5%).

С другой стороны, в России формы дополнительной подготовки с низкой затратой (например, дополнительные занятия в ссузах) чаще выбирают семьи с низким доходом, нежели с высоким доходом (различие составляет 13,8% в сравнении между семьями с самым высоким доходом и семьями с самым низким доходом). Однако во Вьетнаме формы дополнительной подготовки с высокими затратами (к примеру, курс с репетитором) предпочитают не только семьи с высоким доходом, но и семьи с низким доходом (различие между семьями с самым высоким доходом и семьями с самым низким доходом составил всего 0,6% от общего числа респондентов).

Анализ выбора формы дополнительной подготовки в зависимости от места проживания семьи абитуриентов

демонстрирует, как в России, так и во Вьетнаме, что большинство абитуриентов, происходящих из семей, проживающих в областном центре, крупном и малом городе, занимались на дополнительных курсах чаще, чем абитуриенты из семей, проживающих в поселках городского типа и в сельской местности. Однако в России, в сравнении с Вьетнамом, это различие представлено сильнее. Так, в России 34,9% респондентов из семей, проживающих в областном центре, и 21,3% респондентов из семей, проживающих в сельской местности занимались с репетитором. Тогда как во Вьетнаме различие между абитуриентами из семей, проживающих в областном центре и на селе, и бравших дополнительные занятия в ссузе составило 9,6%.

С другой стороны, во Вьетнаме такой формы дополнительной подготовки, как специальные курсы при вузах не существует (эта форма подготовки доступна только абитуриентам, принадлежащим к этническим меньшинствам), то в России данной формой подготовки воспользовалась значительная доля абитуриентов из семей, проживающих в областном центре (12,9%), доля тех, кто занимался таким образом, проживая в крупном, среднем городе области, составила 9,4%. При этом, безусловно, существует ограничение возможности доступа к подготовительным курсам при вузах для абитуриентов из семей, проживающих на селе (0,8%).

Кроме того, «самостоятельные занятия предполагают только личные усилия и затраты времени» [1, с.107], поэтому этот способ подготовки более доступен для абитуриентов из семей, проживающих в селе, причем в России доля абитуриентов, выбравших такой подход, больше, чем во Вьетнаме (74,5% и 43% респондентов соответственно).

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы о влиянии доходов (материальный капитал) и места проживания семьи (социально-демографический капитал) на возможность доступа к различным формам дополнительной подготовки на этапе поступления в вуз в России и Вьетнаме:

- Выбор форм дополнительной подготовки

абитуриентов напрямую зависит от уровня доходов и места проживания их семьи. Чем выше уровень доходов населения, тем, соответственно, выше возможности

повышения образовательного уровня детей (в данном случае, повышение уровня знаний, навыков в ходе дополнительного обучения). У молодежи в городе возможностей для получения форм качественной

дополнительной подготовки (с высокими затратами) больше, чем для молодежи, проживающей в поселках городского типа и в сельской местности. Итак, неравенство доступности высшего образования отражается даже на этапе поступления в вуз для различных социальных групп.

- При выборе форм дополнительной подготовки абитуриентов в России четко проявляется дифференциация между семьями с высоким доходом и семьями с низким доходом, а также между теми, кто проживает в центре и на периферии, особенно высок разрыв между городом и селом. Это совпадает с суждением Haveman и Smeeding о том, что «даже в развитых странах разрыв между «бедными» и «богатыми» со временем увеличивается, несмотря на существующие механизмы поддержки абитуриентов» [5, с.90].

— Оплата форм дополнительной подготовки, в особенности дорогих подготовительных курсов, становится одним из значительных барьеров для семей с низким доходом на этапе поступлении в вуз, особенно во Вьетнаме.

Снижение барьеров для доступа к формам качественной дополнительной подготовки для поступления в вуз, влияющих на возможность получения высшего образования в России и Вьетнаме, может быть осуществлено следующими способами: 1) развитие системы предоставления кредитов с низкой процентной ставкой для семей с низким доходом; 2) расширение доступности качественного среднего образования для школьников, проживающих в сельской местности; 3) «снижение значимости дополнительной подготовки и замещение частных курсов и репетиторов школьной подготовкой» [5, с.108].

Литература:

1. Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Дымарская О.Я. Доступность образования как социальная проблема (дифференциация доступа к высшему образованию и отношение к ней населения)

/ Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко, О.Я. Дымарская // Доступность высшего образования; под ред. С.В. Шишкина. - Независимый институт социальной политики. - М., 2004. - С. 107.

2. Заборовская А.С. и др. Высшее образование в России: правила и реальность / А.С. Заборовская и др. - М.: Независимый институт социальной политики, 2004. - C. 137.

3. Мартынова Е.А. Доступность высшего профессионального образования: формы и методы / Е.А. Мартынова // Вестник Оренбургского ун-та. -2002. - № 7. - С. 41-45.

4. Плохова И.А. Доступность высшего образования и ее социальные последствия / И.А. Плохова // Журнал Известия высших учебных

заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Выпуск № 3. - 2009. - Т. 3. - С. 33.

5. Прахов И.А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы / И.А. Прахов // Вопросы образования. - 2015. - № 1. - С. 88-117.

6. Фурсова В.В. Социология образования: зарубежные парадигмы и теории / В.В. Фурсова. -Казань. - КГУ. - 2006. - С. 54.

Сведения об авторе:

Ха Ван Хоанг (г. Казань, Россия), аспирант кафедры общей и этнической социологии, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: hahoang9@gmail.com

Data about the author:

Ha Van Hoang (Kazan, Russia), postgraduate at the Department of the General and Ethnic sociology, Kazan Federal University, e-mail: hahoang9@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.