УДК 316.3
Влияние социально-профессионального статуса родителей на доступность высшего образования (на примере студентов-бакалавров российских и вьетнамских вузов)
Ха Ван Хоанг
Аспирант кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье рассматриваются социологические теории доступности высшего образования; доказывается влияние социально-профессионального статуса родителей на доступность высшего образования на примере студентов-бакалавров российских и вьетнамских вузов; представляются рекомендации по повышению доступности высшего образования для различных социальных групп.
Ключевые слова: высшее образование, доступность высшего образования, социальное неравенство, социоэкономический капитал, социально-профессиональный статус родителей.
В настоящее время высшее образование становится важнейшим фактором социально-экономического развития многих стран. Отсутствие доступности высшего образования становится барьером для социальной мобильности и получения хорошего рабочего места [1, а 258]. Как отмечает И.А. Пло-хова «социальные практики большей части семей в сфере выбора и получения высшего образования еще далеки от потребностей общества. При поступлении детей в вуз решающую роль играют финансовые инвестиции, то, насколько семья может оплатить дополнительные формы подготовки в вуз и обучать детей на внебюджетной основе» [2, а 39], т.е., кроме индивидуальных факторов человеческого капитала, таких как: знания, умения, навыки, здоровье и др., семейный капитал занимает значительное место в системе доступности высшего образования. Другими словами, ограничения в получении образования (включая высшее образование) зависят как от индивидуальных ресурсов (успеваемости), так и от семейного капитала, который включает в себя экономический, культурный и социальный. Среди данных факторов, согласно П. Бурдье, экономический капитал «непосредственно и напрямую конвертируется в деньги и институализируется в форме прав собственности» [3, ^ 60]. Таким образом, экономический капитал семьи играет основную роль в приобретении членами семьи высшего образования.
Анализируя обусловленность выбора абитуриентами вузов статусом родителей, Д.Л. Константинов-
ский отмечает, что дифференциация личных планов зависит от социально-профессионального статуса родителей [4, ^ 148]. Таким образом, социально-профессиональный статус родителей (род занятия родителей) является одним из показателей социально-экономического капитала, влияющий на доступность высшего образования.
Согласно Е.А. Мартыновой, проблема доступности высшего образования характеризуется сходством в различных странах мира [5, ^ 45]. Поэтому в условиях глобального образования исследование доступности высшего образования в разных странах приобретает большую значимость, не только выявляя социальную практику этого вопроса, но и определяя образовательную политику.
Для анализа влияния социально-профессионального статуса родителей на доступность высшего образования было проведено социологическое исследование, включающее в себя: анкетирование 1000 российских и 1000 вьетнамских студентов первых курсов Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ, г. Казань) и Данангского государственного университета (ДГУ, г. Дананга), а также серии неформализованных интервью с 30 студентами (15 российских и 15 вьетнамских студентов) данных вузов.
Результаты исследования свидетельствуют, что в основной массе студенты К(П)ФУ и ДГУ являются выходцами из семей-специалистов (К(П)ФУ: 40 % респондентов из семей с матерью-специалистом, и
26 % респондентов из семей с отцом-специалистом; ДГУ: 25 % респондентов из семей, где мать является специалистом, и 42,8 % респондентов из семей с отцом-специалистом). Профессиональный статус родителей отражается на уровне доходов семьи, что, в свою очередь, влияет на получение высшего образования. Чем выше социально-профессиональный статус родителей, тем больше шансов получить высшее образование.
На вопрос «На Ваш взгляд, как род занятий родителей влияет на доступность высшего образования для абитуриентов?», студент К(П)ФУ ответил, что «род занятий родителей влияет, но на некоторый круг специальностей. Если оба родителя врачи/инженеры, то они будут настаивать чтобы ребёнок получал высшее образование в этой же сфере. Родители будут считать свою сферу деятельности престижной», а студентка ДГУ отмечает что, «не важно. Однако если родители работают в сфере интеллектуального труда, то ориентируют своих детей на свои специальности. Мои родители крестьяне. Они хотят, чтобы я училась в университете, чтобы в будущем получить хорошую работу». Более того, абитуриенты ДГУ из семей рабочих имеют дополнительные преференции при поступлении, т.к. во Вьетнаме на законодательном уровне закреплена возможность получить дополнительные 0,5-3 балла (максимальное количество баллов, которое можно получить на государственном вступительном экзамене равно 30) претендентам из села, деревни, острова, где проживает большинство рабочих слоев населения [6]. Также студенты из социально уязвимых групп (сироты, бедняки) принадлежат к категории людей, имеющих право на получение образовательного кредита в размере займа 1,25 млн. VND в месяц, это около 3500 руб. (процентная ставка -0,6 % в месяц) [7].
Не секрет, что дополнительные образовательные курсы, направленные на подготовку к сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ), дают возможность получить высокие баллы и поступить в престижный вуз. И.А. Прахов отмечает, «те, кто готовится дополнительно, получая больше знаний (в итоге больше баллов ЕГЭ), имеют больше шансов оказаться в более селективных вузах. Если это так, следует заключить, что дополнительная подготовка сохраняет свою значимость, несмотря на переход к унифицированной экзаменационной системе» [8, с. 91].
Согласно исследованию, абитуриенты из семей специалистов чаще занимались с репетиторами, в том числе и с преподавателем из вуза, в который поступили (в К(П)ФУ: соответственно 41,3 и 48,3 % детей из семей с матерью-специалистом, и 17,6 и 33,3 % - с отцом-специалистом; в ДГУ: 25,5 и 18 % - с матерью-специалистом; 32,7 и 44 % - с отцом-специалистом), чем учащиеся из семей 160
рабочих1 (К(П)ФУ: мать рабочая - 2,5 и 2,9 % соответственно, отец рабочий - 5 и 5,8 %; ДГУ: мать рабочая - 1,2 и 4,1 % соответственно, отец рабочий - 1,7 и 2,6 % соответственно) или руководителей среднего звена предприятия (К(П)ФУ: мать - 15 и 8,3 % , отец - 1,2 и 10,3 %; ДГУ: мать - 12 и 11,3 %, отец - 9,1 и 7 %). Таким образом, большая часть детей посещающих дополнительные курсы при подготовке к ЕГЭ относятся к семьям с высоким социально-профессиональным статусом родителей, особенно это характерно для учащихся К(П)ФУ.
На вопрос «Как Вы думаете, дети из малообеспеченных семей могут себе позволить тратить деньги на подготовку к университету?» студенты К(П)ФУ ответили: «... у них недостаточно средств. В подобных случаях, думаю, ребенок будет готовиться самостоятельно, либо обращаться к знакомым, которые смогут заниматься бесплатно, либо за гораздо меньшую сумму»; «... на данный момент школы в достаточной мере предоставляют багаж знаний для поступления в университет. Всё зависит от родителей и самих детей. Я знаю примеры, когда малообеспеченные семьи бессмысленно тратили деньги на подготовку, хотя она не требовалась»; а студент ДГУ считает, что «хотя плата за дополнительные курсы с репетитором больше, чем другие дополнительные курсы, но я выбрал эту форму потому, что она лучше, чем другие формы. Более того, мои родители желают беспроигрышного поступления в вуз».
Согласно исследованию, существует зависимость между родом занятий родителей и размером общего объема денежных средств, которую семья абитуриентов потратила на подготовку при поступлении в вуз (оплата занятий с репетиторами, посещение подготовительных курсов, др.). Абитуриенты из семей специалистов (инженер, врач, учитель, экономист и т.д.) потратили на дополнительные курсы больше, чем абитуриенты из семей рабочих или служащих. Таким образом, платные дополнительные курсы являются барьером при поступлении в вуз детей из семей занимающих нижние ступени социальной иерархии. Чем выше социально-профессиональный статус родителей, тем больше они могут потратить на подготовку своих детей при поступлении в вуз, причем в большей степени это зависимость проявляется для абитуриентов из ДГУ.
Социально-профессиональный статус родителей не только влияет на выбор специальности и вуза, но и на процесс обучения детей в университете. Резуль-
1 Доля респондентов из семей рабочих промышленных или сельскохозяйственных предприятий в ДГУ выше (37 % респондентов из семей, где мать рабочая, и 28 % респондентов из семей с отцом-рабочим), чем в К(П)ФУ (4,4 % респондентов из семей с матерью-рабочей и 9,3 % респондентов из семей с отцом-рабочим).
таты исследования показывают, что на первом курсе в К(П)ФУ и ДГУ, число студентов из семей специалистов сдавших экзамены с результатом «отлично» и «хорошо» больше (КФУ: 49,6 % респондентов из семей, где мать-специалист и 26,8 % респондентов из семей с отцом-специалистом; ДГУ: 25,2 % респондентов из семей, где мать-специалист и 43 % респондентов из семей с отцом-специалистом), чем доля студентов, чьи родители занимаются другими видами деятельности (в КФУ: 12,6 % респондентов из семей, где оба родители рабочих; в ДГУ: более 30 % респондентов из семей, где оба родители рабочих). Это значит, что «положение и квалификация родителей выступают как род ресурса, культурного капитала для сегодняшних соискателей этого блага» [9, с. 56]. Следовательно, род занятий родителей влияет на обучение студентов, по крайней мере на первом курсе, и данное влияние больше прослеживается среди студентов К(П)ФУ, чем в ДГУ.
Таким образом, из материалов исследования можно сделать вывод о том, что социально-профессиональный статус родителей является одним из важных показателей социоэкономического капитала, влияющего на доступность высшего образования молодежи. Он не только занимает значительное место в выборе дополнительных курсов при поступлении в вуз, но и влияет на успеваемость учащихся в процессе обучения в университете. Он также «усугубляет социальную поляризацию современного общества, и формирует ярко выраженное неравенство реальных возможностей в сфере получения образования» [10, с. 19]. Поэтому необходимо разрабатывать образовательную политику, включающую в себя развитие системы предоставления кредитов с низкой процентной ставкой для семей с низким социально-профессиональным статусом (низким доходом); «снижение значимости дополнительной подготовки и замещение частных курсов и репетиторов школьной подготовкой» [8, с. 108]; расширение доступности качественного среднего образования для школьников из малообеспеченных семей.
Литература:
1. Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопрос образования. - 2012. -№ 1. - С. 257-277.
2. Плохова И.А. Доступность высшего образования и ее социальные последствия // Журнал Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - Вып. № 3. - С. 32-40.
3. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2002. - № 5. - С. 60-74.
4. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодёжь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Под ред. д.ф.н., проф. В.Н. Шубкина. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. -344 с.
5. Мартынова Е.А. Доступность высшего профессионального образования: формы и методы // Вестн. Оренб.ун-та. - 2002. - № 8. - С. 41-45.
6. Quy chê tuyên sinh Dai hoc, Cao däng chính quy 2015 (Ban hành kèm theo Thông tu so 03/2015/TT-BGDDT ngày 26.02.2015 cùa Bô truong Bô Giáo duc và Dào tao). Chuong 1. Diêu 7. - URL: https:// thuvienphapluat.vn/van-ban/Giao-duc/Thong-tu-03-2015-TT-BGDDT-Quy-che-tuyen-sinh-Dai-hoc-cao-dang-he-chinh-quy-266555.aspx
7. Quyêt dinh vê diêu chinh giàm läi suât cho vay doi vói môt so chuong trinh tin dung chính sách tai ngân hành chính sách xâ hôi. So 872/QD-TTg. Ngày 06.06.2014. - URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Tien-te-Ngan-hang/Quyet-dinh-872-QD-TTg-2014-giam-lai-suat-cho-vay-tin-dung-Ngan-hang-Chinh-sach-xa-hoi-234520.aspx
8. Прахов И.А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. - 2015. - № 1. - С. 88-117.
9. Дубин Б.В., Гудков Л.Д. и др. Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты // Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. - М., 2004. - С. 24-71.
10. Старыгина А.М. Система образования в контексте дифференциации общества: влияние социального неравенства на доступность высшего образования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 7. - С. 17-20.
The Impact of the Socio-Professional Status of Parents on their Children's Access to Higher Education (as Exemplified by Baccalaureate Students of Russian and Vietnamese Universities)
Ha Van Hoang Kazan (Volga Region) Federal University
The paper deals with sociological theories of higher education accessibility. The influence of socio-professional status of parents on their children's access to higher education was demonstrated through the examples of bachelor students of Russian and Vietnamese universities. The recommendations for increasing accessibility of higher education for various social groups were proposed.
Key words: higher education, access to higher education, social inequality, socioeconomic capital, the socio-professional status of parents.