Научная статья на тему 'ФОРМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1960-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ФОРМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1960-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозная политика / атеистическая пропаганда / антирелигиозная кампания / Совет по делам религий при Совете министров СССР / законодательство о религиозных культах / religious policy / atheistic propaganda / Khrushchev's anti-religious campaign / the Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR / legislation on religious cults

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сочнева Дарья Владимировна

В статье рассматриваются проводившиеся в 1960 гг. советскими властями основные мероприятия, направленные на преодоление религиозного мировоззрения населения. Особое внимание уделяется атеистической пропаганде, которая являлась наиболее распространённым методом антирелигиозной активности власти. Показаны разнообразие форм борьбы с религией, а также особенности её осуществления в Ульяновской области, традиционно являвшейся многоконфессиональной. Обоснован вывод о том, что формирование научно-материалистического мировоззрения в рамках исследуемого периода не отвечало тем требованиям, которые ставились перед властными структурами и коммунистической общественностью в контексте объявленного перехода к коммунизму. Несмотря на весьма разнообразные формы атеистической пропаганды, среди населения рос уровень религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ATHEISTIC PROPAGANDA IN 1960S (ON THE EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION)

The article discusses those carried out in the 1960s. Soviet authorities took major measures aimed at overcoming the religious worldview of the population. Particular attention is paid to atheistic propaganda, which was the most common method of anti-religious activity by the authorities. The variety of forms of struggle against religion is shown, as well as the features of its implementation in the Ulyanovsk region, which has traditionally been multi-religious. The conclusion is substantiated that the formation of a scientific-materialist worldview within the framework of the period under study did not meet the requirements that were set before the authorities and the communist public in the context of the announced transition to communism. Despite the very diverse forms of atheistic propaganda, the level of religiosity among the population was growing.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1960-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

8. Климова М.А., Трофимов А.В. Советский руководитель: реконструкция образа по материалам журнала «Крокодил» (19531964 гг.) // Вестник Пермского университета. История. - 2020. - № 2 (49). - С. 131-146.

9. НА РБ. Ф. 73. Оп. 4. Д. 13.

10. МамяченковВ.Н., Резниченко Д.В. Численность, состав и зарплаты работников партийных органов Свердловской области в 1954-1966 годах: от Н.С. Хрущева к Л.И. Брежневу // Манускрипт. - 2021. - Т. 14. - № 8. - С. 1569-1573.

11. НА РБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 1279.

12. Буданов А.В. Принципы кадровой политики в советском ракетостроении в годы «хрущевской оттепели» // Вопросы управления. - 2018. - № 5 (54). - С. 140-150.

13. Иванова М.В. Партийная номенклатура в России: возможно ли возрождение // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2011. - Вып. 11. - С. 284-303.

14. НА РБ. Ф. 122. Оп. 33. Д. 1571.

15. НА РБ. Ф. 122. Оп. 47. Д. 311.

16. НА РБ. Ф. 122. Оп. 47. Д. 90.

17. НА РБ. Ф. 122. Оп. 33. Д. 1140.

18. НА РБ. Ф. 122. Оп. 71. Д. 201.

19. НА РБ. Ф. 122. Оп. 66. Д. 2.

References and Sources

1. Programma Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza (1961 g.) // XXII s"ezd Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza. 17-31 oktyabrya 1961 goda. Stenograficheskij otchet. V 3 t. T. 3. - M.: Politizdat, 1962. - 592 c.

2. Ustav Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza (1952 g.) // KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK. V 16 t. T. 8. 1946-1955. / Pod obshch. red. A. G. Egorova, K. M. Bogolyubova. Izd. 9, dop i ispr. - M.: Politizdat, 1985. - 542 c.

3. Ustav Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza (1961 g.) // KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK. V 16 t. T. 10. 1961-1965 / Pod obshch. red. A. G. Egorova, K. M. Bogolyubova. Izd. 9, dop i ispr. - M.: Politizdat, 1986. - 493 c.

4. Nikiforov Yu.S. Ideologo-politicheskoe obespechenie transformacii ekonomiki i sociuma v SSSR 1950-80-h gg.: istoricheskie vyzovy i skrytye tendencii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020. - T. 26. - № 4. - S. 50-57.

5. Vel'mozhko I.N. Social'nye transformacii v period «hrushchevskoj ottepeli» // Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Seriya Istoriya i filologiya. - 2016. - T. 26. - Vyp. 4. - S. 93-100.

6. Nekrasov V.L. Sovetskij ekonomicheskij reformizm epohi N.S. Hrushcheva: avtoritarnyj reformator, partijno-gosudarstvennaya sistema i akademicheskoe soobshchestvo // Novyj istoricheskij vestnik. - 2017. - № 4 (54). - S. 71-91.

7. Nacional'nyj arhiv Respubliki Bashkortostan (NA RB). F. 122. Op. 32. D. 707.

8. Klinova M.A., Trofimov A.V. Sovetskij rukovoditel': rekonstrukciya obraza po materialam zhurnala «Krokodil» (1953-1964 gg.) // Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya. - 2020. - № 2 (49). - S. 131-146.

9. NA RB. F. 73. Op. 4. D. 13.

10. Mamyachenkov V.N., Reznichenko D.V. Chislennost', sostav i zarplaty rabotnikov partijnyh organov Sverdlovskoj oblasti v 1954-1966 godah: ot N.S. Hrushcheva k L.I. Brezhnevu // Manuskript. - 2021. - T. 14. - № 8. - S. 1569-1573.

11. NA RB. F. 122. Op. 32. D. 1279.

12. Budanov A.V. Principy kadrovoj politiki v sovetskom raketostroenii v gody «hrushchevskoj ottepeli» // Voprosy upravleniya. - 2018. - № 5 (54). -S. 140-150.

13. Ivanova M.V. Partijnaya nomenklatura v Rossii: vozmozhno li vozrozhdenie // Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. - 2011. - Vyp. 11. - S. 284-303.

14. NA RB. F. 122. Op. 33. D. 1571.

15. NA RB. F. 122. Op. 47. D. 311.

16. NA RB. F. 122. Op. 47. D. 90.

17. NA RB. F. 122. Op. 33. D. 1140.

18. NA RB. F. 122. Op. 71. D. 201.

19. NA RB. F. 122. Op. 66. D. 2.

ХАЗИЕВ РУСТЭМ АСХАТОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, кафедра истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления, Уфимский университет науки и технологий (Khazievra@mail.ru).

ВАГАПОВ РОДИОН РАФАЭЛЕВИЧ - ассистент кафедры истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления, Уфимский университет науки и технологий (vagapov.rodion@mail.ru). KHAZIEV, RUSTEM A. - Doctor of History, Professor, Department of Russian History, Historiography and Source Studies, Institute of History and Public Administration, Ufa University of Science and Technology (Khazievra@mail.ru).

VAGAPOV, RODION R. - Assistant of the Department of Russian History, Historiography and Source Studies Institute of History and Public Administration, Ufa University of Science and Technology (vagapov.rodion@mail.ru).

УДК 93(47):083.908:211«196» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-5-102-106

СОЧНЕВА Д.В. ФОРМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1960-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: религиозная политика, атеистическая пропаганда, антирелигиозная кампания, Совет по делам религий при Совете министров СССР, законодательство о религиозных культах.

В статье рассматриваются проводившиеся в 1960 гг. советскими властями основные мероприятия, направленные на преодоление религиозного мировоззрения населения. Особое внимание уделяется атеистической пропаганде, которая являлась наиболее распространённым методом антирелигиозной активности власти. Показаны разнообразие форм борьбы с религией, а также особенности её осуществления в Ульяновской области, традиционно являвшейся многоконфессиональной. Обоснован вывод о том, что формирование научно-материалистического мировоззрения в рамках исследуемого периода не отвечало тем требованиям, которые ставились перед властными структурами и коммунистической общественностью в

контексте объявленного перехода к коммунизму. Несмотря на весьма разнообразные формы атеистической пропаганды, среди населения рос уровень религиозности.

SOCHNEVA, D.V.

FORMS OF ATHEISTIC PROPAGANDA IN 1960S (ON THE EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION)

Key words: religious policy, atheistic propaganda, Khrushchev's anti-religious campaign, the Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR, legislation on religious cults.

The article discusses those carried out in the 1960s. Soviet authorities took major measures aimed at overcoming the religious worldview of the population. Particular attention is paid to atheistic propaganda, which was the most common method of anti-religious activity by the authorities. The variety of forms of struggle against religion is shown, as well as the features of its implementation in the Ulyanovsk region, which has traditionally been multi-religious. The conclusion is substantiated that the formation of a scientific-materialist worldview within the framework of the period under study did not meet the requirements that were set before the authorities and the communist public in the context of the announced transition to communism. Despite the very diverse forms of atheistic propaganda, the level of religiosity among the population was growing.

В современной научной среде очевиден рост интереса к разработке проблем взаимоотношений религиозных течений и вертикали власти. В первую очередь он связан с активными этнодемографическими процессами, происходящими сегодня в Российской Федерации, а также с политикой веротерпимости, толерантности и политкорректности, без которых невозможно построение подлинно правового государства. Россия всегда была и остаётся многонациональной и многоконфессиональной страной. Поэтому в ней востребованы сбалансированная и корректная политика государственной власти, поддержание тесных связей с религиозными центрами. Знание религиозной ситуации также способствует предотвращению потенциальных конфликтов.

Реализация религиозной политики в условиях СССР всесторонне рассматривалась в многочисленных публикациях. В связи с нашим исследованием, в частности, отметим таких авторов, как А.Т. Вещиков [1], В.А. Деннингхаус, А.И. Савин [2], а также ульяновских исследователей А.В. Кобзева [4] и А.К. Идиатуллова [3]. Вместе с тем, заявленную научную проблему мы рассмотрим, в первую очередь, опираясь на неопубликованные источники из Государственного архива новейшей истории Ульяновской области.

Период 1960-х представляет интерес ввиду того, что он являлся определённым переходом от активной антирелигиозной агитационной программы эпохи «оттепели» к более мягкой, лояльной к чувствам верующих. Несмотря на то, что формально государственный аппарат продолжал придерживаться атеистической идеологии, с середины 1960-х годов отмечаются шаги в направлении стабилизации государственно-религиозных отношений. Так, в 1965 г. было принято постановление Президиума Верховного Совета СССР «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих», в результате чего многие верующие смогли вернуться из лагерей, либо избежать уголовного преследования за религиозные убеждения [2].

Антирелигиозная кампания, активно набравшая обороты при Н.С. Хрущёве, официально закреплялась как часть «восстановления ленинских норм». На XXII съезде КПСС была объявлена программа построения коммунизма в СССР. В этих условиях религиозной вере не находилось места в стране. Религия стала считаться не просто извращённым, фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними природных и общественных сил [1, с. 3], но и как явление, принципиально не совместимое с приближавшимся коммунизмом.

Начиная с первых дней существования Советской власти, религия рассматривалась как потенциальный источник сопротивления коммунистическому режиму (особенно в раннюю эпоху). В данной связи власти взяли на вооружение воинствующий атеизм, принимая против церковных организаций и верующих определённого рода санкции. Огромное значение приобрела в этих условиях агитационная антицерковная политика, к реализации которой привлекались СМИ - от всесоюзных радиопередач до районных, заводских и пр. газет. Активизируют антирелигиозную политику школы, высшие учебные заведения, а также заводы и другие предприятия [5, с. 63].

В новых условиях основные принципы научно-атеистической пропаганды нашли отражение в Программе КПСС 1961 года: «Партия использует средство идейного воздействия для воспитания людей в духе научного материалистического миропонимания, для преодоления

религиозных предрассудков, не допуская оскорбление верующих». [6, л. 3]. В программе давалась рекомендация о проведении масштабной агитационно-разъяснительной компании в области религии. Настоятельно рекомендовалось разъяснять, что религия является своего рода привычкой, сложившейся в период зависимости людей от стихийных сил природы и социального гнёта. Особая роль отводилась науке, способной на основании достижений научно-технического прогресса развеять религиозные догматы, объяснить реальную картину мира.

Развитие и конкретизация программных положений идейной борьбы с религией, в частности, были осуществлены специальной комиссией ЦК КПСС и закреплены в документе «Мероприятие по укреплению атеистического воспитания населения» 1964 года. В нём обозначились и наиболее распространённые способы агитации на основе идеологии научного атеизма: введение в вузах в качестве обязательного курса основ научного атеизма; подготовка лекторов и пропагандистов; обязательное атеистическое воспитание в школах и других воспитательно-образовательных организациях; использование возможностей СМИ для пропаганды атеизма: кино, радио, телевидение, литература и искусство [3, с. 127].

Особое внимание агитаторы уделяли лекциям, беседам с верующими, проведению тематических вечеров и мастер-классов. Например, в клубах и библиотеках Ульяновской области работники совместно с агитаторами организовывали читательские конференции, на которых обсуждались те или иные произведения антирелигиозного характера. Примером тому может, в частности, служить конференция, посвящённая книге «Чёрная кошка» В. Николаева. Примечательно, что проводилась она в общежитии местной швейной фабрикой [6, л. 2]. Таким образом, она является примером того, что подобные пропагандистские мероприятия проходили не только в культурно-просветительских организациях, но и непосредственно в местах проживания.

Следующей распространённой формой антирелигиозной пропаганды является кино. Например, в 1966 году населению Кузоватовского района были продемонстрированы следующие фильмы по атеистической тематике: «Новый нечистый из преисподней», «Светопредставление», «Бездна», «Украденное счастье», «Апостолы без масок», «Настоящие друзья», «Под сенью креста» [9, л. 5]. Впрочем, несмотря на активную демонстрацию фильмов, активисты как правило не устраивали их обсуждения. В связи с этим перед первичными партийными организациями и исполкомами местных Советов была поставлена задача - создать при клубах кинолекторий, куда должны были войти члены просветительской и пропагандистской организации общества «Знания», врачи, учителя, работники промышленных предприятий и сельского хозяйства, с целью обсуждения просмотренных кинофильмов и их корректной, по мнению активистов, интерпретации.

Большое значение руководство придавало введению новых гражданских обрядов и праздников в качестве аналога религиозной обрядности. Власть стремилась к тому, чтобы ключевые моменты жизни человека: рождение, свадьба, смерть, оформлялись в государственных органах, чтобы как можно меньше граждан обращалось к священнослужителям. Однако государственные органы власти зачастую формально относились к таким важным для граждан событиям, просто выдавая нужную бумагу. Отсутствовало понимание особой торжественности момента. Поистине знаковое, радостное событие сводилось к подписи в получении документа.

В период хрущевской оттепели ошибочность такой практики была осознана; активизировалась деятельность государства и правящей партии в сфере формирования так называемой советской обрядности. Власти поставили цель: вытеснить торжественные религиозные обряды, заменив их светскими. Так, в Постановлении о гражданских обрядах 1962 года отмечалось: «Повысить культуру в работе по регистрации актов гражданского состояния, обеспечить отделы (бюро) ЗАГС надлежащими помещениями, мебелью и инвентарем, создать необходимые условия и удобства для посетителей». Постановление рекомендовало использовать все доступные средства для привлечения граждан в государственные органы, в частности, в ЗАГС. Рекомендовалось приглашать на торжественное мероприятие бракосочетания или рождения детей авторитетных, известных людей - депутатов, заслуженных работников, представителей профсоюза и комсомольской организации. Настоятельно рекомендовалось тщательно подбирать работников органов ЗАГСа, обучать их проведению мероприятий в праздничной обстановке. Следствием данного постановления стало появление в городах свадебных салонов; были написаны и опубликованы сценарии свадебного торжества. Более того, новобрачные официально получали

для проведения свадебного мероприятия три дня освобождения от работы. Позднее, в 1970-е годы, в основном уже по инициативе самого населения, в свадебное торжество стали включать элементы старинных народных традиций, например, выкуп невесты и пр. [6, с. 4484].

Отмеченное постановление приняли к исполнению средства массовой информации, особенно газеты, регулярно печатавшие информацию о таких важных для человека событиях, как рождение ребёнка, получения награды, а также о проведении новых советских праздников. Например, за 1963 г. в «Ульяновской правде» было напечатано более 10 статей, посвящённых новой обрядово-праздничной системе: «Человек родился», «Рождение традиции», «Новые обряды в наш быт», «Есть у нас свои советские обряды», «В селе рождается праздник» и другие.

Праздничные мероприятия в рамках новой, «советской обрядности» проводились в городских Домах культуры и сельских клубах. Среди новых праздников, получивших широкое распространение и признание населения, следует назвать также такие как «Праздник весны», «Праздник урожая», отмечавшиеся масштабно, с привлечением артистических бригад и художественной самодеятельности. Все большее количество молодожёнов стремились торжественно отметить день бракосочетания в органах ЗАГСа. Однако в Ульяновской области были районы, в которых торжественные мероприятия по поводу брака и рождения ребёнка не проводились. Прежде всего, следует отметить Мелекесский, Барышский и Майнский районы, где к браку и рождению продолжали относиться формально, не считая их праздниками. [6, с. 4485].

Несмотря на строгость исполнения всех постановлений, следует отметить, что единой и вполне эффективной системы атеистического воспитания в Советском Союзе, на наш взгляд, не сложилось. Хотя на местах большую роль играло партийное и комсомольское руководство, сплошь и рядом отмечались случаи формального отношения к событиям и явлениям религиозной направленности. Причиной такого положения являлось, в частности, то обстоятельство, что комсомольские кадры не были подготовлены к пропаганде советской обрядовости, не знали, как правильно организовать атеистическое воспитание. Отмечалась партийными работниками также и такая проблема, как исключительно формальное проведение комсомольцами антирелигиозной пропаганды, «ради галочки» [6, с. 36].

Работа по атеистическому воспитанию населения реализовывалась как правило эпизодически. Отмечалась слабая индивидуальная работа с верующими и членами их семей. Также не столь активно, как того требовалось, использовались киноматериалы: в Кузоватовском районе Ульяновской области за 1966 год и начало 1967 года было продемонстрировано 504 книги, но организован всего лишь один киносеанс. Соответственно, мы можем прийти к выводу, что оценки результатов деятельности местных властей в сфере антирелигиозной агитации и пропаганды являлись завышенными, не соответствующими реальной обстановке, особенно в сельской местности, где отмечался высокий уровень религиозности [8, л. 9].

В целом, формирование научно-материалистического мировоззрения в рамках исследуемого периода не отвечало требованиям времени. Несмотря на весьма разнообразные формы атеистической пропаганды, среди населения рос уровень религиозности, росло число совершаемых религиозных обрядов. В результате, задачи, поставленные Советом по делам религий при Совете министров СССР, по существу выполнены не были.

Литература и источники

1. Вещиков А.Т. Атеистическое движение в СССР: опыт изучения деятельности КПСС и Советского государства по осуществлению марксистско-ленинского учения о преодолении религии. Дис. ... докт. ист. наук. - М., 1972.

2. Деннингхаус В.А., Савин А.И. Религиозная политика в СССР периода «Развитого социализма» и Запад // Конфессиональная политика в Новое и Новейшее время: материалы международной научной заочной конференции. - М., 2021. - С. 225-237.

3. Идиатуллов А.К., Галимова Л.Н. Неофициальная религиозность «Мусульманских» народов Среднего Поволжья и Приуралья в 1960-1970-е годы // Самарский научный вестник. - 2016. - № 2 (15). - С. 126-130.

4. Кобзев А.В. Религиозная обрядность верующих-мусульман Ульяновской области в 50-70-е гг. XX века // Российские мусульмане на пути к религиозному и образовательному единству. Материалы пятой ежегодной научно-практической конференции. - М.: ООО «Издательский дом «Медина», 2009. - С. 78-84.

5. Крюковский В.Д. Комсомольские органы БССР в системе взаимоотношений государства и церкви в 1970-е гг.: подготовка идеологических кадров // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. - 2019. - № 1. -С. 63-67.

6. СочневаД.В. «На стыке двух мировоззрений»: уровень религиозной и советской обрядности в 1960-1970 гг. (по материалам Ульяновской области) // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - № 12 (93). - С. 4482-4487.

7. Государственный архив Новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО). Ф. 8. Оп. 21. Д. 144.

8. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 58. Д. 117.

9. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 59. Д. 123.

10. TAHH yo. O. 8. On. 67. fl. 92.

References and Sources

1. Veshchikov A.T. Ateisticheskoe dvizhenie v SSSR: opyt izucheniya deyatel'nosti KPSS i Sovetskogo gosudarstva po osushchestvleniyu marksistsko-leninskogo ucheniya o preodolenii religii: dis. ... d-ra ist. nauk. - M., 1972.

2. Denninghaus V.A., Savin A.I. Religioznaya politika v SSSR perioda «Razvitogo socializma» i Zapad // Konfessional'naya politika v Novoe i Novejshee vremya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj zaochnoj konferencii. - M., 2021. - S. 225-237.

3. Idiatullov A.K., Galimova L.N. Neoficial'naya religioznost' «Musul'manskih» narodov Srednego Povolzh'ya i Priural'ya v 1960-1970-e gody // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2016. - № 2 (15). - S. 126-130.

4. Kobzev A.V. Religioznaya obryadnost' veruyushchih-musul'man Ul'yanovskoj oblasti v 50-70-e gg. XX veka // Rossijskie musul'mane na puti k religioznomu i obrazovatel'nomu edinstvu. Materialy pyatoj ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M.: OOO «Izdatel'skij dom «Medina», 2009. - S. 78-84.

5. Kryukovskij V.D. Komsomol'skie organy BSSR v sisteme vzaimootnoshenij gosudarstva i cerkvi v 1970-e gg.: podgotovka ideologicheskih kadrov // Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya A. Gumanitarnye nauki. - 2019. - N° 1. - S. 63-67.

6. Sochneva D.V. «Na styke dvuh mirovozzrenij»: uroven' religioznoj i sovetskoj obryadnosti v 1960-1970 gg. (po materialam Ul'yanovskoj oblasti) // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. - 2022. - № 12 (93). - S. 4482-4487.

7. Gosudarstvennyj arhiv Novejshej istorii Ul'yanovskoj oblasti (GANI UO). F. 8. Op. 21. D. 144.

8. GANI UO. F. 8. Op. 58. D. 117.

9. GANI UO. F. 8. Op. 59. D. 123.

10. GANI UO. F. 8. Op. 67. D. 92.

СОЧНЕВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - аспирант кафедры истории, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (daria73reg@inbox.ru).

SOCHNEVA, DARIA V. - Ph.D. Student, Department of History of the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov (daria73reg@inbox.ru).

УДК 94(47).084.9:929.2Бисчеков DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-106-116

ГАЙРАБЕКОВ А.Я. БИСЧЕКОВ ШИХМУРЗА БАТЫРБИЕВИЧ: К ИСТОРИИ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧЕНО-ИНГУШЕТИИ В 1960-1980-Е ГОДЫ

Ключевые слова: Шихмурза Бисчеков, Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария, Грозненский кооперативный техникум, учебный комплекс, Фонд мира, Совет директоров ССУЗов.

Статья посвящена освещению основных этапов профессиональной, государственной и общественной деятельности достойного сына кабардинского народа, искреннего друга чеченцев, патриота и интернационалиста Бисчекова Шихмурзы Батырбиевича (1932-2017), который стоял у истоков восстановления и развития системы среднего специального образования в Чечено-Ингушетии в 1960-1980 гг. и возглавлял Грозненский кооперативный техникум. Под его руководством (с 1964 г.) техникум обеспечивал высокое качество подготовки специалистов, стал базовым межрегиональным учебным заведением, имел статус союзного. Шихмурза Батырбиевич на региональном и союзном уровне добивался обеспечения всем необходимым для полноценной организации учебного процесса, чем заслужил непререкаемый авторитет в республике. В 1970-1980-е годы считалось, что кооперативный техникум, возглавляемый Ш.Б. Бисчековым, пользуется в народе большим уважением и почетом, чем любой из трех вузов республики. Об авторитете техникума говорил, к примеру, тот факт, что в период приемных экзаменов конкурс там превышал показатели некоторых престижных высших учебных заведений.

GAYRABEKOV, A.Ya.

BISCHEKOV SHIHMURZA BATERBIEVICH: ON THE HISTORY OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION IN

CHECHEN-INGUSHETIA IN THE 1960-1980S

Key words: Shikhmurza Bischekov, Tschetschenien-Inguschetien, Kabardino-Balkaria, Grozny Cooperative technical college, educational complex, Peace Fund, Board of Directors of SSUZs.

The article is devoted to highlighting the main stages of the professional, state and social activities of the worthy son of the Kabardian people, a sincere friend of the Chechens, patriot and internationalist Shikhmurza Batyrbievich Bischekov (1932-2017), who stood at the origins of the restoration and development of the secondary specialized education system in Checheno-Ingushetia in the 1960s-1980s and headed the Grozny Cooperative Technical School. Under his leadership (since 1964), the technical school provided high quality training for specialists, became a basic interregional educational institution, and had the status of a union. Shikhmurza Batyrbievich at the regional and union level sought to provide everything necessary for the full organization of the educational process, which earned him unquestioned authority in the republic. In the 1970-1980s, it was believed that the cooperative technical school, headed by Sh.B. Bischekov, enjoys greater respect and honor among the people than any of the three universities of the republic. The authority of the technical school was indicated, for example, by the fact that during the period of entrance exams the competition there exceeded the indicators of some prestigious higher educational institutions.

О жизни и деятельности Ш.Б. Бисчекова написано в нескольких книгах и во многих публикациях в периодической печати Чеченской Республики и Кабардино-Балкарии. В 2018 г. издан замечательный сборник М.Н. Кокоева «Незаурядная личность. Бисчёков Шихмурза Батырбиевич. Воспоминания семьи, родных и друзей» [1]. Теплые слова посвятили своему другу Ш.А. Якубов в книге «Нелегкий путь в большую жизнь», 2008 г. [2] и Л.М. Налаев в своих трудах «Наши корни и крона» [3] и «Овеянный славой город Грозный...» [4]. Ценным источником,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.