г
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ч
J
М.А. КРЫЛОВА, доцент Тверской государственный университет
Формы адаптации первокурсников к условиям экзаменационной сессии
Эмпирическая основа статьи - материалы проведенного в течение трех лет исследования особенностей адаптации студентов-первокурсников нескольких факультетов Тверского государственного университета к условиям экзаменационной сессии. Методами исследования выступили включенное наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности студентов. Выявлены варианты (формулы) проявления двух форм адаптации студентов - статической и динамической. Статические формы адаптации возникают при ориентации человека на сглаживание несоответствия собственных особенностей условиям жизнедеятельности. Динамические формы позволяют преобразовать ситуацию в целом. Человек, использующий динамические формы адаптации, всегда выступает субъектом деятельности, поскольку преобразование требует высокой активности, личностной позиции, умения планировать, контролировать деятельность. Предлагается содержательная интерпретация типичных формул адаптации. Обе формы адаптации предлагается рассматривать как индикаторы успешности становления студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: адаптация, динамическая адаптация, статическая адаптация, субъект, учебно-профессиональная деятельность, сессия
Проблема адаптации студентов вуза к учебному процессу, несмотря на многочисленные ежегодные исследования (только поисковый запрос в e-library «адаптация студентов вуза» выдает 1112 ссылок на статьи, монографии и диссертации), продолжает оставаться востребованной. Как отмечают многие современные исследователи (О.В. Гаврилова [1], С. Костенко [2], Л.Н. Курбатова, В.Н. Стегний [3], И.И. Подойницына [4] и др.), наиболее сложно процесс адаптации протекает в связи с новыми условиями процесса обучения в вузе, отличающимися от школы (так называемая дидактическая адаптация). Экзаменационная сессия - одно из тех новых условий учебно-профессиональной деятельности первокурсников, которые затрудняют процесс адаптации студентов в целом.
Следует учитывать, что адаптация -двойственный процесс. С одной стороны, это приспособление собственных особенностей к новым условиям жизнедеятель-
ности, с другой - приспосабливание условий, содержания деятельности, поставленных задач и окружающих людей к своим особенностям. Бернард Шоу сказал: «Разумный человек приспосабливается к миру. Неразумный пытается приспособить мир к себе... Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных». В этой шутке есть значительная доля истины. Сейчас, когда провозглашен курс на модернизацию образования, инновационную деятельность во всех сферах жизни нашей страны, особенно ценно выявлять тех молодых людей, которые предпочитают «приспосабливать ». Именно их потенциал - фактор успеха инновационных процессов. Кроме того, интересно рассмотреть способы приспособления и приспосабливания современных первокурсников к экзаменационной сессии, поскольку выявление типичных способов и форм адаптации учащихся к стрессовой ситуации позволяет помочь им понять свои сильные и слабые стороны, а со стороны
108
Высшее образование в России • № 4, 2014
педагогов и родителей - обеспечить им психологическую помощь, педагогическую поддержку и психолого-педагогическое сопровождение. Предпочтение определенной формы адаптации может свидетельствовать и о том, насколько успешно студент включается в новую деятельность как ее полноправный участник, субъект.
Большую эмоциональную, интеллектуальную и психофизиологическую нагрузку несет первая сессия, поскольку у студента еще не выработаны привычки прохождения подобной проверки именно в данном образовательном учреждении, по данному предмету. Кроме того, ориентация на оценивание именно компетенций в соответствии с ФГОС ВПО видоизменила как саму процедуру экзаменов в традиционном понимании, так и методы подготовки к ним, способы адаптации к напряженным условиям жизнедеятельности в этот период. Помимо понимания изученныхтеорий, экзаменующийся должен продемонстрировать способность воспользоваться основными их положениями. Поэтому в современных условиях для успешной сдачи экзамена в вузе студент должен «дозреть » до уровня субъекта учебно-профессиональной деятельности уже к первой сессии, а именно: иметь уровень реализации личностного профессионального плана не ниже «практической реализации» (по Н.С. Пряжникову [5]), иметь зачатки профессионального теоретического мышления и профессиональной рефлексии. Такие идеальные качества у первокурсника возникают при наличии, по крайней мере, двух условий: 1) соответствующей образовательной среды на факультете и в вузе в целом и 2) соответствующей направленности довузовской (чаще всего школьной) подготовки. Вместе с тем сочетание этих условий наблюдается нечасто. Либо вуз лишь формально создает развивающую среду для студентов, либо проявляется глобальная проблема современной системы образования: огромный разрыв между предлагаемы-
ми вузами технологиями обучения, рассчитанными на субъектную позицию студентов, и ориентацией подавляющего большинства общеобразовательных учебных заведений на благополучную сдачу выпускниками ЕГЭ. Натаскивание старшеклассника на успешную сдачу теста не способствует его становлению как полноправного участника процесса обучения, который хочет и умеет учиться, способен устанавливать межпредметные связи в изученном материале, проявлять свои навыки в учебной деятельности. Поэтому, придя в вуз, бывший школьник, успешно сдавший ЕГЭ, психологически не готов становиться профессионалом, понимать принципы изучаемых теорий и связывать их с задачами профессиональной деятельности, искать новые решения, становиться субъектом учебно-профессиональной деятельности.
Между тем именно период экзаменационной сессии становится тем жизненным этапом, когда студентуприходится делать выбор: либо оставаться ведомым в процессе обучения в вузе, либо начать становиться субъектом деятельности. И с этой точки зрения весьма значимо исследование тех форм адаптации, которые первокурсник считает для себя приемлемыми.
В отечественной и зарубежной психологии (Л.С. Выготский [6] и Э. Фромм [7]) выделяют две формы адаптации: статическую и динамическую. Первая возникает при ориентации человека на сглаживание несоответствия собственных особенностей условиям жизнедеятельности. Статическая форма адаптации проявляется по-разному и связана с изменением лишь некоторых привычек человека, при этом его личность, характер остаются неизменными. Данная форма адаптации позволяет разрешить противоречия между индивидом и группой, индивидом и общественно выработанными способами выполнения деятельности. При этом целью человека становится поиск ниши, места в сложившейся структуре деятельности или трудовых и межличност-
Социология образования
109
ных отношений для сглаживания указанных противоречий. Так, например, медлительный человек, реализуя статические формы адаптации, находит удобные для себя способы выполнения деятельности, которые требуют некоторой отсрочки реакции, избегает виды деятельности, требующие экспромта. При этом медлительным он не перестает быть. Принципиально не изменяется и деятельность тех, кто выполняет работу совместно с ним.
Относительно динамической формы адаптации есть два мнения. Л.С. Выготский полагает, что при всем разнообразии проявлений она отражает динамические характеристики ситуации - противоречия деятельности группы, ее взаимоотношений с другими группами и их деятельностью. В этом смысле любой человек, который «чувствует ситуацию » и использует ее на свое благо или благо какой-либо группы, проявляет динамическую форму адаптации. Она позволяет преобразовать ситуацию в целом. Человек здесь выступает субъектом деятельности, поскольку преобразование требует высокой активности, личностной позиции, умения планировать, контролировать деятельность.
В понимании Э. Фромма динамическая форма адаптации связана с изменениями в личности человека. Хотя при более широком рассмотрении оказывается, что подход Э. Фромма - частный случай взглядов Л.С. Выготского, поскольку изменения личности происходят именно под влиянием совместной деятельности человека в социуме. Например, динамической формой адаптации можно считать рационализаторскую деятельность молодых рабочих послевоенного времени в нашей стране (по воспоминаниям и художественным произведениям). Некоторые из них, встав к станку и не имея опыта работы, не просто приспосабливали свои движения, позу к непривычному, а иногда и неудобному для них станку и данной инструкции (это было бы проявлением статической формы адаптации),
- они пытались выделить существенные и несущественные условия технологического процесса, понять проблемные точки во взаимодействии с коллегами по цеху. В результате появлялись рационализаторские предложения на разных уровнях. Таким образом, к динамической форме адаптации относятся те действия и деяния человека, в результате которых он становится субъектом.
Возникает проблема разработки диагностического инструментария для выявления этих форм. В качестве методов изучения форм адаптации студентов в период экзаменационной сессии в нашем исследовании были применены включенное наблюдение, анализ домашних сочинений «Как я сдавал сессию », беседа. Наблюдатель одновременно выступал экзаменатором и фиксировал, как студент отвечает на основной и дополнительные вопросы, на трудный вопрос, какие примеры приводит, как выполняет практические задания. По окончании сессии студентам было предложено написать сочинение «Как я сдавал сессию ». При анализе работ ориентирами, различающими названные формы адаптации, служили: оригинальность сюжета, своеобразие способа раскрытия темы, соотношение действительных и страдательных причастий, соотношение слов, показывающих активную/ пассивную позицию автора, общая эмоциональная окраска текста. После обработки сочинений с каждым студентом была индивидуально проведена беседа, позволяющая уточнить и проверить возникшие гипотезы и выводы, сделанные в ходе наблюдения на экзамене и по итогам анализа его сочинения. Полученные результаты позволили выделить несколько типичных моделей адаптации. Ниже дана их краткая характеристика.
Формула «скромного одиночки». На экзамене не отвлекается, не подсказывает и не ждет подсказок, не пытается воспользоваться Интернетом, примеры взяты из лекции или учебника, если затрудняется с
110
Высшее образование в России • № 4, 2014
ответом, то либо молчит, либо признается в незнании. Решение практических ситуаций наивно-примитивное, стандартное, «житейское », может быть профессиональным. Перед выполнением задания спрашивает, сколько страниц надо написать. Сюжет сочинения и жанр его подачи скучные, преобладают перечисления непримечательных событий, общий эмоциональный фон нейтральный или страдающий (автор -«жертва судьбы»). В беседе подчеркнуто стремление действовать «как надо, как требуется ». Сессия рассматривается как лотерея, случай. Из эффективных способов подготовки к экзамену выделяет многократное повторение. Данная формула представляет статическую форму адаптации, поскольку студент не видит, как заставить ситуацию работать на себя, пассивен в ней. В течение семестра такие студенты чаще всего учатся стабильно, все выполняют в срок и в заданном объеме, собственной активности и инициативы не проявляют. Выступают скорее как исполнители деятельности, предложенной преподавателем.
Формула «халявщика». На экзамене такой студент часто отвлекается, подсказывает, пользуется подсказками других, чужими и своими шпаргалками, ищет способы списать, давит на жалость преподавателей и сокурсников, примеры редко берет из лекции или учебника. Пытается импровизировать, проводить аналогии с жизненными ситуациями. Если студент, использующий данную формулу, затрудняется с ответом, то чаще всего говорит все, что ему приходит в голову, даже не относящееся к теме, не молчит, в незнании не признается. Решение практических ситуаций наивнопримитивное, житейское, очень редко оригинальное. Сюжет сочинения и форма его подачи эмоциональные, преобладают зарисовки случаев крупного везения и неудач, фантазии на тему «автоматом поставят », общий эмоциональный фон, как правило, напряженный (автор всегда надеется на чудесное спасение). В беседе подчеркнут
принцип случайной удачи: «повезет - не повезет». Сессия рассматривается как лотерея, случай, в котором, если правильно себя повести, то посчастливится. Из эффективных способов подготовки к экзамену выделяет выучивание небольшой части вопросов - вдруг повезет. Несмотря на кажущуюся активность студентов,реализующих данную формулу, их форма адаптации также относится к статической, поскольку преобразование строится на случайности, а не на видении и использовании противоречия или тенденции ситуации. В течение семестра обычно делают вид активной работы, создают впечатление деловитости, общественной и бытовой сверхзанятости, незаменимости. Как субъекты учебно-профессиональной деятельности не проявляются.
Формула «Тома. Сойера». Такой студент на экзамене обычно не пытается списать, не пользуется подсказками, его цель - «заговорить» экзаменатора, показывая свою осведомленность (по некоторым вопросам - большую, чем у однокурсников). Привязывает к ответу дискуссионный материал, высказывая свою точку зрения, пытается вызвать экзаменатора на спор, побудить говорить экзаменатора, а не самому отвечать на вопрос. Применение информации для практических ситуаций часто сводится к анализу способов их решения разными людьми в жизни, а не является попыткой самостоятельного поиска. Сочинения сдает редко. При напоминании о необходимости сдать сочинение предлагает просто рассказать. Сюжет сочинения и форма его подачи очень разные: скучные (иногда морализаторские) и увлекательные, эмоциональные и нейтральные. В беседе проявляется тот же стиль общения, что и на экзамене, - побуждение высказывать свое мнение того, кто спрашивает. Сессия рассматривается как соревнование. Эффективных способов подготовки к экзамену не выделяет, указывая лишь на необходимость посещения ключевых лекций и прак-
Социология образования
111
тических занятий в течение семестра. Возможно, это дополнительный прием выявления интересов, «пунктиков»,слабых и сильных особенностей преподавателя, которые затем можно использовать. Однокурсники студентов, использующих «формулу Тома Сойера », в неформальной беседе отмечали, что некоторые из них умеют уговорить дать списать или включить в качестве соисполнителя какой-либо работы. При этом сокурсники соглашаются сделать это, так как тот умеет разрешить конфликты с преподавателем, «заболтать», предлагает интересные способы более легкого выполнения заданий. Данная формула представляет динамическую форму адаптации, поскольку студент видит, как можно заставить работать сильные и слабые стороны других людей, и использует это. Вместе с тем в дальнейшем такие студенты чаще всего не становятся субъектами учебнопрофессиональной деятельности: не принимая ее целей и ценностей, они остаются манипуляторами, дельцами, преследующими узколичные цели.
Формула «мушкетеров». Используется небольшой группой студентов как одного, так и разного пола. Данная группа обычно совместно готовится к экзамену, проговаривая друг другу материал, задавая и отвечая на вопросы. Стараются вместе или друг за другом входить на экзамен. Активно подсказывают друг другу, используя мимику, условные знаки, жесты. Примеры и аналогии часто оригинальны, придуманы совместно при подготовке, редко взяты из лекции или учебника, Если один затрудняется с ответом или молчит, то другие из этой микрогруппы заступаются, просят спросить еще что-нибудь (нередко намекая, что именно). Решение практических ситуаций разное: от наивно-примитивного до профессионального, зависит от качества совместной подготовки, общего уровня отвечающего и строгости контроля экзаменатора. Сюжет сочинения и форма его подачи повторяют друг друга (часто признаются, что
обдумывали план и писали вместе). В беседе подчеркнуто стремление действовать по принципу «один за всех и все за одного », акцентируются ценности «могучей кучки», «колхоза», «братства». Сессия рассматривается какиспытание на прочность каждого отдельного студента и дружбы в целом. Из эффективных способов подготовки к экзамену выделяют именно совместную деятельность, в которой усиление каждого члена микрогруппы происходит за счет совместного чтения, повторения, обучения способам популярного перевода научных понятий и положений научных теорий на житейский язык. Данная формула представляет динамическую форму адаптации, поскольку студент видит, как заставить работать ситуацию на себя, и умеет использовать это. Такие студенты достаточно легко становятся субъектами учебно-профессиональной деятельности в течение первого-второго года обучения при создании в вузе соответствующей образовательной среды.
Формула «художника». Студентов, использующих данную формулу адаптации, очень мало. На экзамене такой студент дает оригинальный ответ, приводит не похожие ни на чьи примеры, устанавливает своеобразные, неповторимые аналогии и межпредметные связи. На дополнительные вопросы отвечает обдуманно, привлекая подходы и теории, а также факты из разных областей жизни. Сочинения обычно большие по объему, с философскими размышлениями. В качестве способов усиления собственных сил в напряженной ситуации сессии выделяет творчество (изобретения, написание стихов, рисование, помощь кафедре в оформлении стендов, в подготовке презентаций и видеофильмов и пр.) или использование психотехнических приемов запоминания, стимулирования мышления, концентрации внимания. В беседе использует образы, привлекает художественные, музыкальные произведения, биографии известных людей. Сессия рас-
112
Высшее образование в России • № 4, 2014
сматривается как напряженный период. Эффективных способов подготовки к экзамену выделить не может. Некоторые из студентов с данной формой адаптации говорят, что у каждого свой способ: кто-то должен многократно повторять, кто-то шпаргалки писать, кому-то удобнее рассказывать другим. Данная формула представляет динамическую форму адаптации, поскольку студент приспосабливается к сессии именно за счет умения видеть, чувствовать, понимать разные противоречивые аспекты и проблемы науки, культуры, межличностных отношений в их единстве. Такой студент уже на первом курсе проявляет признаки субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Формула «наставника» . Также сравнительно редкая форма адаптации к сессии. Обычно встречается в группах, в которых один из сокурсников старше других на несколько лет (чаще всего - на 4-5). Старший студент при наличии некоторых личностных качеств объединяет вокруг себя небольшую группу, в которой способ адаптации напоминает формулу «мушкетеров». При этом стиль деятельности и общения старшего - это не формула «Тома Сойера», которая ориентирует на получение выгоды прежде всего для себя. На экзамене старший студент пытается опекать не только «своих», но и всех пришедших на экзамен: объясняет в коридоре непонимающим, составляет для них алгоритмы действия, дает советы и пр. Его ответ на экзамене чаще всего полный, содержательный, пояснения оригинальные, решение практических задач дается на профессиональном уровне. Сочинения глубокие, напоминают размышления педагогов-классиков. В качестве эффективных способов подготовки к экзаменам выделяет совместную деятельность, беседы. Наблюдения в течение семестра за учебной деятельностью такого студента позволяют считать его субъектом учебно-профессиональной деятельности,
при этом он не просто умеет и хочет учиться сам, но и помогает преподавателю создавать и поддерживать развивающую образовательную среду, атмосферу научного поиска, способствующую выявлению проблем данной науки и направлений их решения.
Таким образом, некоторые формы адаптации первокурсников в период экзаменационной сессии могут свидетельствовать об успешности становления их как субъектов учебно-профессиональной деятельности. Реализуя формулы «мушкетеров», «художника», «наставника», студент начинает жить по принципу, сформулированному В. Франклом: «Человека не ведут потребности, а притягивают ценности», - он становится субъектом.
Литература
1. Гаврилова О.В. Формирование инноваци-
онного потенциала студентов как педагогическая проблема// Гуманитарные исследования. 2012. № 1(41). С. 183-189.
2. Костенко С. Модели жизнеутверждающей
адаптации студентов в вузе // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 90-93.
3. Курбатова Л.Н., Стегний В.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. 264 с.
4. Подойницына И.И. Адаптация студентов
в новой социокультурной среде как предмет образовательного дискурса. Открытая библиотека публикаций по социальным наукам // Социальные проблемы. 2008. № 2.
5. Пряжников Н.С. Психологический смысл
труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.; Ин-т практ. психологии; Воронеж; НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психоло-
гия / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1992. 111 с.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Аст, 2011.
288 с.
Социология образования
113
Автор:
КРЫЛОВА Марина Андреевна - канд. психол. наук, доцент, Тверской государственный университет, fabmarine@rambler.ru
KRYLOVA V.A. THE FORMS OF FRESHMEN’S ADAPTATION DURING THE SESSION
Abstract. The empirical basis of this article are the materials of the research of freshmen’s adaptation conducted within three years in several departments of Tver State University during the examination session. Research methods were participant observation, conversation, analysis of students’ product activities. Identified variants (formulas) display two forms of students’ adaptation - static and dynamic. Static forms of adaptation characterize orientation towards smoothing the inconsistencies between their own features and the conditions of life. Dynamic forms allow to convert the whole situation. The person using the dynamic variant of adaptation becomes the subject of activity, because the conversion requires a high activity, personal attitude, ability to plan, monitor activity. There was offered a substantive interpretation of typical formulas of adaptation. Both forms of adaptation are considered as the indicators of successfulness of students’ formation as subjects of education activity.
Keywords: students’ adaptation, dynamic adaptation, static adaptation, subject, teaching and professional (education) activities, examination session
References
1. Gavrilova O.V. (2012) [Formation of students’
innovative potential as a pedagogical problem] Gumanitarnye issledovania. [Humanitarian research]. No 1(41), pp. 183-189. (In Russ.)
2. Kostenko S. (2007) [Models of students’ life-
asserting adaptation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 7, pp. 90-93.
3. Kurbatova L.N. Stegniy V.N. (2009) Socialniy
portret studechestva v usloviakh transfor-macii rossiiskogo obschestva [The social portrait of students in condition of the transformation of Russian society]. Perm’: Perm. State Tech. Univ. Publ., 264 p.
4. Podoinitsina I.I. (2008) [The adaptation of
students in the new social and cultural environment as a matter of educational discourse]. Social’nye problemi [Social problems]. No 2. (In Russ.)
5. Priazhnikov N.S. (1997) Psichologicheskiy smysl
truda [Psychological meaning of work]. Moscow: Institute of practical psychology Publ., Voronez: NPO«MODEK» Publ., 352 p.
6. Vygotskiy L.S. (1992) P edagogicheskaya psichologia [Pedagogical Psychology]. Ed. V.V. Davydov. Moscow: Pedagogika Publ., 1992, 111 p.
7. Fromm Erich S. (2011) Begstvo ot svobody
[Escape from Freedom]. Moscow: Ast Publ.,
288 p.
Author:
KRYLOVA Marina A. - Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology of primary education, Tver State University, fabmarine@rambler.ru