Научная статья на тему 'Адаптивное обучение первокурсников'

Адаптивное обучение первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКУРСНИКИ / ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ADAPTATION / FIRST-YEAR STUDENTS / ADAPTIVE TEACHING TECHNOLOGY / TUTORIAL / MATHEMATICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикина Татьяна Евгеньевна

В статье анализируются проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе, и в частности, к изучению математического анализа. Описаны основные этапы реализации разработанной автором технологии адаптивного обучения на практических занятиях по математическому анализу и методы внеаудиторной работы с учетом форм организации учебной деятельности студентов. Рассмотрены некоторые приемы и средства адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive teaching of first course students

The paper deals with the problems of first-year students' adaptation to the learning process at the university. Special adaptive technology, some means and methods facilitating studying of the mathematical analyses are described.

Текст научной работы на тему «Адаптивное обучение первокурсников»

Научный дебют

143

те. чикина, ст. преподаватель Адаптивное обучение

Нижегородский государственный

педагогический университет перв°КурсниК°в

В статье анализируются проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе, и в частности, к изучению математического анализа. Описаны основные этапы реализации разработанной автором технологии адаптивного обучения на практических занятиях по математическому анализу и методы внеаудиторной работы с учетом форм организации учебной деятельности студентов. Рассмотрены некоторые приемы и средства адаптации.

Ключевые слова: адаптация, первокурсники, технология адаптивного обучения, учебное консультирование, математический анализ.

В исследованиях, посвященных адаптации первокурсников к обучению в вузе, выделяют следующие аспекты: социальнопсихологический, педагогический и учебнопрофессиональный.

Так, на первокурсников в вузе влияют такие социально-психологические факторы, как психофизиологические свойства личности, условия жизни и учебы, новое социальное окружение, в том числе отношения с товарищами по группе, психологический климат студенческого коллектива, его традиции, нормы.

К числу педагогических проблем адаптационного периода исследователи относят причины, связанные в первую очередь с отсутствием общеучебных умений (работать с учебной литературой, вести конспект лекций, выступать перед аудиторией и т.д.). Фактически первокурсники не умеют учиться, у них не сформированы умения осуществлять самоконтроль, самооценку, рефлексию собственных действий.

Решения названных проблем в большинстве своем ищутся на пути создания специально организованной структуры (факультета и центра довузовского обучения, подготовительного отделения и курсов), разработки и внедрения специально разработанных курсов или факультативов по формированию готовности первокурсников к учебному процессу в вузе, в том числе по включению в учебные планы дополнительных дисциплин психолого-педа-гогического цикла.

Менее исследованными являются про-

блемы, возникающие у первокурсников при изучении дисциплин математического цикла и относящиеся к учебно-профессиональному аспекту адаптации. Они связаны со спецификой объектов изучения (высокая степень абстрактности понятий и теорем; разнообразие форм представления математических структур; недостаточная логическая подготовка к работе с математическими объектами). У многих первокурсников не сформирована функционально-графическая культура. Кроме того, существует несоответствие между большим объемом изучаемого материала и уменьшением количества учебных часов, отводимых на аудиторные занятия. Все это приводит к тому, что получаемые знания носят формальный характер, значительная часть студентов не сознает смысла изучаемых понятий, не может давать им различные интерпретации и, как следствие, не может оперировать ими.

Технология адаптивного обучения первокурсников математическому анализу должна удовлетворять, на наш взгляд, следующим требованиям: быть ориентированной на усвоение материала каждым студентом с учетом реального уровня его подготовки и индивидуальныхособенностей, отражать логику и специфику математического анализа как науки, опираться на инновационные подходы кпостроению практических занятий.

Охарактеризуем основные компоненты разработанной нами технологии адаптивного обучения первокурсников: целевой,

144

Высшее образование в России • № 6, 2009

содержательный, процессуальный и результативный.

Как показывает опыт, первокурсники слабо владеют символами, не знакомы с идеей инвариантности формул, имеют весьма поверхностное представление о функции, способах ее задания. Зачастую они не могут корректно формулировать определения понятий, теоремы, применять знания, полученные в школе, в новой ситуации, раскрывать их математическую сущность с точки зрения изучаемых теорий (например, теории пределов, теории функций и т.п.). Формирование этих знаний и умений мы рассматриваем как необходимое условие адаптации первокурсников к изучению математического анализа. Поэтому целевой компонент технологии наряду с задачей изучения математического анализа включает диагностируемые цели, в том числе по освоению общеучебных умений, метазнаний, предметных знаний, умений и навыков, способов деятельности.

При построении содержательной основы технологии мы учитывали принципы модульного обучения [1], которые позволяют по-разному структурировать учебный материал и выделять блоки учебной информации. На практических занятиях по математическому анализу содержание раскрывается в процессе решения задач, поэтому была разработана специальная система упражнений, включающая совокупность заданий, адекватных действиям, лежащим в основе усвоения новых знаний, и отражающая план практического занятия, а также план самостоятельного изучения темы.

Для адаптации первокурсников к изучению математического материала необходимо разрабатывать специальные средства обучения, обеспечивающие организацию активной познавательной деятельности студентов и отражающие логику изучения предмета. Нам представляется, что одним из них является созданная нами рабочая тетрадь по математическому анализу.

Анализ основных идей и положений модульного и деятельностного подходов к обучению [2] привел к необходимости пе-

ресмотра структурных компонентов практического занятия и его процессуальной стороны. В частности, в структуре занятия мы выделяем следующие этапы: входная диагностика, обсуждение ее результатов и постановка учебных задач, самостоятельная работа студентов по решению типовых задач, представленных на специальных бланках с печатной основой, диагностика на «выходе » из темы, индивидуальная работа с некоторыми студентами на фоне самостоятельно работающей группы.

Результативный компонент технологии адаптивного обучения определяется на основе комплекса контрольныхи диагностических мероприятий. Использование диагностики на «входе » и «выходе » по каждой теме и по модулю в целом дает возможность включать студентов в анализ полученных результатов, учить первокурсников самоконтролю и самооценке.

Для оперативной диагностики, позволяющей осуществлять обратную связь между преподавателем и студентами, были разработаны учебные материалы на печатной основе со специально подобранными диагностическими заданиями.

На основе идей модульного обучения нами было организовано учебное консультирование по математическому анализу для первокурсников, где роль тьюторов выполняли студенты старших курсов [3]. Как показала практика, такое консультирование дает очень хорошие результаты. Так, по итогам экзаменационной сессии учебная группа, принимавшая участие в эксперименте, получила более высокие отметки по сравнению с другими первокурсниками. Сами студенты отмечали, что им было проще подготовиться к экзамену по математи-ческомуанализу, таккакв течение семестра они усиленно трудились.

Анализ проведенного педагогического эксперимента показал, что реализация разработанной технологии на практических и внеаудиторных занятиях позволяет уже к концу первого семестра уменьшить трудности в освоении студентами фундаментальных понятий математического анализа

Научный дебют

145

и увеличить долю самостоятельной работы, что свидетельствует об ускорении процесса адаптации первокурсников.

Литература

1. См.: Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул, 1994. 128 с.

2. См.: Новиков А.М. Методология учебной

деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176с.

3. См.: Чикина Т.Е. Учебное консультиро-

вание по математическому анализу как элемент модульного обучения // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Вып. 10. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 226232.

CHIKINA T.E. ADAPTIVE TEACHING OF FIRST COURSE STUDENTS The paper deals with the problems of first-year students’ adaptation to the learning process at the university. Special adaptive technology, some means and methods facilitating studying of the mathematical analyses are described.

Keywords: adaptation, first-year students, adaptive teaching technology, tutorial, mathematical analysis.

М.В. РОМАННИКОВА, руководитель городской программы «Соревнование классов, свободных от курения»

Профилактика табакокурения среди детей и подростков: педагогическая программа

В статье представлен опыт реализации профилактической программы «Соревнование классов, свободных от курения». Статья адресована педагогам, психологам, социальным педагогам образовательных учреждений, проводящим профилактику табакокурения среди детей и подростков.

Ключевые слова: табакокурение, девиантное поведение подростков, профилактическая программа.

Начало XXI века в России характеризуется высоким уровнем потребления психоактивных веществ (алкоголя, табачных изделий, наркотиков) среди детей и молодёжи. Табакокурение несовершеннолетних принимает всё более угрожающие формы, существенно деформируя нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Особую остроту проблеме придаёт то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, ккоторой впоследствии может присоединиться алкоголизм, а в ряде случаев и наркомания.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внима-

ния социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов [1]. Надо признать, что в классической социологии к числу девиантных форм поведения относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид. Табакокурение в этом списке не значится [2] . Тем самым предполагается, что эта вредная привычка имеет лишь биологические и психологические корни. На наш взгляд, табакокурение имеет характер социальной болезни, а потому с ним можно и нужно бороться социально-воспитательными средствами, разрабатывая и реализуя специальные педагогические программы.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема смены «векторов» в работе с «трудными » детьми и подростками: от перевоспитания и наказания - к ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.