Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2024. № 2 (10)
В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ
УДК 378.147.227
А. В. Козлов
ФОРМИРУЕТСЯ ЛИ УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ «ВЛАДЕТЬ» У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ?
Введение. Основным нормативным документом, определяющим планируемые результаты освоения учебной дисциплины, является учебная программа. Насколько планируемые результаты обучения студентов медицинского вуза совпадают с реальными? Этот вопрос и хотелось бы обсудить.
Основная часть. Всем преподавателям вузов хорошо известны уровни обученности студентов, которые должны быть сформированы в процессе образовательной деятельности.
Напомним определения этих понятий:
• уровень «ЗНАТЬ» — обучающийся способен воспроизвести учебный материал с требуемой степенью точности, сформулировать законы и определения, с достаточной полнотой описать события и процессы в их взаимосвязи и взаимозависимости;
• уровень «УМЕТЬ» — обучающийся способен на основе полученных знаний осуществить стандартные практические действия («стандартные умения»);
• уровень «ИМЕТЬ НАВЫК (ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ)» - спо-
собность обучающегося на основе сформированных стандартных «умений» и многократного их повторения быстро и четко выполнять практические действия. Другими словами — это «умения», доведенные до автоматизма («натренированные умения»)', • уровень «ВЛАДЕТЬ» — способность обучающегося самостоятельно на основе приобретенных знаний, умений и навыков решать нестандартные задачи («творче-скиеумения»).
Удается ли в процессе обучения сформировать у студентов медицинского вуза уровень обученности «владеть», то есть способность самостоятельно решать нестандартные задачи?
Во всех учебных программах, в разделе планируемые результаты обучения, формулируются уровни обученности студентов, которые должны быть сформированы в процессе изучения учебной дисциплины.
Что удивляет? Авторы учебных программ часто путают понятие «уметь» и «владеть». Напомним ещё раз: «владеть» — это способность самостоятельно решать нестандартные задачи в условиях максимально
Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2024 № 2 (10)
приближенных к реальным, а «уметь» — это способность за установленное время осуществить определенное практическое действие. Разница между этими понятиями существенная. Однако очень часто в учебных программах в пункте «владеть» формулируются «умения». Другими словами, способность самостоятельно решать нестандартные задачи подменяется способностью осуществлять определенные практические действия.
Почему так происходит? Все очень просто. Либо разработчики учебных программ не понимают разницы между педагогическими понятиями «уметь» и «владеть», либо понимают, но вынуждены что-то написать в разделе планируемые результаты изучения дисциплины «владеть», поскольку он обязательно должен быть отражен в учебной программе. Скорее всего — первое.
С учетом изложенного выше, возникает вопрос — возможно ли вообще сформировать уровень об-ученности «владеть» у студентов медицинского вуза? По нашему мнению, считаем, что нет.
При каких условиях возможно сформировать уровень обученно-сти «владеть»?
Первое — при наличии сформированных «ужешй» и «навыков». Однако, в процессе занятий сформировать их удается не всегда, в связи с лимитом учебного времени и большим количеством студентов в учебной группе.
Второе — при наличии нестандартных ситуаций и участии студентов в самостоятельном их решении. Однако, возникновение таких ситуаций в ходе учебных занятий маловероятно. Где с ними
может столкнуться студент? На практике. Но даже при замечательно организованной практике и при огромном желании студента отработать в полном объёме все вопросы, предусмотренные программой практики, сколько нестандартных ситуаций может возникнуть в ходе практики? Будут ли студенты допущены к самостоятельному решению нестандартных ситуаций в ходе практики? По нашему мнению, предполагаем, что нет.
С нестандартными ситуациями выпускники медицинских вузов начнут сталкиваться в ординатуре и уже в полной мере в процессе самостоятельной трудовой деятельности. И от того, как быстро и успешно выпускник вуза научится самостоятельно справляться с различными нестандартными рабочими ситуациями, будет зависеть его профессионализм и карьера.
Заключение. Подводя итог, хотелось бы предложить следующее. Отказаться от формирования уровня обученности «владеть» при обучении студентов медицинских вузов, сосредоточив внимание на формировании у них «знаний» и «умений». Формирование уровня обученности «владеть» должно начинаться в ординатуре.
Сформировать «навыки» в процессе обучения — это более реалистичная задача. Для этого надо так спланировать и организовать учебный процесс, чтобы у студентов была возможность неоднократно отработать типовые практические действия, особенно при формировании профессиональных компетенций.
Поступила вредакцию: 06.04.2024 г.