№4
2008
338.45
ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ
Канд. экон. наук, доц. ТТ. КАНЧАВЕЛИ
Разработана система оценочных показателей, характеризующих функционирование машиностроительного предприятия в рыночной среде. Представлены показатели изменения рыночной среды и показатели степени обеспечения потребительского спроса.
A system of evaluating indexes has been worked out, characterizing the function of the machine-build enterprise at the market. The indexes of the market surroundings changes and providing customers demand are presented.
Блок показателей, характеризующих функционирование машиностроительного предприятия в рыночной среде, является соединительным между блоками показателей рыночной среды и внутрисистемной производственно-сбытовой среды. Этот блок показателей состоит из двух подблоков - это показатели изменения рыночной среды и показатели степени обеспечения потребительского спроса. К показателям изменения рыночной среды относятся:
1) коэффициенты эластичности по каждому виду выпускаемой продукции:
спроса по цене; предложения по цене;
перекрестная эластичность, т.е. коэффициенты эластичности взаимозаменяемой продукции;
2) коэффициенты самообеспеченности;
3) баланс выпускаемой продукции, т.е. соотношения спроса и предложения по каждому /-ому виду продукции, как по предприятию, так и в целом по отрасли;
4) изменение запасов готовой продукции:
на предприятии;
№4
2008
в розничной торговле; в оптовой торговле.
Влияние показателей этого подблока на устойчивость предприятия в настоящей статье не рассматривается, т.е. коэффициент, характеризующий влияние изменения рыночной среды на устойчивость производственно-хозяйственной деятельности предприятия принимается равным 1.
Показатели степени обеспечения потребительского спроса находят свое отражение в показателе «уровень обеспечения потребительского спроса» [1,2]:
т
¿7= П«,А,
где а, - коэффициент весомости 1г0Г0 показателя в уровне потребительского спроса
п
(^а.=1;0< а < 1), /-ый показатель уровня потребительского спроса; т - количество пока-зателей уровня потребительского спроса.
В этом случае оптимальный уровень обеспечения потребительского спроса принимается равным единице:
В отличие от [1], где оптимальный уровень сервиса определяется из условия получения предприятием максимальной прибыли.
В качестве показателей I. могут рассматриваться следующие показатели [1,2]:
1) готовность поставок£г представляющий собой долю поставляемой продукции за определенный период времени от общего объема заказа на тот же период и определяется за несколько условных периодов по всей выпускаемой предприятием номенклатуре:
/«I /=I
где количество поставленной продукции /-ого вида потребителю за у'-ый период времени; МГ к0~ личество заказанной продукции /-ого вида к поставке ву-ый период времени; (к- количество условных
периодов в рассматриваемом периоде времени; п - количество видов выпускаемой продукции;
2) безотказность поставок ¿2 представляет собой долю заказов, выполненных с требуемыми временными характеристиками за определенный период времени в общем количестве заказов на тот же период времени и в целом по предприятию, определяется:
ыл , '
где Р. - количество заказов по /-ому виду продукции, выполненных с требуемыми временными характеристиками за определенный период времени,*?- количество заказов на поставку /-ого вида продукции
_Известия вузов. МАШИНОСТРОЕНИЕ_83
№ 4 2008
в течение данного периода времени;
3) качество поставок £3 определяется долей выполненных заявок, полностью соответствующих требуемым количественным и качественным характеристикам за определенный период времени в общем количестве выполненных заявок за тот же период времени:
где К} - количество выполненных заказов по /-ому виду продукции, полностью соответствующих количественным и качественным характеристикам за определенный период времени; К- общее количество выполненных заказов по /-ому виду продукции за тот же период времени;
4) готовность обеспечения комплектности ¿^представляет собой вероятностную характеристику степени выполнения возможных требований к комплектности производимой продукции:
А^ПГ^ГР^Д (,„/(,)
/ и V. ./, -=1
где Р(АцС+,вероятность появления (£+/,) варианта комплектности продукции вида / в течение рассматриваемого периода времени; I - количество видов комплектности продукции вида /, обеспечиваемые предприятием; 1] - количество видов комплектности /-ого вида продукции, не обеспечиваемые предприятием, но появляющиеся в заявках потребителей;
5) готовность проведения погрузочно-разгрузочных работ представляет собой вероятностную характеристику степени выполнения возможных требований, предъявляемых к погрузочно-разгрузоч-
ным работам: " ( ^
Ь5 = П
/-1 V. у 5
где (В.(К+к })-вероятность появления (К+к{)-ого вида погрузочно-разгрузочных работ, предъявляемых к продукции вида /; К- количество видов погрузочно-разгрузочных работ, входящих в совокупность, обеспечиваемую предприятием. К1 - количество видов погрузочно-разгрузочных работ, не принадлежащих совокупности, обеспечиваемой предприятием, но появившихся в качестве требований потребителей.
В этом случае локальным показателем устойчивости функционирования предприятия по степени обеспечения потребительского спроса является
т
Л-.,Р = и = Па А .
/-1
Поскольку влияние блока показателей изменения рыночной среды не учитывается (т.е. 3 = 1), то обобщающий показатель устойчивости функционирования предприятия в рыночной среде равен локальному, т.е.
т
А = Лир. Л- = Па А • /=1
В качестве справочных показателей здесь используются:
1) время поставок, определяемое как период времени между поступлением заявки в систему и
2008
получением потребителем готовой продукции;
2) частота поставок представляет собой количество возможных поставок в течение одного условного периода времени;
3) метод заказа - качественный совокупный показатель, включающий в себя следующие характеристики: минимальная величина заказа, предоставляемое для оплаты заказа время, предоставляемая возможность передачи заказа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колобов А.А, Омсльчепко H.H. Методы оценки уровня сервиса поставок в условиях машиностроительного производства // Вестник машиностроения. -1 995. -N 1. - С. 40-43.
2. Pfohl H.-Ch. Logistiksysteme: betriebswirtschaftliche Grundlage. - Berlin - Heidelberg - New York - London - Paris - Tokyo - Hong Kong - Barcelona: Springer, 1990. - 324 s.
©Верстка номера - Николай Насонов. Все права защищены.
Подписывайтесь на журнал «Известия высших учебных
заведений. Машиностроение»
Подписной индекс
70370
в каталоге агентства «Роспечать»
В журнале освещаются результаты теоретических и экспериментальных исследований, выполненных работниками высших учебных заведений и научных учреждений, по расчету и конструированию машин, энергетическому и транспортному машиностроению, технологии машиностроения, организации и экономике машиностроительного производства; публикуются материалы научных конференций, симпозиумов и семинаров.
Журнал рассчитан на преподавателей, аспирантов и научных работников высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций.