Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ КИБЕРГУГРОЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ КИБЕРГУГРОЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алижанова Хаписат Алижановна, Дубовицкий Игорь Николаевич, Бенев Александр Константинович

Сегодня Интернет оказывает сильное влияние на жизнь людей. Помимо положительных расширение его использования сопряжено также с рядом негативных моментов. Например, по мере его распространения растёт также число случаев онлайн-мошенничества и киберзапугивания. Бесконтрольно распространяются азартные игры и контент порнографического содержания. Существенная причина такого рода пагубных явлений - отсутствие у многих рядовых пользователей компетенций, обеспечивающих достаточную степень безопасности работы в сетевом пространстве. Таким образом, конкурентоспособный член современного общества ещё со школьной скамьи должен получать базовые знания, умения и навыки, связанные с повышением уровня безопасности собственной активности в киберпространстве. Это, в свою очередь, требует внесения соответствующих изменений в систему подготовки педагогических кадров. Соответствующим модернизациям, которые могут быть реализованы на современной стадии развития отечественной системы образования, посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KNOWLEDGE IN THE FIELD OF CYBERSECURITY AND PROTECTION OF CHILDREN FROM CYBER THREATS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Currently, the Internet has a strong impact on people's lives. In addition to the positive, the expansion of its use is also associated with some negative aspects. For example, as it spreads, the number of online fraud cases and cyberbullying cases are increasing. Gambling and pornographic content are spreading uncontrollably. A significant reason for these harmful phenomena is the lack of competencies among many ordinary users that ensure a sufficient security degree of work in the network space. Thus, a competitive modern society members should receive basic knowledge, skills and abilities related to increasing the security level of their own activity in cyberspace from school. This, in turn, requires making appropriate changes to the teachers training system. This article is devoted to the relevant modernizations that can be implemented at the current development stage of the national education system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ КИБЕРГУГРОЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук профессор кафедры педагогики Алижанова Хаписат Алижановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук доцент кафедры психологии и педагогики Дубовицкий Игорь Николаевич ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); аспирант Бенев Александр Константинович

АНО ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ КИБЕРГУГРОЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Сегодня Интернет оказывает сильное влияние на жизнь людей. Помимо положительных расширение его использования сопряжено также с рядом негативных моментов. Например, по мере его распространения растёт также число случаев онлайн-мошенничества и киберзапугивания. Бесконтрольно распространяются азартные игры и контент порнографического содержания. Существенная причина такого рода пагубных явлений - отсутствие у многих рядовых пользователей компетенций, обеспечивающих достаточную степень безопасности работы в сетевом пространстве. Таким образом, конкурентоспособный член современного общества ещё со школьной скамьи должен получать базовые знания, умения и навыки, связанные с повышением уровня безопасности собственной активности в киберпространстве. Это, в свою очередь, требует внесения соответствующих изменений в систему подготовки педагогических кадров. Соответствующим модернизациям, которые могут быть реализованы на современной стадии развития отечественной системы образования, посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка педагогических кадров на ступени высшего образования, информационная безопасность учащихся, студент, преподаватель.

Annotation. Currently, the Internet has a strong impact on people's lives. In addition to the positive, the expansion of its use is also associated with some negative aspects. For example, as it spreads, the number of online fraud cases and cyberbullying cases are increasing. Gambling and pornographic content are spreading uncontrollably. A significant reason for these harmful phenomena is the lack of competencies among many ordinary users that ensure a sufficient security degree of work in the network space. Thus, a competitive modern society members should receive basic knowledge, skills and abilities related to increasing the security level of their own activity in cyberspace from school. This, in turn, requires making appropriate changes to the teachers training system. This article is devoted to the relevant modernizations that can be implemented at the current development stage of the national education system.

Key words: higher education, training of teaching staff at the level of higher education, information security of students, student, teacher.

Введение. Сегодня использование сети Интернет как платформы для дискуссий и мощного средства самовыражения приобрело обыденный характер [3; 6; 9; 11; 13]. Члены современного общества часто поддерживают связь через неё, публикуют информацию о своей деятельности, взаимодействии c другими людьми и иных аспектах повседневной жизни [14; 16; 18].

При этом большинство пользователей уделяет явно недостаточно внимания достоверности потребляемой информации, а, следовательно, и собственной безопасности в сетевом пространстве [10].

Таким образом, формирование системы знаний, умений и навыков, касающихся обеспечения собственной кибербезопасности следует начинать с этапов начального общего и основного общего образования. Это с высокой вероятностью позволит обеспечить развитие культуры осведомленности членов постиндустриального общества будущего о кибербезопасности в глобальном масштабе [12; 15; 17; 18].

В подобных условиях естественным образом меняются и требования к профессиональной подготовленности педагогов. Лица, успешно завершившие обучение по соответствующим программам, конечно, должны быть вооружены системой необходимых профессиональных и личностных компетенций [3; 7-8]. Однако при этом успешная профессиональная деятельность современного учителя представляется невозможной без достаточного уровня развития знаний, умений и навыков, связанных с обучением детей кибербезопасности и защите от кибергугроз [2-3; 10-11; 13; 16].

Как видим, система подготовки профессионалов соответствующего профиля также должна претерпеть определённые изменения. Значительная часть активности руководства и преподавателей педагогических вузов должна быть направлена на подготовку учителей, способных объяснить школьникам возможные риски, связанные с широким использованием Интернета в различных целях [2; 5].

При этом, многие нововведения, позволяющие рационально организовать процесс подготовки таких педагогов, могут быть воплощены на современном этапе развития соответствующего сегмента отечественного ВО. Рассмотрению таких возможностей посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Как уже говорилось, современный педагог, осуществляющий профессиональную деятельность в организациях начального общего и основного общего образования, должен характеризоваться достаточным уровнем развития компетенций, связанных с вооружением учащихся знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно обеспечивать собственную кибербезопасность [5; 9; 12; 14].

Кибербезопасность - это состояние защищенности от несанкционированного использования электронных данных и доступа преступников [16]. Её эффективное формирование у учащихся возможно при условии развития у них культуры этического использования Интернета. Последнее позволит смягчить последствия негативных последствий, которые киберпреступники оказывают на подрастающее поколение [17].

Путём расширения содержательной стороны преподаваемых дисциплин или введения соответствующих спецкурсов у будущих учителей необходимо развивать умение информировать учеников о потенциальных рисках, связанных с использованием различных платформ интернет-коммуникации. В их число входят:

- чаты;

- социальные сети;

- электронная почта;

- мессенджеры;

- онлайн-игры.

В ходе эксплуатации интернет-ресурсов, относящихся к вышеперечисленным типам, пользователи, в т.ч. несовершеннолетние, могут подвергаться кибератакам. Наиболее распространёнными их разновидностями являются

оскорбления и предвзятые атаки со стороны других пользователей [5; 9; 16]. Особенно сильно пагубное влияние таких атак сказывается на детях, характеризующихся низкой самооценкой [1; 10].

Деятельность по обучению детей кибербезопасности, а, следовательно, и подготовке компетентных в этом отношении педагогических кадров усложняется тем, что киберпреступления могут совершаться в любое время дня и ночи. Вероятность их совершения слабо зависит от особенностей функционирования конкретных организаций или личных качеств отдельных людей. Следовательно, необходима дальнейшая научно-исследовательская работа, которая позволит оптимизировать процесс обучения кибербезопасности в школах [2; 7; 14; 16; 18]. Вопросы типологии и классификации киберпреступлений, таким образом, являются источником перспективных тем научно-исследовательских работ магистров и аспирантов.

В ходе аудиторной и внеаудиторной работы, проводимой с будущими учителями, участникам образовательного процесса необходимо принять во внимание, что многие юные пользователи всемирной сети могут не понимать, что в конкретный момент они являются жертвами кибератак [2; 4-5]. Более того, некоторые интернет-пользователи сообщают, что не находятся в сознании, когда нападают на других. Сказанное относится, например, к кибербуллингу.

Для обозначения этого, последнего иногда также используются термины «киберзапугивание» и «киберсталкинг» [5; 11; 13; 15]. Он представляет собой вид угрозы, с которым общество столкнулось в связи с развитием цифровых технологий. Потенциально жертвой кибербуллинга может стать каждый пользователь сети Интернет.

Школьники особенно уязвимы в этом отношении [14; 16; 18]. Планируя работу по подготовке будущих учителей к обучению школьников кибербезопасности важно принимать в расчёт тот факт, что киберзапугивание может осуществляться не злонамеренно. Часто им занимаются дети, желающие развлечься и подразнить своих друзей. В связи с этим они могут не знать о степени ущерба, нанесенного последним [8]. Понимание указанной тенденции позволит молодому учителю эффективнее знакомить юных пользователей Интернета с различными формами киберзапугивания. Это, в свою очередь, поможет школьникам эффективнее бороться с его деструктивным влиянием.

Кроме того, педагог должен уметь помочь учащимся в снижении риска атак вредоносного программного обеспечения (ПО). Вредоносное ПО включает вирусы, созданные и используемые со злым умыслом. В последнее время определённое распространение получила такая его разновидность, как программы-вымогатели. Относимое к данной категории программное обеспечение шифрует важные данные и информацию в обмен на выкуп [2; 8; 12].

Далее, важно познакомить студентов, осваивающих педагогические специальности, с проблемами, которые встречает на своём пути обучение школьников основам кибербезопасности.

Наиболее существенная в их ряду заключается в том, что учителя могут быть не в состоянии отслеживать использование телефонов и компьютеров учащимися, находясь вне школы [17]. Таким образом, хотя в школах и будет проводиться обучение кибербезопасности, дети по-прежнему могут подвергаться киберугрозам вне образовательной организации. Способы их защиты могут стать темами исследовательских проектов будущих учителей.

Далее, существенной проблемой может стать нехватка человеческих и материальных ресурсов в конкретных учебных заведениях. Кроме того, сегодняшняя скорость технического прогресса в купе с непредсказуемой динамикой прочих процессов, составляющих жизнь современного общества, создают риски и новые проблемы для школ, желающих включить обучение кибербезопасности в свою учебную программу. Поэтому в ходе профессиональной подготовки соответствующих педагогических кадров важно сформировать у них навыки, связанные с поиском эффективных путей самосовершенствования в соответствующей области вне школьного пространства [1; 3].

В этой связи также необходимо повышать восприимчивость будущих учителей к технологическому прогрессу [1; 4; 7]. Например, образовательные программы, предназначенные для их подготовки, могут включать курсы соответствующего содержания в учебную программу, чтобы будущие учителя могли пройти надлежащее обучение. Кроме того, практикующие педагоги могут предлагать надлежащее руководство студентам.

Лиц, осваивающих соответствующие направления подготовки, также необходимо готовить к продуктивному взаимодействию с родителями школьников по направлениям обеспечения безопасности последних в сети Интернет [2; 7-8]. Современные дети научились умело и эффективно пользоваться своими смартфонами. Это, в свою очередь, составляет источник некоторых проблем для их родителей. Разница в развитии соответствующих навыков по отношению к собственным детям мешает в защите последних от кибератак или отслеживанием их активности в сети. С позитивными намерениями родители предоставляют детям неограниченный доступ к интернет-гаджетам в качестве меры контроля за их безопасностью или обеспечения их доступности. Побочным результатом становится повышение уязвимости детей для киберугроз [13].

Соответственно, учитель должен уметь оказывать родителям помощь в управлении и контроле использования Интернета детьми. В частности, это касается ограничения их доступа к контенту для взрослых. Что еще более важно, родителям можно посоветовать, как регулировать количество времени, которое их дети проводят в Интернете, используя простые стратегии и действия, такие как вовлечение их в работу по дому или проведение с ними качественного времени. Контроль онлайн-активности ребёнка очень важен, так как слишком большие временные затраты на сетевую активность могут способствовать развитию антиобщественного или агрессивного поведения школьников [12].

В этой связи также необходимо развитие у будущих учителей понимания того факта, что родительский контроль оказался сложной задачей для тех опекунов, которые всегда заняты работой. Дети, которых часто оставляют дома, могут злоупотреблять Интернетом. В таких случаях родители могут потерять представление о том, как их дети используют Интернет, подвергая их тем самым различным киберугрозам. Например, дети, оставленные без присмотра, могут пристраститься к порнографии или онлайн играм, что может иметь серьезные последствия для их психического здоровья. Они подвергаются большему риску развития асоциального поведения [4; 8; 10; 15].

Будущий учитель должен в полной мере осознавать, что только подобное комплексное воздействие позволит сформировать у школьников осведомленность об основах кибербезопасности. Это, в свою очередь, повысит их шансы на успешную защиту от различных киберугроз. Юные интернет-пользователи получат больше возможностей для эффективного обеспечения собственной безопасности в Интернете. Так будущие поколения смогут понять, как защитить свою информацию и данные от несанкционированного доступа [1; 8; 11].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в настоящее время применение Интернета в качестве платформы для дискуссий и мощного средства самовыражения приобрело практически обыденный характер.

Члены современного общества часто поддерживают связь через него, публикуют информацию о своей деятельности, взаимодействии с другими людьми и иных аспектах повседневной жизни. При этом сегодня большинство рядовых пользователей уделяет явно недостаточно внимания достоверности потребляемой информации, а, следовательно, и собственной безопасности в сетевом пространстве.

Таким образом, формирование системы знаний, умений и навыков, касающихся обеспечения собственной кибербезопасности следует начинать с этапов начального общего и основного общего образования.

В подобных условиях естественным образом меняются требования к профессиональной подготовленности педагогов. Лица, успешно завершившие обучение по соответствующим программам, по-прежнему должны быть вооружены системой необходимых профессиональных и личностных компетенций. Однако при этом успешная профессиональная деятельность современного учителя представляется невозможной без достаточного уровня развития знаний, умений и навыков, связанных с обучением детей кибербезопасности.

Соответственно, система подготовки профессионалов интересующего нас профиля также должна претерпеть определённые изменения.

Многие нововведения, позволяющие рационально организовать процесс подготовки таких педагогов, могут быть воплощены на современном этапе развития соответствующего сегмента отечественного ВО.

Путём расширения содержательной стороны преподаваемых дисциплин или введения соответствующих спецкурсов у будущих учителей необходимо развивать умение информировать учеников о потенциальных рисках, связанных с использованием различных платформ интернет-коммуникации.

Деятельность по обучению детей кибербезопасности, а, следовательно, и подготовке компетентных в этом отношении педагогических кадров усложняется тем, что киберпреступления могут совершаться в любое время дня и ночи. Следовательно, необходима дальнейшая научно-исследовательская работа, которая позволит оптимизировать процесс обучения кибербезопасности в школах. Вопросы типологии и классификации киберпреступлений, таким образом, являются источником перспективных тем научно-исследовательских работ магистров и аспирантов.

Далее, в ходе аудиторной и внеаудиторной работы, проводимой с будущими учителями, участникам образовательного процесса необходимо принять во внимание, что многие юные пользователи всемирной сети могут не понимать, что в конкретный момент они являются жертвами кибератак.

Кроме того, педагог должен уметь помочь учащимся в снижении риска атак вредоносного программного обеспечения.

Немаловажным также является ознакомление студентов, осваивающих педагогические специальности, с проблемами, которые встречает на своём пути обучение школьников основам кибербезопасности.

Главная заключается в том, что учителя могут быть не в состоянии отслеживать использование телефонов и компьютеров учащимися, находясь вне школы.

Существенной проблемой также может стать нехватка человеческих и материальных ресурсов в конкретных учебных заведениях.

Сегодняшняя скорость технического прогресса в купе с непредсказуемой динамикой прочих процессов, составляющих жизнь современного общества, создают риски и новые проблемы для школ, желающих включить обучение кибербезопасности в свою учебную программу. Поэтому в ходе профессиональной подготовки соответствующих педагогических кадров важно сформировать у них навыки, связанные с поиском эффективных путей самосовершенствования в соответствующей области вне школьного пространства.

В этой связи необходимо повышать восприимчивость будущих учителей к технологическому прогрессу и изменениям. Образовательные программы, предназначенные для их подготовки, могут включать курсы соответствующего содержания в учебную программу, чтобы учителя могли пройти надлежащее обучение.

Кроме того, практикующие педагоги могут предлагать надлежащее руководство студентам.

Лиц, осваивающих соответствующие направления подготовки, также необходимо готовить к продуктивному взаимодействию с родителями школьников по направлениям обеспечения безопасности последних в сети Интернет.

Будущий учитель должен в полной мере осознавать, что исключительно комплексное воздействие позволит сформировать у школьников осведомленность об основах кибербезопасности.

Литература:

1. Айсина, Р.М. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. - 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 42-57

2. Белякова, Е.Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников / Е.Г. Белякова, Э.В. Загвязинская, А.И. Березенцева // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 8. - С. 147-162

3. Власова, В.И. Система практической подготовки студентов педагогических вузов в современном российском высшем образовании: состояние, проблемы, перспективы / В.И. Власова, Е.В. Сыпко // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 2(93). - С. 19-22

4. Духанина, Л.Н. Вынужденная цифровизация школьного образования в России: родительская рефлексия / Л.Н. Духанина, А.А. Максименко // Научный результат. Социология и управление. - 2021. - Т. 7. - № 2. - С. 116-131

5. Кузнецова, В.Ю. Обеспечение компетентности российских школьников в вопросах криптографии: анализ целей, возможных подходов и технологий, средств программной поддержки / В.Ю. Кузнецова // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2019. - № 2(46). - С. 163-170

6. Курбанова, З.С. Информирование студентов юридического факультета о психологии манипуляции в сети интернет / З.С. Курбанова, А.М, Ухумаалиева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 109-111

7. Морозова, О.П. Подготовка «элитных» педагогических кадров в классическом университете как гарант устойчивого развития региона / О.П. Морозова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 59-62

8. Санина, Е.И. Профилактика кибербуллинга как цель социализации подростков в условиях цифровой среды / Е.И. Санина, Е.А. Дегтярев // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Вып. 68. -Ялта: РИО ГПА, 2020. - С. 210-212

9. Сорочинский, М.А. Роль электронного обучения в современной системе образования / М.А. Сорочинский // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2017. -№ 3(41). - С. 264-271

10. Arnell, P. The prosecution of cybercrime - why transnational and extraterritorial jurisdiction should be resisted / P. Arnell, B. Faturoti // International Review of Law, Computers & Technology. - 2022. - №6. - Pp. 1-23

11. Goswami, D. Impact of Cyber Security in Different Application of E-Governance / D. Goswami // Journal of Advances and Scholarly Researches in Allied Education. - 2018. - Vol. 15. - Iss. 4. - Pp. 65-70

12. Horowitz, B.M. System-Aware Cyber Security: A Systems Engineering Approach for Enhancing Cyber Security / B.M. Horowitz, D. Scott Lucero // Insight. - 2016. - № 19. - Pp. 39-42

13. Keith, M. Cyber Security Education, Qualifications and Training / M. Keith // Royal Holloway, University of London research portal: [site], 2015. - URL: https://pure.royalholloway.ac.uk/ws/portalfiles/portal/25218802/IETEducationTraining.pdf (request date: 01.11.2022)

14. Pencheva, D. Bringing Cyber To School: Integrating Cyber Security Into Secondary School Education / D. Pencheva, J. Hallett, A. Rashid // Security & Privacy. - 2019. - XX. - Pp. 1-8

15. Rademaker, M. Assessing Cyber Security / M. Rademaker // Information & Security. - 2015. - № 34. - Pp. 93-104

16. Riskio: A Serious Game for Cyber Security Awareness and Education / S Harta, A. Margheria, F. Pacib, V. Sassone // University of Southampton Institutional Repository: [site], 2020. - URL: https://eprints.soton.ac.Uk/441632/1/Riskio_A_Serious_Game_for_Cyber_Security_Awareness_and_Education.pdf (request date: 01.11.2022).

17. Sunil, C. Cyber Crime, Cyber Space and Effects of Cyber Crime / C. Sunil, R.S. Mente, B.D. Chendage // International Journal of Scientific Research in Computer Science, Engineering and Information Technology. - 2021. - Vol. 7. - Iss. 1. -Pp. 210-214

18. Surabhi, N. Effectiveness of Cyber Bullying Sensitization Program (CBSP) to Reduce Cyber Bullying Behavior Among Middle School Children / N. Surabhi, M. Sunita // International Journal of Cyber Research and Education. - 2019. - Vol. 1. - Iss. 1. - Pp. 43-46

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Алиханова Бика Абдулманаповна

ФГБОУ «Дагестанский государственный университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Багамаева Индира Омаровна

ФГБОУ «Дагестанский государственный университет (г. Махачкала)

ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье уточняется понятие «инновация», в частности» образовательная инновация», анализируются отдельные инновационные методы обучения в вузе. Определены характерные отличия традиционного и инновационного обучения, исследованы различные варианты классификации инновационных методов обучения, сформулированы основные подходы к выбору инновационных методов в соответствии с дидактической целью занятия, преимущества и недостатки использования отдельных методов. Авторы делают вывод о том, что повышению качества и интенсивности образовательного процесса в Высшей школе будет способствовать органическое сочетание инновационных методик с классическими, традиционными, продуманное и гармоничное сочетание различных методов по каждой дисциплине и каждого занятия в зависимости от их цели и специфики. Высокопроизводительным и перспективным является также синтез аудиторной и внеаудиторной работы, что помогает образовать сплав профессиональных умений и навыков с активной общественной позицией будущего специалиста. Для реализации таких подходов, а также для активного внедрения инновационных методов обучения преподавателю нужно не только совершенствовать учебно-методические комплексы по отдельным дисциплинам, но и осваивать новые средства обучения.

Ключевые слова: инновация, образовательная инновация, инновационные методы обучения в высшем учебном заведении.

Annotation. The article clarifies the concept of "innovation", in particular "educational innovation", analyzes individual innovative teaching methods at the university. The characteristic differences between traditional and innovative education are determined, various classification options for innovative teaching methods are investigated, the main approaches to the choice of innovative methods in accordance with the didactic purpose of the lesson, the advantages and disadvantages of using individual methods are formulated. The authors conclude that the improvement of the quality and intensity of the educational process in the Higher School will be facilitated by an organic combination of innovative methods with classical, traditional, thoughtful and harmonious combination of various methods in each discipline and each lesson, depending on their purpose and specifics. Highperformance and promising is also the synthesis of classroom and extracurricular work, which helps to form a fusion of professional skills and abilities with an active public position of the future specialist. To implement such approaches, as well as to actively introduce innovative teaching methods, the teacher needs not only to improve educational and methodological complexes in individual disciplines, but also to master new teaching tools.

Key words: innovation, educational innovation, innovative teaching methods in a higher educational institution.

Введение. Характерным признаком современного социума является развитие на основе инноваций. Переход к инновационному образованию относится к приоритетным направлениям государственной политики в России [1-11].

Сейчас перед вузами стоит задача создания условий для подготовки специалистов, способных эффективно выполнять задачи инновационного характера и осуществлять профессиональную деятельность на определенном уровне, в соответствии с социокультурными требованиями.

Изложение основного материала статьи. Термин «инновация» как нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, конечный результат инновационной деятельности [6], то есть инновация - это воплощение научного открытия, технического изобретения в новой технологии или новом виде изделия.

Понятие «инновация» рассматривается в психолого-педагогической литературе неоднозначно. Известно определение американского ученого К. Роджера о том, что новизна - это идея, которая является новой для конкретного человека, и не имеет значения, является ли эта идея объективно новой или нет. Современные отечественные ученые рассматривают инновацию в образовании как процесс создания, распространения и использования новых способов для решения педагогических проблем оригинальными, нестандартными подходами [1]. Под инновационным образованием понимают отрасль, которая постоянно обновляется знаниями, технологиями, средствами обучения, организационными и управленческими подходами.

Итак, инновация в образовании - целенаправленный процесс изменений, ведущих к модификации цели, содержания, методов, форм обучения и воспитания, адаптации процесса обучения к новым требованиям [3], а само образование превращается в эффективный рычаг экономики знаний, в инновационную среду, в которой студенты получают навыки и умение самостоятельно овладевать знаниями в течение жизни и применять это знание в практической деятельности.

Ведущим критерием инновационности образования является изменение целей обучения, внесение изменений в содержание образования, корректировка в соответствии с изменившимися условиями результатов образования.

Характерным признаком инновационного образования является личностно-ориентированное обучение, которое реализуется через проектирование учебного процесса, что является предметом совместной деятельности преподавателя и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.