Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ АСПЕКТОВ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z'

ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ АСПЕКТОВ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА (КИБЕРГИГИЕНА)

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Моисеева Н.А.

В сложившихся условиях современный мир сталкивается и будет сталкиваться с беспрецедентными вызовами глобального современного информационного общества и стремительно меняющимися цифровыми технологиями. Поколение Z и каждый «цифровой гражданин» лично должны эффективно и безопасно пользоваться цифровыми сервисами в киберпространстве для своего эмоционального и физиологического здоровья. В цифровом пространстве наблюдается и констатируется огромное количество фейков, дезинформации, фишинговых атак, а также других не менее опасных информационных угроз и киберпреступлений. Особо актуальным и необходимым является понимание гуманитарной проблемы кибербезопасности в современных реалиях и освоение базовых приемов защиты своего сознания и поведения от нежелательных манипуляций со стороны (социальные сети, блогеры, цифровые новостные агрегаторы и др.). В статье предлагается содержание обучения основам кибергигиены студентов в разделе «Основы информационной безопасности и кибербезопасности», который может присутствовать в структуре таких дисциплин вуза, как «Информатика», «Информационные технологии», «Цифровая грамотность» и некоторых других предметов информационного цикла. Определены элементы профилактики кибергигиены и их содержание. Приведены примеры заданий, которые могут быть включены в лабораторный практикум соответствующей информационной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF STUDYING HUMANITARIAN ASPECTS OF CYBER SECURITY FOR GENERATION Z

Currently, the modern world has been facing and will definitely continue to face the unprecedented challenges of the contemporary global information society and rapidly changing digital technologies. Generation Z and every digital citizen must effectively and safely use digital services in the cyberspace for their emotional and physiological health. Moreover, there is a huge number of fakes, misinformation, phishing attacks and other equally dangerous information threats and cybercrimes in the digital space. In particular, the understanding of the humanitarian problem of cybersecurity in the modern realities is relevant and vital, as well as the development of basic techniques for protecting one's consciousness and behavior against unwanted manipulation from outside (e. g., social networks, bloggers, digital news aggregators, etc.). The article proposes the contents of teaching the basics of cyber hygiene for students in the section “Fundamentals of information security and cybersecurity”, which can be part of such university disciplines as “Computer Science”, “Information Technology”, “Digital Literacy” and some others of the Information Technology cycle. The elements of cyber hygiene-related preventive measures and their contents are determined. Examples of tasks that can be included in the laboratory practice of the relevant information discipline are given.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ АСПЕКТОВ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z»

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (14). С. 74-80.

The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022. No. 3 (14). Р. 74-80.

ПЕДАГОГИКА

Научная статья УДК 37:378.147

doi 10.52170/2618-7949_2022_14_74

Значимость изучения гуманитарных аспектов кибербезопасности для поколения Z

Наталья Александровна Моисеева

Омский государственный технический университет, Омск, Россия, nat_lion@mail.ru

Аннотация. В сложившихся условиях современный мир сталкивается и будет сталкиваться с беспрецедентными вызовами глобального современного информационного общества и стремительно меняющимися цифровыми технологиями. Поколение Z и каждый «цифровой гражданин» лично должны эффективно и безопасно пользоваться цифровыми сервисами в киберпространстве для своего эмоционального и физиологического здоровья. В цифровом пространстве наблюдается и констатируется огромное количество фейков, дезинформации, фишинговых атак, а также других не менее опасных информационных угроз и киберпреступлений. Особо актуальным и необходимым является понимание гуманитарной проблемы кибербезопасности в современных реалиях и освоение базовых приемов защиты своего сознания и поведения от нежелательных манипуляций со стороны (социальные сети, блогеры, цифровые новостные агрегаторы и др.). В статье предлагается содержание обучения основам кибергигиены студентов в разделе «Основы информационной безопасности и кибербезопасности», который может присутствовать в структуре таких дисциплин вуза, как «Информатика», «Информационные технологии», «Цифровая грамотность» и некоторых других предметов информационного цикла. Определены элементы профилактики кибергигиены и их содержание. Приведены примеры заданий, которые могут быть включены в лабораторный практикум соответствующей информационной дисциплины.

Ключевые слова: кибербезопасность, национальная безопасность, информационная война, цифровая грамотность, цифровые технологии, цифровая гигиена (кибергигиена)

Для цитирования: Моисеева Н. А. Значимость изучения гуманитарных аспектов кибербезопасности для поколения Z // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (14). С. 74-80. DOI 10.52170/2618-7949_2022_14_74.

PEDAGOGY

Original article

The significance of studying humanitarian aspects of cyber security for generation Z

Natalia A. Moiseeva

Omsk State Technical University, Omsk, Russia, nat_lion@mail.ru

Abstract. Currently, the modern world has been facing and will definitely continue to face the unprecedented challenges of the contemporary global information society and rapidly changing digital technologies. Generation Z and every digital citizen must effectively and safely use digital services in the cyberspace for their emotional and physiological health. Moreover, there is a huge number of fakes, misinformation, phishing attacks and other equally dangerous information threats and cybercrimes in the digital space. In particular, the understanding of the humanitarian problem of cybersecurity in the modern realities is relevant and vital, as well as the development of basic techniques for protecting one's consciousness and behavior against unwanted manipulation from outside (e. g., social networks, bloggers, digital news aggregators, etc.). The article proposes the contents of teaching the basics of cyber hygiene for students in the section "Fundamentals of information security and cybersecurity", which can be part of such university disciplines as "Computer Science", "Information Technology", "Digital Literacy" and some others of the Information Technology cycle. The elements of cyber hygiene-related preventive measures and their contents are determined. Examples of tasks that can be included in the laboratory practice of the relevant information discipline are given.

Keywords: cybersecurity, national security, information war, digital literacy, digital technologies, digital hygiene (cyber hygiene)

For citation: Moiseeva N. A. The significance of studying humanitarian aspects of cyber security for generation Z. The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022;(l4):74-80. (In Russ.). DOI 10.52170/2618-7949 2022 14 74.

© Моисеева Н. А., 2022

В реалиях цифровой эпохи, которая характеризуется стремительным развитием цифровых технологий, дополнительно подстегнутым пандемией, необходимо констатировать факт перехода большинства работников практически во всех сферах на удаленный формат работы, а также чрезвычайно активное использование социальных сетей, видеохостин-гов, новостных агрегаторов и других цифровых сервисов. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на возрастание значимости гуманитарной проблемы информационной безопасности (ИБ), в том числе кибербез-опасности, как в Российской Федерации (РФ), так и во всем мире. Информационные процессы в обществе и киберпространстве осложняются наличием информационных войн, информационных угроз и кибератак. Неумение и неспособность большей части населения, в том числе молодежи, противостоять таким опасным видам угроз ИБ и кибербезопасно-сти, как фейки, дезинформация, фишинговые атаки, фишинговые рассылки, кибербуллинг и др., в цифровом пространстве создает возможности для манипуляции сознанием человека, его поведением и, как следствие этого, способствует неправильному восприятию окружающей действительности, нарушению деловых и этнических коммуникаций.

В последние годы статистика киберпре-ступлений достигла достаточно больших размеров, что позволяют называть их достаточно серьезной угрозой национальной безопасности в РФ и суверенитету РФ [1]. Так, по статистическим данным экспертов и аналитиков в области кибербезопасности TAdviser [2], в 2022 г. 87 % кибератак в мире направлено против России. Эксперты прогнозируют рост кибератак в России и в дальнейшем. Более 70 % целевых атак начинаются с фишинговых рас-сылок и других техник социальной инженерии. Вместе с тем появляется все больше новых или модифицированных схем мошенничеств в сети. В период пандемии Россия вышла на первое место в мире по размещению фишинговых ресурсов и вредоносных рассы-лок. Директор по развитию направления «Ки-

* Компания «Киберпротект» - российский разработчик программного обеспечения для надеж-

берграмотность населения» в компании «Росте-леком-Солар» О. Седов констатирует, что кибе-ратаки в 2022 г. вряд ли уменьшатся, так как население находится на довольно низком уровне в области так называемой кибергигиены.

Гуманитарные проблемы ИБ и кибербез-опасности активно исследуются и отражены в научных трудах ученых [3-8], в нормативно-правых документах федерального уровня [9, 10].

В начале 2021-2022 учебного года в российских школах и Институтах развития образования был инициирован всероссийский проект образовательного назначения - «Курсы по кибербезопасности для школьников и учителей» (https://cyberprotect.ru/news/cybercare). Данный проект был разработан специалистами компании «Киберпротект»*. На сегодняшний день 40 регионов России уже присоединились к этому проекту. Более 600 российских учителей из 500 школ РФ зарегистрировались на сайте cyber-care.ru с целью повышения квалификации в области ИБ и проектирования учебного занятия для школьников по теме «Уроки кибербезопасности».

Ожидается, что в ближайшее время в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ будут внесены изменения в целях реализации мероприятия федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика РФ»: «Разработка и реализация на регулярной основе программы кибергигиены и повышения грамотности широких слоев населения по вопросам информационной безопасности». Проект соответствующего постановления правительства опубликован для общественного обсуждения 02.03.2022 на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов (https://regulatюn.gov.ru/projects#npa=125403).

Следует заметить, что основные положения ИБ и кибербезопасности РФ отражены в Доктрине ИБ РФ [9], в одном из разделов которой перечисляются угрозы, являющиеся наиболее опасными для населения и суверенитета РФ. Так, в части отношения к проблемам молодежи указана наибольшая опасность в

ной киберзащиты (защита данных, резервное копирование и восстановление виртуальных, физических и облачных сред).

сфере духовной жизни РФ: «Террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников» [9]. Именно это и определяет сущность гуманитарной проблемы ИБ и кибербез-опасности в РФ, указывает на взаимосвязь нравственной ориентации поколения Z и проблемы обеспечения национальной безопасности РФ.

В этой связи в сложившихся условиях острой необходимости обеспечения национальной безопасности и суверенитета РФ возрастает роль и значимость информационных дисциплин при подготовке будущих специалистов для цифровой экономики и Industry 4.0. Цель данной статьи - выявить необходимость изучения студентами гуманитарных аспектов кибербезопасности в информационных дисциплинах, особенно на первых курсах обучения в университете, а также в колледже.

Проблемы обучения студентов вузов вопросам защиты информации и ИБ являются весьма актуальными и находят свое отражение и развитие в диссертационных исследованиях М. А. Абиссовой, A. A. Алтуфьевой, E. H. Боярова, Е. П. Жук, П. С. Ломаско, В. П. Полякова, Э. В. Тановой, Т. В. Яцюк и других ученых. Аналитический обзор научных трудов [3-7] и нормативно-методического обеспечения ИБ и кибербезопасности [9, 11] позволил выявить ведущую идею гуманитарных основ кибербезопасности, которая заключается в изучении, осознании и овладении студентами методами, средствами и технологиями защиты от опасных информационных воздействий. Другими словами, речь идет о цифровой гигиене или кибергигиене.

На сегодняшний день пока нет однозначного определения такого феномена цифровой эпохи, как «кибергигиена» (или «цифровая гигиена»). На официальном сайте Лаборатории Касперского приводится следующее определение данного феномена: «Кибергигиена

представляет собой набор действий, выполняемых пользователями компьютеров и других устройств для повышения сетевой безопасности и обеспечения работоспособности системы. Кибергигиена - это образ мышления и привычки с фокусом на безопасность, помогающие пользователям и организациям снизить количество нарушений в интернете» (https: //www .kaspersky.ru/re source-center/ preemptive-safety/cyber-hygiene-habits).

Специалисты Лаборатории Касперского считают, что основополагающим принципом кибергигиены является ее присутствие в повседневной жизни как взрослого человека, так и подрастающего поколения. Данная точка зрения полностью совпадает с интерпретацией феномена «цифровая грамотность», определение которого также носит дискуссионный характер и находится в постоянном развитии. «Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета; включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность» [13]. В научной работе [8] выявлено, что кибербезопасность является важным компонентом цифровой грамотности поколения Z и предполагает безопасное использование цифровых технологий как профессиональной, так и повседневной деятельности. Необходимость и важность изучения студентами университетов ИБ в курсе информатики также отмечена в научной работе [12].

В любой информационной дисциплине первого курса обучения в университете должен быть раздел, посвященный изучению основ ИБ и кибербезопасности. Целесообразно рассмотреть в этом разделе следующие ключевые проблемы и понятия.

Введение в гуманитарную проблему ИБ и кибербезопасности. Электронный и цифровой суверенитет в России и мире. Гуманитарная сущность информационной безопасности. Различные виды угроз ИБ, идентификация, аутентификация, авторизация, основы криптографической защиты информации, программно-аппаратные средств обеспечения ИБ и способы защиты персональных данных. Основы цифровой гигиены (кибергигиены), циф-

ровой этики (культуры сетевого этикета, цифрового имиджа) и права в цифровой среде.

На практике по данному разделу рекомендуется обсуждать следующий возможный перечень вопросов.

1. Что понимается под информационной безопасностью личности?

2. Что представляет собой цифровая гигиена?

3. Что влияет на формирование цифровой гигиены?

4. Из чего складывается цифровой портрет пользователя?

5. Что понимается под кибербуллингом? Каковы признаки кибербуллинга?

6. Какие виды кибербуллинга различают?

7. Какая информация подлежит блокировке операторами социальных сетей с 01.02.2021 г.?

8. Какая предусматривается ответственность за кибербуллинг?

9. Что понимается под персональными данными?

10. Что такое социальная инженерия?

11. Какие основные каналы используют социальные хакеры для взаимодействия с жертвой?

12. Какие методы социальной инженерии являются основными?

13. Что такое «фишинг»? Приведите примеры фишинговых атак.

14. Какие существуют манипулятивные технологии информационно-психологической войны?

15. Основы пользовательской защиты данных и персональных данных.

Вышеуказанный перечень вопросов может корректироваться в соответствии с актуальным состоянием вопросов кибергигиены и основных положений федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика РФ», а также Доктрины ИБ РФ.

В таблице представлен перечень элементов профилактики кибергигены, которые необходимо изучать в разделе «Основы информационной безопасности и кибербезопас-ности», для того чтобы раскрыть гуманитарные аспекты кибербезопасности в современном цифровом пространстве.

В качестве самостоятельной работы и подготовки к лабораторному практикуму студентам рекомендуются предлагать для решения следующие тесты, находящиеся в свободном доступе в глобальной сети Internet:

1. «Фишинг или нет: легко ли вас обмануть?»

https://www.group-ib.ru/landing/phishing-test.html

2. «Что вы знаете о современных методах кибербезопасности» http://legalinsight.ru/test-cybersecurity/

3. «Знаете ли вы, как не стать жертвой ки-бератаки?»

https ://2020.cyberpolygon.com/ru/cyber-hygiene-test/

4. «Киберграмотен ли ты?»

https: //www .kaspersky.ru/blog/cyber-savvy-quiz/

5. «Можете ли вы распознать фишинго-вую атаку?»

https://phishingquiz.withgoogle.com/?hl=ru

Примеры заданий.

1. Разработать инфографику или мультимедийный интерактивный плакат на следующие темы:

- «Основы цифровой кибергигиены».

- «Правила цифровой кибергигиены».

- «Как защититься от фишинга?» и т. д.

2. Пройти цифровой квест по безопасности в глобальной сети Internet.

https://learningapps.org/3391444

Особое внимание в содержании обучения раздела «Основы ИБ и кибербезопасности» направлено на изучение особенностей цифровой гигиены в реалиях России, правил формирования кибергигиены, основных положений социальной инженерии, а также основополагающих нормативных документов в области ИБ и кибербезопасности.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что поколение Z и каждый цифровой гражданин, вне всякого сомнения, должны уметь пользоваться возможностями и цифровыми сервисами, веб-ресурсами киберпро-странства, но при этом понимать гуманитарные аспекты кибербезопасности, соблюдать повседневную кибергигиену для эмоционального и физиологического здоровья в современном информационном обществе.

Элемент профилактики кибергигиены Краткое содержание

1. Кибератака Технологии, инструменты, цели кибер-злоумышленников и кибермошенни-ков. Схемы мошенничеств и кибератак с применением методов и средств социальной инженерии, а также вредоносного программного обеспечения

2. Фишинг Фишинг-приемы и фишинг-техники, которые используются злоумышленниками, а также методы их выявления

3. «Традиционные» мошенничества Мошеннические розыгрыши и инвестиционные схемы, вишинг, спам, «пиратские» цифровые ресурсы, клоны SIM карт

4. Безопасность Интернета вещей (Internet of Things, IoT) и домашней сети Устройства в домашней сети («умные» девайсы, роутеры). Атаки на домашние сети и настройки сетевой безопасности на персональном компьютере. Правила безопасной удаленной работы

5. Безопасность персонального компьютера и рабочего места Основные правила безопасности рабочего места. Защита от заражения вредоносным программным обеспечением и от утечек данных. Шифрование и бека-пирование (т. е. создание резервных копий) информации

6. Безопасность социальных сетей и мессенджеров Безопасные сетевые онлайн-сервисы, правила их настройки и работы с ними. Ответственный подход к размещению персональной информации в социальных сетях. Критерии безопасности мессенджеров

7. Безопасная работа в браузере Сайты-клоны, фарминг и распространение вредоносного программного обеспечения через веб-ресурсы. Выявление и предотвращение заражения устройств и кражи данных

8. Безопасность переговоров, переписок Безопасные и небезопасные каналы передачи информации. Почтовые сервисы, мессенджеры и другие каналы, которые можно использовать для передачи разного рода информации

9. Действия в случае инцидента Правила и паттерны поведения человека, в случае если возник инцидент, угрожающий кибербезопасности

10. Безопасность мобильного устройства Защита корпоративной и персональной информации, хранящейся на личных мобильных устройствах. Основные настройки безопасности. Защищенный обмен данными

11. Безопасность паролей Правила создания, удобного хранения и своевременной смены безопасных паролей для сетевых сервисов, социальных сетей и технических устройств

12. Безопасность детей в цифровой среде Угрозы, с которыми могут столкнуться дети в глобальной сети Internet. Способы обеспечения персональной безопасности и безопасности детей в кибер-пространстве

Список источников

1. Арапов В., Заруцкая Н. Почему киберпреступления - угроза национальной безопасности. Ведомости ру : [сайт]. URL: http:// https://www.vedomosti.ru/technology/artides/2021/12/07/899278-kiber-prestupleniya-bezopasnosti (дата обращения: 28.03.2022)

2. Киберпреступность и киберконфликты: Россия. TAdviser ru : [сайт]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9A%D0% B8%D0%B 1%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD %D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D0%BA%D0%B8%D0%B 1%D0%B5%D1%80%D0%B A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B_:_%D0%A0%D0%BE%D 1 %81%D1%81%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 28.03.2022).

3. Астахова Л. В. Гуманитарная сущность информационной безопасности. URL: http://pycode.ru/2012/07/the-humanitarian-nature-of-the-information-security/ (дата обращения: 28.03.2022)

4. Бирюков В. Д., Теплов Э. П. Гуманитарные аспекты информационной безопасности: «цветные революции», логика доказательств собственных суждений и защита от манипуляций : учебное пособие. СПб. : Издательство ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2016. 150 с.

5. «Инфодемия» и социальные сети: индуцированные риски и шансы / А. Г. Остапенко, Е. А. Шварц-копф, А. А. Остапенко [и др.] // Информация и безопасность. 2020. Т. 23, № 2 (4). С. 235-244.

6. Колин К. К. Гуманитарные аспекты проблемы информационной безопасности // Информатика и ее применения. 2016. Т. 10. Вып. 3. С. 111-121.

7. Колин К. К. Информационная безопасность как гуманитарная проблема // Открытое образование. 2006. № 1 (54). С. 86-93.

8. Моисеева Н. А. Кибербезопасность как важный компонент цифровой грамотности поколения Z // Цифровизация и кибербезопасность: современная теория и практика : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Омск : Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2021. С. 191-196.

9. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Консультант плюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208191/ (дата обращения: 28.03.2022).

10. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант плюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 28.03.2022).

11. Белоус А. И., Солодуха В. А. Основы кибербезопасности: Стандарты, концепции, методы и средства обеспечения. М. : ТЕХНОСФЕРА, 2021. 482 с.

12. Настащук Н. А., Семенова З. В. Проблемы подготовки будущих специалистов в области информатики на ступени «Школа-вуз» // Вестник СибАДИ. 2014. № 6 (40). С. 154-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Цифровая грамотность. РБК+ : [сайт]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5817eee77a8aa940304bdb53.

References

1. Arapov V., Zarutskaya N. Why cybercrime is a threat to national security. Vedomosti ru: [site]. (In Russ.). URL: http:// https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/12/07/899278-kiberprestupleniya-bezopasnosti.

2. Cybercrime and cyber conflicts: Russia. TAdviser ru: [site]. (In Russ.). URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9A%D0%B8% D0%B 1%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%80%D0%B5%D 1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B E%D 1%81%D 1%82%D 1%8C_%D0%B 8_%D0%BA%D0%B 8%D0%B 1%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE %D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B_:_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81% D0%B8%D1%8F

3. Astahova L. V. The Humanitarian Essence of Information Security. (In Russ.). URL: http://pycode.ru/2012/07/the-humanitarian-nature-of-the-information-security/.

4. Biryukov V. D., Teplov V. E. Humanitarian aspects of information security: "color revolutions", the logic of proof of one's own judgments and protection against manipulation: Course book. St. Petersburg: Publishing House of SUMRF named after admiral S. O. Makarov; 2016. 150 p.

5. Ostapenko A. G., Schwarzkopf E. A., Ostapenko А. А., et al. "Infodemic" and social networks: induced risks and chances. Information and Security. 2020;23;2(4):235-244. (In Russ.).

6. Kolin K. K. Humanitarian aspects of the problem of information security. Informatics and its Applications. 2016; 10(3):111-121. (In Russ.).

7. Kolin К. К. Information security as a humanitarian issue. Open education. 2006;1(54):86-93. (In Russ.).

8. Moiseeva N. А. Cybersecurity as an essential component of digital literacy of generation Z. Digitalization and cybersecurity: modern theory and practice: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Omsk: Siberian State Automobile and Highway University; 2021. P. 191-196. (In Russ.).

9. Decree of the President of the Russian Federation of 05.12.2016 No 646 "The approval of doctrine of information security of the Russian Federation". Consultant plus: [site]. (In Russ.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/.

10. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 No 400 "The National Security Strategy of the Russian Federation". Consultant plus: [site]. (In Russ.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/.

11. Belous A. I., Soloduha V. A. Fundamentals of cybersecurity. Standards, concepts, methods and means of ensuring. Moscow: TECHNOSPHERE; 2021. 482 p. (In Russ.).

12. Nastashchuk N. A., Semenova Z. V. Problems of training future information technology engineers on the stage "Secondary School - Higher Education Institution". The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2014;6(40): 154-161. (In Russ.).

13. Digital literacy. RBCplus: [site]. (In Russ.). URL: https://plus.rbc.ru/news/5817eee77a8aa940304bdb53.

Информация об авторе

Н. А. Моисеева - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика и фундаментальная информатика» Омского государственного технического университета.

Information about the author

N. A. Moiseeva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Applied mathematics and Basic Computer Science, Omsk State Technical University.

Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 18.04.2022; принята к публикации 09.06.2022.

The article was submitted 28.03.2022; approved after reviewing 18.04.2022; accepted for publication 09.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.