Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ — ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ — ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ — ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ»

Гигиенические основы здорового образа жизни

УДК 371.71-057.875:|в14:374

И. Г. Лаврова, Л. Н. Поспелова формирование здорового образа жизни —

важнейшая задача высшей медицинской школы

I ММИ им. И. М. Сеченова

В настоящее время разрабатывается широкая программа охраны здоровья студенчества как особой общественной группы населения, которая находится под постоянной заботой Коммунистической партии и Советского государства.

Страна ждет новую смену высококвалифицированных специалистов, способную стать у руля народного хозяйства, обладающую активной жизненной позицией, высоким уровнем здоровья, навыками пропагандиста здорового образа жизни.

Программа охраны здоровья студенческой молодежи, намеченная на двенадцатую пятилетку, гарантирует реализацию задач по формированию здорового образа жизни и высокой культуры будущих специалистов. В решении этих задач важную роль должны сыграть администрация, профессорско-преподавательский состав, общественные организации вузов и медицинские работники лечебно-профилактических учреждений вузов при активном участии самих студентов.

Задача вуза — воспитать у учащейся молодежи желание понять и укрепить свой организм, что требует постоянной и систематической работы. В вузе студент должен научиться правильно оценивать свое состояние, управлять поведением, а также выработать отношение к диспансеризации как средству сохранения здоровья.

В настоящее время более 5 млн. студентов обучаются в вузах страны. С каждым годом совершенствуется система высшего образования. Студентам гарантируется бесплатное обучение в технически оснащенных вузах, где работают крупные ученые, высококвалифицированные педагоги, учащиеся обеспечиваются новейшей учебной и научной литературой. Много средств отпускается государством на строительство общежитий, домов культуры, стадионов и столовых для студентов. Растет число поликлиник, здравпунктов, профилакториев, здравниц для зимнего и летнего отдыха.

При этом значительно возрастают требования к вузовской подготовке студентов, обусловленные как непрерывным развитием науки, так и перестройкой социально-экономических условий, в результате чего возникает острая необходи-

мость в интенсификации учебной деятельности студентов, активном их участии в общественно-полезном труде и формировании здорового образа жизни. Накопленные в студенческие годы физические силы, определяющие уровень здоровья, а также выработанные полезные привычки, повышающие трудоспособность, являются мощным фундаментом здоровья каждого студента, обеспечивают глубокое понимание им социально-биологической роли государственных мероприятий по охране здоровья населения и защите окружающей природы.

Медицинская наука продолжает детально изучать состояние здоровья студентов и условия их жизни на разных этапах обучения. В результате динамического наблюдения за физическим развитием учащихся вузов выявлен процесс акселерации, сочетающийся в ряде случаев с нарушением гармоничности физического развития,изменением осанки, плоскостопием, снижением силы мышц. Одновременно отмечается рост числа различных заболеваний у учащихся от младших курсов к старшим [1—3, 11]. Особенно возрастает число студентов с близорукостью, неврозами, вегетосо-судистой дистопией, болезнями органов пищеварения. Все это обусловливает необходимость ориентации вузовской подготовки на формирование здорового образа жизни студентов.

Среди многих причин возникновения заболеваний и нарушения гармоничности физического развития студентов ведущее место занимает снижение их физической активности к концу обучения, несоблюдение режима дня и питания, а также распространенность курения [2, 5, 10, 12].

Так, учебной программой не предусмотрены занятия физической культурой на старших курсах, самостоятельно же занимаются различными видами спорта только 42,1 % студентов. В перерывах между занятиями и лекциями студенты двигаются мало, многие курят. Как показало наше исследование, из 800 студентов разных по профилю вузов только 39,5% делают утреннюю гимнастику. Длительное обездвижение организма не может пройти бесследно [7]. Активный отдых студентов, физкультурные паузы с использованием стимулирующих музыкальных мелодий когда-

нибудь будут предусмотрены в учебном расписании.

Формирование здорового образа жизни у студентов невозможно без выработки глубокого убеждения в необходимости занятий физической культурой, что ставит перед преподавателями физкультуры, врачами студенческих поликлиник важную задачу пропаганды физического самосовершенствования студентов.

Важной проблемой является рационализация режима дня студента. На первых курсах у большинства учащихся наблюдается дефицит сна, большая часть внеучебного времени тратится на самоподготовку. Необходимо обучать студентов первых курсов методам продуктивной умственной работы с учетом профиля вуза. На старших курсах происходит переориентация использования внеучебного времени, большая часть которого затрачивается не на самоподготовку, а на совмещение учебы с работой. Так, 35,6 % студентов старших курсов совмещают учебу с работой, при этом вид трудовой деятельности бывает далек от избранной специальности. В 50,2 % случаев работа осуществляется в ночное время, что нередко приводит к ухудшению академической успеваемости, снижению трудоспособности, увеличению заболеваемости, снижению физической активности студентов.

Вопрос о рациональном питании — неотъемлемая часть формирования здорового образа жизни [7]. В ряде случаев у студентов вузов наблюдается нарушение режима питания. Как показало наше исследование, не завтракают 38,1 % обследованных, длительные промежутки времени между приемами пищи выявлены у 90% студентов, что заставляет их прибегать к питанию всухомятку (81,3%), часто утоляя голод печеньем, конфетами и даже курением. Проблема рационального питания зависит как от организации общественного питания и учебного процесса, так и от культуры питания самих учащихся. Важно приучить студентов не только пользоваться услугами предприятий общественного питания, но и уметь заранее позаботиться о себе, взяв бутерброд, яблоко и термос с чаем для своевременного приема пищи между занятиями. Для совершенствования общественного питания в вузах необходимо усилить контроль со стороны медицинских работников, администрации, общественных организаций за питанием студентов, расширить диетпитание; планировать учебное расписание с учетом времени на прием пищи; держать под постоянным контролем пункты общественного питания в студенческих общежитиях, привлекая для этой работы общественных санинспекторов.

Известно, что экзамены и зачеты протекают в условиях большого эмоционального напряжения и высоких энергетических затрат. Хроническое эмоциональное напряжение нередко приводит к срыву адаптации защитных сил организма. В связи с этим необходимо оказывать помощь

студентам в проведении пснхопрофилактических мероприятий, предостерегая их от приема разнообразных фармакологических средств, курения и употребления алкоголя. Как показало наше исследование, к концу обучения в вузе наличие пережитых стрессовых ситуаций отметили 84,3 % студентов. Учитывая возрастные особености студентов, условия, связанные с обучением в вузе, целесообразно научить их использовать с целью психопрофилактики аутотренинг как метод самоуправления эмоциями, поведением в условиях экстремальных ситуаций [4, 8]. Широкое внедрение этого метода и овладение им студентами будет способствовать защите молодежи от вредных привычек, которые нередко в ущерб здоровью используются студентами для снятия нервного напряжения.

Данные нашего исследования показали, что курят 26 % студентов, причем почти половина из них дриобрели эту вредную привычку в вузе. Отмечено, что курят и употребляют алкоголь чаще слабоуспевающие студенты. Впервые попробовали алкогольные напитки в возрасте до 15 лет 11,9% учащихся, алкоголь одинокие употребляют чаще, чем семейные студенты.

В борьбе с вредными привычками, несовместимыми со здоровым образом жизни, самую активную роль должны играть преподаватели, кураторы групп, медицинские работники. Они должны быть не только пропагандистами здорового образа жизни, но примером для студентов [6, 12].

Отношение к диспансеризации является необходимым критерием оценки гигиенической подготовленности студентов к сохранению не только своего, но и общественного здоровья, а также подготовленности к ведению здорового образа жизни (9]. Актуальным является воспитание потребности студентов к своевременной санации полости рта, обращению к врачу за консультацией и советом при различных отклонениях в состоянии здоровья. Установлено, что только половина студентов, нуждающихся в стоматологическом лечении, обращается к врачу-стоматологу для своевременной санации полости рта. При появлении желудочно-кишечных расстройств своевременно обращается к врачу лишь пятая часть студентов.

Медицинским работникам, преподавателям физкультуры, кураторам групп, профессорско-преподавательскому составу вузов необходимо использовать для пропаганды здорового образа жизни беседы в студенческих группах, выступления по радио, бюллетени, уголки здоровья, институтскую многотиражную газету, лекции, дни здоровья.

В целом стратегический курс высшей школы на формирование здорового образа жизни студентов достигает желаемых положительных результатов только в том случае, если все задачи, связанные с воспитанием, обучением и медицинским обслуживанием студентов будут решаться комплекс-

но при активном участии администрации, профессорско-преподавательского состава, общественных организаций, медицинских работников вузов и при самом активном участии каждого студента.

Литература

1. Аршинова Н. А. // Здравоохр. Казахстана,— 1983.— № П. —С. 17—18.

2. Белоусов А. 3.. Рыбакова Л. П.. Саркисяны, Э. Ж.// Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов, — М„ 1974,—С. 5—24.

3. Водяга В. К.// Сов. здравоохр. — 1970,— № 9.— С. 59—61.

4. Киколов А. И. Обучение и здоровье.— М., 1985.

5. Лаврова И.. Куйдо Э. // Наше здоровье. — М., 1983. — С. 38-47.

6. Лаврова И. Г., Поспелова Л. Н. // Актуальные медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни.—Иваново, 1986. —С. 105—108.

7. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. — М., 1986.

8. Моль X. Семь программ здоровья: Пер. с нем. — М., 1983.

9. Нечаев В. // Состояние диспансеризации на современном этапе и основные направления ее развития в перспективе.— М., 1980.— С. 97—103.

10. Пономаренко В. //Наше здоровье. — М., 1983. — С. 58—71. ,-*ae¡

11. Скобин А. Т. //Сов. здравоохр. — 1980. — № I,-С. 27—33.

12. Степанов А. Д. // Социально-гигиенические исследования образа жизни и состояние здоровья населения. — М„ 1985, —С. 10—14.

Поступила 16.02.87

Методы исследования

УДК 614.71/.73:661:в28.5|1/.514

В. Е. Присяжнюк

комплексная характеристика промышленных объектов как источников загрязнения атмосферного воздуха

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, Киев

В настоящее время гигиеническая оценка промышленных предприятий как источников загрязнения атмосферного воздуха базируется в основном на анализе приземных концентраций химических веществ, оцениваемых по кратности превышения ПДК, и разработанных на их основе комплексных показателях [3, 5, 6].

Вместе с тем известно, что влияние одних и тех же технологических процессов может по-разному отражаться на качестве атмосферного воздуха населенных мест, что зависит от размещения их в пределах внутризаводских и городских территорий, используемых сырьевых и энергетических ресурсов, системы средозащитных мероприятий, а также факторов, определяющих условия выброса и распространения химических веществ. Следовательно, использование гигиенических регламентов в отрыве от реальной ситуации, характерной для того или иного промышленного региона, зачастую недостаточно для оценки отдельных технологий и производств, являющихся источниками формирования выбросов.

Характеристика предприятий как потенциальных источников загрязнения атмосферного воздуха может быть получена на основе детальной оценки показателей, учитывающих состав, количество выбросов, а также биологическую опасность каждого ингредиента. Критерием такой

оценки является ПДК химических веществ для атмосферного воздуха [1, 2, 4]. При этом величина потенциальной опасности технологии как источника загрязнения атмосферного воздуха может быть выражена показателем «условной токсичности», определяемым по формуле:

А у. МТ;

т~ ч 2* пдк(-(=1

где Т — показатель «условной токсичности» выбросов на 1 т производимой продукции; МТ,- — величина валового выброса каждого ¿-го компонента (в т в год); ПДК(' —среднесуточная ПДК каждого ¿-го компонента для атмосферного воздуха (в мг/м3); 2 — сумма отношения МТ,- '=1

пдкг' п — количество ингредиентов; 5 —

коэффициент приведения, равный 1 мг/м3; <3 — мощность предприятия (в т в год).

Сравнение показателей Т существующих и проектируемых производств, а также технологий,

1 Если в списке № 3086—84 и приложениях к нему не указаны среднесуточные ПДК для расчета показателя Т, следует использовать значения максимальных разовых

ПДК химических веществ. При решении вопросов предупредительного санитарного надзора в знаменателе форму-

лы можно использовать ОБУВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.