Н.И. Белова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ ИНСТИТУТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРОБЛЕМЫ
Одной из стратегических целей государственной социальной политики является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни (ЗОЖ). В статье рассматриваются результаты двухгодичного мониторинга деятельности центров здоровья г. Москвы, описываются основные проблемы и противоречия в осуществлении мероприятий по формированию здорового образа жизни населения.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здравоохранение, центры здоровья.
Здоровье населения является безусловной общественной ценностью, основой национального богатства и национальной безопасности любой страны. Общественное здоровье является социальным феноменом и определяется состоянием индивидуального здоровья, именно поэтому все большую актуальность приобретает проблема ответственности человека за свою жизнь и здоровье.
На уровень здоровья, точнее будет сказать, на качество здоровья влияет огромное множество факторов. Проблема факторов, определяющих состояние здоровья населения, стала актуальной в нашей стране еще в начале прошлого века. Была разработана и предложена концепция факторов риска, к которым относятся наследственные, социально-экономические, экологические и деятельность системы здравоохранения. По данным ВОЗ здоровье лишь на 10-15% связано с последним фактором, на 15-20% обусловлено генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55% - условия и образ жизни человека. Ежегодно во всем
© Белова Н.И., 2013
мире от неинфекционных заболеваний, т.е. заболеваний, обусловленных образом жизни, умирают 37,8 млн человек1. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Концентрированным выражением взаимосвязи и положительного взаимовлияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».
Необходимо отметить, что в настоящее время в науке нет общепринятого (универсального) термина, который позволил бы однозначно охарактеризовать образ жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья индивида. Так, например, в западной науке чаще всего используются следующие понятия: «поведение, связанное со здоровьем» (health-related behavior), «здоровое поведение» (health behavior)2, «здоровый стиль жизни» (health lifestyles)3. В свою очередь отечественные исследователи применяют термины: «здоровый образ жизни»4, «здоровьесберегающее поведение»5, «са-мосохранительное поведение»6, «здоровьесохранительное поведение»7, «витальное поведение»8.
Несмотря на многообразие имеющихся понятий, все трактовки можно свести к следующему: это индивидуальная система поведения человека, позволяющая ему не только сохранить здоровье, обеспечить физическое, духовное и социальное благополучие, но и увеличить собственные физические и социальные ресурсы. При этом, говоря о физических и социальных ресурсах, необходимо уточнить, что в данном случае мы подразумеваем то, что по содержанию соответствует словесному конструкту «человеческий ресурс - человеческий капитал».
Результаты исследований последних лет свидетельствуют об изменении роли человеческого капитала, расширении его структуры и функций, превращении его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития и функционирования современного общества. Так, в рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% в развитых странах) и в совокупном производительном капитале9. Таким образом, человеческий капитал для инвестиций является стратегическим приоритетом и основополагающим фактором экономического роста любой страны. По данным Мирового банка, основанным на изучении экономик 192 стран, только 16% экономического роста обусловлены физическим капиталом, 20% - природным капита-
лом, а 64% - человеческим капиталом. Отметим, что в России 15% роста ВВП достигается за счет человеческого капитала, а 85% за счет природного (который преобладает) и воспроизводимого капиталов10. Таким образом, «здоровье» все больше становится сферой взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение.
Однако результаты исследований, посвященных изучению здоровья и здорового образа жизни россиян, свидетельствуют о наличии ряда противоречий. Основное из них заключается в следующем: здоровый образ жизни, с одной стороны, декларируется как социальная ценность, его формирование является насущной потребностью, гарантией сохранения и укрепления здоровья индивида, но, с другой стороны, среди населения нашей страны наблюдается превалирование видов поведения, разрушающих здоровье. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россияне понимают, что здоровье зависит от того, какой образ жизни ведет человек, от тех усилий, которые он предпринимает по сохранению здоровья. Но половина населения страны ничего не делает, чтобы сохранить здоровье и избежать болезней. Более трети (41%) россиян считают, что «в плохом состоянии своего здоровья виноваты мы сами», однако каждый пятый (21%) житель страны до сих пор считает, что за плохое здоровье ответственны медицинские работники, а шестая часть (15%) респондентов возлагает ответственность за свое здоровье на госу-дарство11.
Необходимо отметить, что государство не снимает с себя ответственность не только за охрану здоровья граждан, но и за формирование здорового образа жизни. Признается, что профилактическое звено до настоящего времени, несмотря на принятые нормативные правовые акты, не представляет собой единую систему и что недостаточно внимания уделяется организации и проведению мероприятий по первичной и вторичной профилактике социальнозначи-мых заболеваний и укреплению здоровья населения12. С 2009 года Министерство здравоохранения и социального развития реализует программу «Здоровая Россия», главная цель которой - формирование бережного отношения к здоровью граждан, основанного на принципе ведения здорового образа жизни.
В рамках института здравоохранения созданы и функционируют специализированные учреждения (центры здоровья), призванные осуществлять мероприятия по формированию ЗОЖ у граждан
Российской Федерации. Основные требования к организации деятельности таких центров прописаны в приказе Минздравсоцраз-вития РФ «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»13.
В вышеназванном документе зафиксированы основные задачи центра, к которым относятся:
• формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;
• мотивирование их к отказу от вредных привычек, в том числе помощь по отказу от потребления алкоголя и табака;
• консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха; организация «школ здоровья».
Важно понимать, что центры здоровья рассчитаны на здорового человека, и их основной задачей является повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению здорового образа жизни. По мнению бывшего министра Т. Голиковой «...центры здоровья будут служить инфраструктурой для ведения здорового образа жизни. В эти центры можно будет обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни»14.
Таким образом, в центре здоровья представлена совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на граждан, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, приверженности к профилактике заболеваний, соблюдению рекомендаций врача для повышения качества жизни, продления жизни, сохранения и восстановления трудоспособности и активного долголетия15. То есть именно на сотрудников центров здоровья возлагается обязанность по формированию основных аспектов здорового образа жизни граждан.
С целью анализа эффективности деятельности центров здоровья г. Москвы по информированию населения, в том числе студенческой молодежи, о здоровом образе жизни нами был осуществлен двухгодичный мониторинг (2011 -2012 гг.) в виде «кейс-стади» (case-study), включающего наблюдение и ролевое интервью16. При проведении наблюдения фиксировался ряд основных критериев, позволяющих определить, насколько четко организована работа
центра по формированию здорового образа жизни москвичей. В период проведения исследования (март-май 2011 и 2012 г.) в Москве функционировало 50 центров здоровья17, из них в 2011 году были охвачены наблюдением 45 центров, а в 2012 г. - 4718.
Проведенное исследование позволило выявить ряд противоречий в деятельности центров здоровья.
1. Большинство центров здоровья функционируют на базе ам-булаторно-поликлинических учреждений, при этом информация об их месторасположении, основных направлениях деятельности, режиме работы отсутствует либо располагается в малодоступных и малопривлекательных местах. Наблюдается крайне низкий уровень информированности жителей районов о существовании таких центров.
2. Реальные часы работы центров не соответствуют официальному графику (08.00-20.00). Кроме того, режим работы центров не позволяет работающему населению их посещать.
3. Несмотря на то, что центры ориентированы на предоставление услуг «практически здоровым индивидам» (т. е. на трудоспособную часть населения, которая не испытывает проблем со здоровьем и нуждается в консультационной помощи по вопросам ведения здорового образа жизни), большинством потребителей услуг центров являются пожилые люди с проблемами здоровья.
4. Абсолютное большинство центров имеют наглядную информацию в виде стендов, однако содержание информации об основных аспектах ЗОЖ изложено через призму нездорового образа жизни (например, «Типы ожирения и их осложнения»).
5. Отдельные центры ограничивают свою деятельность лишь диагностическими процедурами, не давая никаких рекомендаций по ведению ЗОЖ. Индивидуальные программы ЗОЖ не разрабатываются. Это свидетельствует о том, что центры здоровья, по сути, дублируют диагностическую функцию, осуществляемую другими структурами амбулаторно-поликлинических учреждений, при этом не осуществляют свою основную функцию - профилактическую.
6. В большинстве центров функционируют «школы болезни», а не «школы здоровья». Чаще всего встречаются следующие названия школ: артериальная гипертензия; сахарный диабет; бронхиальная астма; заболевания костно-мышечной системы; никотиновая зависимость; «Лестница трезвости».
7. В центрах отсутствуют единые стандарты по вопросам записи пациентов, функционирования «школ здоровья», выработки рекомендаций по ведению здорового образа жизни.
Таким образом, имеющиеся специализированные структурные подразделения - центры здоровья - не справляются с своей основной функцией, связанной с формированием здорового образа жизни населения. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что без введения более четких критериев при оценке аспектов здорового образа жизни, разумных и адекватных рекомендаций по ведению ЗОЖ невозможно осуществление мероприятий по формированию ЗОЖ. Необходимо отметить, что утвержденная Государственная программа города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение на 2012-2016 годы)»19, содержащая подпрограмму «Здоровый образ жизни», подчеркивает еще раз необходимость формирования у населения Москвы культуры здоровья и повышения мотивации к сохранению своего здоровья. Однако данная подпрограмма имеет самое низкое финансирование (1 602 755 руб. на 2012-2016 гг.), что еще раз свидетельствует о слабой заинтересованности государства в проблеме формирования ЗОЖ.
Примечания
Чен М. (глава ВОЗ). Первая глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционными заболеваниям. Приветственная речь. [Электронный ресурс] // Эпидемиолог.ру. URL: http://www.epidemiolog.ru/ news/detail.php?ELEMENT_ID=910275.
Health-Related Behavior [Электронный ресурс] Answers // http://www.answers. com/topic/health-related-behavior.
Бурмыкина О.Н. Гендерные различия в практиках здоровья: подходы к объяснению и эмпирический анализ // Журнал исследований социальной политики. 2006. № 2. С. 101-119.
Альбицкий ВЮ. Здоровьесберегающее поведение подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010. № 2. Белоусов В.К. Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберега-ющего поведения молодежи. Волгоград, 2008.
Журавлева И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем. [Электронный ресурс] // Институт социологии Российской академии наук. URL: http://www.isras.ru/flles/File/Socis/05-2000/Zhuravleva.pdf. Альбицкий ВЮ. Указ. соч. Журавлева И.В. Указ. соч.
Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: Монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2005. С. 252.
2
3
4
5
10 Ложко В.В. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России: проблемы энергетики. [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. 2008. № 3 (27). URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=2052.
11 «Наше здоровье - в наших руках». Пресс-выпуск № 1196. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ, проведен 4-5 апреля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 областей, краев и республик России. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=11701.
12 Министр Татьяна Голикова провела Всероссийское совещание по вопросам организации работы центров здоровья. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=12527.
13 Приказ Минздравсоцразвития России «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» № 597н от 19 августа 2009 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http:// www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/930.
14 Голикова Т. Центры здоровья будут служить инфраструктурой для ведения здорового образа жизни. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http://www.minzdravsoc.ru/health/zozh/5.
15 См.: Министр Татьяна Голикова провела Всероссийское совещание по вопросам организации работы центров здоровья.
16 Исследование проводилось при участии студентов социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета.
17 Перечень центров здоровья г. Москвы [Электронный ресурс] // Здоровая Россия. URL: http://www.takzdorovo.ru/db/healthcenter/search/index/?q_category=RU. MosObl.Moscow&q=
18 Распределение исследуемых центров по округам: в 2011 г. (ЦАО - 3 (2); САО -5; СВАО - 5 (4); СЗАО - 3 (2); ЗАО - 7; ЮЗАО - 6 (5); ЮВАО - 6; ЮАО - 7; ВАО - 7 (6); ЗелАО - 1 (0). В 2012 г. ЦАО - 3 (2); САО - 5; СВАО - 5; СЗАО -3; ЗАО - 7; ЮЗАО - 6; ЮВАО - 6; ЮАО - 7 (6); ВАО - 7 (6); ЗелАО - 1.
19 Постановление правительства Москвы «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы» от 2 февраля 2011 г. № 23-ПП. Государственная программа города Москвы «Столичное здравоохранение» на 2012-2016 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента здравоохранения города Москвы. URL: http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/ komzdravsite.nsf/va_WebPages/page_00003190_prog?0penDocument.