Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / НАЛОГИ / TAX POLICY / FINANCIAL MARKET / ECONOMIC STABILITY / TAX RATES / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочубей Е.И., Шкидина А.А.

В статье рассмотрены вопросы по формированию здорового рынка при помощи налоговой политики страны. Также были выявлены основные проблемы налоговой политики, которые имеют прямое негативное влияние на финансовый рынок и экономическую устойчивости РФ. По результатам деятельности были даны рекомендации по улучшению российской налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A HEALTHY FINANCIAL MARKET. TAX POLICY

The article deals with the issues of forming a healthy market with the help of the country's tax policy. It also identified the main problems of tax policy, which have a direct negative impact on the financial market and economic stability of the Russian Federation. Based on the results of the activities, recommendations were made to improve the Russian tax system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА»

Кочубей Е.И., к.филос.н.

доцент

кафедра бизнес-процессов и экономической безопасности

Шкидина А. А. студент 2 курса

факультет инновационного бизнеса и экономики Академия маркетинга и социально-информационных технологий-

ИМСИТ Россия, г. Краснодар ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Аннотация: В статье рассмотрены вопросы по формированию здорового рынка при помощи налоговой политики страны. Также были выявлены основные проблемы налоговой политики, которые имеют прямое негативное влияние на финансовый рынок и экономическую устойчивости РФ. По результатам деятельности были даны рекомендации по улучшению российской налоговой системы.

Ключевые слова: налоговая политика, финансовый рынок, экономическая устойчивость, налоговые ставки, налоги.

Kochubey E.I., candidate of philosophical Sciences associate Professor of business processes and economic security Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT

Russia, Krasnodar CREATING A HEALTHY FINANCIAL MARKET. TAX POLICY Abstract: the article deals with the issues of forming a healthy market with the help of the country's tax policy. It also identified the main problems of tax policy, which have a direct negative impact on the financial market and economic stability of the Russian Federation. Based on the results of the activities, recommendations were made to improve the Russian tax system.

Keywords: tax policy, financial market, economic stability, tax rates, taxes.

Одним из основных элементов любой экономической системы является финансовый рынок, при помощи которого временно свободные средства наиболее эффективно распространяются между агентами экономики. Современный финансовый рынок РФ имеет довольно эффективное развитие, несмотря на неблагополучную внешнеэкономическую ситуацию.

На сегодняшний день финансовый рынок РФ имеет большую зависимость от иностранных инвесторов, которые в свою очередь, не делают вклады в экономику нашей страны по различным причинам: наложение санкций, сложные бюрократические преграды и высокий уровень коррупции.

Так для повышений устойчивости финансового рынка и

экономической системы в целом правительство РФ предложило тенденцию развития финансового рынка в независимости от внешних факторов, частью данной тенденции является развитие и улучшение налоговой политики страны, так как налоговая политика является одним из ключевых инструментов правительственного влияния на экономику.

Однако современная налоговая политика РФ имеет ряд проблемных зон, которые, даже если на данный момент не производят негативного эффекта, то в будущем могут оказать катастрофическое воздействие на экономику и социум.

При разборе основных проблем и угроз, а также сильных сторон и возможностей системы налогообложения можно выявить следующие проблемы, которые оказывают сильное воздействие на эффективность функционирование системы:

Непропорциональная налоговая нагрузка и устаревшая модель ставок плоского налогообложения для субъектов экономической деятельности.

Это одна из слабых сторон системы, которая оказывает сильное влияние на социально-экономические процессы и непосредственно на их участников является текущая система ставок налогообложения. Исходя из концепции и законодательной базы, она отвечает принципам справедливости и пропорциональности, но с точки зрения физического или юридического лица это далеко не так.

Причинами такого вывода является тот факт, что независимо от степени уровня доходов, как физические лица, так и юридические производят уплату налогов под одним и тем же правилам, и нормам. И если юридические лица имеют возможность использовать специальные условия налогообложения и льготы, то для физических лиц так привилегий нет, если их уровень доходов не высок.

Данная ситуация требует вмешательства и рассмотрения, однако, государственные органы в начале 2018 года вынесли инициативу увеличения процентной ставки по НДФЛ и налога на прибыль с организаций на 2%. В случае такового реформирования налоговой системы это лишь усугубит положение физических и юридических лиц, получающих невысокие доходы. В данный момент невмешательство будет лучше методом для экономической устойчивости страны, чем попытки государственного аппарата произвести локальное реформирование, так как необходимо пересматривать и совершенствовать налоговая система в целом.

Но появляется еще одна проблема - это слабая проработка механизма реформации системы и ее элементов. Стабильность, которая является важным фактором в налоговой политике несет за собой такой отрицательный эффект, как боязнь государственных органов что-либо менять. Это связано с малым опытом реформации данной системы. Во многих зарубежных странах такой опыт был получен и достигнут за счет метода проб и ошибок, но использовать зарубежный опыт не всегда возможно, так как адаптация под условия российской действительности не

всегда проходит успешно.

В результате слабого реформационного механизма система сильно укореняется, теряя свою подвижность и гибкость. Из этого следует еще одна проблема - неэластичность системы налоговых регуляторов. Наша текущая система налогообложения складывалась более чем 25 лет, и оттачивалась под определённые условия, которые присуще нашей стране. Но данная система не способна быстро перестроится в случае необходимости. Примером может служить бюджетный вопрос 2016-2017 года, когда экономика России отчетливо показала свою зависимость от цен на нефть. В этой ситуации налоговая система никак себя не повела, хотя из-за сокращения бюджета пострадали важные социально-экономические институты, такие как образование, наука, здравоохранение, производство, промышленность и т.д.

Возможно пересмотренные системы налогообложение, изменение ключевых позиций сыграло бы значительную роль в развитии государства и выполнения им плана социально-экономического развития России, но этого не произошло в виду того, что система налогообложения неспособна перестроится под новые реалии в краткосрочном периоде, а все ее действия затачиваются и направлены исключительно на долгосрочную перспективу.

Налоги платит каждый, и государство прежде чем изменять систему должно выработать механизм, который учитывал бы интересы большинства граждан, а не только 1% владеющего большинством ресурсов страны. В следствии нестабильности, сложно будет говорить о стабильном поступлении налогов в бюджет и о выполнении фискальной функции налоговой системы. Если в данной функции произойдет сбой, то это повлияет и на распределительную функцию, что повлечет за собой экономические проблемы в масштабах страны. Это может сильно сказаться на развитии малого и среднего бизнеса, отдельных отраслей экономики. Также скорее всего это может за собой повлечь сокращение реально располагаемых доходов у населения, усиление разрыва между богатыми и бедными, расслоение общества и рост коэффициента Джини, что будет негативно влиять на состояние Российской Федерации в целом.

Проблемы, выявленные в налоговой системе, перекликаются между собой, и некоторые из них можно решить путем ликвидации одной из проблем. Так, сейчас актуальными являются проблемы, связанные с следующими зонами функционирования налоговой системы:

- непропорциональная налоговая нагрузка и устаревшая модель ставок плоского налогообложения для субъектов экономической деятельности.

- слабая проработка механизма реформации системы и ее элементов.

- неэластичность системы налоговых регуляторов.

Для решения поставленных проблем и предотвращения угроз, озвученных выше, необходимо провести ряд мероприятий, включающий комплексный пересмотр текущей системы налогообложения в России.

Одни из способов решения будет пересмотр текущей политики

плоских ставок и переход на прогрессивную шкалу налогообложения. С точки зрения практики прогрессивный налог более точно отражает принцип справедливости, так как если судить по доходам или прибыли предприятия больше платит тот, у кого высокие доходы, а чем они меньше, тем меньше идет налоговая нагрузка. С точки зрения правильности и этики данный тип взимания лучше вписывается в понятие справедливости, а с точки зрения экономики государство сможет получить больше, взимая больше с высокодоходной части общества и высокоприбыльных предприятий.

Применение такой политики окажет влияние и на возможные угрозы, включая необходимость решения вопроса с расслоением общества на очень богатых, богатых, групп среднего достатка и бедных. Расслоение между первыми и последними сейчас находится в критическом состоянии, и снижение нагрузки на последних заметно отразилось бы на этой ситуации в лучшую сторону, позволив населению с таким достатком аккумулировать у себя больше средств.

Также для решения проблемы слабой проработки механизма реформации системы и ее элементов, неэластичность системы налоговых регуляторов необходимо создать механизмы, используя которые можно было реализовать те или иные изменения, реформы. Сложность сейчас заключается в неопределенности и определения точно воздействия тех или иных изменений на экономику, отдельный ее отраслей или элементов. Для этого нужно создать не просто механизм претворения в жизнь этих изменений, а создать механику самого процесса проектирования этих реформ. Такой механизм есть и сейчас, но по всей видимости он не может обеспечить нужный уровень функционирования.

В рамках совершенствования системы налоговых регуляторов также можно выделить возможность создания института предварительного налогового контроля.

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах, это поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций .

В целом для решения проблем, связанных с налоговым регулированием, недостаточно локальных изменений. Это должно быть комплексно и затрагивать многие аспекты налогообложения. Разработка и исполнение мероприятий направленных на решение проблем, связанных с

несправедливость налогообложения или ее неэластичность, является важным направлением совершенствования текущей налоговой политики, так как эти проблемы имеют прямое влияет на финансовый рынок, экономическую устойчивость и на экономику РФ в целом.

Использованные источники:

1. Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 с.

2. Гусева, Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование / Т.А. Гусева. - М.: ВолтерсКлувер, 2015. - 432 с.

3. Толкушкин, А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 432 с.

4. Ценообразование и налогообложение / ред. И.К. Салимжанов. - М.: Велби, 2017. - 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.