Научная статья на тему 'Формирование заемного капитала предприятия'

Формирование заемного капитала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2186
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Юрий Николаевич, Воробьева Елена Ивановна, Байрак Евгения Александровна

В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования заемного капитала предприятия. На основе изучения существующих определений понятия «заемный капитал» формулируется собственное определение данного понятия. Раскрывается классификация заемного капитала. Рассматривается этапы оценки и анализа привлечения заемных средств на предприятие. На основе данных двух российских открытых акционерных обществ рассматриваются тенденции по формирования заемного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование заемного капитала предприятия»

ФИНАНСЫ

УДК 336.66

Воробьев Юрий Николаевич,

д.э.н., профессор,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь. Воробьева Елена Ивановна,

д.э.н., профессор,

кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Байрак Евгения Александровна,

магистрант направления «Финансы и кредит»,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Vorobyov Yuri Nikolaevich,

Doctor of Economics, professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economics, professor, Department of Public Finance and Banking, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Bayrak Evgenia Aleksandrovna,

Master's degree student of specialization «Finance and credit»,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ FORMATION OF THE ENTERPRISE LOAN CAPITAL

В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования заемного капитала предприятия. На основе изучения существующих определений понятия «заемный капитал» формулируется собственное определение данного понятия. Раскрывается классификация заемного капитала. Рассматривается этапы оценки и анализа привлечения заемных средств на предприятие. На основе данных двух российских открытых акционерных обществ рассматриваются тенденции по формирования заемного капитала.

Ключевые слова: заемный капитал, формирование заемного капитала.

The theoretical and practical questions of formation of the enterprise loan capital are considered in this article. The specific definition of the concept «loan capital» is formulated on the basis of studying the existing definitions of this concept. The classification of the loan capital is revealed. The evaluation and the analysis stages of loan funds borrowing on the enterprise are considered. The loan capital formation trends are considered on the basis of given two Russian open joint stock companies. Keywords: loan capital, formation of the loan capital.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование заемного капитала предприятия является одним из основных способов расширения финансово-экономической деятельности, что обеспечивает более эффективное использование собственного капитала, формирует условия для стабильного финансирования оборотных активов, повышает финансовую мобильность предприятия. Поэтому исследование проблем формирования заемного капитала предприятия является важным условием при принятии решений о даль-

5

нейшем развитии субъекта предпринимательства. Порядок выбора и привлечения источников заемного капитала предприятия зависит от формы собственности и хозяйствования, определенной организационной структуры предприятия, отраслевой принадлежности и финансового состояния хозяйствующего субъекта. Проблемы формирования заемного капитала рассматривали различные ученые Бондарь А.П. [1], Воробьев Ю.Н. [3], Воробьева Е.И. [4] и другие. Однако существуют и будут существовать отдельные вопросы формирования заемного капитала, которые требуют исследования или уточнения.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В современных условиях развития экономики проблема формирования заемных средств предприятия приобретает большую актуальность. Так как, с одной стороны, с привлечением заемных средств предприятию открываются новые диапазоны возможностей для эффективного развития хозяйственной деятельности, с другой стороны, существуют определенные противоречия интересов сторон заемных отношений, преимущества и недостатки источников заемных средств, особенности функционирования в различных сферах деятельности, нестабильность внешней среды -все это ограничивает выбор источников формирования заемного капитала. Структура совокупного капитала предприятия состоит из собственных и заемных средств, которые используются предприятием для хозяйственной деятельности. Рациональное соотношение между собственными и заемными средствами — это также один из важных составных моментов при формировании заемного капитала предприятия. Цель нашего исследования - рассмотрение вопросов формирования заемного капитала на предприятии.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Существуют различные подходы к пониманию термина «заемный капитал». Многие авторы исследовали это понятие с различных сторон.

Ковалев В.В., Волкова О.Н. считают, что: «Заемный капитал — это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности» [8].

По мнению Борисова А.Б.: «Заемный капитал — это капитал, образуемый за счет получения кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам денежных обязательств» [2].

Ермолович Л.Л. считает: «Заемный капитал — это капитал, образуемый за счет банковского кредита и средств, полученных от продажи выпущенных облигаций» [5].

В книге, подготовленной группой авторов, приводится следующее определение заемного капитала: «Заемный капитал образуется за счет банковского кредита и средств от выпуска облигаций, эмиссии акций» [6].

Ивашкевич В.Б. рассматривает заемный капитал как часть пассивного капитала и трактует его как: «...Часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику или банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества» [7].

Соответственно, каждое из определений имеет право на существование, так как все они раскрывают определенное содержание термина «заемный капитал» или дополняют его. В свою очередь, мы можем предложить такое определение: «Заемный капитал — это совокупность обязательств предприятия, которые образованы или в результате получения средств от финансово-кредитных или иных организаций на условиях платности и возвратности, или в результате собственной деятельности, но не выплаченные в срок, используемых для финансового обеспечения своей хозяйственной деятельности».

В одной из своих работ Воробьев Ю.Н. обращает внимание на то, что: «финансовые ресурсы, используемые для осуществления основной операционной деятельности, нуждаются в постоянном увеличении. Это обусловлено тем, что в экономике постоянно растут расходы предприятий, в том числе и акционерных компаний на приобретение основных факторов производства, то есть сырья, материалов, оплаты труда, расходов на социальные нужды, налогов и т.д.» [3].

«Для увеличения объемов финансирования акционерные компании, также как и другие субъекты хозяйствования, должны тратить соответствующую часть полученной чистой прибыли, а также привлекать средства в виде различных займов. Акционерные компании для осуществления основной операционной деятельности только частично используют свою чистую прибыль. Большие средства для основной операционной деятельности привлекаются на условиях займов. В частности, практически все акционерные компании используют коммерческий (товарный) кре-

6

дит, а также финансовый или банковский кредит. Если коммерческий кредит привлекается на сроки от 14 до 180 дней, то банковские кредиты акционерные компании могут привлекать на период от 3 месяцев до 1 года. В отдельных случаях акционерные компании для осуществления операционной деятельности привлекают средства на условиях облигационных займов на сроки от 1 до 2 лет с выплатой процентов владельцам корпоративных облигаций, которые приобрели их при свободном размещении» [3].

Воробьева Е.И., рассматривая уровень и концентрацию кредитных вложений в экономику страны, указывает, что «Кредиты, которые предоставляются предприятиям на срок до 1 года, особенно при низкой процентной ставке, стимулируют рост объемов производства продукции, товаров и услуг. Такие кредиты необходимы среднему и малому бизнесу, без них не могут и большие компании, которые имеют значительные кассовые разрывы между получением выручки от реализации своей продукции или услуг, и сроками расчетов с государством, поставщиками и посредниками» [4].

К основным источникам формирования финансовых ресурсов акционерных компаний, используемых при финансировании основной операционной деятельности можно отнести (рис. 1).

Рис. 1. Основные источники формирования финансовых ресурсов акционерных компаний для осуществления операционной деятельности [3]

Для большинства субъектов хозяйствования реального сектора экономики, в том числе акционерных компаний значение имеют не только собственные финансовые ресурсы, а, прежде все средства, которые они могут привлечь на условиях различных займов.

«Акционерные компании для своей операционной деятельности привлекают различные краткосрочные займы. Но, в первую очередь, они пытаются получить банковский кредит или привлечь средства на условиях облигационных займов. Однако облигационные займы как инструменты долга относятся к долгосрочному привлечению финансовых ресурсов. Для их эмиссии нужны достаточно стабильные финансово-экономические и политические условия в стране. Поэтому для формирования финансовых ресурсов с целью увеличения или расширения операционной деятельности акционерные компании практически не используют облигационные займа. В то же время компании с иностранным капиталом частично используют облигационные займы для привлечения дополнительных финансовых ресурсов» [3].

«Однако корпоративные облигации компаний с иностранным капиталом размещаются не на отечественном финансовом рынке, а на мировом финансовом рынке, что позволяет: во-первых, привлечь в несколько раз больше финансовых ресурсов; во-вторых, эти финансовые ресурсы привлекаются на более выгодных условиях, чем те, что на отечественном финансовом рынке; в-

7

третьих, внешний рынок дает финансовые ресурсы компаниям с иностранным капиталом в связи с тем, что к таким компаниям больше доверие, чем к отечественным компаниям. Значительную часть финансовых ресурсов акционерные компании привлекают в виде банковских займов» [3].

Данные положения были сформулированы еще в тот период, когда не вводились санкции по отношению к основным российским акционерным компаниям и банкам, способным выйти на мировой финансовый рынок для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в частности, заемных финансовых средств. В настоящий период такие возможности по привлечению заемных средств существенно ограничены со стороны стран Запада.

«Финансовые ресурсы нужны акционерным компаниям также для осуществления инвестиционной деятельности. Эта деятельность связана со значительными объемами дополнительного капитала, который может быть вовлечен в акционерные компании. Для инвестиционной деятельности, особенно при больших масштабах инвестиций, необходимо привлекать долгосрочные финансовые ресурсы. Такие ресурсы можно найти как за счет использования части чистой прибыли, так и за счет размещения собственных акций и корпоративных облигаций на биржевом или внебиржевом рынке»[2].

Чтобы более тщательно раскрыть проблему, следует рассмотреть классификацию заемного капитала, источники, цели и формы привлечения и обеспечения (табл. 1).

Таблица 1. Классификация заемного капитала *

Классификация Вид

По периоду привлечения • Долгосрочные (более 1 года): банковские кредиты, займы от других предприятий, облигационные займы. • Краткосрочные (менее 1 года): краткосрочные кредиты банков, краткосрочные займы, кредиторская задолженность

По источникам и целям привлечения 1. Из внешних источников (банковские кредиты, облигационные займы, финансовый лизинг). 2. Из внутренних источников (кредиторская задолженность) Цели привлечения: 1 — инвестиционные цели, создание запасов; 2 — обеспечение непрерывности производственного процесса, потребности предприятия в ресурсах.

По форме привлечения 1. Денежная форма 2. В форме оборудования (лизинг) 3. Коммерческий кредит — товарная форма

По методам привлечения 1. Кредит 2. Лизинг 3. Факторинг 4. Эмиссия корпоративных облигаций

По форме обеспечения 1. Обеспеченные (залог, поручительство, неустойка, штраф,..) 2. Необеспеченные

* Составлено на основе [9]

Согласно составу пассива баланса предприятия заемный капитал подразделяется на такие элементы:

«1. Долгосрочные заемные средства.

2. Отложенные налоговые обязательства.

3. Оценочные средства.

4. Прочие долгосрочные обязательства.

5. Краткосрочные заемные средства.

6. Кредиторская задолженность: а) задолженность поставщикам, подрядчикам за выполненные работы, поступившие ценности; б) начисленная, но не выплаченная заработная плата; в) задолженность по отчислениям в федеральные внебюджетные социальные фонды; г) задолженность перед покупателями и заказчикам по полученным авансам.

8

7. Доходы будущих периодов

8. Оценочные обязательства

9. Прочие краткосрочные обязательства» [7]

Классификация элементов заемного капитала предприятия имеет не только познавательное значение, но также и важное практическое значение. Она позволяет определенным образом группировать источники заемных средств, что важно не только при формировании, но также в процессе организации использования и погашения обязательств. Заемные источники финансовых ресурсов требуют в процессе привлечения и использования высокого уровня финансово-экономической дисциплины, ответственности, четкого понимания, что все средства, которые привлечены на условиях займа необходимо возвращать в определенный срок, но с выплатой еще процента за использование. Это в свою очередь требует формирование возвратного денежного потока, который можно сформировать за счет получения доходов от основной операционной, инвестиционной или финансовой деятельности. Если таких доходов нет или они недостаточные, то перед предприятием возникает проблема по возвращению финансовых ресурсов, взятых в заем. Отсюда, привлечение заемных финансовых средств, формирование заемного капитала требует обязательно научного подхода, проведения всесторонней оценки целесообразности и выгодности использования источников заемного капитала. Не проведя такую оценку, не разработав прогноз и план привлечения и погашения обязательств, рискованно вступать в отношения финансовых займов. Особенно это рискованно тогда, когда предприятие испытывает значительные финансовые трудности, доходы от основной операционной деятельности нестабильны или имеют явную тенденцию к снижению. В этом случае принимая решение о привлечении заемных финансовых ресурсов не обходимо разработать несколько вариантов возможного сценария и действовать в зависимости от складывающейся ситуации на товарном, сырьевом или финансовом рынке, изменений во внешней среде предприятия, угроз и рисков, которые формируются практически ежедневно вследствие социально-экономических процессов происходящих в стране и за ее пределами, конкуренции между участниками рыночных отношений.

В научной и учебной литературе выделяют следующие формы привлечения заемного капитала (рис. 2).

Рис. 2. Основные формы привлечения заемного капитала [14]

«Облигационный заем — это заем, который осуществляется путем выпуска заемщиком облигаций. Облигация — это ценная бумага, которая удостоверяет право ее держателя на получение от лица, которое выпустило облигацию, в обусловленный ею срок суммы номинальной стоимости облигации или другого имущественного эквивалента»[10].

Облигационный заем — это достаточно мощный финансовый инструмент привлечения заемный финансовых ресурсов для предприятия. С помощью облигационного займа можно привлечь очень большие объемы финансовых ресурсов и на достаточно длительный период. Используя эмиссию корпоративных облигаций крупные акционерные компании могут обеспечить себя финансовыми ресурсами на длительной основе на более выгодных условиях, чем предоставляют банковские и другие финансово-кредитные учреждения. Однако, чтобы воспользоваться корпоративными облигациями как источником заемного капитала предприятие должно быть крупным, иметь большой уставный капитал, большой собственный капитал, гарантировать надежность обслуживания облигаций, т.е. выплату процентов по ним и погашения основного долга по окончанию срока их использования. К сожалению, среди отечественных предприятий очень мало таких, которые имеют большой уставный капитал и могут гарантировать платежи по облигациям и

9

стабильный возврат средств, полученных при реализации корпоративных облигаций. В то же время в зарубежной практике корпоративные облигации являются одним из основных инструментов для привлечения долгосрочных заемных финансовых ресурсов. Поэтому эмиссия облигаций для западных компаний является достаточно обыденным делом.

«Лизинг — это достаточно простой и быстрый метод финансирования, который дает возможность за короткое время приобрести транспорт или оборудование. Не требует залога своего имущества. Предметом лизинга могут быть здания, сооружения, помещения, оборудование, транспортные средства и любое имущество, которое может быть использовано в коммерческой деятельности предприятия. В лизинг не может передаваться земля и природные объекты» [11].

«В зависимости от срока пользования и условиями амортизации лизинг подразделяется на лизинг с полной окупаемостью с полной амортизацией основных средств и лизинг с неполной окупаемостью, с неполной амортизацией основных средств» [11].

Лизинг источник заемных средств принципиально отличается от облигационных займов и банковского кредита. Основное и кардинальное отличие состоит в том, что предприятие при использовании лизинга получает не денежные средства, а материальные ценности в виде того или иного имущества, например, здания, помещения, оборудование, машины, транспортные средства и т.п. Если предприятию нужны именно имущественные ценности для осуществления своей основной операционной деятельности, то лизинг как форма привлечения заемных средств может быть достаточно эффективной и полезной. Однако, если предприятию требуются денежные средства для финансового маневра, то такая форма привлечения заемных средств не решит проблемы хозяйствующего субъекта.

Банковский кредит играет большую роль в саморегулировании хозяйства страны. В любой момент фирма может получить необходимые денежные средства при условии, что ее финансовое положение достаточно стабильно. В противном случае банк откажет предприятию в кредите, так как не станет рисковать банковскими ресурсами для спасения несостоятельного заемщика. Отношения между банком и клиентом регулируются договорами займа и кредита. Кредит выдается только банками. Кредит отличается от займа тем, что кредит считается заключенным с момента оформления нужной документации, а заем с момента передачи денег заемщику.

«Банковский кредит — это передача денег банком клиенту, на условиях оплаты процентов по кредиту и на условиях его погашения. Деньги, которые банки могут выдать в кредит ограничены. Эти ограничения накладываются их резервами и коэффициентом усреднения. Количество денег, предоставляемое в кредит должно быть намного больше резерва коммерческого банка в центральном банке» [12].

Использование банковского долгосрочного или краткосрочного кредита — это традиционная форма привлечения заемных средств для отечественных предприятий и организаций. Ориентация предприятий на банковские институты является особенностью отечественного бизнеса. В то же время банки используют это положение в своих целях и не спешат снижать стоимость выдаваемых кредитов, что делает взаимоотношения между банком и предприятием не выгодным по сути. В отечественной практики банки фактически являются плохими партнерами производственных предприятий, так как кредитные ресурсы продают по высоким ценам и не оказывают практическую финансовую поддержку по использованию выданных кредитных средств.

«На сегодняшний день в странах с развитой рыночной экономикой существуют следующие формы банковского кредита, которые входят в состав системы кредитования:

• потребительский кредит—предоставляют торговые компании, банки и специализированные кредитно-финансовые институты для приобретения населением услуг и товаров с рассрочкой платежа;

• ипотечный кредит предоставляется под залог земли на покупку или строительство жилья;

• международный кредит — это движение ссудного капитала в сфере международных отношений;

• лизинговый кредит — это отношения, которые возникают между юридическими лицами по поводу передачи в аренду техники, финансирования покупки движимого и недвижимого имущества на указанный срок;

• государственный кредит — кредитные отношения, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами — физические и юридические лица» [12].

«Коммерческий кредит — вид кредита, который предоставляет одно функционирующее предприятием другому в виде реализации товаров с отсрочкой платежа» [13].

10

Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями организации на различных этапах её развития.

Процесс формирования заемных средств организацией включает пять основных этапов [14]. Рассмотрим каждый этап процесса формирования заемных средств организацией более подробно.

«На первом этапе изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов организации.

На втором этапе определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых организацией.

На третьем этапе определяется соотношение объемов используемых организацией заемных средств по периоду их привлечения. С этой целью проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств, организации и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На четвертом этапе изучается состав конкретных кредиторов организации и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов.

На пятом этапе изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм в организации. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств в организации» [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы детальнее изучить проблему рассмотрим формирование заемного капитала на примере предприятия ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Уралэлектромедь». Вид деятельности ОАО «ГМК «Норильский никель»: цветная металлургия. Вид деятельности ОАО «Уралэлектро-медь»: производство меди.

Методика анализа заемного капитала включает:

• анализ состава, структуры и динамики заемного капитала;

• анализ состава и структуры кредиторской задолженности;

• анализ долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов;

• анализ динамики изменений в составе заемного капитала..

Проведем анализ состава, структуры и динамики заемного капитала (табл. 2).

Таблица 2. Состав, объем и структура заемного капитала ОАО «ГМК «Норильский никель» *

Показатель 2013 2014 Абсолютные изменения млн. руб. Отклонение, %

млн. руб. % млн. руб. %

Кредиторская задолженность 22207,6 8,34 22108,1 5,51 -99,5 99,55

Краткосрочные кредиты и займы 68056,9 25,55 30963,1 7,72 -37093,8 45,50

Долгосрочные кредиты и займы 176102,1 66,11 348056,7 86,77 171954,6 197,64

Итого 266366,5 100,00 401127,8 100,00 134761,3 150,59

* Рассчитано на основании [15]

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в заемном капитале занимают долгосрочные кредиты и займы. Так, в 2013 году показатель составил 66,11%, а 2014 году он достиг значения 86,77%. При этом в абсолютном размере долгосрочные кредиты и займы выросли с 176102,1 млн. руб. до 348056,7 млн. руб. или на 171954,6 млн. руб. Это составляет 197,59% роста. Наименьший удельный вес в структуре заемного капитала ОАО «ГМК «Норильский никель» занимает кредиторская задолженность — всего 8,34% в 2013 году и 5,51% в 2014 году. С 2013 по 2014 год произошли значительные изменения в использовании краткосрочных кредитов и займов. Удельный вес краткосрочных кредитов и займов уменьшился с 25,55% в 2013 году, до 7,72% в 2014 году.

11

В целом динамика заемного капитала ОАО «ГМК «Норильский никель» положительная. С 2013 по 2014 год предприятие нарастило использование заемных средств с 266366,5 млн. руб. до 401127,8 млн. руб., что составили 134761,3 млн. руб. или 150,59%.

Теперь рассмотрим ситуацию по ОАО «Уралэлектромедь» (табл. 3).

Таблица 3. Состав, объем и структура заемного капитала ОАО «Уралэлектромедь» *

Показатель 2013 г. 2014 г. Абсолютные. изменения, млн. руб. Отклонение, %

млн. руб. % млн. руб. %

Кредиторская задолженность 1679,8 30,63 1851,7 23,52 171,8 110,23

Краткосрочные кредиты и займы 511,1 9,32 2050,2 26,04 153,9 401,14

Долгосрочные кредиты и займы 3294,0 60,06 3971,2 50,44 677,1 120,56

Итого 5485,0 100,00 7873,1 100,00 2388,1 143,54

* Рассчитано на основании [16]

Проанализировав таблицу, отметим, что в структуре заемного капитала наибольший удельный вес занимают долгосрочные кредиты и займы. В 2013 году показатель составил 60,06%, к 2014 году уменьшился и составил 50,44%. Удельный вес краткосрочных кредитов и займов в 2013 году составил 9,32%, а к 2014 увеличился и составил 26,04%. Наименьший удельный вес в структуре заемного капитала в 2013 году составлял показатель краткосрочных кредитов и займов, в 2014 гожу ситуация изменилась, наименьший удельный все в структуре заемных средств составила кредиторская задолженность 23,52%. Динамика заемного капитала ОАО «Уралэлектромедь» положительная. Это означает, что предприятие в целом увеличивает использование заемного капитала.

Преобладание в структуре заемных средств одного и другого предприятия долгосрочных кредитов и займов является положительным. Это позволяет рассматриваемым предприятиям использовать заемные средства как долгосрочные источники финансового обеспечения хозяйственной деятельности. В то же время у рассматриваемых предприятий есть и различия. ОАО «ГМК «Норильский никель» в 2014 году продолжал наращивать долю долгосрочных кредитов и займов, в то же время как ОАО «Уралэлектромедь» эту долю уменьшал.

Проведем анализ состава, объема и структуры кредиторской задолженности ОАО «ГМК «Норильский никель» (табл. 4).

Таблица 4. Состав, объем и структура кредиторской задолженности ОАО «ГМК «Норильский никель» *

Показатель 2013 г. 2014 г. Абсолютные изменения, млн. руб. Отклонения, %

млн. руб. % млн. руб. %

Кредиторская задолженность всего 22207,6 100 22108,1 100 -99,5 99,55

в том числе:

поставщики и подрядчики 13110,4 59,04 17394,0 78,68 4283,5 132,67

задолженность перед персоналом организации 1339,2 6,03 1386,7 6,27 47,5 103,55

задолженность по налогам и сборам 1243,7 5,60 1233,7 5,58 -10,0 99,19

задолженность перед государственными внебюджетными фондами 613,7 2,76 564,2 2,55 -49,5 91,93

* Рассчитано на основании [15]

12

Проанализировав показатели ОАО «ГМК «Норильский никель», отметим, что наибольший удельный все в структуре кредиторской задолженности занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками 59,04% в 2013 году и 78,68% в 2014 году. Наименьший удельный вес в структуре кредиторской задолженности составила задолженность перед государственными внебюджетными фондами 2,76% в 2013 году и 2,55% в 2014 году. Задолженность по налогам и сборам в 2013 году была равна 5,60%, в 2014 году 5,58%, т.е. практически не изменилась в структуре кредиторской задолженности.

В то же время следует обратить внимание на негативное изменение такого показателя, как задолженность перед персоналом организации. Этот показатель в 2014 году ухудшился по сравнению с 2013 годом. если в 2013 году доля задолженности перед персоналом предприятия составляла 6,03%, что для такого предприятия не очень большая величина, то в 2014 году доля увеличилась до 6,27%, т.е. рост на 0,24%. Здесь важно не столько процент роста, сколько сам факт такого увеличения. Это свидетельствует о недостатках в работе финансово-учетных служб предприятия, а может и в работе всей администрации предприятия.

Теперь рассмотрим кредиторскую задолженность ОАО «Уралэлектромедь», доля которой в этом предприятии была выше, чем ОАО «ГМК «Норильский никель» (табл. 5).

Таблица 5. Состав, объем и структура кредиторской задолженности ОАО «Уралэлектромедь» *

Показатель 2013 г. 2014 г. Абсолютные изменения, млн. руб. Отклонения, %

млн. руб. % млн. руб. %

Кредиторская задолженность всего 1679,8 100 1851,7 100 171,8 110,23

в том числе:

поставщики и подрядчики 1339,7 79,75 1449,5 78,28 109,8 108,20

задолженность перед персоналом организации 154,3 9,19 166,6 9,00 12,3 107,98

задолженность по налогам и сборам 54,4 3,24 94,1 5,08 39,7 173,00

задолженность перед государственными внебюджетными фондами 113,7 6,77 126,2 6,81 12,5 110,96

* Рассчитано на основании [16]

Из таблицы видим, что наибольший удельный все в структуре кредиторской задолженности ОАО «Уралэлектромедь» занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками. В 2013 году было 79,75%, в 2014 году 78,28%. Наименьший удельный все в структуре кредиторской задолженности занимает задолженность по налогам и сборам. В 2013 году 3,24%, в 2014 году 5,08%. Необходимо обратить внимание, что структура кредиторской задолженности ОАО «Ура-лэлектромедь» не имела тенденции к позитивному изменению. Более того, сама величина кредиторской задолженности в 2014 увеличилась по сравнению с 2013 годом на 10,23%.

Таким образом, исследования формирования заемного капитала по двум крупным акционерным общества Российской Федерации показало, что предприятия активно используют заемные средства для своей финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем, анализ данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий показал, что ОАО «ГМК «Норильский никель» в рассматриваемых периодах больше ориентировался на формирование долгосрочных кредитов и займов, в то же время ОАО «Уралэлектромедь» хотя и имеет более высокую долю долгосрочных кредитов и займов в структуре заемного капитала, но динамика отрицательная, что указывает на нестабильность ориентации на долгосрочные кредиты и займы. Здесь может быть существенно то, что первое предприятия значительно более мощное и его деятельность направлена на внешний рынок, где ОАО «ГМК «Норильский никель» стремится получить и долгосрочные кредиты и займы, в том числе с использованием корпоративных облигаций. В то же время ОАО «Уралэлектромедь» существенно меньше по объемам своей хозяйственной деятельности, не ориентируется на зарубежный рынок, что не позволяет ему получать долгосрочные заемные ресур-

13

сы по выгодным ценам. Это вынуждает предприятие маневрировать между долгосрочными и краткосрочными займами и кредитами, а также использовать кредиторскую задолженность. В последнем предприятии она выше в структуре, чем в ОАО «ГМК «Норильский никель».

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования было рассмотрено понятие заемного капитала, подходы к определению понятия со стороны различных авторов, классификация заемного капитала, формы его привлечения, этапы формирования. Также был проведен анализ формирования заемного капитала на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Уралэлектромедь». По результатам исследования было выявлено, что на предприятиях ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Уралэлектромедь» заемный капитал сформирован в основном за счет долгосрочных кредитов и займов. В то же время преимущество в использовании долгосрочных кредитов и займов имеет ОАО «ГМК «Норильский никель», который наращивает объемы и долю долгосрочных заемных средств в общей структуре заемного капитала предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарь А.П. Использование инструментов государственного регулирования банковского ипотечного кредитования в Украине / А.П. Бондарь, Л.А. Стоянов // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, 2012. — №5. — С. 76-82.

2. Борисов А.Б. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. А.Б. Борисова. — М. : ФОРУМ, 2012. — 463 с.

3. Воробьев Ю.Н. Финансовые ресурсы акционерных компаний и финансово-промышленных групп / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2008. — №1. — С. 8-17.

4. Воробьева Е.И. Определение уровня и концентрации кредитных вложений в социально-экономическую систему государства / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2010. — №2. — С. 52-66.

5. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебник / Л.Л. Ер-молович и др. — Мн.: Современная школа, 2010. — 800 с.

6. Зайцев А.А. Комлексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / А.А. Зайцев, Г.П. Елисеев и др. — М. : КноРус, 2009. — 687 с.

7. Ивашкевич В.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебно-практическое пособие. — Мн. : БГЭУ, 1997. — 325 с.

8. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / В.В. Ковалев, О Н. Волкова. — М. : Велби, 2008. — 420 с.

9. Классификация заемного капитала, источники, цели его привлечения [Электронный ресурс].

— Режим доступа: financepredpr.ru/shpora-na-ekzamen-po-biletam-finansy-predpriyatiya/279-zaemnyj-kapital-ponyatie-klassifikaciya-istochniki .html (дата обращения 22.12.2015)

10. Облигационный заем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pocreditu.ru/o-kreditah/ obligacionyi-zaim.html (дата обращения 23.12.2015)

11. Лизинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pocreditu.ru/lizing/chto-takoe-lizing-i-kakoi-lizing-byvaet.html (дата обращения 23.12.2015)

12. Банковский кредит [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pocreditu.ru/bankovskii-likbez/ bankovskii-kredit-i-kreditovanie-v-bankah.html (дата обращения 23.12.2015)

13. Коммерческий кредит [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pocreditu.ru/o-kreditah/ sistema-kreditovanija.html (дата обращения 23.12.2015)

14. Этапы формирования заемных средств организацией [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.finasafe.ru/infins-250-1.html (дата обращения 23.12.2015)

15. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ГМК «Норильский никель» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.e-disclosure.ru (дата обращения 25.12.2015)

16. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Уралэлектромедь» [Электронный ресурс].

— Режим доступа: www.e-disclosure.ru (дата обращения 25.12.2015)

Статья поступила в редакцию 22 января 2016 года

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.