Научная статья на тему 'Управление заемным капиталом как одна из главных задач финансового менеджера'

Управление заемным капиталом как одна из главных задач финансового менеджера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ / ЛЕВЕРИДЖ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Переходова Дарья Дмитриевна

Недостаток финансовых ресурсов является одной из главных проблем экономики на всех стадиях ее развития. В данной статье эффективное и рациональное управление заемным капиталом подается как попытка решения этой проблемы, чем и объясняется актуальность выбранной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление заемным капиталом как одна из главных задач финансового менеджера»

Управление заемным капиталом как одна из главных задач финансового

менеджера Переходова Д. Д.

Переходова Дарья Дмитриевна /Perekhodova Darya Dmitrievna — студент магистратуры, кафедра «Финансы и кредит», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тульский филиал, г. Тула

Аннотация: недостаток финансовых ресурсов является одной из главных проблем экономики на всех стадиях ее развития. В данной статье эффективное и рациональное управление заемным капиталом подается как попытка решения этой проблемы, чем и объясняется актуальность выбранной темы. Ключевые слова: заемный капитал, леверидж, эффективное управление ресурсами.

Одной из первостепенных задач финансового менеджмента является поддержание высокого уровня платежеспособности и финансовой устойчивости. В условиях современной экономической ситуации в России эта задача чаще всего сводится к управлению заемными средствами.

Под термином «заемный капитал» понимается совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами [1, 94]. Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для целей модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса. Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать объемы незавершенного производства. Многообразие существующих на сегодняшний день видов заемных средств позволяют наиболее гибко адаптироваться к условиям постоянно изменяющейся внешней среды. Рассмотрим основные виды заемных источников финансов в разрезе долгосрочного и краткосрочного финансирования.

Долгосрочный заем.

Долгосрочное финансирование играет главную роль при стратегическом планировании дальнейшего развития предприятия. Заемный капитал как долгосрочный источник финансирования подразделяется на три вида, такие как: банковские кредиты, облигационные займы и финансовый лизинг [1, 95]. Банковский кредит представляет собой процесс предоставления кредитными организациями денежных средств на заранее оговоренный срок. Облигационные займы, выпускаемые крупными компаниями, являются одним из традиционных способов привлечения финансовых ресурсов в экономически сильно развитых странах. В России этот способ не получил особого распространения [1, 104]. Облигационный заем - это форма кредитования, при которой заемщик эмитирует облигации и распространяет их. Финансовый лизинг — это комплекс экономических отношений между лизингодателем и лизингополучателем по поводу покупки дорогостоящего оборудования, техники или иного имущества. Отлично от договора купли-продажи, по которому право собственности переходит непосредственно от продавца к покупателю, при лизинговой операции лизингодатель покупает предмет лизингового договора у продавца и передает лизингополучателю во временное владение и пользование.

Краткосрочный заем.

Заемный капитал также может выступать в роли краткосрочного источника финансирования. Эффективность краткосрочного планирования влечет за собой успешность именно повседневной работы предприятия, чаще всего для пополнения оборотного капитала. Под краткосрочными источниками финансирования понимаются обязательства фирмы перед третьими лицами, которые должны быть погашены в течение 12 месяцев с момента составления отчетности [1, 97]. Чаще всего краткосрочными источниками финансовых ресурсов выступает спонтанно образовавшаяся или в плановом порядке задолженность перед банком, предоставляющим краткосрочные кредиты, работниками фирмы, которым начислена, но еще не выплачена заработная плата, государством, в случае, если у фирмы образовалась задолженность по налогам и сборам, а также собственниками фирмы, в случае невыплаты дивидендов. Также распространенным видом краткосрочного финансирования является эмиссия коммерческих векселей и факторинг.

Привлечение заемного капитала порождается нежеланием владельцев увеличивать число акционеров, пайщиков, а также относительно более низкой себестоимостью кредита по сравнению со стоимостью акционерного капитала. Однако необходимо иметь в виду, что слишком большое привлечение уменьшает финансовую устойчивость и платёжеспособность организации. Поэтому использование заемного капитала оправдано до тех пор, пока размер дополнительного дохода,

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(19) 2016 | 60 |

обеспеченного привлечением заемных ресурсов, перекрывает затраты по обслуживанию кредита. В ситуации, когда размер затрат по обслуживанию кредиторской задолженности превышает размер дополнительных доходов от ее использования, неизбежны ухудшение финансовой ситуации, сокращение прибыли, дальнейшее возрастание задолженности, потеря финансовой самостоятельности. Поэтому, главной задачей финансового менеджера является проведение постоянного анализа по оценке эффективности привлечения заемных средств.

Самый распространенный метод оценки оправданности привлечения заемных средств связан с понятием левериджа. Понятие левериджа показывает взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат ресурсов, понесенных для получения данной прибыли, или затрат, связанных с привлечением и поддержанием соответствующей совокупности источников финансирования [1, 68]. В теме заемного капитала финансовый леверидж показывает отношение заемного к собственному капиталу. Также можно сказать, что леверидж показывает наличие и степень финансовой зависимости компании от кредиторов (сторонних инвесторов, кредитующих фирму). Финансовый рычаг показывает взаимосвязь между финансовым левериджем и ключевым показателем эффективности фирмы - рентабельностью. Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличится рентабельность предприятия от увеличения доли заемного капитала в структуре всего капитала на 1 процент.

В управлении заемными средствами нужно принимать во внимание, что высокая доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных источников финансирования характеризуется как высокий уровень финансового левериджа и свидетельствует о высоком уровне финансового риска. Для компаний с высоким уровнем финансового левериджа даже малое изменение прибыли до вычета процентов и налогов может привести к существенному изменению чистой прибыли.

Целью управления формированием заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия. Его сущность заключается в проведении сравнительного анализа различных вариантов заемного финансирования, в постоянной, непрерывной координации входящих и исходящих денежных потоков, проведении анализа достаточности заемных средств на предприятия, их структурирование, разработку мероприятий, повышающих эффективность привлечения займов. Результатом финансового анализа приемлемого варианта заимствования капитала является расчет оптимального размера заемных средств, при котором стоимость заимствования (чаще всего, процентная ставка) будет ниже, чем рентабельность деятельности.

Литература

1. Ковалев В. В. Управление финансовой структурой фирмы: учеб. практ. пособие. Москва: ТК Велби,

Изд-во Проспект, 2011. 256 с.

Геймификация как новая модель профессионального развития персонала

Шапошникова А. А.

Шапошникова Аксиния Александровна / ЗНарозНткоуа Акятпа Аккяап&оупа - студент, кафедра управления персоналом, факультет экономики и управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье проанализирована проблема профессионального развития персонала. Выявлены методы организации обучения, сущность модели геймификации. Представлен практический опыт работы в геймификации как в инновационной технологии развития персонала.

Ключевые слова: профессиональное развитие, профессиональное обучение, персонал, инновационные технологии, геймификация.

В настоящее время успех многих крупных организаций заключается в постоянном повышении уровня квалификации своих сотрудников, происходящем на фоне стремительного старения профессиональных навыков.

Актуальность исследования заключается в постоянно увеличивающейся значимости творческого подхода при организации профессионального развития персонала и четкого понимания её целесообразности, что приводит как к снижению мотивации сотрудников в стремлении развиваться в данной фирме, так и отрицательно влияет на результаты деятельности организации в целом.

| 61 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(19) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.