Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
языковые компетенции / игровые технологии / метод-проектов / критическое мышление / игровой метод / language competencies / game technologies / project method / critical thinking / game method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова О.С., Синичкина А.А.

В данной статье нами описаны условия использования игровых технологий на уроке иностранного языка на уровне основного общего образования, которые способствуют формированию языковых компетенций в обучении иностранным языкам. Актуальность данной темы состоит в том, что игровые технологии являются одними из новых в общем перечне педагогических технологий. Они помогают обучающимся развивать свои индивидуальные способности, а также раскрыть творческую направленность в процессе практического изучения иностранного языка. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть применены на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова О.С., Синичкина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LANGUAGE COMPETENCE BASED ON USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE LESSON AT LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

In this article, we describe the conditions for using gaming technologies in a foreign language lesson at the level of basic general education, which contribute to the formation of language competencies in teaching foreign languages. The relevance of this topic lies in the fact that gaming technologies are among the new ones in the general list of pedagogical technologies. They help students develop their individual abilities, as well as reveal their creative orientation in the process of practical learning a foreign language. The practical significance of the research lies in the fact that the results can be applied in foreign language lessons.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37 Калашникова О.С., Синичкина А.А.

Калашникова О.С.

магистрант

Набережночелнинский государственный педагогический университет

(г. Набережные Челны, Россия)

Синичкина А.А.

кандидат филологических наук, доцент Набережночелнинский государственный педагогический университет

(г. Набережные Челны, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье нами описаны условия использования игровых технологий на уроке иностранного языка на уровне основного общего образования, которые способствуют формированию языковых компетенций в обучении иностранным языкам. Актуальность данной темы состоит в том, что игровые технологии являются одними из новых в общем перечне педагогических технологий. Они помогают обучающимся развивать свои индивидуальные способности, а также раскрыть творческую направленность в процессе практического изучения иностранного языка. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть применены на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: языковые компетенции, игровые технологии, метод-проектов, критическое мышление, игровой метод.

С ростом значимости изучения иностранных языков, а также ростом обучающихся, которые выбирают иностранный язык для сдачи итогового экзамена, повышается значение эффективных педагогических технологий.

Одной из наиболее интересных педагогических технологий является игровая технология. Ее особенность состоит в том, что обучающийся изучает грамматику совместно с развлекательной деятельностью. Игровые технологии способны перерасти в обучение, творчество, терапию. Также интересным видом новых педагогических технологий является информационно-компьютерные технологии. С их помощью можно наглядно улучшить процесс образовательной деятельности.

Вовлечение игры как метода формирования игровых компетенций считается одним из результативных способов построения учебной деятельности, улучшения работы умственной деятельности, а также инструмент, который позволяет усовершенствовать практическую сторону в процессе познания иностранного языка в частности. Игровые формы работы приводят к увеличению творческого потенциала старших школьников, раскрытию их как личностей и личностей на уроках [1, с. 68]. Этим обуславливается актуальность данной темы.

Целью данной статьи является исследование понятия игровых технологий и способов использования их в развитии грамматических навыков иностранного языка в основной школе.

Методы исследования: анализ научной и педагогической литературы по теме исследования, а также синтез полученных знаний.

Для начала нам важно изучить понятие «игровые технологии». Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы, мы определили, что игровые технологии - это группа инструментов и способов организации учебного процесса в игровой форме [7, с. 53].

В общем понимании, игровые технологии включают в себя педагогические игры. Они включают в себя цель и задачи проведения занятия, при котором важно учитывать возрастные особенности обучающихся, а также уровень знаний, в данном случае, иностранного языка.

Изучив педагогический опыт применения игровых технологий, нами были выделены наиболее интересные из них: организация проблемной

ситуации с помощью ролевой игры, подвижные игры, Running dictations, геймификация и другие.

В рамках формирования языковой компетенции на уроках иностранного языка в старших классах важно применять игровую технологию как один из компонентов учебного процесса. Все более популярном в данном плане применяется проектная методика, которая содержит в себе приемы игровых технологий. Например, создать проблемную ситуацию, разделить класс по командам и провести урок, так как основной сложностью в изучении иностранного языка являются языковые и речевые трудности.

В рамках данной статьи рассмотрим примере организации ролевых игр, как элемента игровой технологии, с целью развития грамматических навыках в основной школе.

Ролевая игра - это один из видов игровых технологий, сочетающий в себе арт-технологии, а также полностью раскрывающий значение игры в процессе познания. Учебный процесс с использованием ролевых технологий организуется поэтапно. В рамках нашего исследования приведем пример на основе отрывков из художественных произведений.

На первом этапе мы предлагаем определить цели и задача урока, в рамках которого они будут решены. Важно определить проблемы отрывка произведения. В рамках проведения ролевых игр, в первую очередь, важно соблюдать цель игровой технологии - формирования языковых компетенций. Следовательно, мы определили следующие задачи:

- формирование грамматического навыка в процессе игры,

- формирования навыков диалогической речи,

- развитие творческой направленности обучающихся,

- снятие трудностей в процессе общения,

- умение решать проблемные задачи,

- развитие навыков и умений в процессе чтения.

На втором этапе организации ролевых игр важно провести анализ условий применения игровых технологий в рамках учебного процесса. Учитель

должен создать условия погружения в ролевую игру, создать материальные условия. Таким образом, перед учителем стоят задачи :

1. Время урока ограничено, следовательно, ролевая игра должна занимать не более 30 минут, чтобы оставшиеся 15 минут урока обучающиеся могли делиться эмоциями.

2. До начала занятий обучающиеся должны быть хорошо знакомы с произведением, должны быть сняты лексические трудности. Можно дать им прочесть отрывок как домашнее задание, а также набор новых слов для изучения перевода и произношения.

Третий этап является определяющим, так как на данном этапе идет распределение ролей и проблемных ситуаций. Нами была взята наиболее популярная форма проведения ролевых игр: вначале разыграть сюжет, а после провести дискуссию. Возможно, у некоторых обучающихся останутся вопросы по произведению, у других может быть различное мнение с автором по поводу проблемы в сюжете. Можно предложить обучающимся дать оценку героев произведения, возможность предложить альтернативную концовку отрывка. Данный этап подразумевает общение участников игры на иностранном языке, поэтому важно иметь соответствующий уровень лексических навыков.

Следующим этапом проведения и организации ролевой игры является этап разработки сценария. Ролевая ига в своем значении, зачастую, заключается в организации проблемной ситуации, результатом которой является решение проблемы. Таким образом, с помощью разыгрывания ролей обучающиеся могут найти пути решения проблемной ситуации, так как сами становятся участниками произведения.

Завершающим этапом нами предлагается использования метода проектов, который заключается в разработке по теме урока креативного проекта. В данном случае проектная работа также может быть осуществлена в несколько этапов. В данном проекте предполагается разработка альтернативной концовки отрывка, а также работу в командах. Данные методы помогают

развитию креативного мышления, а также усовершенствованию навыков языковой компетенции.

Таким образом, в рамках данной статьи нами были рассмотрены способы организации игровых технологий на уроках иностранного языка. Мы рассмотрели этапы организации проведения ролевой игры в рамках учебного процесса. На каждом этапе нами расписаны универсальные действия для организации урока. Выбор художественного произведения должен быть выполнен исходя из уровня владения иностранным языком обучающихся. С помощью проведения ролевых игр, как один из видов игровых технологий, можно организовывать проблемные ситуации и искать способы их решения. Далее нами предложен метод креативных проектов, с помощью которого можно предложить альтернативную развязку ситуации.

Использование игровых технологий помогает не только сформировать навыки языковых компетенций, а также развить навыки творческие и критического мышления, раскрыть индивидуальные способности, а также формирование сплоченной работы в команде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб: Питер, 2019. - 512 с.;

2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении, учебно-методическое пособие для учителей под редакцией А.П. Тряпицыной. -СПб: КАРО СПб, 2021 - 176 с.;

3. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов/ Р.П.Мильруд. - М.: Дрофа, 2018. - 253 с.;

4. Мустафина Ф.Ш. Методика преподавания иностранных языков: Учебное пособие. -Уфа: Восточный университет, 2019. - 30 с.;

5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. - 269 с;

6. Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2020. - 447 с.;

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с

Kalashnikova O.S., Sinichkina A.A.

Kalashnikova O.S.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University (Naberezhnye Chelny, Russia)

Sinichkina A.A.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University (Naberezhnye Chelny, Russia)

FORMATION OF LANGUAGE COMPETENCE BASED ON USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE LESSON AT LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

Abstract: in this article, we describe the conditions for using gaming technologies in a foreign language lesson at the level of basic general education, which contribute to the formation of language competencies in teaching foreign languages. The relevance of this topic lies in the fact that gaming technologies are among the new ones in the general list of pedagogical technologies. They help students develop their individual abilities, as well as reveal their creative orientation in the process of practical learning a foreign language. The practical significance of the research lies in the fact that the results can be applied in foreign language lessons.

Keywords: language competencies, game technologies, project method, critical thinking, game method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.