Н.М. Германюк
ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся развития гражданского общества в современной Росси, механизмы и модели взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями.
Ключевые слова: Гражданское общество, общественные объединения, Конституция, Российская Федерация, личность, гражданин, право.
Необходимость наличия развитого гражданского общества в современной России обусловлено проводимыми демократическими преобразованиями. Гражданское общество позволит стать таким преобразованиям неотъемлемой частью повседневной жизни граждан, позволит им укорениться в сознании граждан. По нашему мнению, говоря об общественных объединениях, направленных на реализацию конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, следует отметить и институт гражданского общества.
Следует отметить, что гражданское общество на современном этапе развития российского демократического общества находится в условиях становления и проходит довольно сложный этап преобразования.
Проводя анализ гражданского общества в Российской Федерации стоит отметить, что в науке выделяется два основных положения относительно гражданского общества. Первая позиция сведена к тому, что гражданское общество в России находится на стадии зарождения, что говорит о том, что гражданское общество для России на более ранних этапах развития не было характерно. Вторя позиция указывает на отсутствие в России гражданского общества, однако учитывается его зарождение и наличие некоторых его составных частей.
Конституция Российской Федерации содержит в себе лишь некоторые положения, характеризующие институт гражданского общества, которые становятся основополагающими для всех нормативно-правовых актов. Однако, главный закон государства не содержит определения термину «гражданское общество», что делает его применение несколько затруднительным.
Мы наблюдаем устойчивую связь между институтом гражданского общества и общественными объединениями. Многими исследователями общественные объединения выделяются как характеристика гражданского общества. То есть, общественные объединения сами по себе являются институтом гражданского общества, при том одним из основных институтов.
Безусловно, основным элементом гражданского общества является личность, однако значительное место отведено общественным организациям, задачами которых как раз и выступает содействие по реализации прав личности, целей, устремлений. Такие организации призваны представлять возможности для реализации и защиты интересов личности. Однако, не стоит говорить только об интересах конкретной личности, так как общественные организации как раз направлены не только на конкретную личность, но и на коллективные интересы. В мировой юридической литературе как раз и сопоставляется процесс развития гражданского общества с процессом развития общественных объединений.
Государство в процессе становления гражданского общества и в процессе формирования общественных объединений играет важную роль - создает адекватную правовую базу, призванную обеспечить беспрепятственный доступ граждан к реализации их прав и законных интересов.
Как упоминалось ранее, в России основные положения относительно гражданского общества и общественных объединений закреплены в Конституции. Дополнением к указанным в Конституции положениям выступает Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ в котором основные положения находят свое дальнейшее развитие и раскрытие.
На наш взгляд, справедливым является мнение о том, что государственное регулирование института гражданского общества и общественных объединений должно быть определено пределами. Это необходимо для дальнейшей демократизации, развития института гражданского общества. Для обеспечения
© Германюк Н.М., 2021.
Научный руководитель: Сунцов Александр Павлович - заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, Тюменский государственный университет, Россия.
наибольшего уровня развития такого института следует обеспечить возможность саморегулирования общественным объединениям, а функции государства должны быть реализованы в области создания наибольшего блага для личности, коллектива.
Теория участия общественных объединений в управлении делами государства должна учитывать новационные и инновационные тенденции развития правоотношений, которые объективно намечаются в развитии и существовании любой государственной формы. В этом случае конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства должно представлять собой объективную, действительно востребованную и, что самое важное, предлагаемую населением совместную деятельность, объединяющую звенья гражданского общества и системы демократии, обеспечивая различные интересы социальных групп, согласовывая их с интересами общества и государства.
Само по себе взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями представляет собой сложный процесс. Следует выделять такие формы взаимодействия как сотрудничество, игнорирование и конфронтация. Сотрудничество может быть в том числе и в форме подчинения одной стороны.
Определенные модели взаимоотношений могут быть созданы в процессе развития органов власти и общественных объединений. Так, частными случаями партнерского взаимодействия являются: «модель садовника», «модель архитектора» и «модель диалога».
Первая модель характеризуется принятием органами власти различных уровней нормативных актов и иных мер, которые способствуют появлению и развитию независимых общественных объединений. На смену этой модели пришла «модель архитектора», которая складывается в условиях высокоразвитого гражданского общества, когда общественные объединения формируют публичную повестку дня, предлагают собственные варианты решения общественных проблем, являются непосредственными участниками реформы институтов государственной власти, участвуют в конструировании новых органов государственной власти.
Доминирование органов власти может проявляться в двух вариантах: патерналистская модель и модель «приводных ремней».
В первом случае властные структуры оказывают общественным объединениям определенную поддержку взамен на их политическую лояльность. Поддержка может быть разноплановой: от предоставления бесплатных помещений и оргтехники до оказания преференций при распределении грантовых средств.
Модель игнорирования проявлялась во второй половине 90-х годов, когда ряд российский некоммерческих организаций не только действовали действительно независимо от властных структур, но и сами оказывали влияние на их развитие - прежде всего путем разработки и (иногда) внедрения новых, более современных направлений в правовой системе и в социальной политике. Примером могут служить инициативы по развитию ювенальной юстиции и восстановительного правосудия в целом (Общественный центр «Судебно-правовая реформа»).
Представляется перспективной модель «полного взаимодействия», при которой государство стимулирует появление и развитие общественных объединений, осуществляющих общественный контроль деятельности органов государственной власти, принимающих непосредственное участие в политической жизни государства и в реализации различных реформ. Также в рамках данной модели наиболее крупные общественные объединения (например, Общественная палата РФ) наделить полномочиями по принятию решений по определенному кругу вопросов, носящих обязательный характер.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ, от 01.07.2020 №1 -ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2011. №15, ст. 2038.
3. Сунгуров В.Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества: российский опыт // Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. /Отв. ред. Е.Г.Ясин. Кн. 1. - - М.: Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2009. С. 500-508.
ГЕРМАНЮК НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.