ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
FORMATION OF HIGH LEVEL OF CULTURE OF SECURITY OF SCHOOLCHILDREN AS AN ONE OF THE IMPORTANT COMPONENTS OF INTEGRATED SECURITY OF EDUCATIONAL INSTITUTION
Король Владимир Вячеславович
доцент
кафедра «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защита человека в чрезвычайных ситуациях» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Korol Vladimir Vyacheslavovich associate Professor
department «Life safety in technosphere and human protection
in emergency situations» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Актуальность проблемы обеспечения комплексной безопасности в учреждениях образовательной направленности обусловлена высоким показателем сложившихся опасных ситуаций, высоким показателем смертности в России, детской заболеваемостью. Эффективность деятельности образовательных учреждений определяется многими факторами. В связи с регулярностью повторения чрезвычайных ситуаций различного характера важной из поставленных задач перед системой общего и профессионального образования является проблема формирования высокой культуры безопасности подрастающего поколения.
Abstract. The urgency of the problem of ensuring comprehensive security in educational institutions is determined by the high level of the prevailing dangerous situations, the high mortality rate in Russia, the infant morbidity. The effectiveness of the activities of educational institutions is determined by many factors. In connection with the regularity of the recurrence of emergency situations of a different nature, the important task before the system of general and vocational education is the problem of forming a high safety culture for the younger generation..
Ключевые слова: формирование культуры безопасности, комплексная безопасность, школы.
Keywords: formation of safety culture, integrated safety, schools
В настоящее время правительством страны и управлением образования вопросам безопасности в образовательных учреждениях обращено самое пристальное внимание. Пожары в образовательных учреждениях, правонарушения, нарушения техники безопасности, акты телефонного и уголовного терроризма, наркомания, алкоголизм - всё это приводит
к опасным происшествиям.
В связи с регулярностью повторения опасных и чрезвычайных ситуаций важной из поставленных задач перед системой общего и профессионального образования является проблема формирования высокой культуры безопасности подрастающего поколения. Основами безопасности жизнедеятельности должны владеть все работники системы образования, базовым фактором в профилактике заболеваний, правонарушений, различного рода происшествий в школе является медицинская, психолого - педагогическая подготовка всех сотрудников образовательного учреждения, особое внимание уделяется подготовке педагогических кадров, которые непосредственно очень тесно сотрудничают с обучающимися школы.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в учреждениях образовательной деятельности обусловлена высоким показателем сложившихся опасных ситуаций, высоким показателем смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах), детской заболеваемостью. Эффективность деятельности образовательных учреждений определяется насколько выполняются условия безопасности данных учреждений.
В программу всех учебных заведений уже в течение нескольких десятилетий введён предмет - Основы безопасности жизнедеятельности, благодаря которому учащиеся имеют возможность получать важнейшие знания в области защиты от самых различных видов опасностей.
Очевидно, что в современном обществе опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера являются объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб обществу.
Таким образом, в настоящее время проблемы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Эффективное преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должно оказать существенную помощь в организации комплексной системы безопасности в образовательном учреждении и подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности. Педагог по безопасности жизнедеятельности, несомненно, должен являться в учебном заведении связующим звеном между учащимися, их родителями, учителями и обслуживающим персоналом, поскольку только в этом случае можно добиться высокого уровня комплексной безопасности образовательного учреждения и полноценной защиты обучающихся, что и является первостепенной задачей для цивилизованного общества.
В ходе изучения особенностей комплексной безопасности некоторых школ Орловской области были выявлены следующие общие закономерности:
1. Нормативно - правовая база по охране труда и жизнедеятельности требует упорядочение и совершенствование в сфере безопасности объекта, также, по нашему мнению, необходимо ужесточить санкции к руководителям, не исполняющим данные требования. Следует эффективнее использовать в работе коллективные договора, соглашения по охране труда как инструмент социального партнёрства для обеспечения работникам и обучающимся безопасных условий жизнедеятельности, сохранения им здоровья и жизни.
Необходимо организовать эффективное взаимодействие уполномоченных лиц по охране труда с комиссией школы, родительским комитетом для обеспечения безопасных условий образовательного процесса с обязательным участием преподавателя-организатора ОБЖ.
2. Особенность организации комплексной безопасности образовательного учреждения заключается в необходимости затрат как материальных ресурсов, так и большого количества времени (ведение документации по безопасности, информирование всех субъектов безопасности, проведение работы с учащимися и их родителями по обеспечению безопасности).
3. Исследование комплексной безопасности показало, что обеспечение инженерно-технической укреплённости образовательного учреждения находится в удовлетворительном состоянии. Однако нами было выявлено, что в сфере пожарной безопасности повсеместно безотлагательно требует доработки вопрос пожарооповещения.
4. Ежегодно учебно-воспитательный процесс начинается после подписания акта о готовности школы представителями органов власти. К актам прилагаются протоколы замеров сопротивления изоляции электросети, соблюдение государственных стандартов электробезопасности, испытаний гимнастических снарядов, испытаний нагрузки внешних лестничных проходов, подготовки вентиляционной системы, тревожной кнопки, системы автоматического обнаружения пожара и оповещения людей о ЧС, и др. Кроме того, техническое состояние оборудования проходит проверку соответствующих органов, оборудование не прошедших проверку заменятся. Ведётся учёт граждан, посещающих школу в журнале регистрации. В коридорах здания школы располагают планы эвакуации, где указываются действия каждого работника при опасности взрыва и возникновения ЧС. Администрация школы строго контролирует охрану труда сотрудников, учащихся, создаёт условия для обеспечения безопасности.
5. В рамках школьной программы по ОБЖ необходимо на примере каждого компонента комплексной безопасности образовательного учреждения показывать ведущую роль данного предмета в организации данного сложного, но бесспорно жизненно необходимого процесса.
Литература
1. Актуальные проблемы современных педагогических исследований [Электронный ресурс] : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции 20-23 апреля 2016 года / В. Ю. Алексеев [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2016. — 348 с. — 978-5-8064-2247-8.
2. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : толковый словарь терминов / Г В. Тягунов [и др.]. - Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 236 с. — 978-5-7996-1404-1.
References
1. Aktual'nye problemy sovremennyh pedagogicheskih issledovanij [Actual problems
of modern pedagogical research]. Sbornik nauchnyh state/' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 20-23 aprelya 2016 goda [Collection of scientific articles of the All-Russian scientific-practical conference April 20-23, 2016]. St. Petersburg, Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen Publ, 2016, 348p. (In Russ.).
2. Tyagunov G. V. [eth.] Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [Life safety]. Ekaterinburg, Ural Federal University Publ, 2015, 236 p.