УДК 372.212
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ
МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ
Евгения Викторовна Адрова, аспирант,
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Наталия Александровна Фомина, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
В статье представлены результаты изучения формирования выразительных движений у девочек старшего дошкольного возраста. Авторами выделы выразительные движения как одно из проявлений эмоциональной сферы человека. Их развитие в процессе физического воспитания возможно средствами музыкально-двигательной подготовки. В арсенале её средств можно выделить музыку и сюжетно-ролевую основу занятий. Большими возможностями воздействия на эмоциональную сферу человека обладает музыкальное искусство. Сюжетно-ролевая основа занятий подсказывает характер движений. Экспериментальное исследование показало, что применение средств музыкально-двигательного воспитания оказывает положительное воздействие на формирование у детей выразительных движений.
Ключевые слова: девочки 6-7 лет, музыкально-двигательное воспитание, выразительное движение.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p7-11
FORMATION OF MOVEMENT’S EXPRESSIVENESS IN THE PROCESS OF MUSIC MOTOR-PREPARATION OF GIRLS AGED 6-7 YEARS OLD
Eugene Viktorovna Adrova, the post-graduate student,
Svetlana Yurevna Maximova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Aleksandrovna Fomina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The article presents the results of the study of movement’s expressiveness formation among the girls at preschool age. The author distinguishes the expressive movements as one of the manifestations of person's emotional sphere. Their development in the process of physical training is possible by means of music and motor preparation. It is probable to select in the arsenal of its tools the music and story-based role basis of studies. Musical art has great potential impact on the emotional sphere of human being. Story-based role basis of studies suggests the nature of the movements. Experimental research has shown that application of music and motor education has a positive effect on the formation of expressive movements among the children.
Keywords: girls aged 6-7 years, musical-motor training, expressive movement.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста занимают одно из важных мест в возрастной педагогике и психологии. В трудах выдающихся психологов [1,2], современных педагогов ученых не раз подчеркивалась важность и значимость полноценного формирования эмоциональной сферы у детей. Эмоции выражают состояние субъекта к окружающему миру, являются основой для грамотного построения его поведения, общения, социального положения и реализации внутренних притязаний. Недоразвитие этой сферы в процессе воспитания и обучения детей может привести к серьезным проблемам дальнейшего существования индивида.
В области физического воспитания основным средством выражения и воспитания эмоциональной сферы субъекта образовательного процесса будет являться выразитель-
ное движение. В научных трактатах современной психологии данный феномен рассматривается как широко разлитое периферическое изменение, охватывающее при эмоциях весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела. Это проявляется в мимике - выразительные движения лица, пантомимике - выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Учеными подчеркивается, что выразительные движения не являются сопровождением эмоций, а выступают как внешняя форма их существования или проявления [2]. Психологи рассматривают их как средство сообщения и воздействия, как речь, лишенную слов, но исполненную экспрессии [1]. Высокоразвитые выразительные движения могут существенно расширить способность индивида понимать эмоциональные состояния других людей, в тончайших нюансах передавать собственные переживания, контролируя тем самым собственное поведение.
Однако, на сегодняшний день, в процессе физического воспитания детей, механизмам развития их эмоциональной сферы уделяется не достаточное внимание. Как правило, педагоги осознают необходимость формирования данных характеристик личности, но обладают для этого недостаточным арсеналом средств. И особо актуально эти проблемы звучат в области дошкольного физического воспитания, где специфика возрастных особенностей воспитуемых, выдвигает необходимость подборки наиболее действенных средств и методов педагогического воздействия.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В области дошкольного физического воспитания большой популярностью пользуются средства музыкально-двигательной подготовки, представленные ритмической гимнастикой сюжетно-ролевой направленности, музыкально-ритмическими побудками, физкультминутками, корригирующей, дыхательной гимнастиками [4]. Их характерной чертой является интеграция технологий физической культуры и музыкального искусства. При анализе механизмов воздействия средств музыкально-двигательного воспитания на эмоциональную сферу ребенка необходимо рассмотреть сюжетно-ролевую основу игровых занятий и музыкальную материю, сопровождающую их.
В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы. Их ведущее место предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой мелодики, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их другим членам общества. Прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимными переходами эмоций и их столкновениями.
Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения. В максимально конкретном, весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как «языка души».
Концептуальным моментом является тот факт, что музыкальное восприятие всегда сопровождается эмоциональными реакциями. Работы музыковедов [3], посвященные раскрытию интонационной природы музыкального искусства, убедительно доказывают, что музыка с легкостью моделирует экспрессивные симптомы эмоциональных реакций -выразительное движение, дыхание, интонирование.
При рассмотрении сюжетно-ролевой основы игровых занятий необходимо отметить высокий потенциал подражательных действий. Как правило, физкультурное занятие, построенное на основе игры-драматизации, основывается на имитационных движениях. Характеры героев сказок, игровых ситуаций, диктуют необходимость «проигрывания» их характеристик специальными, выразительными физическими упражнениями.
Подчинение двигательных действий сюжетно-ролевой основе физкультурного занятия и эмоциональному содержанию музыкального произведения, позволяет оказывать существенное воздействие на формирование выразительных движений у детей, развивая и обогащая тем самым их эмоциональную сферу. Механизмы создания выразительных движений в процессе музыкально-двигательного воспитания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Механизм построения выразительных движений в процессе музыкально-
двигательного воспитания
Воспроизводимый образ героя занятия Характеристики музыки Характеристики выразительных движений
положительный, дружелюбный герой, с веселым, неунывающим характером (Незнайка, Элли) виртуозная, оживленная, легкая музыка; мажорная окраска звучания; средний и быстрый темп; веселый характер музыки физические упражнения: средне и мелкоамплитудные движения: наклоны, полуприседания, махи руками и ногами; упражнения в парах; танцевальные движения; упражнения с предметами; характеристика движений: равномерные по амплитуде; с удержанием расслабленного мышечного тонуса; цикличные и ацикличные. мимика: улыбка; веселое выражение лица.
положительный герой, сильный, жизнелюбивый, мудрый (добрый волшебник, мама, бабушка) спокойная, размеренная музыка; мажорная окраска звучания; средний и медленный темп; успокаивающий характер музыки физические упражнения: неамплитудные движения: наклоны, взмахи руками; статические удержания поз растяжки; удержания равновесия в статике и динамике; упражнения на расслабление; характеристика движений: плавные, спокойные, медленные; с удержанием расслабленного мышечного тонуса; мимика: расслабленное, спокойное выражение лица.
отрицательный герой, с холодным сердцем, прагматизмом действий (Кощей бессмертный, Бармалей); положительный образ с героическим поведением, смелый и целеустремленный (железный Дровосек). громкая музыка; восходящая мелодия; минорная окраска звучания; быстрый, медленный, смешанный темп; характер музыки напряженнодраматический, взволнованный, страстный, героический физические упражнения: высокоамплитудные движения: махи руками и ногами, повороты с разведением рук, выпрыгивания из приседа, спрыгивания с возвышенности; подбрасывания предметов; движения с акцентируемым окончанием; характеристика движений: угловатые, резкие, строго-регламентированные; с удержанием напряжения мышечного тонуса; цикличные; мимика: сдвинутые брови; сосредоточенность выражения; жесткий взгляд; напряженность выражения лица.
лирический герой, неуверенный, робкий (Пьеро) лирическая музыка; минорная окраска звучания; медленный темп; ниспадающая мелодия; трогательный, чувственный характер музыки физические упражнения: амплитудные движения: глубокие поклоны, мягкие приседания, покачивания корпусом; движения, переходящие из одного в другое без четкой регламентации начала и окончания; характеристика движений: плавные, спокойные, медленные; с удержанием расслабленного мышечного тонуса; мимика: сдвинутые или приподнятые брови; расслабленность выражения лица; опущенный взгляд.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Изучение влияния использования средств музыкально-двигательного воспитания на формирование выразительных движений у девочек дошкольного возраста, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки, позволило выявить следующие результаты.
Двигательная выразительность оценивалась тремя квалифицированными экспер-
тами в составе тренера, хореографа и исследователя-экспериментатора по показателям пластической выразительности и художественного образа. Критериями пластической выразительности стали пластичность, техничность, четкость двигательных действий, а художественного образа - артистичность, естественность, гармония. Максимальная оценка по каждому отдельному критерию 5 баллов, таким образом, максимальная оценка двигательной выразительности составляла 30 баллов.
В программе занятий экспериментальной группы девочек доминировали (80% от общего объема времени) средства музыкально-двигательного воспитания (музыкальные игры, сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, ритмопластические этюды и др.). В контрольной группе музыкально-двигательная подготовка составляла лишь 25% от общего времени занятий художественной гимнастикой.
В результате, юные гимнастки экспериментальной группы показали на заключительном этапе более высокие оценки по исследуемым параметрам двигательной выразительности, что подтверждается статистическими методами исследования (таблица 2). Достоверность межгрупповых различий после эксперимента стала значимой с преимуществом экспериментальной группы (<0,01). В контрольной группе существенных изменений результата не произошло, после эксперимента оценки, хотя и выросли на 4,13 балла, оказались статистически равнозначны по 1 критерию Стьюдента с предварительными оценками (<0,05).
Таблица 2
Оценка двигательной выразительности юных гимнасток 6-7 лет (в баллах)
Период эксперимента х+m
Экспериментальная группа (n=20) Контрольная группа (n=20) Достоверность различий
До эксперимента 14,2±1,68 13,47±1,57 0,32; P>0,05
После эксперимента 25,8±2,54 17,6±1,58 2,74; P<0,01
t 3,81; P<0,001 1,85; P>0,05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, широкое использование средств музыкально-двигательного воспитания в учебно-тренировочном процессе девочек 6-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой, способствует эффективному развитию у них выразительности двигательных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. II / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 320 с. : ил. - (Труды действ. членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с. : ил. - (Серия «Мастера психологии»).
3. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М. : Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1961. - 540 с.
4. Фомина, Н.А. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры : учебное пособие / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2006. - 307 с.
REFERENCES
1. Leontiev, A.N. (1983), Selected Psychological Works, Education, Moscow, USSR.
2. Rubinstein, S.L. (2002), Fundamentals of general psychology, Piter, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Teplov, B.M. (1961), Problems of individual differences, Publisher of the RSFSR
Academy of Pedagogical Sciences. Moscow, USSR.
4. Fomina N.A. Maximova, S.Y, and Propisnova, E.P. (2006), Music and motor training in the field of physical education: textbook, publishing house "VGAFK", Volgograd, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.071+796.5
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ
ТУРИЗМУ
Ольга Владимировна Алексеева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье освящаются вопросы теоретической и практической подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму. Формирование у студентов компетенций в процессе требует подбора умственных и практических упражнений обеспечивающих фундамент для выполнения профессиональных операций. Сочетание двигательного и умственного развития при подготовке способствует быстрому усваиванию и запоминанию двигательных структур. Преобладание практических занятий в учебной программе курса по спортивно-оздоровительному туризму позволило выполнить диагностический анализ формируемых знаний и умений у студентов. Представлены экспериментальные результаты уровня сформированности профессиональных действий туристской подготовки. Эффективность усвоения профессиональных способностей зависит не только от содержания изучаемого курса, но и также от организационных форм и методов проведения теоретических, практических занятий и повышения уровня мотивации к учебной деятельности. Создание условий для максимальной активности студентов в освоении доступного содержания дисциплины на основе активных методов обучения и организации занятий развивает у них устойчивый интерес к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, практическая подготовка, уровень сформированности, мотивация, профессиональные качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p11-15
RESULTS OF THE STUDIES OF THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS IN SPORT HEALTH-IMPROVING TOURISM
Olga Vladimirovna Alexeeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The problems of theoretical and practical training of students in sporting health-improving tourism have been covered in the paper. Experimental results describing the level of organization of the professional activity within the scope of tourist training have been presented. Formation of competences among the students during the training process in sporting health-improving tourism requires the selection of mental and practical exercises ensuring the base for performing the professional operations. Combination of motor and mental development during training contributes to quick mastering and memorization of motor structures. Predominance of practical studies within academic program of sporting health-improving tourism course enabled us to carry out the diagnostic analysis of knowledge and skills being formed among the students. Efficiency of professional abilities mastering depends not only on the matter of the course passed, but also on the organizational forms and methods of holding the theoretical and practical studies as well as on increasing the level of motivation to the educational activity. Creation of conditions for maximal activity of students in mastering the available discipline content on the basis of active meth-