Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борцова Мирослава Владимировна

В статье раскрывается проблема развития волевой регуляции деятельности и поведения личности в период младшего школьного возраста. Автором представлены результаты эмпирического исследования особенностей формирования волевых качеств младшего школьника в условиях дополнительной образовательной среды. Доказано, что включенность личности в целенаправленный процесс дополнительной образовательной деятельности значимо влияет на формирование волевых качеств личности младшего школьника: целеустремленности, саморегуляции, самоконтроля, ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, произвольности, умения сдерживать эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOLITIONAL QUALITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATIONAL ACTIVITY

The article reveals the problem of the development of volitional regulation of the activity and behavior of the individual in elementary school. The author presents the results of empirical studied features of the forming volitional qualities of a junior schoolchild, receiving additional education. It has been proved that the involvement of the individual in the purposeful process of additional educational activities significantly affects the forming volitional qualities of the personality of a junior schoolchild: purposefulness, self-regulation, self-control, responsibility, discipline, independence, initiative, arbitrariness, the ability to restrain emotions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Ярцев, А.А. Досуговая деятельность студента - дополнительное образовательное пространство: педагогические подходы и принципы проектирования / Ярцев А.А., Малахова О.Ю. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67. - Ч. 1. - С. 271-274.

7. Ярцев, А.А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Ярцев Артем Александрович. - Нижний Новгород. - 2004.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Борцова Мирослава Владимировна

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани)

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается проблема развития волевой регуляции деятельности и поведения личности в период младшего школьного возраста. Автором представлены результаты эмпирического исследования особенностей формирования волевых качеств младшего школьника в условиях дополнительной образовательной среды. Доказано, что включенность личности в целенаправленный процесс дополнительной образовательной деятельности значимо влияет на формирование волевых качеств личности младшего школьника: целеустремленности, саморегуляции, самоконтроля, ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, произвольности, умения сдерживать эмоции.

Ключевые слова: младший школьник, волевые качества, волевая активность личности, дополнительная образовательная среда.

Annоtation. The article reveals the problem of the development of volitional regulation of the activity and behavior of the individual in elementary school. The author presents the results of empirical studied features of the forming volitional qualities of a junior schoolchild, receiving additional education. It has been proved that the involvement of the individual in the purposeful process of additional educational activities significantly affects the forming volitional qualities of the personality of a junior schoolchild: purposefulness, self-regulation, self-control, responsibility, discipline, independence, initiative, arbitrariness, the ability to restrain emotions.

Key words: junior schoolchild, volitional qualities, volitional activity of the individual, additional education.

Введение. Развитие современного общества нельзя понимать исключительно как развитие его экономики и научно-технической сферы. Достижения в этих областях значимы, но и они невозможны без развития сферы духовной, без роста социальной активности граждан, формирования их ценностных ориентиров. Последние определяют способность гражданина к труду на благо Отечества, его искреннюю готовность развивать все сферы жизни общества. В контексте сказанного становится понятным то большое внимание, которое уделяет Правительство Российской Федерации сегодня воспитательной работе с подрастающим поколением, в русле которой повышается значение морально-волевого воспитания.

Воспитание волевых качеств значимо для всех этапов становления личности, но особое значение оно приобретает в период младшего школьного возраста. Значимость воспитания волевых качеств личности на важнейшем этапе становления, связанном со сменой ведущей деятельности, отмечают авторы ряда отечественных исследователей (Л.И. Божович, М.В. Борцова, Л.А. Венгер, О.Ю. Гроголева, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Р.С. Немов и другие).

На выбор темы данного исследования повлияло развитие российского образования, находящееся в прямой взаимосвязи с процессами демократизации общественной жизни страны. Образование, получаемое ребенком в образовательной организации, выступая в качестве особой сферы общественной жизни, выполняет первостепенную задачу формирования личности ребенка, являясь при этом во многих случаях основным (если даже не единственным) инструментом позитивного влияния на личность юного гражданина.

Если говорить о содержании волевой сферы личности, то аспекты указанного содержания находят свое выражение в способности индивида к самоопределению и саморегуляции как в ходе различной деятельности, так и применительно к различным психическим процессам, связанным с деятельностью. К базовым функциям воли относят: определение целей и мотивов деятельности; способность регулировать внутреннее побуждение при низкой или, наоборот, высокой мотивации; формирование адекватной деятельности системы на основе психических процессов; психическую или физическую мобилизацию для преодоления трудностей при решении стоящих задач [31.

К периоду обучения в начальных классах школы формируются основные личностные качества воспитанника. Мотивами, интересами и потребностями определяется поведение детей, целенаправленная их деятельность, а также значимые поступки. То, насколько ребенок успешен в достижении своих целей, реализации своих потребностей, влияет для младшего школьника на содержание его эмоционально-волевой жизни. Успешность воспитания и обучения ребенка находится в прямой взаимосвязи с его эмоциями (особенно положительными), тогда как волевым усилием определяется формирование всех видов деятельности детей, включая и их психическое развитие.

Резюмируя сказанное выше, мы можем говорить о том, что воспитанник, начинающий обучение в начальной школе, должен обладать достаточным уровнем произвольной регуляции эмоционального состояния; быть в состоянии адекватно воспринимать процесс переключения своих эмоций; действовать, понимая свои цели и мотивы, мобилизуя в деятельности необходимые усилия, направляя и регулируя при этом собственную психическая активность.

Развитие волевой регуляции поведения и деятельности воспитанников выступает одной из наиболее важных и многоаспектных проблем в современной психологии и педагогике.

Вопросы волевой активности личности и ее развития рассматриваются в работах отечественных и зарубежных исследователей (А.В. Запорожец, В.А. Иванников, И.Е. Ильин, В.К. Калин, В.А. Крутецкий, O. Ayduk, M. Deimann, J.M. Keller, H. Laux, W. Mischel и другие).

Отечественные исследователи (П.К. Анохин, М.Н. Волокитина, А.И. Высоцкий, В.В. Гордеев и другие) считают проблемы в эмоционально-волевой сферы ребенка обусловленными нехваткой у воспитанника преимущественно положительных эмоций, а также дефицитом волевого усилия. Важность воспитания волевых качеств личности обусловлена потребностями педагогической практики и особенно значима в аспекте школьной зрелости (Л.И. Божович, М.В. Борцова, Л.А. Венгер, О.Ю. Гроголева, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, Р.С. Немов и другие).

Западные ученые активно обсуждают возможность применения исследований волевой активности личности в сфере образования [31, в том числе в начальной школе [41. Исследования в области волевой активности личности породили множество практических пособий для школы, особенно в Соединенных Штатах. Их тематика варьируется от лечения ранних зависимостей (курение, игромания) до предупреждения детской преступности, от формирования межличностных отношений до общей удовлетворенности жизнью (преодоление эмоционально стрессовых ситуаций в школе) [51.

В структуре волевой активности младшего школьника, вступившего на порог школьного обучения, выделены параметры: настойчивость самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность, организованность, ответственность, целеустремленность, умение сдерживать эмоции (Р. Ассаджиоли, Ф.Н. Гоноболин, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, В.К. Калин, Е.П. Щербаков).

Несмотря на множество работ, посвященных изучению становления волевых качеств личности ребенка (А.Р. Батыршина, М. Брихцин, Л.А. Венгер, А.И. Высоцкий, Ю.Я. Горбунов, В.В. Гордеев, О.Ю. Гроголева, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.К. Калин, В.А. Крутецкий, В.И. Селиванов, Л. Кольберг, В.Е. Черемисин, Т.И. Шульга, Э. Эриксон и другие), вопрос об особенностях формирования волевых качеств на данный возрастной период остается до конца не раскрытым.

Выявление внешних детерминант волевых качеств в младшем школьном возрасте и имеет большое значение для психолого-педагогической практики воспитания личности ребенка.

В данном исследовании особенностей формирования волевой сферы личности младшего школьника мы исходим из положения о ключевой роли в развитии индивида его социальных отношений (данное положение представлено в работах Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина). Поэтому дополнительная образовательная деятельность в данном исследовании выбрана как фактор, способствующий формированию волевой сферы младшего школьника.

Несмотря на разнообразие подходов к изучению волевой активности в психологии, вопросы формирования волевых качеств личности младшего школьника в условиях дополнительной образовательной среды остаются открытыми, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Изложение основного материала статьи. Исследование особенностей формирования волевых качеств личности ребенка младшего школьного возраста в условиях дополнительной образовательной среды осуществлялось с использованием группы диагностических методик - «Изучение уровня самосознания», «Достижение цели в условиях помех», «Изучение самоконтроля» И. О. Домащенко, «Изучение саморегуляции», «Изучение осознания своих эмоций» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Задание с пятницы на понедельник» (изучение ответственного выполнения задания) М. В. Матюхиной, Г.С. Яриковой, экспертная оценка волевых проявлений [1; 21.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что на формирование волевых качеств личности оказывает позитивное влияние включенность младшего школьника в процесс дополнительной образовательной деятельности художественно-эстетической направленности.

Исследование осуществлялось в 2021 г. на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39» МО Красноармейский район, Краснодарский край. Выборка исследования была представлена 40 обучающимися первых классов указанной школы в возрасте 7-8 лет.

На первом констатирующем этапе исследования была осуществлена первичная диагностика волевых качеств личности первоклассников, произведено условное распределение по группам (октябрь 2021 г.). В исследовании приняли участие учащиеся 1-х классов общеобразовательной школы, которые были условно распределены на две группы в зависимости от включенности в дополнительную образовательную деятельность.

Первую группу составили первоклассники, которые с 1 сентября учебного года стали посещать дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности (музыкальное исполнительство, вокал, хореографическое исполнительство, изобразительное искусство) и являлись учащимися 1-х классов детской школы искусств хутора Трудобеликовского Красноармейского района Краснодарского края (МБУДО ДШИ). С данной группой детей занятия осуществлялись 3 раза в неделю (согласно расписания). Таким образом, первую группу детей составили 20 человек, из них 8 мальчиков и 12 девочек, далее будем называть ее группа «дополнительное образование» (дополнительная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности).

Вторую группу составили другие 20 первоклассников, которые не посещали дополнительные занятия вне школы: 13 мальчиков и 7 девочек продолжали свое обучение по программе образовательной организации, далее мы будем обозначать данную группу как «обычная» группа.

Результаты первичной диагностики позволили нам определить сформированность ряда волевых качеств личности, в числе которых: дисциплинированность, инициативность, ответственность при выполнении заданий, произвольность поведения, самоконтроль, саморегуляция, самостоятельность, умение сдерживать свои эмоции, целеустремленность.

Эмпирический анализ результатов исследования позволил выделить в соответствии с уровнем выраженности волевых качеств три группы респондентов: высокий уровень (1-я группа), средний уровень (2-я группа) и низкий уровень (3-я группа).

Для определения достоверности различий при сопоставлении проявлений волевых качеств на «стартовом» уровне (в начале года) между респондентами сравниваемых групп мы использовали и-критерий Манна - Уитни. Достоверных различий не обнаружено в сформированности волевых качеств личности в группах младших школьников на начало эксперимента в естественных условиях. Данный факт позволил нам отследить влияние включенности личности в дополнительную образовательную деятельность на формирование волевых качеств.

Субъектно-объектные отношения «ребенок - деятельность» отмечаются такими качествами, как положительная эмоциональная заряженность, мотивационная готовность, эмоциональное отношение к требованиям, предъявляемым к субъекту. Учащиеся младшей ступени, включенные по личной инициативе в целенаправленный процесс дополнительной образовательной деятельности (в нашем случае на базе Детской школы искусств), могут почувствовать себя творцами, где каждый ребенок выступает «автором собственной деятельности; он уже способен установить и осознать связь между желательным результатом и собственным вкладом в его достижение; кроме того, он получает опыт ответственности за результаты собственного творчества» [1, С. 18]. Сказанное позволяет рассматривать данный фактор как эффективный в становлении волевых качеств личности.

Второй констатирующий срез был проведен в апреле - мае 2021 года, были протестированы те же респонденты двух рассматриваемых групп. Данный этап исследования позволил осуществить проверку эффективности влияния цикла занятий художественно-эстетической направленности (музыкальное исполнительство, вокал, хореографическое исполнительство, изобразительное искусство) на формирование волевых качеств младших школьников. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Частное распределение респондентов по выраженности волевых качеств личности младших школьников в зависимости от включенности в дополнительную образовательную деятельность, в процентах

Волевые качества Уровень «Дополнительное образование» «Обычная группа» Уровень значимости

Целеустремленность низкий 5 15 p<0,05

средний 35 45

высокий 60 40

Саморегуляция низкий 5 15 p<0,05

средний 20 40

высокий 75 45

Самоконтроль низкий 5 20 p<0,01

средний 15 55

высокий 80 25

Ответственное выполнение задания низкий 5 15 p<0,05

средний 40 50

высокий 55 35

Дисциплинированность низкий 0 10 p<0,05

средний 30 60

высокий 70 40

Самостоятельность низкий 0 15 p<0,01

средний 50 50

высокий 50 35

Инициативность низкий 5 30 p<0,01

средний 55 50

высокий 40 20

Произвольность низкий 0 15 p<0,01

средний 20 55

высокий 80 30

Умение сдерживать эмоции низкий 10 20 p<0,01

средний 60 65

высокий 30 15

Среднее суммарное значение низкий 4 17 p<0,01

средний 36 52

высокий 60 31

С целью определения достоверности различий выраженности волевых качеств между представителями двух групп на втором этапе диагностики был использован U-критерий Манна - Уитни.

Как видно из таблицы 1 в конце учебного года респонденты анализируемых групп показывают значимые различия (p < 0,01; p < 0,05) по всем параметрам волевых качеств. Данный факт свидетельствуют о том, что в группе «дополнительное образование», прошедшей курс занятий дополнительной образовательной деятельности (на базе Детской школы искусств), к концу учебного года значительно больше (по сравнению с «обычной» группой) респондентов, которые обладают сформированными волевыми качествами.

При этом, если в начале учебного года статистически значимых различий по исследуемым критериям мы не наблюдали (респонденты обеих групп имели схожие характеристики), то в конце обучения можно наблюдать статистически значимые изменения по всем критериям.

Этот достоверный факт свидетельствует о влиянии включенности ребенка в дополнительную образовательную деятельность на формирование волевых качеств личности, - что подтверждает гипотезу исследования.

Выводы. Основные результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

Включенность личности в целенаправленный процесс дополнительной образовательной деятельности художественно-эстетической направленности значимо влияет на формирование волевых качеств личности младшего школьника: целеустремленности, саморегуляции, самоконтроля, ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, произвольности, умения сдерживать эмоции.

Дополнительная образовательная деятельность (художественная, музыкальная, хореографическая) стимулирует формирование волевых качеств личности младшего школьника. Иными словами, творческая деятельность интересна, увлекательна для ребенка. Ребенок имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги и так далее. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. На таких занятиях формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. А стремление субъекта творческой деятельности достичь качественных результатов говорит о настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети осваивают способы сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации. Все перечисленное касается разных видов детского творчества, в которые включен наш респондент, - пения, танца, коллективного музицирования... [1]. Сказанное выше отражается в том числе и на формировании волевых качеств младшего школьника.

Результаты проведенного исследования могут использоваться в повседневной практике работы с учащимися младших классов, а также как научное обоснование в ходе создания развивающе-коррекционных программ психолого-педагогической поддержки учащихся.

Литература:

1. Борцова, М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: монография / М.В. Борцова. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2007. - 125 с. - ISBN 978-5-902524-43-4.

2. Хинканина, А.Л. Психодиагностика: учебное пособие / А.Л. Хинканина; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2016. - 80 с. -

URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459524 (дата обращения: 25.04.2022). - ISBN 978-5-8158-1738-8.

3. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли / Е.П. Щербаков. - Омск: Омский государственный институт физической культуры: Спринт, 1990. - 255 с.

4. Deimann, M. Volitional aspects of multimedia learning. In: Journal of Educational Multimedia and Hypermedia / M. Deimann, J.M. Keller, - 2006. - № 15 (2). - P. 137-158.

5. Laux, H. Nachhaltiges Lernen in der Grundschule. Volitionsförderung als Weg zur Verbesserung des Lernens. In: Pädagogische Rundschau / H. Laux. - 2004. - № 58. - P. 171-188.

6. Mischel, W. Willpower in a cognitive affect processing system: the dynamics of delay of gratification / W. Mischel, O. Ayduk // Handbook of self-regulation: research, theory, and applications. - 2011. - P. 83-105.

Психология

УДК 37.015.3

аспирант Воробьева Варвара Сергеевна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)

ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье представлен теоретический обзор исследований, посвященных личности современного педагога. Актуальность данной темы связана с тенденцией последних лет к старению состава педагогического корпуса. Помимо этого, среди молодых педагогов наблюдается преждевременное эмоциональное выгорание с последующим уходом из профессии. Основной акцент делается на формировании обобщенного психологического портрета молодого педагога современной школы. Профессиональная направленность выделяется как важнейшая интегративная характеристика современного педагога. В данном контексте проводится анализ ценностно-смысловых ориентаций и факторов, мотивирующих к выбору профессии учителя. Описывается иерархическая структура мотивов. Выделяются характерные для молодого педагога особенности профессиональной мотивации. Рассматриваются трудности и дефициты на пути профессионально-личностного развития. Исходя из вышеперечисленных факторов и особенностей, определяются актуальные направления психологического сопровождения молодого педагога.

Ключевые слова: молодой педагог; профессиональная направленность; мотивационные факторы; ценностно-смысловые ориентации; профессионально-личностное развитие; психологическое сопровождение.

Annotation. The article presents a theoretical review of research on the personality of a modern teacher. The relevance of this topic is related to the trend of recent years towards the aging of the teaching staff. In addition, premature emotional burnout with subsequent retirement from the profession is observed among young teachers. The main emphasis is on the formation of a generalized psychological portrait of a young teacher of a modern school. Professional orientation stands out as the most important integrative characteristic of a modern teacher. In this context, the analysis of value-semantic orientations and factors motivating the choice of a teacher's profession is carried out. The hierarchical structure of motives is described. The features of professional motivation characteristic of a young teacher are highlighted. Difficulties and deficits on the way of professional and personal development are considered. Based on the above factors and features, the current directions of psychological support of a young teacher are determined.

Key words: young teacher; professional orientation; motivational factors; value-semantic orientations; professional and personal development; psychological support.

Введение. Нехватка высококвалифицированных, личностно и профессионально компетентных, мотивированных педагогов, готовых к вызовам современной школы, является одной из наиболее острых проблем современной системы образования, способствующих тенденции последних десятилетий к старению состава педагогического корпуса. Преждевременное эмоциональное выгорание в первые годы педагогической деятельности с последующим уходом из профессии является одним из ключевых факторов, лежащих в основе данной проблемы (Пинская, 2016; Hong, 2012; Ingersoll, 2011; TALIS-2018; Watt, 2008).

Изложение основного материала статьи. Среди существующих исследований молодых педагогов в контексте профессиональной деятельности можно выделить несколько основных направлений: адаптация и последующая профессионализация молодого педагога, профессионально-личностное становление и развитие; личностные характеристики, присущие молодым педагогам современной школы; профессиональная компетентность, в частности, в условиях осуществления инклюзивной деятельности; исследование стратегий удержания в профессии и психологического сопровождения молодых педагогов.

Молодые педагоги в российской выборке, по данным международного исследования учительского корпуса TALIS-2018 [7], составляют около 10% от общего числа, при этом увеличивается доля учителей старше 50 лет, данная группа составляет 42%. Средний возраст российских педагогов составляет 45-46 лет.

Основываясь на данных современных исследований [7, 13], представляется возможным описание обобщенного портрета современного молодого педагога, определение личностных и профессиональных характеристик, присущих данной группе.

Молодой учитель [7] определяется как педагогический работник в возрасте до 30 лет, с опытом работы в сфере образования менее 5 лет [7]. Три четверти выборки представляют женщины, мужчины - четверть, хотя их количество в данной когорте увеличилось по сравнению с исследованиями прошлых лет. Большинство педагогов имеют высшее образование. Чуть больше молодых учителей в сельской местности (на 5,5%), нежели в городах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чаще педагогика становится первой областью профессионального выбора. Особое место среди его мотивов для современных молодых педагогов занимает возможность сделать свой вклад в развитие общества и повлиять на развитие детей и молодежи. Те, для кого профессия учителя стала не первым карьерным выбором, чаще аргументируют свой выбор стабильностью, надежностью и защищенностью данной работы.

Значительное внимание в исследованиях последних десятилетий уделяется мотивационным факторам, способствующим выбору профессии педагога. С точки зрения отечественных авторов [5], иерархическая структура доминирующих мотивов личности, побуждающих к утверждению в той или иной профессиональной деятельности, задается направленностью личности как системой эмоционально-ценностных отношений. Профессиональная направленность при этом обозначается как важнейшая интегральная характеристика педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.