Научная статья на тему 'Формирование внутренней мотивации оздоровительной деятельности у студентов при их взаимодействии в "активных микрогруппах"'

Формирование внутренней мотивации оздоровительной деятельности у студентов при их взаимодействии в "активных микрогруппах" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоуско Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование внутренней мотивации оздоровительной деятельности у студентов при их взаимодействии в "активных микрогруппах"»

примером показывать работникам, которыми руководят, что важными для них является организация рационального использования природных ресурсов и надлежащая охрана окружающей среды в процессе производственной деятельности, а также в обыденной жизни.

И руководители, и их подчинённые являются носителями корпоративной культуры, которая является уникальным элементом, позволяющим снижать количество кризисных ситуаций, неизбежных в деятельности сельскохозяйственных предприятий. Следует отметить, что такая культура отражает консерватизм человеческого мышления и стереотипа действий, в связи

с чем изменение корпоративной культуры происходит медленно. Чем старее предприятие, тем глубже укореняются правила поведения его работников, их приверженность к определенным традициям. В этих условиях трудно привести реальные элементы корпоративной культуры к необходимым.

В заключение отметим, что несмотря на то, что корпоративная культура- это эфемерное явление, отражающее консерватизм человеческого мышления, её роль в увеличении доходов предприятия и достижения конкурентоспособности трудно переоценить.

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В «АКТИВНЫХ МИКРОГРуППАХ»

Д.В. Белоуско

В последнее время состояние здоровья населения, и в частности здоровья студенческой молодежи, вызывает тревогу, в связи с чем становится объектом пристального внимания не только со стороны органов здравоохранения, но и системы образования. Это связано с пониманием того, что без целенаправленного воспитания и обучения здоровому образу жизни невозможно говорить о здоровье в социальных масштабах.

Традиционные способы приобщения студенческой молодежи к здоровому образу жизни часто оказываются недостаточно эффективными, они позволяют формировать лишь элементарную информированность, тогда как личностно студент в процесс оздоровления не включается. Это говорит о необходимости обратиться к внутренним активаторам человеческой деятельности - потребностям и мотивам.

Известно, что мотивация делится на внешнюю и внутреннюю. В любой деятельности, не исключая педагогическую, предпочтение отдается именно внутренней мотивации (определяемой самой деятельностью), но использование и целенаправ-

ленное развитие данного типа мотивации со стороны инициатора процесса, например, педагога, сопряжено с определенными трудностями. Не всякая деятельность обладает безусловно привлекательными для ее субъекта чертами, особенно на начальном этапе освоения. Поэтому в большинстве случаев приходится прибегать к внешней мотивации и стремиться провести процедуру, которая носит название «сдвиг внешнего мотива на внутренний».

Для этой цели мы использовали метод активных микрогрупп. Суть данного метода состоит в дифференциации студентов академической группы на микрогруппы -относительно самостоятельные образования, сформированные по принципу психологической совместимости и взаимовыбо-ра их членов. Студенты в микрогруппах были настроены на долговременное сотрудничество. Широко использовались приемы самоуправления. Оценка учебной деятельности каждого студента определялась общей оценкой микрогруппы.

Метод активных микрогрупп но сравнению с традиционной практикой физического воспитания демонстрирует следую-

щие преимущества в формировании у студентов мотивации к занятиям оздоровительной деятельностью.

Во первых, здесь в большей степени нивелируется рассогласование позиций студента и преподавателя, сводится к минимуму момент сопротивления принуждению - основной сдерживающий фактор при традиционном построении занятий, основанных на предъявлении жестко регламентированных, формализованных требований и доминировании внешнего стимулирования учебной деятельности. При применении метода активных микрогрупп требования опосредуются ожиданиями микрогруппы, смягчаются индивидуализированными способами их (требований) выполнения. Это приводит к существенному снижению вероятности неприятия педагогических требований студентами.

Во вторых, комфортная психологическая обстановка и преобладание положительных эмоций над отрицательными в процессе физического воспитания стимулирует приобщение к данному роду деятельности, приводит к раскрытию привлекательных сторон самой деятельности и, как следствие, обеспечивает формирование внутренней мотивации.

В третьих, воздействие на потребност-но-мотивационную сферу личности по механизму сдвига внешнего мотива на внутренний эффективнее производить при целенаправленном использовании разнообразных положительных подкреплений. Положительные подкрепления выполняют функцию закрепления эмоционально положительных для личности сторон деятельности при внешнем ее (деятельности) мотивировании, что способствует трансформации внешней мотивации во внутренний план. Метод активных микрогрупп создает комплекс необходимых условий для расширения набора положительных подкреплений, повышения их качества и оптимизации возможностей применения.

Можно сказать, что в основе любой деятельности человека лежат рефлексы (безусловные и условные). С точки зрения выработки необходимого поведения они могут быть положительными и отрицательными. Суть стимулирования какой-либо деятельности выражается в закреплении

нужных положительных условных рефлексов. Действия, которые ведут к закреплению таких рефлексов, называют положительными подкреплениями. Механизм закрепления основан на возникновении условной связи между стимулируемым действием или поступком и подкреплением (положительным условным раздражителем). Подкрепление может быть «эмоционально положительным», субъективно это выражается в возникновении чувства удовольствия, радости, удовлетворения.

Но удовольствие можно получать по-разному, например, от удовлетворения физиологических потребностей, от погружения в комфортную обстановку, от сознания того, что ты достиг какой-либо цели.

С точки зрения психологии, в основе получения положительных эмоций обычно лежит удовлетворение какой-либо потребности. Потребности, мотивы (опредмечен-ные потребности), а значит и подкрепления, различаются по своему уровню на «низшие» и «высшие». Таким образом, можно выделить уровни потребностей и подкреплений, например, по А. Маслоу, как это делают обычно, когда хотят представить их иерархию.

В процессе физического воспитания оказываются задействоваными все потреб-ностно-мотивационные уровни и соответствующие ид{ виды подкреплений. В нашей системе возможности подкрепления на соответствующих потребиостно-моти-вационных уровнях можно представить следующим образом:

• на уровне физиологических потребностей - положительные эмоции от ощущения движения (кинезофшшя), приятной усталости после нагрузки, мышечной радости и др.;

• на уровне потребностей в безопасности - комфортной обстановки на занятиях;

• на уровне потребностей в принадлежности ~ положительные эмоции от постоянного ощущения в принадлежности к «своей» микрогруппе, команде (в которую входят только симпатичные тебе люди, адекватно тебя воспринимающие и готовые помочь в трудную минуту);

• на уровне потребностей в признании, самоутверждении - переживание положительных эмоций от успеха в какой-либо

деятельности, достижения чего-то значимого (ситуация успеха).

Преподавателю необходимо постоянно производить концентрацию внимания студентов на тех или иных моментах их физкультурной деятельности, подкрепляя их адекватными данной ситуации способами.

} 1ельзя недооценивать роль положительных подкреплений на низших потреб-ностно-мотивационных уровнях, но центральной задачей, сосредоточением усилий является все же создание ситуации успеха (высшего способа подкрепления), обладающего наибольшим воспитательным потенциалом.

Такая возможность реально открывается при тренировочной работе в активных микрогруппах. Здесь каждый участник ответственен перед другими ее членами за успехи

и неудачи. Исчезает страх попасть по рейтингу в число последних. Если в общей группе, состоящей из 20-30 человек, обязательно будут аутсайдеры, занявшие 20-30-е места, то в малой микрогруппе последнее место 5 либо 6. Психологически такое положение аутсайдеру представляется менее ранимым. Кроме того, уход от индивидуальных оценок и опора на интегральную оценку группы устраняет психологический дискомфорт неудачника. Проигрыш отдельных членов микрогруппы нивелируются успехами других ее участников.

Проведенные исследования показали, что эффект коллективной ответственности является мощным стимулом, обеспечивающим спонтанный переход внешней мотивации во внутреннюю, более ценную и стойкую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.