Научная статья на тему 'Роль руководителей и специалистов в формировании корпоративной культуры сельскохозяйственных предприятий'

Роль руководителей и специалистов в формировании корпоративной культуры сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль руководителей и специалистов в формировании корпоративной культуры сельскохозяйственных предприятий»

пых специалистов, имеющих высшее образование - ло уровня не менее 75% в общей их численности, специалистов среднего звена - не менее 50*75% в общей их численности.

2. Разработка мер по оптимизации процесса повышения квалификации сельскохозяйственных кадров. Приближение процесса обучения к сельскохозяйственному

производству посредством организации на базе учебных заведений ААНОК выездных занятий.

3. Установление научно-обоснованных объемов целевой подготовки специалистов аграрного профиля в соответствии с потребностями сельскохозяйственного производства.

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ корпоративной культуры СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е.И. Жидких

Корпоративная культура вырабатывается на предприятии людьми, обладающими самыми различными качествами и наклонностями, поэтому она уникальна для каждого конкретного предприятия.

Существует взаимосвязь между кризисом, возникающим на предприятии, и корпоративной культурой, которая там поддерживается.

Практика показывает, что в тех предприятиях, где корпоративная культура высоко развита, соблюдается технологическая дисциплина возделывания сельскохозяйственных культур, разведения животных, применяются последние научные разработки, успешно развивается социальноинженерная инфраструктура.

Многие сельскохозяйственные предприятия, где наблюдается недостаточное определение или полное отсутствие корпоративной культуры, находятся в состоянии кризиса. Это связано с тем, что многие руководители из-за краткосрочности персональных интересов игнорировали необходимость изменений в корпоративной культуре, что приводило не только к несоответствию корпоративной культуры будущим планам, но и к противодействию их реализации.

Для сельскохозяйственных предприятий актуальна проблема, когда молодые высококвалифицированные специалисты, приехавшие работать в сельскую местность, не воспринимают корпоративной культуры, выработанной до их прихода. В результате

отсутствует коммуникабельность и сотрудничество, а молодые специалисты отказываются от существовавших ранее ценностей.

Термин «корпоративная культура» несмотря на иностранное происхождение включает в себя агрокультуру, условия труда и быта работников, уровень заработной платы, условия проведения культурного досуга и т.д.

В последнее время агрокультура многих сельскохозяйственных предприятий наряду с окружающей средой меняется в худшую сторону. Сев тех или иных культур сегодня зачастую обусловлен не законами грамотной агрономии, а экономической конъюнктурой возделываемой культуры и расчетами оптимального использования предельно изношенной сельскохозяйственной техники. В результате постоянного недовосполнения выноса питательных веществ на пашне в рассматриваемой перспективе деградация почв может принять необратимый характер.

В условиях ограниченности ресурсов и нарушения систем земледелия необходима разработка и реализация организационноэкономических мер, направленных на адаптацию сельскохозяйственных предприятий к условиям окружающей среды и способствующих улучшению экологического состояния сельскохозяйственных земель.

Происходит снижение генетического потенциала животных. На крайне низком уровне ведется селекционная и племенная

работа, так как многие руководители сельскохозяйственных предприятий не считают эту проблему приоритетной.

Поддержание сельской социально-ия-женерной инфрастуктуры испытывает сегодня большие трудности. Многие руководители сельскохозяйственных предприятий традиционно считают, что сначала нужно "поднять" сельское хозяйство, а затем из полученных доходов направить средства на социальное развитие села, повышение качества населения. Но многолетний мировой опыт показал, что такие представления ошибочны: неквалифицированное, необразованное, не имеющее возможности получать качественное лечение, полноценно провести свой досуг сельское население нивелирует все реформы в сельскохозяйственном производстве.

С другой стороны, отдача вложений в социальную сферу станет заметной лишь через годы. Следовательно, единственно возможный путь - одновременное реформирование производства и социальной инфраструктуры, требующее четкой координации.

Корпоративная культура конкурентоспособного сельскохозяйственного предприятия требует создания и принятия большинством населения нового образа мышления, вследствие чего важным направлением деятельности является повышение уровня развития образования и культуры населения.

Образование включает в себя процесс обучения и воспитания. В сельской местности функции обучения, воспитания призваны исполнять сельские школы и объекты культурного и спортивного назначения. Как показывают наши исследования, большую роль в культурной и спортивной жизни сёл Алтайского края играют сельские школы. Школьники принимают активное участие в культурных и спортивных мероприятиях. Однако следует отметить, что, выходя из стен школы, выпускники, остающиеся на селе, предоставлены зачастую сами себе.

Анализируя показатели культурной жизни села, следует отметить, что Дома культуры функционируют в 89,8% сёл, около 4% Домов культуры функциониру-

ют только в теплый период года, так как не отапливаются в зимний период, а 4% нуждаются в капитальном ремонте. В функционирующих Домах культуры осуществляют свою деятельность творческие коллективы (в 59,1% сёл), которые регулярно выступают перед населением, участвуют в районных смотрах художественной самодеятельности; в 13,4% сёл творческие коллективы действуют на нерегулярной основе и лишь время от времени выступают перед населением. Отметим, что в 28% сельских населенных пунктов творческие коллективы были в недалёком прошлом, а в настоящее время их нет.

Система кинопроката за годы реформ во многих сёлах разрушилась. В настоящее время лишь в 30,7% сёл фильмы демонстрируются постоянно, в 20,5% фильмы демонстрируются лишь время от времени, в 16,% сёл фильмы не демонстрируются, так как нет средств на ремонт кинозала, а в 30,7% сёл киноустановки были либо проданы, либо пришли в полную негодность.

Анализируя показатели сельской спортивной жизни, отмечаем, что футбольные команды регулярно участвуют в районных чемпионатах в 38,6% сёл, а хоккейные - в 10,2%. Однако в прошлом эти показатели были значительно выше. Сельский спорт испытывает сегодня большие проблемы с экипировкой, материально-техническим обеспечением, комплектованием команды. Около 40,2% спортивных сооружений нуждаются в капитальном ремонте, а их оборудование - в обновлении. Спортивные сооружения и спортивное оборудование пришли в полную негодность в 16,5% сёл. Как следствие этого, молодежь, не найдя применение своим силам и творческим способностям, постепенно становится зависимой от алкоголя.

Исследования показали, что почти 88% всех противоправных поступков в сёлах Алтайского края были совершены в состоянии алкогольного опьянения.

Для выполнения миссии АПК нужны руководители и специалисты с новым образом мышления, культурные в широком смысле слова, понимающие важность сбалансированного взаимодействия АПК и окружающей среды. Они должны своим

примером показывать работникам, которыми руководят, что важными для них является организация рационального использования природных ресурсов и надлежащая охрана окружающей среды в процессе производственной деятельности, а также в обыденной жизни.

И руководители, и их подчинённые являются носителями корпоративной культуры, которая является уникальным элементом, позволяющим снижать количество кризисных ситуаций, неизбежных в деятельности сельскохозяйственных предприятий. Следует отметить, что такая культура отражает консерватизм человеческого мышления и стереотипа действий, в связи

с чем изменение корпоративной культуры происходит медленно. Чем старее предприятие, тем глубже укореняются правила поведения его работников, их приверженность к определенным традициям. В этих условиях трудно привести реальные элементы корпоративной культуры к необходимым.

В заключение отметим, что несмотря на то, что корпоративная культура- это эфемерное явление, отражающее консерватизм человеческого мышления, её роль в увеличении доходов предприятия и достижения конкурентоспособности трудно переоценить.

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В «АКТИВНЫХ МИКРОГРуППАХ»

Д.В. Белоуско

В последнее время состояние здоровья населения, и в частности здоровья студенческой молодежи, вызывает тревогу, в связи с чем становится объектом пристального внимания не только со стороны органов здравоохранения, но и системы образования. Это связано с пониманием того, что без целенаправленного воспитания и обучения здоровому образу жизни невозможно говорить о здоровье в социальных масштабах.

Традиционные способы приобщения студенческой молодежи к здоровому образу жизни часто оказываются недостаточно эффективными, они позволяют формировать лишь элементарную информированность, тогда как личностно студент в процесс оздоровления не включается. Это говорит о необходимости обратиться к внутренним активаторам человеческой деятельности - потребностям и мотивам.

Известно, что мотивация делится на внешнюю и внутреннюю. В любой деятельности, не исключая педагогическую, предпочтение отдается именно внутренней мотивации (определяемой самой деятельностью), но использование и целенаправ-

ленное развитие данного типа мотивации со стороны инициатора процесса, например, педагога, сопряжено с определенными трудностями. Не всякая деятельность обладает безусловно привлекательными для ее субъекта чертами, особенно на начальном этапе освоения. Поэтому в большинстве случаев приходится прибегать к внешней мотивации и стремиться провести процедуру, которая носит название «сдвиг внешнего мотива на внутренний».

Для этой цели мы использовали метод активных микрогрупп. Суть данного метода состоит в дифференциации студентов академической группы на микрогруппы -относительно самостоятельные образования, сформированные по принципу психологической совместимости и взаимовыбо-ра их членов. Студенты в микрогруппах были настроены на долговременное сотрудничество. Широко использовались приемы самоуправления. Оценка учебной деятельности каждого студента определялась общей оценкой микрогруппы.

Метод активных микрогрупп но сравнению с традиционной практикой физического воспитания демонстрирует следую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.