Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
222
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аюпова(Абдрахманова) Регина Олеговна, Каркина Светлана Владимировна

В процессе исследования современной культуры большое значение имеет изучение визуальных образов, лавинообразный рост которых, и широкий спектр приводит к переосмыслению реальности. Представленная статья является частью диссертационного исследования, посвященного изучению роли визуального в условиях дополнительного художественного образования. На основе анализ различных аспектов визуальной культуры, включая такие, как «визуальная антропология», «визуальные исследования», «теория взгляда», «визуальная социология» было установлено, что несмотря на широкую изученность данного понятия, отмечается недостаточное внимание образовательной практики к задачам формирования визуальной культуры у молодежи в условиях дополнительного художественного образования. На основе выделенного противоречия была определена цель исследования уточнить сущностно-содержательную характеристику понятия «визуальная культура» в условиях дополнительного художественного образования. Для достижения данной цели в исследовании были использованы теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение и систематизация. В процессе изучения литературы по теме исследования было установлено, что Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «publicart», рисунок, фотография, живопись, видео-арт, реклама, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т. д. Авторами были рассмотрены основные факторы развития визуальной культуры, одним из наиболее важных среди которых является цифровая революция, радикальным образом изменившая облик современной цивилизации. На основе анализа различных источников выделены феномены, характеризующие визуальную культуру, включающие медиакультуру, визуальную коммуникацию, экранные искусства, развитие эмоционально-ценностных отношений личности. На основе существующих определений данного понятия было дано его определение, уточняющее значимость визуального для художественного образования. Данное исследование является частью магистерской диссертации, которая была защищена в 2018 г. в Казанском федеральном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL CULTURE DEVELOPMENT AMONG YOUTH IN THE FRAMEWORKS OF ADDITIONAL EDUCATION

In the process of studying modern culture, it is of great importance to study visual images, the avalanche-like growth of which, and a wide range, leads to a rethinking of reality. The presented article is part of a dissertation research devoted to the study of the role of the visual in the conditions of additional art education. Based on the analysis of various aspects of visual culture, including such as "visual anthropology", "visual research", "theory of view", "visual sociology", it was found that despite the wide study of this concept, there is insufficient attention of educational practice to the tasks of forming visual culture among young people in conditions of additional art education. On the basis of the highlighted contradiction, the purpose of the study was determined to clarify the essential and meaningful characteristic of the concept of "visual culture" in the conditions of additional art education. To achieve this goal, theoretical methods were used in the study: analysis of scientific literature, generalization and systematization. In the process of studying the literature on the research topic, it was found that Visual culture today covers such cultural objects as cinema, television, photography, conceptual art, "publicart", drawing, photography, painting, video art, advertising, design, web design, video games, fashion, graffiti, etc. The authors considered the main factors of the development of visual culture, one of the most important among which is the digital revolution, which radically changed the face of modern civilization. Based on the analysis of various sources, the phenomena characterizing visual culture are identified, including media culture, visual communication, screen arts, the development of emotional and value relations of the individual. Based on the existing definitions of this concept, its definition was given, clarifying the significance of visual for art education. This research is part of a master's thesis, which was defended in 2018 at Kazan Federal University.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №5, Том 9 / 2021, No 5, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-5-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Аюпова (Абдрахманова), Р. О. Формирование визуальной культуры у молодежи в условиях дополнительного художественного образования / Аюпова (Абдрахманова) Р. О., Каркина С. В. // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN521.pdf

For citation:

Ayupova (Abdrahmanova) R.O., Karkina S.V. Visual culture development among youth in the frameworks of additional education. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(5): 47PDMN521. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Аюпова (Абдрахманова) Регина Олеговна1

Независимый исследователь E-mail: ajd42@mail.ru

Каркина Светлана Владимировна2

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: s.karkina@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2176-5910 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=570343 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=78YKcW8AAAAJ&hl

Формирование визуальной культуры у молодежи в условиях дополнительного художественного образования

Аннотация. В процессе исследования современной культуры большое значение имеет изучение визуальных образов, лавинообразный рост которых, и широкий спектр приводит к переосмыслению реальности. Представленная статья является частью диссертационного исследования, посвященного изучению роли визуального в условиях дополнительного художественного образования. На основе анализ различных аспектов визуальной культуры, включая такие, как «визуальная антропология», «визуальные исследования», «теория взгляда», «визуальная социология» было установлено, что несмотря на широкую изученность данного понятия, отмечается недостаточное внимание образовательной практики к задачам формирования визуальной культуры у молодежи в условиях дополнительного художественного образования.

На основе выделенного противоречия была определена цель исследования уточнить сущностно-содержательную характеристику понятия «визуальная культура» в условиях дополнительного художественного образования. Для достижения данной цели в исследовании были использованы теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение и систематизация.

1 Вконтакте — https://vk.com/id30352446

Личная страница на сайте КФУ — https ://kpfu. ru/student/ROAbdrahmanova

2 Вконтакте — http://vk.com/id160538029

Личная страница на сайте КФУ — http://kpfu.ru/main?p_id=28457 Страница 1 из 10

В процессе изучения литературы по теме исследования было установлено, что Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «publicart», рисунок, фотография, живопись, видео-арт, реклама, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т. д. Авторами были рассмотрены основные факторы развития визуальной культуры, одним из наиболее важных среди которых является цифровая революция, радикальным образом изменившая облик современной цивилизации. На основе анализа различных источников выделены феномены, характеризующие визуальную культуру, включающие медиакультуру, визуальную коммуникацию, экранные искусства, развитие эмоционально-ценностных отношений личности. На основе существующих определений данного понятия было дано его определение, уточняющее значимость визуального для художественного образования.

Данное исследование является частью магистерской диссертации, которая была защищена в 2018 г. в Казанском федеральном университете.

Ключевые слова: визуальная культура; визуальные исследования; формирование; дополнительное образование; молодежь; художественное образование; культура

Введение

Для понимания специфики современной культуры значение визуальных образов трудно переоценить. Лавинообразный рост широкого спектра визуальных образов приводит к смещению баланса от статических и динамических образов к интерактивным, а от миметических к цифровым, связь которых с реальность в некоторых случаях может быть весьма опосредованной. В процессе передачи информации именно зрительное восприятие становится доминирующим, и его интенсивность растет в геометрической прогрессии. Данное явление носит при этом массовый характер, вовлекая, по сути, все общество самым непосредственным образом.

Большое значение в этом вопросе имеет визуальная культура. Ее основная цель заключается в мотивации молодежи к сознательному восприятию любого визуального опыта, умению его критические анализировать, обобщать и снабжать осмысленными комментариями. При этом содержание понятия визуального опыта является предельно широким, включающим в себя помимо традиционной сферы визуальных искусств от живописи до кинематографа, также и среду визуального восприятия, среди которых различные виды массовых зрелищных мероприятий (ярмарки, спорт, цирк), реклама и иные визуальные медиа (ТВ, индивидуализированные приложения в гаджете), маршрутные перемещения отдельных людей (прогулки на природе, путешествия), визуальная поддержка образовательного процесса, которая включает иллюстрации в учебниках и наглядные демонстрационные материалы.

На протяжении последних десятилетий в гуманитарных науках происходило серьезное переосмысление значимости визуальности, в особенности для когнитивных и социальных практик. Одновременно с этим отмечалось, что подобные изменения оказались возможны благодаря стремительному росту и повсеместному распространению технологий по производству аудио и видео. Постепенно визуальная культура становится неотъемлемой частью повседневной жизни, где потребление зрелищ, тиражирование визуальных образов, а также применение визуальных технологий в целях осуществления контроля выходит на первый план. При этом визуализация становится основным элементом даже в тех средах, например, средствах связи, где традиционно основные функции выполнялись с помощью обмена информацией вербального характера.

Современная культура отличается активным присутствием рекламы, объем которой постепенно разрастается до немыслимых размеров. Жизнь человека сегодня подчинена

тотальному господству телевидения и Интернета, где реклама превращается в средство мощнейшего воздействия на сознание личности. В настоящее время без рекламы представление о современной культуре было бы не полным. Воздействие рекламы на человека проявляется в попытке перенести сознание в мир грез, не слишком при этом скрывая грубый и, подчас, жестокий оскал за широкой улыбкой. Рекламный менеджмент становится отраслью транснационального бизнеса, который постепенно занимает лидирующие позиции. Отличительной чертой является увеличение затрат на создание рекламы часто превосходящих стоимость самого рекламируемого товара. Для того чтобы ориентация среди разнообразных штампов и моделей современной продукции масс-медиа была успешной, анализ визуальных феноменов окружающего пространства должен стать обязательной частью образовательных программ.

Приход эпохи модернизма ознаменовал радикальное переосмысление роли изобразительного искусство, которое утратило приоритет в определении визуального образа культуры. Проблема художественного производства приобрела новый ракурс в аспекте массового производства изображений разнообразного назначения, внедрение которых в повседневную реальность нередко принимает агрессивное формы. Подобные факты постепенно привели к необходимости обозначить новый феномен в поле культурологических исследований, получивших название визуальной культуры. Изучение нового феномена принимает во внимание опыт истории искусств, но не может ограничиваться только им. Различные гуманитарные дисциплины, среди которых психология, социология, кинематография, выполняют роль фундамента в этом процессе.

Исследовательская активность по различным аспектам визуальной культуры растет сегодня необычайно стремительно. Данное понятие было широко изучено в трудах Ж. Бодрийяра [1-3], П. Вирильо [4], Ж.-Ф. Лиотара [5], Н.Б. Маньковской [6], К.Э. Разлогова [7], В.М. Розина [8], Т.Е. Савицкой [9]. В работах П.С. Альперса [10], М. Баксандалла [11], Т.Дж. Кларка [12] было рассмотрено понятие «визуальная антропология», связанное с изучением и производством этнографической фотографии, кино. История становления и генеалогия визуальных исследований становились предметом анализа в работах А.Ю. Зенковой [13]. Обобщенное понятие визуального фигурирует в работах М. Баль [14], У.Дж.Т. Митчелла [15].

Роль визуального в социальном опыте анализируется в работе Г. Зиммеля [16], где исследуются проблемы визуального опыта и социальных функций искусства. В исследованиях П. Штомпка [17] разрабатывается методология социологического анализа сквозь призму визуальных образов, что сформировало такое направление, как визуальная социология. Ключевая для визуальных исследований «теория взгляда» фигурирует в работах Ж. Деррида [18], Ж. Лакана [19]. Важную роль в анализе визуальной культуры сыграли работы зарубежных классиков современной культурологии и семиотики Р. Барта [20], Ж. Бодрийяра [1], Ж. Лиотара [5], и отечественных исследователей, таких как С.С. Аверинцев [27], В.В. Бычков [6], Ю.С. Степанов [22].

Изученные источники позволили выявить противоречие между высокой степенью изученности понятия визуальная культура в аспекте ее онтологии, дефиниций и актуальности, и недостаточным вниманием образовательной практики к задачам формирования визуальной культуры у молодежи в условиях дополнительного художественного образования.

Целью настоящего исследования, выполненного в рамках магистерской диссертации, является уточнение сущностно-содержательной характеристики понятия «визуальная культура» в условиях дополнительного художественного образования.

https:// mir-nauki. com

Методы

В рамках данного исследования нами использовались теоретические методы, такие как анализ научной литературы, обобщение и систематизация.

В истории исследований визуальной культуры началом изучения принято считать XV в., когда впервые проявился устойчивый интерес к материальным ценностям древних культур. Именно в этот период начинает расти количество людей, увлекающихся коллекционированием разнообразных реликтов прошлых эпох, круг которых мог быть необычайно широк и включать предметы гардероба, монеты, медали, военное снаряжение, интерьеры и предметы домашнего декора, городская среда.

В XVII в. данная тенденция получает новый импульс в развитии благодаря владельцам комнат чудес. Для того чтобы сохранять многообразие экспонатов с целью привлечения зрителей, ими непрерывно собирались культурные артефакты, что в сущности, было не столь далеко от целей исследователей, которые в будущем будут названы археологами и антропологами. Несмотря на то, что подобные комнаты на сегодняшний день достаточно детально изучены, современные исследователи по-прежнему испытывают к ним интерес по причине потребности в рассмотрении образов самих коллекций, включая сами экспонаты, которые уцелели среди немногих.

Ряд исследователей также выражает сожаления о невозможности в силу разрушений или утраты со временем многих экспонатов, что делает невозможным изучение визуального культурного наследия более тщательно, включая огромную работу, которую коллекционеры проделали, руководствуясь лишь собственными идеями о тех предметах, которые им удавалось найти и удачно заполучить в свои коллекции. Многие из них при этом оставили довольно объемные труды, в которых подробно описали свой опыт. Большая часть подобных работ сегодня существует лишь на латыни, тогда как только малая часть была переведена на другие языки. Современные исследователи стремятся найти в них необходимые сведения, позволяющие раскрыть тайны появления многих широко известных сегодня музеев. Одновременно, изучение этих трудов могло бы принести большую пользу в разработке современных культурных концепций, касающихся определенных видов искусства и проблемы визуального.

Авторство выражения «визуальная культура» приписывают Майклу Баксандаллу [11]. В его работах данный термин в первые появился в рамках историко-художественного текста, содержание которого было посвящено итальянской живописи XV в. Научная дефиниция этого понятия имеет в основе дифференциацию трех терминов: исследования культуры (Cultural Studies), визуальная культура (Visual Culture) и визуальные исследования (Visual Studies). Первые исследования культуры (Cultural Studies) появились в конце 1950-х в Великобритании, и уже к 70-м гг. стали неотъемлемой характеристикой университетов свободных искусств, накапливая свой потенциал из целого ряда близких дисциплин, таких как история искусств, антропология, социология, художественная и общекультурная критика, журналистика, феминистические исследования. В 80-е гг. традиции этих исследований распространились далеко за пределы британских островов и были отмечены в Америке, Австралии, Индии и Канаде. Как дисциплина визуальная культура сформировалась в 90-е гг. В этот период в странах Западной Европы были крайне актуальны дискуссии о междисциплинарных связях в этой области и точных формулировках. В целом можно сказать, что наибольшая близость данного понятия была отмечена в отношении к социологии в европейском понимании, в основу которого положены качественные методы, ориентированные на социологию культуры.

Результаты и обсуждение

Наиболее молодым из трех вышеперечисленных направлений, является область визуальных исследований (Visual Studies). Существуют предположения о его зарождении в рамках учебной программы Visual and Cultural Studies Университета Рочестера (США). В 1995 году данный термин был введен в научный обиход Митчеллом для обозначения области на стыке исследований культуры, искусства и теории литературы. Именно этот термин был выбран для наименования понятия научным сообществом Калифорнийского Университета в Ирвине (США) с целью избежать ошибочных ассоциаций с термином «визуальная культура», уже упоминавшегося ранее на страницах отдельных журналов.

В настоящее время регистрируется широкое использование термина «визуальные исследования», до некоторой степени размывающее его суть. В частности, ряд исследователей использует его для обозначения новых теоретических подходов к художественной истории. Другие авторы трактуют это понятие с учетом профессиональных задач, предполагая включение в область исследований материальные экспонаты, характеризующие различные исторические периоды и культуры. В тоже время некоторые авторы, среди которых Митчелл [15], относят к предметной области визуальных исследований в большей степени непосредственно сам процесс наблюдения. Мирзоев [23] относит к визуальным исследованиям изучение новых средств массовой информации, которые сопоставляет с возникшими ранее и получившими статус традиционных. Ряд авторов также считает, что данный термин позволит охарактеризовать соответствующие понятия далеко за пределами гуманитарной сферы, включая медицину, юриспруденцию и т. д. Элкинс [24] подчеркивает необходимость выделения визуальных исследований в самостоятельную область с целью обозначения перспектив развития уже сложившейся дисциплины «визуальная культура».

Наибольшее количество работ по визуальной культуре было издано в середине 1990-х

[25]. Это послужило толчком для разработки учебников для новой дисциплины [23]. В целом в них был отмечен авторами настоящий эпистемологический переворот, связанный с переосмыслением роли визуального в различных когнитивных и социальных практиках. В тоже время данный поворот имел онтологические основания в виде интенсивного развития и демократизации разнообразных технологий в сфере аудиовизуального производства. Данные процессы обусловили актуальность изучения визуальной культуры, отражающей современную действительность, характеризующуюся высоким уровнем потребности в зрелищах, свободным распространением изображений, их использованием, а также практикой контроля посредством визуальных технологий.

Наряду с такими событиями ХХ в., как научно-техническая революция, радикальным образом изменившая жизнь человечества, повсеместное внедрение визуализации также относят к революционным преобразованиям. При этом выделяют три этапа данного процесса:

1. Массовое распространение искусства фотографии и развитие киноиндустрии в начале ХХ в.

2. Появление персональных компьютеров, стремительное внедрение разнообразных элементов на основе визуализации, таких как компьютерная графика, Интернет, мобильные средства связи на рубеже ХХ и XXI вв.

3. Цифровизация среды в XXI в., в которой визуальная культура стала неотъемлемой характеристикой.

Стоит отметить, что сущность визуальной культуры основана в первую очередь на массовых средствах доставки визуальных объектов. При этом значимость цифровой революции, радикальным образом изменившей облик всей современной цивилизации, включая ее возможные последствия, оцениваются рядом культурологов в довольно негативном аспекте

[26].

В исследованиях Н. Мирзоева [23], М. Барнарда [25] визуальная культура трактуется как среда жизни современного человека, который вынужден жить в поле визуальных образов. Этот процесс характеризуется их потреблением, а также воспроизведением в соответствии с требованиями профессиональной и повседневной действительности общества, развивающегося по техногенному сценарию. Среди основных характеристик «визуального» стиля жизни отмечаются глобализационные процессы, высокий уровень скорости производства и потребления визуальных продуктов, доминирование визуальных медиа, проникающих во все сферы жизни современного человека, критическое мышление которого, при этом, заметно ослабевает.

Академик Б.М. Бим-Бад выделяет понятие визуальное мышление, которое характеризует в своих работах как «способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме визуальное мышление характерно для архитекторов и дизайнеров»3.

Визуальная культура не является герметической самодостаточной сферой. Ее отличает постоянно растущая необходимость вбирать в себя новую информацию, происхождение которой связано с техническим прогрессом, развитием научной мысли, а также с опытом из невербализированного ряда, заимствованным из исторического прошлого человеческой цивилизации. Данный вид культуры отличает связывание одновременно нескольких реальностей: видимой, виртуальной (мыслимой и визуализированной), а также интуитивной, определение образного выражения которой еще не было установлено. При этом можно сказать, что визуальная культура является наследуемой, но это обусловлено не генетическими факторами, а посредством системы воспитания в процессе пребывания индивида в определенной среде, которая насыщенна характерными знаками.

По определению ученого С.М. Даниэля «визуальная культура — это частная область понятия «культура», развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы» [27, с. 113]. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «риЫюаг!», рисунок, фотография, живопись, видео-арт, реклама, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т. д.

В соответствии с разными источниками визуальная культура включает в себя:

• культуру грамотного визуального восприятия;

• опыт распознавания визуальных кодов, навигация, опыт визуальных коммуникаций;

• медиакультуру и экранные искусства;

• развитие эмоционально-ценностных отношений личности, при познании пластических искусств в целом (живописи, графики, архитектуры, ТВ и видео, компьютерного интерфейса и интернета, фото, моды и т. д.);

3 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 527 с.: ил., портр.; 26 см.

• коммуникации с использованием визуального канала, касающиеся «любых аспектов культуры».

В основе процесса формирования языка коммуникации визуальной культуры лежит совершенствование технологий, используемых при создании, воспроизводстве и распространении зрительных образов. Суть этого процесса состоит в том, что развитие техники позволяет не только создавать образ реальности, дистанцированный от нее самой, но также воспроизводить реалистичные образы, которые могут захватывать зрителя порой довольно интенсивно и убедительно, например, с экрана телевизора. Кроме того, легкость воспроизведения, тиражирования и распространения в массовом масштабе разнообразной визуальной продукции, заметно снижает планку доступности. Это приводит к утрате самим изображением его исходной ценности. В тоже время, оно постепенно становится объектом для различных манипуляций, часто имеющих экономический, либо политический характер.

В основе восприятия человеком произведений искусства лежит внутренняя эмоциональная реакция. При помощи органов зрения и последующей обработки в коре головного мозга, она постепенно, по мере систематичности и силе воздействия поступающих впечатлений, оказывает влияние на изменение системы ценностей. В последствии эффект воздействия может многократно быть усиленным при условии увеличения количества ассоциативных связей. Результатом данного процесса неожиданно становится значительное превосходство полученных впечатлений по сравнению со значимостью изображений самих по себе.

В качестве наиболее значимой цели визуальной культуры следует назвать обогащение внутреннего мира личности с помощью воздействия визуальных образов. При этом человек открывает в себе творческие способности, необходимые для создания новых визуальных объектов. Среди главных результатов освоения визуальной культуры С. Зеки отмечал наличие развитой культуры восприятия образов, в основе которого лежит их полноценный анализ, сопоставление, оценка, интерпретация, создание на их основе новых индивидуализированных художественных продуктов. Подобное объяснение характеризует высокий уровень культуры личности, который был определен ученым как «качество и степень выраженности ценностного содержания личности» [29, с. 33].

Известный историк искусства Н. Брайсон [30] одним из первых предложил подход к изучению объектов новой дисциплины, которая впоследствии была отнесена к визуальным исследованиям. В своих работах он уверенно заявил о необходимости отнести зрительное восприятие к интерпретации, а не к физиологическому процессу. Данный подход обнаруживает неожиданное пересечение визуальности и текстуальности, при этом не предъявляет практически никаких требований к тексту, допускает произвольные ассоциации и сопоставления. В этом аспекте даже процесса рассматривания оказывается элементом того, что традиционно именуется чтением. Разумеется, будет правильным уточнение, что восприятие является функцией, выполняемой одновременно разными органами тела человека и в чистом виде его практически не возможно отличить. В случае, если мы будем пытаться отделить восприятие и его смыслообразующее значение от чувственных актов, то рискуем оказаться в рамках стереотипов абсолютного разрыва между телом и разумом. Опираясь на логику подобных рассуждений исследователи приходят к выводу, что визуальное является высшим, более того, наиболее истинным из пяти чувств, которые имеет человек, что, без какого-либо сомнения, требует серьезного анализа.

Заключение

Визуальная культура — это прежде всего зрительное восприятие, относится к фундаментальным, сущностным явлениям психики, из которых строится человеческое мышление и сознание. Восприятие относится к одному из основных уровней психики у человека, позволяющих создавать нарисованный образ, и его интерпретировать.

Сам по себе этот процесс получения информации един для всех: на входе — получение информации из внешней среды, ее обработка и приведение в определенный порядок, а на выходе — систематизированная информация, которая заключает в себе представление человека об окружающей среде и составляет основу его действий, т. е. информация, являющаяся исходным материалом для поведения человека.

Освоение художественных ценностей разных видов искусств происходит в процессе художественной деятельности, которая способствует формированию ценностного отношения не только к искусству, но и к окружающей действительности. Оно характеризуется активностью, избирательностью, обусловлено опытом культуры и имеет эмоциональную окраску.

На основе изученных источников в процессе исследования и в частности, определения С.М. Даниэля, нами было дано собственное определение основного понятия: визуальная культура, которое было обозначено как частная область понятия «культура», в аспекте определяемого этим термином уровня развития общества, включающего создаваемые им материальные и духовные ценности, основанная на наличии кругозора в данной сфере, таких ее областях, как изобразительные виды искусства, кино, концептуальное искусство, моду, рекламу и т. д., подразумевающая способности восприятия визуальных образов, их анализ, интерпретацию и оценку, навыки создания на их основе новых художественных образов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрийар, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийар / Пер. Е.А. Самарской. — М.: Культурная революция; Республика, 2006. — 269 с.

2. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Бодрийяр Ж.; пер. с франц. Н.В. Суслова. — Екатеринбург, 2000. — 101 с.

3. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. М.: Добро-свет, 2000. — 260 с.

4. Вирильо, П. Машина зрения / П. Вирильо. Спб.: Наука. 2004. — 82 с.

5. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна Ж.-Ф. Лиотар. М.-СПб: Институт экспериментальной социологии; Алетейя. 1998. — 215 с.

6. Бычков, В.В. Триалог: Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов. — М.: ИФРАН, 2007. — 239 с.

7. Разлогов, К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К.Э. Разлогов. -М.: РОССПЭН. 2010. — 304 с.

8. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. М.: Либроком, 2009. — 272 с.

9. Савицкая, Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы / Т.Е. Савицкая // Обсерватория культуры. — 2008. — N0 2. — С. 32-41.

10. Alpers, S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century / S. Alpers. — London: John Murray / University of Chicago, 1983. — 302 p.

11. Baxandall, M. Painting and experience in fifteenth-century Italy. A primer in the social history of pictorial style / M. Baxandall. — Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 1989 — 183 p.

12. Clark, T.J. Image of the People: Gustave Courbet and the 1848 Revolution / T.J. Clarck.

— Berkeley: University of California Press, 1999. — 208 p.

13. Зенкова, А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания / А.Ю. Зенкова // Научный ежегодник 146 Института философии и права УрО РАН. — Екатеринбург, 2005. Вып. 5. С. 184-193.

14. Баль, М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований / М. Баль // Логос. 2012. № 1(85). — С. 212-249.

15. Mitchell, W.J.T. Showing Seeing: A Critique of Visual Culture / W.J.T. Mitchell // Journal of Visual Culture № 1(2), 2002. P. 165-181.

16. Зиммель, Г. Избранное / Г. Зиммель. Т. 1. — М., 1996 — 494 с.

17. Штомпка, П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии / П.В. Штомпка // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 313.

18. Гурко, Е., Деррида, Ж. Тексты деконструкции. Differance / Е. Гурко, Ж. Деррида. Томск: Водолей, 1999. — 256 с.

19. Лакан, Ж. Четыре основные понятия психоанализа / Ж. Лакан. Семинары. Кн. 11.

— М., 2004. — 268 с.

20. Bart, R. Camera Lucida / R. Bart. — М., 1997. — 115 p.

21. Аверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции / С.С. Аверинцев. М., 1996. — 448 с.

22. Степанов, Ю.С. Концепт «причина» и два подхода к концептуальному анализу языка — логический и сублогический / Ю.С. Степанов // Логический анализ языка: культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 5-14.

23. Mirzoeff, N. Introduction to Visual Culture / N. Mirzoeff. London, New York, 1999.

— 151 р.

24. Элкинс, Дж. Шесть способов сделать визуальные исследования серьезной научной дисциплиной / Дж. Элкинс // Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010. С. 348-392.

25. Barnard, M. Approaches to Understanding Visual Culture / М. Barnard. New York, 2001. — 212 р.

26. Полюдова, Е.Н. Современные модели развития эстетического опыта в американской и канадской педагогической литературе / Е.Н. Полюдова // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании. Выпуск II. — М., 2008. — с. 180-196.

27. Даниэль С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. — М.: Амфора, 2006. — 206 с.

28. Адорно, Т. Эстетическая теория / пер. с нем. А.В. Дранова / Т. Адорно. — М.: Республика, 2001. — 526 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Зеки, С. Зрительный образ в сознании и в мозге / С. Зеки // В мире науки. — 1992.

— № 11. — С. 33-41.

30. Bryson, N. World and Image: French Painting of the Ancien Regime / N. Bryson. — New York: Cambridge University Press, 1981. — 300 p.

Ayupova (Abdrahmanova) Regina Olegovna

E-mail: ajd42@mail.ru

Karkina Svetlana Vladimirovna

Kazan Federal University, Kazan, Russia E-mail: s.karkina@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2176-5910 RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=570343 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=78YKcW8AAAAJ&hl

Visual culture development among youth in the frameworks of additional education

Abstract. In the process of studying modern culture, it is of great importance to study visual images, the avalanche-like growth of which, and a wide range, leads to a rethinking of reality. The presented article is part of a dissertation research devoted to the study of the role of the visual in the conditions of additional art education. Based on the analysis of various aspects of visual culture, including such as "visual anthropology", "visual research", "theory of view", "visual sociology", it was found that despite the wide study of this concept, there is insufficient attention of educational practice to the tasks of forming visual culture among young people in conditions of additional art education.

On the basis of the highlighted contradiction, the purpose of the study was determined to clarify the essential and meaningful characteristic of the concept of "visual culture" in the conditions of additional art education. To achieve this goal, theoretical methods were used in the study: analysis of scientific literature, generalization and systematization.

In the process of studying the literature on the research topic, it was found that Visual culture today covers such cultural objects as cinema, television, photography, conceptual art, "publicart", drawing, photography, painting, video art, advertising, design, web design, video games, fashion, graffiti, etc. The authors considered the main factors of the development of visual culture, one of the most important among which is the digital revolution, which radically changed the face of modern civilization. Based on the analysis of various sources, the phenomena characterizing visual culture are identified, including media culture, visual communication, screen arts, the development of emotional and value relations of the individual. Based on the existing definitions of this concept, its definition was given, clarifying the significance of visual for art education.

This research is part of a master's thesis, which was defended in 2018 at Kazan Federal University.

Keywords: visual culture; visual study; formation; additional education; youth; art education;

culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.