Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ / CONSERVATIVE LEGAL THINKING / ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНСЕРВАТИЗМА / THE TRANSFORMATION OF CONSERVATISM / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / LIBERAL CONSERVATISM / МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА / MODEL OF GOVERNMENT / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / MODERNIZATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Динаева Зура Дандаевна

В статье рассматриваются вопросы становления либерально-консервативного правопонимания в конце XIX начале XX веков, характеристика консервативных учений известных правоведов данного периода, анализ трансформации либерально-консервативного учения в истории развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation in Russia, liberal-conservative legal thinking in the late 19th and early 20th centuries. History and modernity

The article deals with the formation of the liberal-conservative legal thinking in the late XIX beginning of XX centuries, the characteristic conservative teachings of the famous jurists of the period, analyzing the transformation of the liberal-conservative doctrine in the history of the development of Russian society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ДИНАЕВА Зура Дандаевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Чеченского государственного университета. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы становления либерально-консервативного правопо-нимания в конце XIX начале XX веков, характеристика консервативных учений известных правоведов данного периода, анализ трансформации либерально-консервативного учения в истории развития российского общества.

Abstract: The article deals with the formation of the liberal-conservative legal thinking in the late XIX beginning of XX centuries, the characteristic conservative teachings of the famous jurists of the period, analyzing the transformation of the liberal-conservative doctrine in the history of the development of Russian society.

Ключевые слова: Консервативное правопонимание, трансформация консерватизма, либеральный консерватизм, модели государственного устройства, модернизация общества.

Keywords: Conservative legal thinking, the transformation of conservatism, liberal conservatism, a model of government, modernization of society.

Определенное учение о праве, особый взгляд на его природу, который отражается на правовой политике государства, называется правопониманием.

В данной статье, я хочу проанализировать историю становления и развития либерально-консервативного правопонимания в России в конце XIX - начале XX веков, исследуя трансформацию консерватизма. Поэтому, предметом данной статьи являются правовые идеалы, принципы, ценности и приоритеты, определившие правопонима-ние русских консерваторов в обозначенный период.

С моей точки зрения, недостаточно исследован вопрос о консервативной модели модернизации российского общества, ее мировоззренческих основах и ценностях. Также, отсутствует сопоставление различных направлений консервативной мысли конца XIX - начала XX веков, в едином исследовании. В связи с этим, считаю, что такое исследование представляется весьма актуальным и способствует всестороннему пониманию и раскрытию многих сторон русского консервативного феномена. Нужно констатировать, что в последнее время возрос интерес к консервативным и либеральным теориям дореволюционной России. Это объясняется общественно-политическими изменениями, происходящими в нашей стране, так как в период реформирования государства начинается поиск определенной модели общественного устройства или национальной идеи. В этой связи появляется необходимость изучения общественно - правовых теорий прошлого, чтобы выбрать из этих теорий то рациональное, что отвечало бы реалиям современного российского общества.

В современный период вышел ряд публикаций, освещающих изучение либерально-консервативной теории в научной литературе, работы Гросула В.Я, Шелохаева В.В.,

Беленького И.Л., Зорькина В.Д., Федоровой М.М.[1]

Переиздаются труды крупнейших представителей консервативной мысли - К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, В.П. Мещерского, Л.А. Тихомирова; Б.Н. Чичерина. А также, проводятся научные конференции, публикуются сборники научных трудов, среди которых можно выделить сборник, вышедший в 2001 году под названием «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее»[2].

Хотя, как считает В.В.Шелохаев, в публикациях, посвященных либерально-консервативной концепции, не поднимался вопрос о формировании общественно - политических взглядов ее представителей, либо преобладали эмоциональные оценки в отношении представителей этого течения.[3]

Консерватизм как течение, получил широкое распространение в России в начале XIX века, вобрав в себя элементы западноевропейских либеральных ценностей, поэтому можно сказать, что русский консерватизм продукт всемирной истории. В зависимости от исторических условий он приобретал различные формы от реакционных до либеральных. Можно выделить следующие черты, присущие русскому правовому консерватизму: убеждение в необходимости следования России по собственному пути национального развития; признание незыблемости самодержавной власти в России и возможность ее реформирования; сохранение единой и неделимой Российской империи.

Одним из первых, кто попытался систематизировать типы консерватизма и проследить взаимосвязь этого течения с другими общественно-политическими направлениями был А.Д. Градовский в статье «Что такое консерватизм?». Градовский сделал теоретический вывод, что либерализм и консерватизм не являются противоположными

Теория и история права и государства

направлениями мысли, и, что их основные принципы могут совмещаться в рамках единой теории. Так в истории русской правовой мысли происходит становление либерально-консервативной концепции.

Крупным мыслителем, чьи произведения являются важным источником для изучения либерально-консервативной концепции модернизации России, был К.Д. Кавелин. Излагая позицию своих оппонентов, К.Д. Кавелин стремится аргументированно опровергнуть их доводы, найти компромиссный вариант решения проблемы. В «Записке об освобождении крестьян в России», написанная им в 1855 году, заявлены основные принципы реформирования общества.[4]

Бесспорно, выдающаяся роль в формировании либерально-консервативного правопонимания принадлежит Б.Н.Чичерину.

Чичерин в своей статье «Различные виды либерализма» доказывает, что либерализм и консерватизм могут объединяться в рамках единой модернизационной кон-цепции.[5] « Либеральные меры и сильная власть, — либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, — сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверенность, что во главе государства есть твердая рука и разумная сила»[6] - это лозунг охранительного либерализма по Чичерину.

Чичерин, хотя и являлся представителем классического либерализма, часто причислял себя к консервативному направлению, особенно когда чувствовал необходимость в усилении роли государственной власти в установлении порядка в обществе, в условиях угрозы общественному строю. «Консервативное направление, к которому я принадлежу и которое я считаю самым крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку. Оно равно отдалено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя»[7].

Важнейшим источником по изучению русской консервативной идеологии рубежа XIX - XX вв. являются труды крупнейшего консервативного мыслителя этой эпохи Л.А. Тихомирова. Наиболее значимой его работой стала книга «Монархическая государственность», которая содержит подробнейшее теоретическое обоснование этой фор-

мы правления и способы ее модернизации в новых исторических условиях[8].

Обоснование правовой природы либерального консерватизма в России, одним из первых, дал известный экономист, философ П.Б.Струве. В 1929 году, находясь в эмиграции, он публикует в газете « Россия и славянство» доклад «Б.Н.Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности», где фактически ввел данный термин. В 1933 году, Струве публикует в том же издании статью «Либерализм, демократия, консерватизм и современные движения и течения», Эти две статьи разъясняют феномен либерального консерватизма.

Природу либерального консерватизма, П.Б. Струве характеризовал так: «отвлеченно-формальное понятие консерватизма безжизненно и бесплодно. Идея консервации, или охранения, обычно и естественно прикрепляется к каким-то определенным содержаниям, и притом к содержаниям по преимуществу стародавним, какого к монархии, т.е. построению единственного или одного из факторов верховной власти, как власти единоличной, пожизненной и наследственной; к частной собственности и т.д., и т.д. Либеральный консерватизм может означать, прежде всего, утверждение незыблемых прав лица, т.е. прикрепление идеи консервации, или охранения, к этим правам. Демократический консерватизм есть приурочение той же идеи к началу народовластия».[9]

Нужно отметить что, в период кризисных ситуаций в истории российской государственности происходили трансформации правовых идей, когда либералы и даже социалисты, становились консерваторами, а консерваторы, с учетом требований времени, брали на вооружение либеральные и социалистические идеи. Можно признать, что в известный период истории (как ни парадоксально), консервативную миссию взяли на себя большевики, которые сумели собрать под свои знамена народ. Все три русские революции, произошедшие в России, показали, что ни одна из политических партий, кроме большевистской, не взяла на себя ответственность решения насущных вопросов общества в трудный период истории. Этот период был оценен Н.А. Бердяевым (который никогда не испытывал симпатии к большевикам) писавшим: « Народные массы были дисциплинированы и организованы в стихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическую символику. В этом бесспорная заслуга коммунизма перед русским государством. России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться»[10].

Исследуя, природу развития либерально-консервативного правопонимания, можно сказать, что оно оказы-

вало влияние на развитие общества и трансформировалось в зависимости от потребности общества. Нельзя не согласиться с мнением Б.Н.Чичерина о том, что когда опасности подвергается само государство, а вместе с ним моральные, правовые и духовные ценности, когда в одиночку не справляются либеральные основы, в обществе с в соответствии с «законом силового регулирования власти» усиливается « охранительное» консервативное начало.[11] В настоящее время, в России, начался процесс перехода от либеральных преобразований к консервативным основам. Традиционные консервативные ценности все более востребованы в современном обществе. Следовательно, наблюдается процесс возрождения интереса к исследованию либерально - консервативных концепций прошлых столетий. Ряд современных авторов продолжают изучать и развивать концепцию либерального консерватизма. Хотелось бы отметить работу А.М Руткевича «Что такое консерватизм?», в которой излагается система базовых принципов консервативной мысли, дается консервативное понимание таких социокультурных понятий как традиция, власть, свобода, нравственность и т.д.[12] Э. Абе-

Библиография:

1. Гросул В.Я., Интенберг Б.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф. и др. Руский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.; Шелохаев В.В. Социально-философские корни консерватизма.// Россия в условиях трансформаций. М., 2000, Федорова М.М. Либеральный консерватизм и консервативный либерализм.// От абсолюта свободы к романтике равенства (из истории политической философии) М., 1994, Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX- началаХХ вв. М., 1975.; Его же: Чичерин. М.,1984. и др.

2. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Вып. 1. Воронеж, 2001.

3. Шелохаев В.В. Вопросы истории.1999. № 11-12. С. 70-71.

4. Кавелин К.Д. Записка об освобождении крестьян в России // Собрание сочинений. Т. II. СПб., 1904.

5. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Общественные науки и современность.1993. № 3.

6. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 3. М., 1896. С. 155.

7. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М., 1903. С.30-31.

8. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.

9. Струве П.Б. Либерализм, демократия, консерватизм и современные движения и течения // Россия и славянство, 1933, 01 июня, № 32 (248). С. 1.

10. Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997. С. 361-363.

11. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма.//Общественные науки и современность.1993. № 3.

12. Руткевич A.M. Что такое консерватизм? М.-СПб., 1999.

13. Абелинскас Э. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология. (Опыт обоснования). Екатеринбург, 1999.

14. Пустарнаков В.Ф. Либеральный консерватизм и либерализм в России XIX - начала XX в.: различия и сходства // Либеральный консерватизм: история и современность. М., 2001.

линскас рассматривает проявление консерватизма не только в политике, но и в науке, философии, искусстве.[13] В.Ф.Пустарнаков проводит различие между обыденным консерватизмом, который обусловлен массовым сознанием, поведением, стремлением сохранить свой жизненный уклад, и консерватизмом как формой общественного мировоззрения, научной мысли.[14]

В заключении хотелось бы сказать, что представители либерал - консерватизма конца XIX - начала XX века, выдвигая свои идеи, способствовали становлению правовых институтов в государстве, развитию правопонимания. Эта теория предусматривала создание в России развитого социально защищенного общества. Представители либерально - консервативного направления понимали необходимость соотнесения преобразований в государстве с уровнем развития общества, чтобы реформирование происходило с учетом особой ментальности российского народа. Только, сложившаяся историческая обстановка в стране, отодвинула эти идеи на долгий срок, чтобы в период реформирования новой российской государственности, они вновь стали востребованными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.