УДК 340.1; 321.01
Динаева Зура Дандаевна
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Чеченского государственного университета [email protected]
Генезис либерального
КОНСЕРВАТИЗМА В РОССИИ. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Zura D. Dinayeva
Senior teacher of chair of the theory and history of state and law of the Chechen state university [email protected]
The genesis of liberal
CONSERVATISM IN RUSSIA. HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS
Аннотация. Государственно - правовое развитие является отражением противостояния различных теорий и моделей и попыток их реализации. В статье анализируется влияние либеральных и консервативных теорий конца XIX-начала XX века на политико-правовые институты, а также формирование и развитие либерального консерватизма в России. Проведение реформ в государстве предполагает и сравнение определенных теоретических моделей, чтобы изучить их отрицательные и положительные моменты. На современном этапе мы уже можем дать оценку реализации той или иной идеологической концепции и сделать определенные выводы. Самыми заметными политическими теориями за последние два столетия были консерватизм, либерализм и социализм. Изучение теоретического наследия в области государственного строительства - это изучение пути от прошлого к будущему государству.
Ключевые слова: либерализм; консерватизм; модели государственного устройства; либеральные ценности; политико - правовые идеи.
Annotation. State - legal development is a reflection of the confrontation of various theories and models and attempts to implement them. The article analyzes the influence of liberal and conservative theories of the late XlX-early XX century on the political and legal institutions, as well as the formation and development of liberal conservatism in Russia. Reforms in the state and involves the comparison of certain theoretical models to examine their negative and positive aspects. At the present stage we can already assess the implementation of one or another ideological concept and to make certain conclusions. The most notable political theories over the last two centuries were conservatism, liberalism and socialism. The theoretical heritage in the field of state-building is the study of the way from the past to the future state.
Keywords: liberalism; conservatism; model of government; liberal values; political and legal ideas.
В основе любых государственно - правовых преобразований лежат определенные идеи. Проведение реформ в государстве предполагает и сравнение определенных теоретических моделей, чтобы изучить их отрицательные и положительные моменты. На современном этапе мы уже можем дать оценку реализации той или иной идеологической концепции и сделать определенные выводы. Самыми заметными политическими теориями за последние два столетия были консерватизм, либерализм и социализм. В дооктябрьский период истории России консерваторы вечно критиковали либералов и, наоборот, до тех пор, пока большевики не скинули их с политической арены и за короткий исторический период смогли построить современное индустриальное общество. В 90-е годы XX века под лозунгом борьбы с привилегиями партийной номенклатуры, пришли либералы и отбросили страну далеко назад. На этом фоне консерватизм опять более востребован.
В идеале, было бы хорошо исследовать теории государственного устройства до реформ. Сего-
дня, по нашему мнению, необходимо исследование неизвестных страниц идей и конструкций государственного строительства, чтобы выбрать из этих теорий все, что отвечает нашим российским интересам. Консервативная и либеральная теории дореволюционной России на современном этапе широко изучается социологами, историками, философами и, к сожалению, очень мало юристами. Это непростительно, так как и либерализм, и консерватизм разрабатывали юристы в дореволюционной общественной мысли. По нашему мнению, изучение влияния консервативных и либеральных идей на политикоправовые институты обогащает теорию государства и права, прежде всего, в понимании сущности государства и права.
В свете распространенного не только в России, но и во многих европейских странах убеждения о крахе классических либеральных ценностей неизбежно встает вопрос о дальнейшем политическом, экономическом, социальном и культурном развитии той или иной страны. В этой связи
151
в общественном сознании все больше крепнет мысль о необходимости «консервации» той стабильности, которая ассоциируется с политикой государственных властей, все более отдаляющихся от либеральных основ. Общество всякий раз прибегает к консервативной теории, когда устает от бесконечных перемен и хочет предсказуемости и стабильности. При этом общество, в том числе и российское, не готово полностью отказаться от тех либеральных завоеваний, которые стали смыслом развития страны после краха СССР. Невозможно не заметить, что сегодня власть в России ищет ту юридическую модель, которая позволила бы сочетать эти два, казалось бы, противоречивых вектора развития.
При всех кажущихся «противоречиях» такая «либерально-консервативная политика - единственный реалистичный курс для современной России. Она позволяет решить все задачи развития, стоящие перед страной, и выработать привлекательную для международного сообщества внешнеполитическую программу» [1, с. 12]. Историко-правовой анализ такой предполагаемой модели показывает, что идея на самом деле не нова. В российской правовой мысли идеи либерального преобразования государства были наиболее популярны в начале XX века. Особенно отчетливо эти идеи выражены в русском «неолиберализме» конца XIX -начала XX века, одним из ярчайших представителей которого являлись С.А. Котляревский, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, П.Н. Милюков и другие. Попытку воплощения в жизнь либеральноконсервативной программы в России, ряд специалистов видят в известных реформах П.А. Столыпина [2, с. 43].
Предтечей концепции либерального консерватизма принято считать известного юриста Б». Чичерина. Историческую позицию Чичерина можно изобразить так: поскольку он верил в реформаторскую роль власти, то в эпоху реформ (60-е года XlX века), Чичерин выступал как либеральный консерватор, борясь с крайностями либерализма и радикализма. Попытку научного осмысления правовой природы либерального консерватизма в России, одним из первых предпринял известный экономист, философ, историк, член партии «Народной свободы» (конституционных демократов) П.Б.Струве. В 1929 году, находясь в эмиграции, он публикует в газете « Россия и славянство» доклад «Б.Н. Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности», где фактически вводит данный термин в публицистический оборот. В 1933 году, Струве публикует в том же издании статью «Либерализм, демократия, консерватизм и современные движения и течения», Эти две статьи дали толчок к осмыслению феномена либерального консерватизма.
Рассуждая о природе либерального консерватизма, П.Б. Струве писал, что «отвлеченноформальное понятие консерватизма безжизненно и бесплодно. Либеральный консерватизм может означать, прежде всего, утверждение незыблемых прав лица, т.е. прикрепление идеи консервации, или охранения, к этим правам. Демократический консерватизм есть приурочение
той же идеи к началу народовластия» [3, с. 1]. По мнению Струве, поступательное движение либеральных и консервативных начал навстречу друг другу было прервано социалистическим экспериментом в России, который был воплощен в результате Октябрьского переворота в 1917 году. Однако именно социализм, с другой стороны, доведя до абсурда идеи свободы и народоправства и извратив их, заставил понять подлинный пафос консерватизма и его подлинное содержание, каким по мысли Струве, являются «...государственность как утверждение всенародного единства, или соборной личности народа, и против классовых поползновений, и против безоглядных притязаний личности, т.е. против чрезмерностей коллективизма и против крайностей индивидуализма. Консерватизм в этом понимании получает - рядом с либерализмом -какое-то особое и весьма широкое значение и обоснование. В какой-то точке либерализм и консерватизм, конечно, сходятся, ибо, как без свободы лица невозможна крепость современного государства, так без крепости государства, как всенародного единства, невозможна свобода лица» [3, с. 1].
По признанию самого политика, впервые он выдвинул термин «либеральный консерватизм» в еще в 1920-е годы, когда пытался обозначить свое политическое умонастроение в эмигрантской среде. Однако еще во второй половине XIX века известный идеолог консерватизма князь
В.П. Мещерский писал в своих «Речах консерватора», что «либерализм должен иметь место в нашей жизни, и большое место, но не менее большое место должен иметь и консерватизм. Либерализм один царствовать не может даже в республиках» [4, с. 52].
Единомышленник и сторонник Струве С.Л. Франк полагал, что русский либерализм «...был проникнут чистосозерцательными мотивами и чуждался положительной государственной деятельности: его господствующим настроением было будирование, во имя отвлеченных нравственных начал, против власти и существующего порядка управления, вне живого сознания трагической трудности и ответственности всякой власти». [5, с. 313] С другой стороны, СЛ. Франк со скептицизмом отзывался о чистом консерватизме, который « ... официально опирался и отвлеченно мечтал опереться на определенную религиозную веру и национально-политическую идеологию» и тем самым «... обесплодил себя своим фактическим неверием в живую силу духовного творчества и недоверием к ней». [5, с. 314]
Следует отметить, что либерально-консервативные теории вызревали не только в среде классических либералов, которые после катастрофы 1917 года резко перешли на консервативные позиции (П.Б. Струве, В.А. Маклаков, СЛ. Франк, АЛ. Тыркова-Вильямс), но и в традиционно консервативной, более того, монархической среде. [6, с. 59] Идеологическая перестройка монархизма демонстрировалась в проектах как «даосических» либералов, так и «даосических» консерваторов. Консерваторы, выступая идеалы самодержавия, не исключали
152
возможности присутствия в государственном аппарате представительных органов. Но они упорно сопротивлялись копированию западных политических институтов.
Все вышеуказанные теоретические конструкции в той или иной степени апробировались на политической арене и не выдержали испытания исторического развития государства.
Проводником либеральной идеологии выступала партия кадетов. Ее представители предлагали различные проекты государственного устройства России: от конституционной монархии до республики. С. А. Котляревский, В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокош-кин - это виднейшие теоретики российского конституционализма начала XX века, которые внесли огромный вклад в историю правовых учений, являлись представителями партии конституционных демократов [7, с. 124]. В либеральных проектах государственного устройства представителей партии кадетов господствовала идея построения идеального социального государства, которое способствовало бы удовлетворению постоянно меняющихся общественных потребностей. Современное российское государство даже сейчас ставит себе цель стать социальным, а эти проекты предлагались либералами в начале XX века. Идея ведущей роли государства в экономике являлась системообразующим элементом идеологии русского либерализма [8, с. 105]. Условием экономического роста либералы, как и прежде, рассматривали хозяйственную свободу, ее спутником - «плановое хо-
Литература:
1. Быков П. Перспективы либерального консерватизма в России // Эксперт. 2007. № 13 (554).
С. 12-19.
2. Корелин АЛ. Политическая программа П.А. Столыпина: Либерально-консервативный синтез // Либеральный консерватизм: История и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 25-26 мая 2000 г. С. 43-51.
3. Струве П.Б. Либерализм, демократия, консерватизм и современные движения и течения // Россия и славянство.1933. № 32 (248). С. 1-11.
4. Мещерский ВЛ. Нечто о консерватизме у России // Родина. 1993. № 5-6. С. 52-57.
5. Франк СЛ. De Profundis. Сборник статей о русской революции. М. : Изд-во Правда. 1991. 419 с.
6. Репников АЛ. Консервативная концепция российской государственности. М. : МПУ «Сиг-налЪ», 1999. 172 с.
7. Павлов Д.Б. Либеральное движение в России. 1902-1905 гг. М. : РОССПЭН, 2001. 648 с.
8. Шелохаев ВЛ. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуа-зии1907-1914 гг. М. : Наука,1991. 201 с.
зяйство» с полной независимостью хозяйственных органов.
В решении национальных и конфессиональных вопросов либеральная идеология наиболее тесно сблизилась с консервативной. Они выступали за национальную автономию в отношении всех бывших российских национальных образований. Консерваторы и либералы расходились в вопросах о форме государственного устройства. Первые выступали за унитарное государство, а вторые делились на две части: большая часть либералов выступала за федеративную республику с широкими правами национальной автономии, другая часть («правое» крыло либералов) отстаивала принцип единства и целостности России. Кстати, спор о форме государственного устройства России, возникает периодически и в наше время.
В заключение хотелось бы отметить, что, конечно, основу либерально- консервативных течений заложили реформы 60-70-х годов XIX века и последовавшие за ними «контрреформы», когда общество искало ответы на острые вопросы дальнейшего развития страны. Такие острые вопросы развития государственного строительства стоят и в современном обществе, потому что реформирование современной России не завершено и изучение теоретического наследия о государственном устройстве, мне кажется актуальным и необходимым.
Literature:
1. Bykov P. Prospects of liberal conservatism in Russia // the Expert. 2007. No. 13 (554). P. 12-19.
2. Karelin A.P. Political program P. A. Stolypin: the liberal-conservative synthesis // Liberal conservatism: History and modernity. Materials of all-Russian scientific-practical conference. Rostov-on-don. may 25-26, 2000. P. 43-51.
3. Struve P.B. Liberalism, democracy, conservatism and contemporary movements and trends // Russia and Slavdom.1933. № 32 (248). P. 1-11.
4. Meshchersky B.P. Something about conservatism in Russia // the Motherland. 1993. № 5-6. P. 52-57.
5. Frank S.L. De Profundis. A collection of articles about the Russian revolution. M. : Publishing house of Truth, 1991. 419 p.
6. Repnikov A.V. Conservative concept of the Russian statehood. M. : IPA «Signal», 1999. 172 p.
7. Pavlov D.B. Liberal movement in Russia. 19021905. M. : ROSSPEN, 2001. 648 p.
8. Salagaev V.V. Ideology and political organization of the Russian liberal bourgeoisie 1907-1914. M. : Science,1991. 201 p.
153