Научная статья на тему 'ИДЕИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ В ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВВ. НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТ Б.Н. ЧИЧЕРИНА'

ИДЕИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ В ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВВ. НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТ Б.Н. ЧИЧЕРИНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / LIBERAL CONSERVATISM / МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА / STATE MODEL / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / MODERNIZATION OF SOCIETY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIBERAL VALUES / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / FORMATION OF CIVIL SOCIETY / SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Динаева Зура Дандаевна

В статье рассматриваются идеи модернизации российского общества, выдвинутые в конце XIX начале XX вв. представителями либерально-консервативного учения, в частности на основе анализа работ выдающегося юриста и государственного деятеля Б.Н. Чичерина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Idea of modernization of Russia in the liberal-conservative thought late XIX and early XX centuries based on the analysis of the works of B.N. Chicherin

The article considers the idea of modernization of the Russian society, put forward in the late XIX beginning of XX centuries, the liberal - conservative doctrine, in particular on the basis of analysis of the works of the outstanding statesman and lawyer BN Chicherin.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ В ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВВ. НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТ Б.Н. ЧИЧЕРИНА»

ИДЕИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ В ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВВ. НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

ДИНАЕВА Зура Дандаевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Чеченского государственного университета. E-mail:dinaeva-zura@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются идеи модернизации российского общества, выдвинутые в конце XIX начале XX вв. представителями либерально-консервативного учения, в частности на основе анализа работ выдающегося юриста и государственного деятеля Б.Н. Чичерина.

The article considers the idea of modernization of the Russian society, put forward in the late XIX beginning of XX centuries, the liberal - conservative doctrine , in particular on the basis of analysis of the works of the outstanding statesman and lawyer BN Chicherin.

Ключевые слова: либеральный консерватизм; модели государственного устройства; модернизация общества; социально-экономические преобразования; либеральные ценности; формирование гражданского общества.

Liberal conservatism; state model; modernization of society; social and economic reforms; liberal values; the formation of civil society.

На сегодняшний день важной политической и научной задачей является поиск оптимальной концепции для модернизации российского общества. Для этого необходим анализ правовых теорий прошлого, в которых предлагались модели государственно-экономического устройства нашей страны. Нужно сказать, что феномен либерально-консервативной теории, в этом плане, мало исследован. Как справедливо заметил В.В. Шелохаев, в немногочисленных публикациях, посвященных либерально-консервативной концепции, вопрос о формировании общественно-политических взглядов ее представителей либо не поднимался, либо преобладали эмоциональные оценки в отношении

1

представителей этого течения.

В условиях, когда не прекращается поиск примирения между традициями и инновациями, общемировыми ценностями и самобытностью, изучение концепции либерал - консерваторов прошлого, в которой была предпринята попытка соединить эти явления, как никогда актуально и современно.

В современной России происходит реформирование системы политических и экономических отношений, складывание новой социальной структуры, формируется новый тип индивида, личности. Все эти изменения неизбежно приводят к возникновению конфликта между традиционными ценностями и новыми общественными процессами, который прояв-

1 Шелохаев В.В. Вопросы истории.1999. № 11-12. С. 70-71.

ляется в противостоянии власти и общества, либо различных социальных групп.

Сегодня, как во многих европейских странах, так и в России распространено мнение о крахе классических либеральных ценностей и как следствие, встает вопрос о том каким будет дальнейшее политическое, экономическое, социальное и культурное развитии той или иной страны. Однако поиск альтернативных путей формирования национальной модели убедительно свидетельствует о невозможности полного отказа от либеральных основ построения общества. Политологи, историки, социологи, правоведы все больше склоняются не столько к отказу от либеральной модели общественного устройства, сколько к некой корректировке либерального курса. В обществе все большее распространение получает мысль о необходимости сохранения или консервации общественной стабильности, которая соотносится с политикой государственных властей, которая все более отдаляется от либеральных основ. Мы неоднократно могли наблюдать, как общество всякий раз возвращается к консервативным идеям, уставшее от бесконечных перемен. Конечно, российское общество, не готово полностью отказаться от тех либеральных преобразований, которые дали толчок развития страны после распада СССР. В настоящее время в России продолжается поиск юридической модели, которая позволила бы сочетать либеральные начала с консервативными традициями. Россия вступает в новый этап мо-

дернизации. В стране начался процесс перехода от либеральных преобразований к консервативным основам. Традиционные консервативные ценности все более востребованы в современном обществе.

Как справедливо отмечено у П. Быкова, при всех кажущихся «противоречиях» эта «либерально-консервативная политика - единственный реалистичный курс для современной России. Она позволяет решить все задачи развития, стоящие перед страной, и выработать привлекательную для международного сообщества внешнеполитическую программу»1. В этих условиях возрастает интерес к опыту российских либерал - консерваторов конца XIX начала XX вв., к разработанным им концепциям, научный анализ которых может помочь в разработке современных идей модернизации российского общества.

Многие общественные деятели и юристы прошлых веков осознавали невозможность развития страны по западному пути, и в результате возникла идея консервативной модернизации общества, представлявшая не столько сохранение прошлого в неизменном виде, сколько поиск своего особого пути исторического развития. Время оформления либерально-консервативной концепции в России это вторая половина XIX в. Именно в период проведения буржуазно-демократических реформ в стране ускорились модернизационные процессы, и все больше возрастала угроза ограничения самодержавия.

Возросший интерес к изучению либерально-консервативной мысли объясняется как исследовательским интересом, так и происходящими политическими изменениями в нашей стране.

В последние годы вышел ряд публикаций, освещающих изучение либерально-консервативной теории в научной литературе, работы В.Я. Гросула, В.В. Шелохаева, И.Л. Беленького, В.Д. Зорькина, М.М. Федоровой.2

Модели государственного и экономического преобразования российского общества представлены в трудах общественных деятелей и юристов XIX-начала XX вв.: Б.Н. Чичерина, К.Д. Кавелина, С.А. Кот-

1 Быков П. Перспективы либерального консерватизма в России // Эксперт. 2007. № 13(554). С. 12.

2 Гросул В.Я., Интенберг Б.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф. и др. Руский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000; Шелохаев В.В. Социально-философские корни консерватизма // Россия в условиях трансформаций. М., 2000; Федорова М.М. Либеральный консерватизм и консервативный либерализм // От абсолюта свободы к романтике равенства (из истории политической философии) М., 1994; Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX - началаXX вв. М., 1975; Он же. Чичерин. М., 1984 и др.

ляревского, В.А. Маклакова, П.Б. Струве, В.М. Гессе-на и др.

В своей статье, мы хотели бы рассмотреть проекты модернизации российского общества в конце XIX начала XX вв., на основе анализа концепции либерал - консерватизма.

Одним из крупнейших представителей либерально-консервативной мысли России, в рассматриваемый период, являлся Б.Н. Чичерин. В своих фундаментальных трудах - «История политических учений» (1869-1902 гг.), «О народном представительстве» (1866 г.), «Курс государственной науки» (18941898 гг.), «Собственность и государство» (1881-1883 гг.), «Философия права» (1900 г.) и др. Чичерин сформулировал основные положения модели государственного устройства России. Его публикации: «О крепостном состоянии», «Об аристократии», «Современные задачи русской жизни» и другие, содержат оригинальную концепцию ликвидации крепостного права и модернизации российского общества.3

В сборнике « Несколько современных вопросов», вышедшем в 1862 г., Чичерин раскрывает свое видение государственных реформ, которые неизбежно должны были произойти, вслед за отменой крепостного права. Здесь же он заявляет свою позицию, как сторонник постепенных эволюционных преобразований, полемизируя со сторонниками радикальных реформ. Основная идея концепции, разработанной Чичериным - это важнейшая роль государства в российской истории. В идеале это правовое государство. Он считал, что существование идеального государства невозможно без его взаимодействия с гражданским обществом. Он говорил, что само государство это не только система учреждений. «Это союз свободных лиц. Свободное лицо не может быть только единицей, занимающей указанное ей место. Оно, само цель и абсолютное начало своих действий. Таковым оно остается в государстве»4. По мнению Чичерина, если такого права свободному лицу государством не предоставлено, то свобода исчезнет. «Излишняя регламентация со стороны государства и вмешательство его во все дела, - подчеркивал он, -могут действовать вредно. Но это доказывает только необходимость, рядом с деятельностью государства, предоставить, возможно, широкий простор и личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармо-

3 Голоса из России. Вып. 1. П.М., 1974.

4 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 2. М.: Тип. Мар-тыновой, 1883. С. 201.

ничном соглашении обоих элементов, а не пожертвовании одним в пользу другого».1 Так, выступая категорически против социалистического типа государства, Чичерин выдвигал либеральные идеи развития гражданского общества и построения правового государства в конце XIX в. Эти идеи являются приоритетными и в современном обществе.

Разработанная Чичериным теория «либерального консерватизма» является стратегией социально-политической модернизации России, которая, по его мнению, позволит избежать с одной стороны, революционных потрясений, с другой стороны, полной деградации существующего монархического строя. «Консервативное начало, к которому я принадлежу и которое я считаю самым крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку. Оно равно отделено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей».2

Чичерин в своей статье «Различные виды либерализма» доказывает, что либерализм и консерватизм могут объединяться в рамках единой мо-дернизационной концепции.3 Его теория «охранительного» либерализма была наиболее перспективной моделью для государственного устройства того времени, при ее удачном внедрении. « Либеральные меры и сильная власть, - либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, - сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверенность, что во главе

4

государства есть твердая рука и разумная сила» -это лозунг охранительного либерализма по Чичерину. Согласно концепции Чичерина, сущность охранительного либерализма в примирении начала свободы, с началом власти и закона. Это положение можно отнести, в идеале, и к сущности правового государства. Но, попытки Чичерина внедрить в общественное сознание того времени концепцию правового государства, оказались безуспешными, так как пра-

1 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 2. М.: Тип. Мар-тыновой, 1883. С. 271.

2 Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М., 1903. С. 30-31.

3 Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Общественные науки и современность. 1993. № 3.

4 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 3. М., 1896. С. 155.

вящие режимы всегда политическую волю ставили выше нравственности и права.

Особого внимания заслуживает, детально разработанное Чичериным, учение о свободе, в котором прослеживается взаимосвязь права и нравственности. Он говорит, что сущность человека в свободе, но так как человек существо общественное, то только в обществе он может развивать свои силы и способности. Право, по мнению Чичерина, есть взаимное ограничение свободы под общим законом, тогда главная проблема общественной жизни соотношение между свободой и законом, или между личностью и обществом. В своей концепции он предлагает модель такого общества, где соединяются духовные основы свободной личности и общественные взаимодействия, определяемые правом. Можно сказать, что Чичерин создал проект идеального будущего, которого не достигло даже современное общество. Он предупреждал, что стремление упрочить свободу в обществе, одна из самых трудных задач. Чичерин говорил о том, кто хочет быть служителем свободы, «тот должен знать, в чем состоит ее сущность, откуда она истекает, каковы ее требования и условия, каким образом она сочетается с другими вечными началами общественной жизни.... Как все органическое, она составляет плод долговременного и многотрудного внутреннего процесса»5.

Особого внимания заслуживает определение свободы Чичериным, как экономического начала, источника экономических отношений. Он говорит, что анализируя развитие общественного производства, он делает вывод, что «никогда принуждение не может заменить той внутренней энергии, которая проистекает в свободной самодеятельности»6. Он считал, что труд, индивидуален в той мере, в какой свободен. С экономической точки зрения, также как и с юридической, свобода и собственность связаны друг с другом. В возможности свободно распоряжаться своим имуществом заключается собственность. Цель производства достигается удовлетворением потребностей. В полемике с социалистами, он доказывал, что объединение людей в процессе производства на принудительной основе - это рабство, а на добровольной основе - свобода «Труд есть не только экономическое, но и нравственное начало»7 говорил он. Чичерин утвер-

5 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 1. М.: Тип. Мар-тыновой, 1882. С. 7.

6 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 2. М.: Тип. Мар-тыновой, 1883. С. 271.

7 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 2. М.: Тип. Мар-тыновой, 1883. С. 276.

ждал, что право собственности, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом.

Выступая против уравнения имущественного положения граждан, Чичерин говорил, что если формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Свобода, утверждал Чичерин, необходимо ведет к неравенству состояний. Уничтожить неравенство, замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека в орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства. Исторические примеры такого равенства, мы можем наблюдать в недавнем прошлом советского государства. Чичерин был противником социалистической модели государства, прежде всего из-за отношения социалистов к частной собственности. Пожалуй, только в работах Чичерина так настойчиво выдвигается идея взаимосвязи свободы экономической со свободой политической. По мысли Чичерина, только общество свободных собственников способно вывести страну из экономического кризиса и создать действительно свободное политическое общество.

Чичериным был разработан русский вариант движения к правовому государству, который учитывал социально-политическую обстановку России конца XIX в. и национальные традиции русского общества, но ход истории пошел по другому пути, поэтому идеи модернизации России, предложенные Чичериным остались теоретическим наследием, хо-

тя имели шансы быть воплощенными при другой исторической обстановке.

Предложенная Чичериным и другими представителями либерал - консерватизма, концепция модернизации страны, предусматривала создания в стране развитого социально защищенного общества. Они стремились разработать концепцию постепенного и безболезненного проведения реформ в стране, так называемый «прогресс без разрушений», для этого предлагалось совершенствовать существующие институты и отношения. В своей концепции модернизации России, представители либерально-консервативного направления, понимали необходимость соотнесения преобразований с уровнем развития общества, чтобы реформирование происходило с учетом особой ментальности русского народа. Как показывает история, копированный опыт демократических преобразований западных стран, на российской почве плохо приживается. Свою конечную цель модернизации страны либеральные консерваторы видели в необходимости установления в России начала XX в., конституционного строя и развития гражданско-правовых отношений. Либерал - консерваторы считали, что условием реализации такой цели должно было стать формирование широкого класса свободных собственников.

Изучая идеи Чичерина и других представителей либерально-консервативного направления, я пришла к заключению, что эти идеи современны и сейчас и могут быть взяты на вооружение при разработке концепций по модернизации российского общества и выходу страны, из периодически возникающих экономических и политических кризисов.

Все модели такой модернизации можно найти в трудах выдающегося юриста и государственного деятеля Б.Н. Чичерина и других представителей либерал - консерватизма России прошлых столетий и вполне возможно их применение с учетом современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.