Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
85
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / история / историческое сознание / историческая память / историческое просвещение / государственная политика / воспитание / патриотизм / патриотическое воспитание / социализация / идентичность / национальная идентичность / общегражданская идентичность. / youth / history / historical consciousness / historical memory / historical enlightenment / public policy / education / patriotism / patriotic education / socialization / identity / national identity / civil identity.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Касьянов В. В., Самыгин П. С., Чупрынников С. А.

В статье анализируются проблемы и перспективы формирования уважение к отечественной истории в молодежной среде современного российского общества. Авторы отмечают, что формирование в сознании молодежи уважения к истории России выступает в настоящее время в качестве одной из важнейших задач государственной политики, что нашло отражение в новейшем Указе Президента РФ от 08.05.2024 г. «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». В условиях существования различных рисков и угроз возникает объективная необходимость в разработке и практической реализации деятельности, предусматривающей развитие исторического образования и просвещение современной российской молодежи. В работе подчеркивается, что системная работа, направленная на историческое просвещение населения в целом и молодежи как наиболее активной части общества в частности, приобретает важное значение для страны, является условием прогрессивного и поступательного развития общества и государства. В соответствии с выводами, сделанными авторами статьи, в рамках реализации государственной политики по формированию исторического сознания и исторической памяти современной российской молодежи, следует учитывать то обстоятельство, что исторические знания приобретаются молодыми людьми из различных источников, включающих наряду с занятиями по истории и соответствующими учебными пособиями также различные Интернет-ресурсы, в том числе социальные сети, кинематограф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Касьянов В. В., Самыгин П. С., Чупрынников С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESPECT FOR NATIONAL HISTORY AMONG YOUNG PEOPLE: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article analyzes the problems and prospects of the formation of respect for national history in the youth environment of modern Russian society. The authors note that the formation of respect for the history of Russia in the minds of young people is currently one of the most important tasks of state policy, which is reflected in the latest Decree of the President of the Russian Federation dated 05.08.2024 "On the approval of the Foundations of the State policy of the Russian Federation in the field of historical education." In the context of the existence of various risks and threats, there is an objective need for the development and practical implementation of activities providing for the development of historical education and the enlightenment of modern Russian youth. The work emphasizes that systematic work aimed at historical education of the population in general and youth as the most active part of society in particular, is becoming important for the country, is a condition for the progressive and progressive development of society and the state. In accordance with the conclusions made by the authors of the article, as part of the implementation of the state policy on the formation of historical consciousness and historical memory of modern Russian youth, it should be taken into account that historical knowledge is acquired by young people from various sources, including, along with history classes and relevant textbooks, various Internet resources, including social ones networks, cinema.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2713-1742-2024-2-6 УДК 94

© ®

Attribution

сс by

ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Касьянов В.В.1, Самыгин П.С.2, Чупрынников С.А.3

1 Кубанский государственный университет, 2Ростовский государственный экономический университет, 3Кубанский государственный технологический университет

3

Аннотация. В статье анализируются проблемы и перспективы формирования уважение к отечественной истории в молодежной среде современного российского общества. Авторы отмечают, что формирование в сознании молодежи уважения к истории России выступает в настоящее время в качестве одной из важнейших задач государственной политики, что нашло отражение в новейшем Указе Президента РФ от 08.05.2024 г. «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». В условиях существования различных рисков и угроз возникает объективная необходимость в разработке и практической реализации деятельности, предусматривающей развитие исторического образования и просвещение современной российской молодежи. В работе подчеркивается, что системная работа, направленная на историческое просвещение населения в целом и молодежи как наиболее активной части общества, в частности, приобретает важное значение для страны, является условием прогрессивного и поступательного развития общества и государства. В соответствии с выводами, сделанными авторами статьи в рамках реализации государственной политики по формированию исторического сознания и исторической памяти современной российской молодежи, следует учитывать то обстоятельство, что исторические знания приобретаются молодыми людьми из различных источников, включающих наряду с занятиями по истории и соответствующими учебными пособиями также различные интернет-ресурсы, в том числе социальные сети, кинематограф.

Ключевые слова: молодежь, история, историческое сознание, историческая память, историческое просвещение, государственная политика, воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, социализация, идентичность, национальная идентичность, общегражданская идентичность.

FORMATION OF RESPECT FOR NATIONAL HISTORY AMONG YOUNG PEOPLE: PROBLEMS AND PROSPECTS

Valéry V. Kasyanov1, Petr S. Samygin2, Sergey A. Chuprynnikov3

1Kuban State University, 2Rostov State Economic University, 3Kuban State Technological University

Abstract. The article analyzes the problems and prospects of the formation of respect for national history in the youth environment of modern Russian society. The authors note that the formation of respect for the history of Russia in the minds of young people is currently one of the most important tasks of state policy, which is reflected in the latest Decree of the President of the Russian Federation dated 05.08.2024 «On the approval of the Foundations of the State policy of the Russian Federation in the field of historical education». In the context of the existence of various risks and threats, there is an objective need for the development and practical implementation of activities providing for the development of historical education and the enlightenment of modern Russian youth. The work emphasizes that systematic work aimed at historical education of the population in general and youth as the most active part of society in particular, is becoming important for the country, is a condition for the progressive and progressive development of society and the state. In accordance with the conclusions made by the authors of the article, as part of the implementation of the state policy on the formation of historical consciousness and historical memory of modern Russian youth, it should be taken into account that historical knowledge is acquired by young people from various sources, including, along with his© Касьянов В.В., Самыгин П.С., Чупрынников С.А.

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Серия: Исторические. Культурология. Политические науки. 2024. № 2 (июнь)

_— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

tory classes and relevant textbooks, various Internet resources, including social ones networks, cinema.

Keywords: youth, history, historical consciousness, historical memory, historical enlightenment, public policy, education, patriotism, patriotic education, socialization, identity, national identity, civil identity.

Введение. Формирование уважения к отечественной истории в среде современной российской молодежи выступает в настоящее время в качестве одной из важнейших задач государственной политики. Как следует из содержания новейшего Указа Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», историческое знание и образование, которые являются основой для исторического просвещения, приобретают особую значимость для нашей страны в контексте современных угроз и вызов. Речь идет, в частности, о росте международной напряженности и кризисе национальной идентичности, которая происходит вследствие уничтожения исторической памяти, распространения неонацистских и других негативных идеологий и практик.

К конкретным рискам и угрозам национальной идентичности относятся, соответственно, недружественные действия, предпринимаемые элитами зарубежных государств с целью подвергнуть отрицанию или, как минимум, преуменьшить вклад нашей страны в развитие мировой цивилизации, исказить историческую правду о наиболее значительных событиях российской истории, деятельности ключевых исторических деятелей, деформировать историческую память, сформировав в ней, преимущественно, негативное отношение к прошлому России, основным периодам ее истории, и распространив ложные, недостоверные представления о российской государственности. В настоящее время, так называемый, коллективный Запад фактически использует фальсификацию истории с целью одержать победу над Россией в информационной войне, целью которой является «разрушение целостности российского общества и государства» [1].

В условиях существования рассматриваемых рисков и угроз возникает объективная необходимость в разработке и практической реализации деятельности, направленной на развитие исторического образования и просвещение, формирование уважения к отечественной истории в среде современной российской молодежи. Системная работа, направленная на историческое просвещение населения, в целом, и молодежи как наиболее активной части общества, в частности, приобретает важное значение для страны, является условием прогрессивного и поступательного развития общества и государства.

Необходимо отметить, что задача, связанная с историческим просвещением, формированием уважительного отношения к прошлому своей страны, была сформулирована задолго до вы-

шеуказанного Указа Президента РФ «Об историческом просвещении». Так, в соответствии с принятой 12 декабря 2012 г. «Стратегией государственной национальной политики до 2025 года», одной из основополагающих целей рассматриваемой политики является формирование у детей и молодежи «гражданской идентичности, патриотизма, а также чувства гордости за историю России» [2].

Формирование в сознании представителей российской молодежи уважения к отечественной истории в комплексе с воспитанием гражданственности и патриотизма также выделено в качестве основного направления реализации молодежной политики в нашей стране, что следует из содержания федерального закона от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации» [3].

Данные обстоятельства определяют актуальность темы настоящей статьи, посвященной анализу политики, направленной на формирование уважения отечественной молодежи к российской истории, выявлению основных проблем, возникающих в рамках осуществления указанной политики, и перспектив ее реализации.

Обсуждение. Анализ содержания нормативно-правовых актов, посвященных политике в области исторического просвещения, исторического знания и образования, свидетельствует о том, что российским государством в настоящее время ставится задача, связанная с углублением и расширением существующих исторических знаний, формированием уважения и любви к отечественной истории.

По справедливому замечанию М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, «самосознание любого общества начинается с его истории». Те исторические события в прошлом конкретной страны, которые являются символически значимыми для ее населения, фактически формирует то, что указанные авторы называют «смысловой основой национальной и гражданской идентичности».

С точки зрения М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, так называемое, историческое сознание подвержено воздействию перемен повседневного характера, которые происходят в конкретном обществе на определенном этапе его развития [4, с. 77-78].

По мнению других отечественных исследователей исторического сознания молодежи, А.А. Акимовой и О.И. Казакбиевой, представления молодых поколений россиян, касающиеся отдельных периодов отечественной истории, формируются под воздействием достаточно субъективных факторов, включающих собствен© Касьянов В.В., Самыгин П.С., Чупрынников С.А.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ную удовлетворенность существующими условиями жизнедеятельности, «ощущениями комфорта или дискомфорта» [5, с. 86].

В рамках выявления характера отношения молодежи к истории России целесообразно обратиться к результатам соответствующих социологических исследований, посвященных историческому сознанию и исторической памяти представителей отечественной молодежи.

Анализ эмпирических данных, полученных крупнейшими отечественными социологическими центрами, позволяет выявить определенные противоречия в историческом сознании молодежи и отношении ее представителей к отечественной истории, ее ключевым событиям и персонажам. Так, с одной стороны, российская молодежь, как свидетельствуют материалы опросов, испытывает определенную гордость за историю своей страны (в той или иной степени гордятся своей историей 86% россиян), что является важным с точки зрения патриотического воспитания. Однако, с другой стороны, те же опросы показывают, что история России не вызывает большого интереса у молодых россиян, причем интерес к истории у молодежи является менее значительным, чем у представителей более старших возрастных групп.

Мы солидарны с позицией П.В. Фадеева, в соответствии с которой залогом формирования адекватного исторического сознания является объем достоверных исторических знаний, а также способность давать оценку вкладу различных деятелей прошлого в развитие страны и т.д. По оценкам данного исследователя, особенностями исторического сознания россиян является фраг-ментированность и парадоксальность: так, знания представителей разных возрастных групп и, в том числе молодежи об историческом прошлом страны носят поверхностный характер и являются обрывочными; они имеют происхождение из самых разных источников, которые нередко противоречат друг другу, следствием чего являются некорректные представления молодых людей о различных событиях прошлого и исторических деятелях.

Многие респонденты, в частности, способны называть ключевые для истории России события, однако, не помнят их дат.

По мнению П.В. Фадеева, подобного рода невысокий уровень исторических знаний российской молодежи является следствием недостаточного уровня преподавания отечественной истории в средних и высших учебных заведениях, а также не очень большого реального, а не декларируемого интереса к прошлому своей страны [6, с. 40-41].

Данные специальных исследований, посвященных исторической памяти младших групп молодежи, историческое сознание которых находится в процессе формирования, показывают, что она отличается хронологической и содержательной

неразборчивостью, а также неустойчивостью и фрагментарностью в вопросе соотношения событий отечественной и мировой истории. Современные российские школьники, в частности, имеют очень смутные представления о деятелях российской культуры, живших в прошлом, а также о путешественниках и первооткрывателях, которые внесли значительный вклад в пространственное развитие страны.

Определенная часть респондентов-школьников отмечает наличие в подростковой и молодежной среде, так называемого, исторического нигилизма, формирующегося вследствие невежества значительного числа молодых россиян, отсутствия должного воспитательного воздействия на них. Под историческим нигилизмом здесь понимается отрицание или негативное отношение к историческим культурным ценностям и авторитетам: рассматриваемое негативное социальное явление может находить конкретное воплощение в антиобщественных и противоправных действиях, включающих осквернение или разрушение исторических памятников и монументов, нанесение несанкционированных изображений («граффити» и др.) на памятники архитектуры и т.д. Интересно, что сами школьники полагают, что исторический нигилизм может формироваться, в том числе по причине незаинтересованности молодых людей в истории, преобладании узконаправленных эгоистических интересов, определенной ограниченности и непонимании ценности исторических памятников, преобладающей направленности на сиюминутные интересы («стремление жить настоящим») [7, с. 163].

В целом, материалы многочисленных всероссийских исследований показывают, что интерес молодежи к отечественной истории присутствует, однако он носит преимущественно несистемный, поверхностный характер.

С точки зрения М.А. Подлесной и ее соавторов, подобный поверхностный интерес у представителей младших групп молодежи (речь идет, в частности, о школьниках), соответствует аналогичным несистемным представлениям об истории, характерным для их родителей (в этом плане, те же школьники демонстрируют образцы поведения своих родителей, среди которых очень незначительная часть имеет глубокий интерес к отечественной истории).

Данные социологических опросов, проведенных указанными социологами, также свидетельствуют о достаточно неоднозначном отношении к истории России в целом: так больше половины (58 %) представителей учащейся молодежи дали утвердительный ответ на вопрос о том, гордятся л и о н и и сторией своей страны, однако, одновременно с этим, значительная часть молодых людей (34 %) заявили о нейтральном отношении к истории, 6 % респондентов отметили, что им стыдно за многие эпизоды в российском прошлом, и еще 2 % обозначили безразличное отношение к отечественной истории.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Приведенные данные показывают, что достаточно большой группе молодых людей (42 %) присуще преимущественно безразличное или даже отрицательное отношение к истории своей страны, что является достаточно тревожным симптомом [8, с. 66-67]. Подобное отношение может быть следствием как недостаточно качественного преподавания исторических дисциплин и неумения педагогов привить обучающимся интерес к отечественной истории, так и широкой доступности для молодых людей различной информации об истории, которая не всегда отличается корректностью и достоверностью.

В соответствии с данными, приведенными И.В. Кутыковой и О.В. Халлисте, наряду с системой образования, важную роль в процессе формирования исторического сознания молодежи и трансляции исторических знаний играют современные средства массовой информации и коммуникации (здесь наиболее важное значение имеют Интернет и телевидение). В результате, по меткому выражению данных исследователей, «молодые люди с несформировавшимися представлениями о ценностях, установками и принципами тонут в потоке различных, зачастую противоречивых, мнений и оценочных суждений» [7, с. 164].

Как уже отмечалось выше, историческое сознание населения той или иной страны формирует основу общегражданской идентичности, однако, в России массовое историческое сознание вследствие своей размытости и неустойчивости не способно полностью консолидировать население, сформировать прочную национальную идентичность.

Как отмечают М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги, массовое сознание населения современного российского общества характеризуется отсутствием в нем «целостности восприятия государства»: так, в сознании представителей различных социально-демографических групп и, в том числе молодежи отсутствует идентификация исторических событий и политических деятелей прошлого, с которыми ассоциируются определенные этапы отечественной истории, а те или иные значимые исторические события не идентифицируются молодыми людьми ни с конкретными историческими периодами, ни даже с именами тех политических фигур, которые символизируют данные этапы (таким образом, в исторической памяти граждан сохранены преимущественно значимые исторические события, «безотносительно времени и политиков»). Иными словами, в сознании представителей молодежи и других возрастных групп события прошлого оказываются оторванными от конкретных периодов исторического развития страны, существуя как бы «сами по себе, вне истории» [4, с. 96].

Интересно, что российская молодежь, равно как и другие возрастные группы, из всех значимых событий в истории страны особо выделяет Ве-

ликую Отечественную войну 1941-1945 гг., которая и вызывает у них наибольшую гордость. Среди других событий, которые также вызывают гордость у молодых людей, можно выделить послевоенное восстановление народного хозяйства страны, а также первый полет человека в космос; гордятся представители молодежи и высокими достижениями в области науки и техники, которые также относятся к советскому периоду.

По замечанию М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, в исторической памяти населения страны запечатлены, в первую очередь, достижения научного и духовного характера или такие достижения, которые имеют ярко выраженную созидательную направленность. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в поиске, так называемых, достойных символов отечественной истории представители всех поколений (и молодежь здесь не является исключением) склонны ограничиваться достаточно непродолжительным по времени периодом 1945-1970-х годов, который в сознании молодежи является, в достаточно высокой степени, мифологизированным [4, с. 96-97].

В специальных исследованиях, посвященных исторической памяти и проблемам ее формирования, отмечается, что характер восприятия людьми определенных исторических событий зависит от так называемого социально-политического контекста, преобладающего на данном этапе развития страны дискурса или «исторического мифа».

Рассматриваемый дискурс способен воздействовать даже на систему школьного исторического образования, влияя на характер преподавания соответствующих дисциплин, выбор наиболее важных тем для проведения занятий с обучающимися.

Социологические исследования 1990-х годов показывали, в частности, что у детей и молодежи, которые получали образование в рассматриваемый период времени, представления о Великой Отечественной Войне являлись более размытыми и фрагментарными, чем у представителей старших поколений, которые учились в советский период, где эта тематика изучалась более подробно и обстоятельно [9, с. 30-31]. Однако уже современные школьники и студенты характеризуются большим уровнем осведомленности об этих событиях, чему немало способствует то, что события 1941-1945 гг. в течение последних лет неизменно находились и продолжают находиться в центре исторического дискурса (в России проводится большое количество мероприятий, посвященных войне, снимаются фильмы, сериалы на военную тематику и т.д.).

Известный отечественный исследователь проблем формирования исторической памяти В.А. Шнирельман использует в своих трудах понятие «узлы памяти», под которыми данный ав-

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

тор понимает ключевые для исторического сознания события, которым придается особый смысл и значение для страны и ее развития. По мнению В.А. Шнирельмана, в России основополагающую роль в определении и закреплении «узлов памяти» играет государство, которое может осуществлять целенаправленную деятельность по конструированию исторической памяти и последующему контролю за ней [10, с. 25].

Результаты. Органы государственной власти контролируют деятельность образовательных организаций различных уровней, в рамках которого осуществляется преподавание исторических дисциплин, финансирует деятельность учреждений, ответственных за трансляцию исторических знаний и представлений о прошлом (библиотечные, музейные учреждения и т.д.). Помимо этого, государство может формировать уважение к отечественной среде, интерес к прошлому своей страны с помощью многочисленных СМИ, посредством организации государственных праздников, торжественных мероприятий, посвященных памятным датам и пр. Целенаправленное конструирование исторической памяти реализуется с помощью разного рода воздействия на последнюю, ключевую роль в котором призвана играть система всеобщего образования, где исторические дисциплины внесены в перечень обязательных, а также государственные праздники, финансирование которых осуществляется из бюджетов различных уровней. Ключевые исторические события или так называемые «узлы памяти» закрепляются в массовом сознании посредством включения их в учебные пособия по отечественной истории, освещения данных событий различными средствами массовой информации, инструментами визуальной и другой пропаганды, кинематографической продукцией и т.д. [11].

В настоящее время государством реализуется целенаправленная политика в области исторического просвещения различных категорий населения и, в том числе молодежи, направленная на формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных культурно-исторических ценностей.

К конкретным целям рассматриваемой государственной политики, как следует из новейшего Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», относятся:

- сохранение в массовом сознании населения российского общества памяти о ключевых событиях отечественной истории, формирование представлений о преемственности в развитии страны и ее историческом единстве;

- патриотическое воспитание населения в комплексе с сохранением памяти о защитниках Отечества;

- сохранение памяти о выдающихся исторических деятелях, внесших значительный вклад в развитие страны в различные исторические периоды;

- обеспечение свободного доступа населения к историческим знаниям, характеризующимся научной обоснованностью и достоверностью, объективной информации о различных событиях отечественной истории.

Рассматриваемые цели предполагается реализовать посредством выполнения ряда задач, включающих создание наиболее благоприятных условий для изучения отечественной истории в учебных заведениях различных уровней, привлечение ведущих ученых и педагогов с целью работы со СМИ, продвижения и популяризации исторических знаний, повышение роли музейных, библиотечных, театральных и других учреждений в работе по историческому просвещению молодежи, реализации образовательных и просветительских исторических программ.

Как уже отмечалось выше, формирование исторического сознания и исторической памяти современной российской молодежи осуществляется из различных источников, включающих наряду с занятиями по истории и соответствующими учебными пособиями (они продолжают играть определяющую роль в трансляции исторических знаний), также различные интернет-ресурсы, в том числе социальные сети, кинематограф и т.д. В качестве, так называемых, «инструментов памяти» (терминология В.А. Шнирельмана) в настоящее время выступают материалы СМИ, художественные и научно-популярные тексты, исторические фильмы и учебники по истории. Представления молодых людей о прошлом, как отмечает В.А. Шнирельман, складываются из различных источников, и исторические тексты здесь далеко не всегда играют ведущую роль [10, с. 26].

Важную роль в формировании исторического сознании молодежи, привитии представителям данной социально-демографической группы уважения к отечественной истории и ее ключевым персонажам, играют государственные праздники и отмечаемые централизованно юбилеи государственных и иных деятелей прошлого (так, в 2022 г. в России отмечалось 250-летие со дня рождения Петра Великого, которое, как показали результаты специально проведенных социологических опросов, способствовало росту интереса молодежи к данному государственному деятелю и его реформам).

Если говорить об особенностях формирования исторического сознания молодежи, то здесь следует обратить внимание на то, что историческая память представителей данной группы формируется под воздействием не столько печатных, сколько виртуальных образов прошлого, которые в большом количестве содержатся в сети Интернет, выступающей для молодых людей важнейшим источником информации.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Необходимо отметить, что исторические данные, содержащиеся в Интернете, не всегда являются достоверными, взятыми из надежных и проверенных источников; наряду с этим в глобальной сети содержится информация негативного характера, которая не способствует формированию уважения к отечественной истории. В настоящее время важной задачей государства, что подчеркивается в Указе Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», является создание и продвижение каналов распространения достоверной информации об историческом прошлом страны, что предусматривает развитие системы информационных продуктов, которые призваны способствовать росту исторической грамотности населения российского общества, создание и размещение в Интернете специальных материалов, посвященных российской истории, истории отдельных народов страны и их культур, создание единой электронной платформы, посредством которой любой пользователь может получить доступ к различной информации и пособиям по истории России [1].

Наряду с Интернетом, важную роль в формировании исторического сознания и патриотических ценностей призвана играть кинематографическая продукция, производство которой также нуждается в государственной поддержке, включающей создание и последующую трансляцию или прокат исторических фильмов отечественного производства. Рассматриваемые мероприятия будут способствовать росту уважительного отношения молодых людей и представителей других возрастных групп к отечественной истории, формированию в сознании молодежи чувства гордости за прошлое своей страны.

Заключение. Анализируя проблемы и перспективы реализации политики, направленной на формирование уважения современных молодых поколений к отечественной истории, необходимо учитывать то обстоятельство, что наиболее важным источником получения исторической информации для детей и молодежи продолжают оставаться учебные заведения различных уровней, что свидетельствует о большом значении образовательного процесса и преподавания исторических дисциплин в средней и высшей школе.

В настоящее время государство уделяет большое внимание историческому образованию, что нашло отражение в «Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации», которая была утверждена решением коллегии Министерства просвещения РФ в 2020 году [12]. Как отмечается в данной концепции, изучение отечественной истории имеет свой основополагающей целью формирование общероссийской гражданской идентичности, уважительного отношения молодых поколений к тысячелетнему историческому опыту России, того пути, который был пройден предками современной молодежи, богатому историческому наследию нашей стра-

ны, ее культурно-историческим традициям и духовно-нравственным ценностям.

Помимо этого, изучение молодежью отечественной истории также должно быть направлено на обеспечение защиты исторической правды, что выступает в качестве важнейшей конституционной задачи российского государство, а также формирование чувства сопричастности к развитию своей страны и ее судьбы.

Наряду с трансляцией в сознание детей и молодежи определенного набора исторических знаний, преподавание отечественной истории должно способствовать развитию патриотических и гражданских ценностей, формированию уважения к истории российского государства-цивилизации.

На наш взгляд, большое значение здесь имеет увеличение количества часов, отводимых на преподавание отечественной истории у студентов высших учебных заведениях, обучающихся на всех направлениях подготовки (с 2023 года, в частности, студенты очных отделений изучают эту дисциплину в течение целого учебного года, а не одного семестра, как это было ранее).

В то же время, система исторического образования в настоящее время нуждается в дальнейшем развитии, что нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики России в области исторического просвещения» [1]. В нём, в частности, закрепляются в качестве основных задач такой политики:

- формирование единых методологических основ преподавания истории в различных образовательных организацией, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями;

- создание единой линейки учебных пособий по истории, разработка и реализация программ внеурочной и внеаудиторной историко-просветительской работы в рамках культурных, образовательных и научных учреждений, популяризация истории отечественной культуры, науки, техники, промышленности и военного дела;

- развитие познавательного туризма, предусматривающего посещение учащимися средних и высших учебных заведений различных музеев, культурно-исторических памятников и объектов, городов и других поселений, имеющих знаковые с исторической точки зрения достопримечательности.

Реализация этих и других мероприятий в рамках государственной политики, направленной на историческое просвещение российской молодежи, будет способствовать формированию в сознании ее представителей уважения к отечественной истории, сохранению исторической памяти и обеспечению преемственности различных поколений нашей страны.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». URL : http ://publication. pravo.gov.ru>document/0001202405080001 (дата обращения 09.05.2024).

2. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL : http://government.ru>Доку менты>85503 (дата обращения 10.05.2024).

3. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL : http://kremlin.ru>acts/bank/46328 (дата обращения 11.05.2024).

4. Горшков М.К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований : монография / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : ФНИСЦ РАН, 2020.

5. Акимова А.А. Историческое образование как условие формирования исторического сознания у молодых поколений россиян / А.А. Акимова, О.И. Казакбиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические, Культурология. Политические науки. 2023. № 3.

6. Фадеев П.В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы / П.В. Фадеев // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 2.

7. Кутыкова И.В. Историческая память современных школьников России и Эстонии: социологический анализ / И.В. Кутыкова, О.В. Халлисте // Вестник СПбГУ. 2015. Сер. 12. Вып. 3.

8. Подлесная М.А. Историческая память: школьники и студенты об истории России / М.А. Подлесная, Г.В. Соловьёва, И.В. Ильина // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 2.

9. Касьянов В.В. Историческая память современной российской молодежи: особенности формирования и роль в системе патриотического воспитания / В.В. Касьянов, Л.В. Самыгина, С.А. Чупрынников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки, культурология, политические науки. 2022. № 3.

10. Шнирельман В.А. Социальная память - вопросы теории / В.А. Шнирельман; Под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой // Историческая память и российская идентичность. М. : РАН, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Касьянов В.В. Государственная политика в области формирования исторической памяти в современной России: основные направления и проблемы реализации / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин, М.Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические, Культурология. Политические науки. 2023. № 3.

12. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. URL : docs.edu.gov.ru> document (дата обращения 11.05.2024).

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 05.08.2024 № 314 «On Approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the field of historical education». URL : http:// publica-tion.pravo.gov.ru"document/0001202405080001 (date of application 05/19/2024).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated 12.19.2012 № 1666 «On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025». URL : http://government.rudoc ments85503 (date of application 05/10/2024).

3. Federal Law № 489-FZ dated December 30, 2020 «On Youth Policy in the Russian Federation». URL : http://kremlin.ruacts/bank/46328 (date of application 05.11.2024).

4. Gorshkov M.K. The youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of long-term research : monograph / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : FNSC RAS, 2020.

5. Akimova A.A. Historical education as a condition for the formation of historical consciousness among young generations of Russians / A.A. Akimova, O.I. Kazakbieva // Humanities, socio-economic and social sciences. Series: Historical, Cultural Studies. Political science. 2023. № 3.

6. Fadeev P.V. Historical memory of Russians in sociological surveys: grounds, reality, problems / P.V. Fadeev // Bulletin of the Institute of Sociology. 2021. Vol. 12. № 2.

7. Kutykova I.V. Historical memory of modern schoolchildren in Russia and Estonia: a sociological analysis / I.V. Kutykova, O.V. Halliste // Bulletin of St. Petersburg State University. 2015. Ser. 12. Iss. 3.

8. Podlesnaya M.A. Historical memory: schoolchildren and students about the history of Russia / M.A. Podlesna-ya, G.V. Solovyova, I.V. Ilyina // Bulletin of the Institute of Sociology. 2021. Vol. 12. № 2.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

9. Kasyanov V.V. Historical memory of modern Russian youth: features of formation and role in the system of patriotic education / V.V. Kasyanov, L.V. Samygina, S.A. Chuprynnikov // Humanities, socio-economic and social sciences. Series: Historical sciences, cultural studies, political sciences. 2022. № 3.

10. Shnirelman V.A. Social memory - questions of theory / V.A. Shnirelman; Edited by V.A. Tishkova, E.A. Pivne-va // Historical memory and Russian identity. M. : RAS, 2018.

11. Kasyanov V.V. State policy in the field of historical memory formation in modern Russia: main directions and problems of implementation / V.V. Kasyanov, P.S. Samygin, M.Yu. Popov // Humanitarian, socio-economic and social sciences. Series: Historical, Cultural Studies. Political science. 2023. № 3.

12. The concept of teaching the educational course «History of Russia» in educational organizations of the Russian Federation implementing basic general education programs. URL : docs.edu.gov.ru"document (date of application 05.11.2024).

Информация об авторах

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,

декан факультета журналистики, заведующий кафедрой истории России факультета истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет ORCID 0000-0002-9844-1802 [email protected]

Самыгин Петр Сергеевич

доктор социологических наук,

доцент,

профессор

кафедры теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет ORCID 0000-0002-6690-0277 [email protected]

Чупрынников Сергей Алексеевич

доктор исторических наук, доцент,

профессор кафедры истории, философии и психологии Института фундаментальных наук, Кубанский государственный технологический университет ORCID 0000-0002-4925-3178 [email protected]

Valery V. Kasyanov

Doctor of Sociology,

Doctor of Historical Sciences,

Professor,

Dean of the Faculty of Journalism,

Head of the Department of Russian History

Faculty of History, Sociology

and International Relations,

Kuban State University

ORCID 0000-0002-9844-1802

[email protected]

Petr S. Samygin

Doctor of Sociology,

Associate Professor,

Professor of the Department

of Theory and History of State and Law,

Rostov State Economic University

ORCID 0000-0002-6690-0277

[email protected]

Sergey A. Chuprynnikov

Doctor of Historical Sciences,

Associate Professor,

Professor of the Department of History,

Philosophy and Psychology

Institute of Basic Sciences,

Kuban State Technological University

ORCID 0000-0002-4925-3178

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.