Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2021
ФОРМИРОВАНИЕ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
FORMATION OF UUD IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
УДК 371
Аникеев Андрей Александрович, Магистрант, ФГБОУ ВО «Елецкого государственного университета им.И.А. Бунина», ЕГУ им. И.А. Бунина Нехороших Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина», ЕГУ им. И.А. Бунина
Anikeev Andrey Alexandrovich, Master's degree student, I. A. Bunin Yelets State University, I. A. Bunin YSU, E-mail: [email protected]
Nekhoroshikh Natalya Alezandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, I. A. Bunin Yelets State University, I. A. Bunin YSU. E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению формирования универсальных учебных действий у младших школьников через интеграцию содержания учебных предметов. В статье приведены фрагменты уроков, разработанных с учителями Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа с. Ламское» Становлянского района Липецкой области.
Summary
The article is devoted to the consideration of the formation of universal educational actions in primary school students through the integration of the content of educational subjects. The article contains fragments of lessons developed with teachers of the
Municipal Budget Educational Institution "Secondary School of the village of Lamskoye" of the Stanovlyansky district of the Lipetsk region.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; интегрированный предмет; методы, приемы, средства обучения.
Keywords: universal learning activities; integrated subject; methods, techniques, learning tools.
С введением в начальной школе федерального образовательного стандарта второго поколения перед учителем стоит задача не только научить учеников чтению, счету и письму, но и сформировать две группы новых навыков. Первый включает в себя группу универсальных учебных действий, составляющих основу обучающих навыков: умение решать творческие задачи и умение искать, анализировать и интерпретировать информацию. Второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии. В динамичном, быстро меняющемся мире школьникам необходимо развивать не только способность решать образовательные задачи в рамках учебного предмета. Но, прежде всего, опыт решения проблем, который можно использовать вне образовательного процесса - в познавательной, культурной, развлекательной, семейной, домашней и другой деятельности. В начальной школе эти проблемы могут быть решены путем интеграции содержания учебных предметов (межпредметный подход, межучебные связи).
Благодаря интеграции вы можете научить ребенка самостоятельно приобретать знания, развивать интерес к обучению и повышать его интеллектуальный уровень. Это направление актуально сегодня, продиктовано новыми социальными требованиями к обучению. Комплексное обучение развивает потенциал самих студентов, способствует активному распознаванию окружающей действительности, пониманию и обнаружению причинно -следственных связей, а также развитию логики, мышления и коммуникативных навыков. Они также помогают сформировать целостную картину среди
учащихся, понимая взаимосвязь между явлениями в обществе и мире в целом и помогая применять знания одной из дисциплин к знаниям другой. Методологической основой интегрированного подхода является создание связей между внутрипредметными и межпредметными связями в усвоении основ наук и в понимании закономерностей. И это возможно при условии многократного возврата к концепциям на разных уроках, их углубления и обогащения, выделения основных черт и концепций, доступных для данного возраста. В результате любой урок с его установленной структурой и поведенческой логикой может быть использован в качестве основы для интеграции, содержательная сторона которой включает группу понятий, относящихся к определенному учебному предмету, а интегрированный урок включает знания, полученные в результате анализа концепции, взгляда на другие науки, и другие учебные предметы. В сотрудничестве с учителями Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа с. Ламское» Становлянского района Липецкой области разработаны комплексные уроки по разным предметам, например, взят фрагмент урока, приведенный в таблице 1. Характерной чертой интегрированного урока является то, что в этом процессе могут участвовать два, три или, возможно, больше учителей. В начальном образовании интеграция имеет свои особенности. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами на раннем этапе обучения, но у них есть самые элементарные представления о них. По мере обучения они получают все новые и новые знания, пополняя и расширяя существующие. Это основная сложность интегрированных занятий, так как необходимо сохранить динамическое развитие любой темы с момента ее введения до консолидации. В свою очередь, эти занятия позволяют учителю сократить время изучения определенных предметов, исключить дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания задачам, которые учитель ставит во время обучения (развитие речи, рассуждения, орфографии, творческих способностей). Принципы интегрированного обучения призваны работать в полной мере для
достижения главной цели интегрированного обучения - развития мышления учеников:
- синтез знаний - целостное, систематизированное восприятие способствует развитию широты мышления. Постановка изучаемой проблемы методами интеграции развивает целеустремленность и активность мышления.
- углубленное изучение - более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
- практическая значимость проблемы - обязательная реализация рассматриваемой задачи в практической ситуации.
Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
- беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады,
- наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, исследовательскую деятельность.
Таблица 1. Фрагмент урока
Интеграция содержания предметов. Тема урока, класс Формируемые УУД Методы, приемы, средства обучения; формы деятельности учащихся
Интегрированный урок математики и окружающего мира, 1 класс Тема урока: «Прибавление и -Личностные УУД: Словесные, наглядные, практические, продуктивные. Парная, ролевая игра, путешествие
способность к самооценке по критерию успешности учебной деятельности. -Регулятивные: определение и
вычитание 1. Дикие формулирование цели урока с
животные зимой». помощью учителя;
спланируйте свои действия в
соответствии с поставленной
задачей; вносить
необходимые корректировки
в действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом характера
предпринятого действия
-Коммуникативные: слушайте
и понимайте чужую речь;
оформите свои мысли устно;
согласовывать с учителем и
одноклассниками правила
поведения и общения, а также
соблюдать их.
-Познавательные: навигация в
системе знаний;
анализировать объекты;
искать и находить ответы в
тексте или картинках;
преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: формулировать
ответы на вопросы.
II. Актуализация опорных знаний и умственных умений (5 мин)
-Сегодня 2 февраля. Какое число будет завтра? (Учитель записывает «3»).
-Как называется число 3 по отношению к числу 2? (Следующее)
-Как получили следующее число 3? (Учитель записывает «2+1= 3»).
-Результат сложения как называется? (Сумма)
-Назовите сумму чисел 2 и 1.
-Так как прибавить к числу 1? (Надо назвать следующее число).
-Сделаем вывод о прибавлении 1. (Если надо +1, называем следующее число. Результат
сложения
называется сумма).
-Какое число было вчера? (Учитель записывает «1»). -Как называется число 1 по отношению к числу 2? (Предыдущее) -Как получили предыдущее число 1? (Учитель записывает «2-1=1»). -Результат вычитания как называется? (Разность) -Назовите разность чисел 2 и 1.
-Так как вычитать из числа 1? (Надо назвать предыдущее число).
-Сделаем вывод о вычитании из числа 1. (Если надо -1, называем предыдущее число. Результат вычитания называется разность).
III. Формулировка темы урока, постановка цели (4 мин)
-Назовите тему урока математики. («Прибавление и вычитание 1»). (Слайд № 2)
-Какие задачи вы ставите перед собой?
-Работаем парно. Перечислите правила работы в паре.
-Возьмите карточку №1.
-Ваша задача: указать «лишнее» животное.
-Итак, кто «лишний»? Аргументируйте свой ответ.
-Проверим правильность ваших утверждений. (Слайд №3)
-Оцените свою работу.
-Как называются животные, которые живут в дикой природе, не зависят от человека и
самостоятельно
добывают себе корм? (Дикие).
-Назовите тему урока окружающего мира.
-На дворе зима. И тема урока: «Дикие животные зимой». (Слайд № 4) -Какие задачи вы ставите перед собой? III. Открытие нового знания (16 мин)
-Отгадайте, о ком идёт речь. Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ногами За жуками и мышами. -Кто это? (Слайд № 5)
-Ира подготовила информацию. Послушаем.
Обычно ежи питаются жуками, червями и улитками, но они также едят лягушек, змей, ящериц, птенцов, мышей, а также фрукты и ягоды. С наступлением зимы насекомые исчезают. У ежика заканчивается еда. Осенью ежи толстеют, а в октябре впадают в спячку, которая длится до апреля. Зимой при повышении температуры воздуха иногда может выходить на поверхность.
Дети вовлечены в творческий процесс. Тех, кто неплохо сочиняет, приглашают составлять загадки, ребусы, сказки. Ребятам это нравится. Они хотят учиться весело, необычно и увлекательно. Кроссворды, загадки, ребусы, детские анкеты носят комплексный характер и способствуют формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Освоение УУД дает учащимся возможность успешно осваивать новые знания и навыки основанные на развитии способности к обучению.
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это широко распространенные действия, которые вызывают мотивацию к обучению. Сегодня УУД имеет большое значение. Это совокупность приемов успеваемости школьника, гарантирующая его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию самого процесса усвоения. Для наглядности предлагаем фрагменты уроков (таблица №2). Таблица 2. Фрагменты уроков 2
Интеграция содержания предметов. Тема урока, класс Формируемые УУД Методы, приемы, средства обучения; формы деятельности учащихся
Интегрированныйурок литературного чтения и музыки Тема урока: «Осень в изображении поэтов, художников и -Личностные: способность к самооценке по критерию успешности учебной деятельности. -Регулятивные: определение и Словесные, наглядные, практические, продуктивные. Парная, ролевая игра, путешествие
композиторов». формулирование на уроке с
помощью учителя;
спланируйте свои действия
в соответствии с
поставленной задачей;
определять и вносить
необходимые
корректировки в
деятельность после ее
завершения на основе ее
оценки и с учетом
допущенных ошибок.
-Коммуникативный:
слушать и понимать чужую
речь; формировать свои
мысли устно;
согласовывать с учителем и
одноклассниками правила
поведения и общения, в
дальнейшем соблюдать их.
-Познавательные: умение
выразить впечатления от
стихотворения в форме
высказывания;
ознакомление с новой
техникой языкового
выражения - эпитет.
III. Открытие нового знания
Открываем учебники. Давайте прочитаем. (Чтение по цепочке. За чтение и ответы на
уроке дети получают листочки).
Анализ стихотворения.
- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)
- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)
- Как автор относится к этому времени года?
- Какими словами И.Бунин смог передать восхищение осенью?
- Какие цвета вам незнакомы?
- Какой цвет оказался неожиданным?
- Красоту Бунинской осени мы увидели, а теперь давайте послушаем. Что вы слышите?
- А запахи почувствовали?
- Какие приёмы языковой выразительности использовал автор? (Сравнение, олицетворение)
5 Слайд (Схема)
- Что такое «Сравнение»?
- Найдите в тексте примеры «сравнения».
6 слайд
- Что такое «Олицетворение»? Найдите в тексте «Олицетворение»
- А сейчас я хочу познакомить ещё один приёмом языковой выразительности «эпитетом». Может быть, кто-то
знает, что это такое?
7 слайд
- Другими словами эпитеты - это имена прилагательные. Они делают описание ярче и красивее, придают
образность и эмоциональность.
- Найдите в тексте имена прилагательные.
- Прочитайте стихотворение без них.
- Что вы заметили?
- В стихотворении И.А.Бунин создал с помощью эпитетов картину осеннего листопада. Работа с музыкальным произведением
- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду предлагать вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла
«Времена года», а вы будете угадывать, как оно называется. (Детям предлагается прослушать отрывки в следующем порядке: Ноябрь, Октябрь, сентябрь. Каждый фрагмент дети характеризуют. Игра сопровождается демонстрацией слайдов 11, 12, 13)
Ребята, а как называется жанр, в котором композиторы пишут музыку на стихи? (Песенный жанр).
- Какую песню мы изучали на прошлых уроках? («До свиданья журавли»)
- Что мы должны сделать перед тем, как начать петь? (Распеться)
- Для чего нужно распеваться? (Чтобы голоса разогрелись) (Распевка)
- Выйдете, пожалуйста из-за парт. Мальчики станьте слева, а девочки справа. Давайте споём нашу песню поновому. Первый куплет поют девочки, второй - мальчики, припев
- все вместе. (Исполнение песни)
- Расскажите о характере этой песни, о настроении.
- Сегодня я хочу познакомить вас с новой песне, которую мы будем изучать на следующем уроке. Исполнят вам её Алёна и Лиза. (Девочки заранее разучили эту песню)
- Песня называется «Ходит осень несмеяна», музыка и стихи М. Еремеевой (Девочки исполняют песню) слайд 14-19 (Осенние пейзажи)
- Вы услышали новую песню. А как бы вы её назвали?
- Спасибо, ребята вам большое за работу на уроке.
Таким образом, интеграция не является самоцелью, но данная система в деятельности учителя и ученика имеет следующий результат обучения:
- увеличение уровня знаний у школьников по предмету;
- преобразование характера интеллектуальной деятельности;
- эмоциональное развитие, основанное на занятиях музыкой, рисованием, лепкой, литературой и др.;
- рост познавательного интереса учащихся, проявляющийся в стремлении к активной и самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.
Литература
1. Бабкина Н. В. Радость познания. - М: Аркти. - 2000. С. 54
2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. - 1991. С. 106
3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996. С. 79
4. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах.
Начальная школа. -1989. - №9. С. 4
5. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования) Народное образование. - 1996. -№1. С. 10
6. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003. С. 12
Literature
1. Babkina N.V. The joy of knowledge. - M: Arkti. - 2000. Р. 54
2. Bakhareva L.N. Integration of studies in primary school on a regional basis. Primary School. - 1991. Р. 106
3. Brazhe T.G. Integration of subjects in the modern school. Literature at school. -1996. Р. 79
4. Ilyenko L.P. Experience in integrated learning in primary grades. Primary School. -1989. - No. 9. Р. 4
5. Kolozhvari I. Sechenikova L. How to organize an integrated lesson (on the method of integrating education) Public education. - 1996. - No. 1. Р. 10
6. Kukushkin V.S. Modern pedagogical technologies in elementary school. Rostov-on-Don. - 2003. Р. 12