Научная статья на тему 'Метод проектов во внеурочной деятельности начальной школы'

Метод проектов во внеурочной деятельности начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AFTER-HOUR ACTIVITY / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL AND METHODICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моренко И.М., Ушакова Н.И., Кириллова И.И.

В статье рассмотрены результаты теоретического анализа применения метода проектов в педагогическом процессе начальной школы. Среди планируемых результатов проектной деятельности можно выделить метапредметные и личностные компоненты (педагогическая и воспитательная составляющие). В метапредметный сектор войдут: овладение регулятивными УУД, овладение познавательными УУД, овладение коммуникативными УУД, овладение умениями работать с информацией, овладение умениями работать в совместной деятельности. В гимназии работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика, активно внедряется как в учебные дисциплины программы, так и во внеурочную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моренко И.М., Ушакова Н.И., Кириллова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов во внеурочной деятельности начальной школы»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 371

ББК: 74 2 Педагогические науки

Метод проектов во внеурочной деятельности начальной школы.

© И.М. Моренко, Н.И. Ушакова, И.И. Кириллова.

Моренко И.М. - учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

E-mail: ir.morenko@yandex.ru

Ушакова Н.И. - Почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов высшей квалификационной категории 41 E-mail: yshakova-17@list.ru

Кириллова И.И. - учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

E-mail: kirillovainna@list.ru МБОУ «Гимназия № 44»

Адрес: пер. Блинова, 7-а, Курск, 305004, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены результаты теоретического анализа применения метода проектов в педагогическом процессе начальной школы. Среди планируемых результатов проектной деятельности можно выделить метапредметные и личностные компоненты (педагогическая и воспитательная составляющие). В метапредметный сектор войдут: овладение регулятивными УУД, овладение познавательными УУД, овладение коммуникативными УУД, овладение умениями работать с информацией, овладение умениями работать в совместной деятельности. В гимназии работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика, активно внедряется как в учебные дисциплины программы, так и во внеурочную деятельность.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, педагогический процесс, образование, начальное образование, универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, учебно-методическая работа.

Центральная задача начального образования - формирование «умения учиться», т.е. самостоятельное выполнение учебной деятельности. Основы учебной деятельности закладываются в первые годы обучения. Специфика учения - в присвоении научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создаются только в школе, а в других видах деятельности усвоение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских понятий. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней «формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом» [3].

В соответствии с требованиями стандартов для повышения качества образовательных услуг, развития у учащихся их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на «стимулирование учебной мотивации учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, на творческий подход в обучении» [6]. Субъекту педагогической деятельности в настоящее время отводится огромная роль по прогнозированию тех знаний умений и навыков, которые еще не актуальны, но станут таковыми в будущем [7]. Проектная деятельность эффективное средство не только преподавания и стимулирования творческого, нестандартного мышления учеников, но может выступать как один из факторов противостояния выгорания, как феномена, весьма распространенного в «учительской» среде [4] .

Творческий потенциал проектов повышает мотивацию как ученика, так и учителя. Учебный проект для учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а

именно учить: проблематизации; целепо-лаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии; презентации хода своей деятельности и результатов; умению готовить материал для презентации в наглядной форме; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования и многое другое [1, 2, 5].

В настоящее время метод проектной деятельности широко используется на всех уровнях образования: дошкольного, общего, высшего, дополнительного. Так, по запросу в информационной базе e-LIBRARY по ключевым словам «проектная деятельность» найдено 18069 публикаций, по ключевым словам «проектная деятельность в начальной школе» найдено 491 публикация из 28420571общего количества публикаций. Для начальной школы метод приобретает особую актуальность.

В гимназии работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика, активно внедряется как в учебные дисциплины программы, так и во внеурочную деятельность.

Ниже представим методическую разработку по внеурочной деятельности «Нет в мире края краше...» для 2 класса (таб.1).

Занятия организовано с использованием технологий проблемного,лич-ностно-ориентированного, развивающего обучения; алгоритмизации; поэтапного усвоения умственных действий; коллективного взаимодействия; ТРИЗ.

Целью урока явилось формирование патриотизма, любви к родному кра-ю;развитие чувства ответственности за будущее своего города, края, страны;фор-мирование экологической культуры учащихся.

Оборудование: презентация, проекты обучающихся, рассказ «Воскресенье

42

в лесу», разрезные карточки «Мудрые барий редких растений Курской области, мысли», «Природоохранные знаки», гер- занесенных в Красную Книгу России.

Таблица 1.

Сценарный план урока

43

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности

- В современном мире на человека обрушивается много информации. Чтобы хорошо и быстро ориентироваться в этом потоке, мы собрались для обмена опытом, в рамках сетевого взаимодействия вторых классов нашей гимназии. Эта форма сотрудничества давно используется в нашей практике и поэтому, очередное занятие «Наследие нашей страны считаем открытым. Воспринимают и выражают своё отношение к предстоящей деятельности на уроке

2. Актуализация опорных знаний.

- Чтобы понять, о чем сегодня пойдет речь, предлагаю посмотреть видеофрагмент. - Итак, в какое место на планете мы совершили заочную экскурсию? - Как догадались? (родные места, водоемы, слова песни подсказали). - Какие чувства вы при этом испытали? - Сегодня мы поговорим о нашей родной Курской стороне Рассуждают, предполагают. Делают выводы

3. Мобилизирующий этап.

- Если бы человеку было дано выбирать себе малую Родину, то один предпочел бы берег южного моря, другой выбрал бы величавые горы, третий избрал бы соседство могучей реки. - Но Родину, как и мать не выбирают. Нам с вами досталась земля без морских берегов, горных водопадов, но вот я закрываю глаза, и трепетно обмирает сердце: вот она, родимая. -Взгорья и ложбины и опять холмы: вверх-вниз, вниз-вверх... будто дышит земля, тут мы и живем, между этими вздохами. Сравнивают, обобщают, делают вывод Отвечают с опорой на жизненный опыт

4. Актуализация знаний.

- Много книг создано о Курске. Мы с вами должны гордиться тем, что наша гимназия принимает активное участие в написании летописи родного края. (показ книги) - Сегодня мы вместе приоткроем некоторые тайны истории нашего края. - С чего начнем? (с истории) Рассуждают, предполагают.

5. Реализация построенного проекта.

- 1 страница. Историческая. (слайд № 2) История у нашего края древняя, уходящая вглубь веков. -Как вы думаете, сколько лет Курскому краю? (985) - Сколько это веков? (почти 10) -Это много или мало? -В каком веке мы с вами живем? (21) Рассуждают, предполагают. Отвечают с опорой на жизненный опыт и приобретенные ранее знания. Проверяют правильность решения, сравнивают с эталоном на слайдах.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

5. Реализация построенного проекта.

-Почти тысячу лет назад, в начале тридцатых годов 11 века, впервые был упомянут Курск как город.

-Как вы думаете, наш город можно назвать старинным? А старым? (Слайд 3)

- 2 страница. (Слайд № 4)

У каждого города, старинного или молодого есть свои символы.

-Назовите официальные символы нашего края? (Курский герб, флаг, гимн.) Что символизируют цвета на флаге? ( Красный цвет флага символизирует храбрость, отвагу и мужество, проявленное жителями области в годы тяжёлых испытаний, их кровь, пролитую на полях брани. Расположение красных полос сверху и снизу полотнища напоминает о преемственности времён). (Чёрный цвет символизирует плодородные чернозёмные почвы области; золотисто-жёлтый

- её хлебные нивы; серебряный (белый) напоминает о цвете щита исторического курского герба, олицетворяя чистоту помыслов жителей региона).

- Юрий Михайлович Лебедев, (Слайд № 5) наш курский поэт, написал по этому поводу вот такие строки:

Из седой пыли тысячелетья, Не приемля древний тлен и мрак, К нам дошёл невозмутимо светел Курский герб - родного края знак.

И не только прошлого остатки Воскрешают явственно собой Эти три летящих куропатки На небесной ленте голубой.

Не в покое, не на фоне веток, А в живом размахе лёгких крыл Наш дотошный, беспокойный предок Легендарных птиц изобразил.

И летят они в рассветном блеске, Будто озирая с высоты Курские поля и перелески, Курские посады и мосты

-Тише, тише, ребята, что это? (звучат соловьиные трели). Давайте послушаем. Слайд № 6

- Для заросшей речки в мае Этой птицы нет главней,

- Как он чудно напевает Голосистый ... (Соловей)

-Почему именно сейчас мы вспомнили про этих птиц? (давно и по праву считаются живыми символами Курского края)

Отвечают с опорой на жизненный опыт и приобретенные ранее знания.

Проверяют правильность решения, сравнивают с эталоном на слайдах.

Закрепляют полученные знания

Рассуждают, предполагают. Делают выводы.

Отвечают с опорой на жизненный опыт и приобретенные ранее знания.

Проверяют правильность решения, сравнивают с эталоном на слайдах.

44

45

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

5. Реализация построенного проекта.

Свою проектную деятельность по теме: «Живые символы Курского края» представляют ученики класса. Представление и защита своих проектов. Слайд № 7 - Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы - курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клёкот, посвист и множество других вариаций. Слайд № 8 - Соловья часто упоминают в песнях, стихах, прозе... И.С. Тургенев в письме к С.Т. Аксакову писал «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет». Слайд № 9 - В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей Окраска его совершенно неприметная - бурая, хвост рыжеватый, которым он часто подергивает. Размером соловей с воробья, а весит всего 20-30 граммов. Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня - сигнал конкурентам - место занято! Слайд № 10 - Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу. Строительство гнезда и насиживание кладки - обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями. В кладке 4-5 яиц оливкового цвета, высиживаются они 13-14 дней Слайд № 11, № 12 - Через 10 дней птенцы уже полностью оперены. Кормят родители их до 28 дней. К концу июня птенцы покидают гнезда. Отлетают соловьи на зимовку в одиночку или небольшими группами с конца июля до сентября. Зимуют в Африке. Но не поют под пальмой соловьи. Птицы поют там, где гнезда вьют, птицы поют на родине. В нашу местность соловьи возвращаются с африканских зимовок к концу апреля.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

5. Реализация построенного проекта.

Слайд № 13 - Кроме России соловьи обитают в Восточной Европе, Скандинавии. Есть соловьи и в Западной Европе. Однако ее жителям не повезло - у них обитает другой вид - южный соловей. Песенка его не такая звучная, в ней отсутствует самые яркие колена - «дудки» и «раскаты». Соловьи - настоящие защитники зеленых насаждений, потому что поедают насекомых, реже - мелких моллюсков и ягоды. - Откуда пошла слава соловья курского? Слайд № 14 На девятой неделе после Пасхи стекалось в древний Курск великое множество паломников, чтобы пройти крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» в Коренную пустынь, а заодно из святого источника воды целебной испить да искупаться в ней. Слайд № 15 Тысячи людей съезжались одновременно и на знаменитую Коренскую ярмарку (изображение Коренской ярмарки): кто продать или купить, кто о деле поговорить, кто на людей посмотреть, себя показать, а кто и соловьев послушать. Слайд № 16 (Весело, под музыку входят купцы, одетые в старинную одежду зазывая покупателей «Эй, честной народ ! Подходи, не робей, выбирай товар на вкус! Кому горячие калачи, а кому медовые пряники. Кому ленты атласные, а кому птичку - невеличку. Послушайте, как она поёт звонко! Нигде нет такого чуда, как у нас на Курской земле!» Молва народная гласила, что они громче - звонче поют, если горлышко водицей промочат. А в Коренной она особенная, может, потому здешние соловьи своими песнями от всех других и отличаются! Курский соловей такие «коленца» выделывает - век не забудешь! «Вот бы домой такую птицу привезти!», - рассуждали многие и просили местных жителей помочь им. Так появился на Курщине соловьиный промысел. Слайд № 17 Н.А. Некрасов «Соловьи», 1870 г. «Курские соловьи славятся по всей России. В некоторых местах губернии они имеют особенно привлекательный напев, и эти-то певцы, которыми так очаровательно оглашаются роскошные сады Курска, весьма дорого ценятся знатоками и любителями. Цена их доходит до 150 рублей и более за штуку».

46

47

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

5. Реализация построенного проекта.

Слайд № 19 (заставка)

- Есть такое понятие нетронутая красота, как вы понимаете эти слова?

- (То, что не создано руками человека)

- Да, есть на Курской земле такие места, где вмешательство людей сведено до минимума. -Знаете ли вы их? Это заповедные места.

Слайд № 20

А это 3 страница нашей книги. Заповедная.

На фоне песни -Как вы понимаете слово «заповедник»?

Работа в группах: найдите толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова

Слайд № 21

Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Подберите синонимы к этому слову Синонимы: божелесье, божьи леса, заказник, заповедатель, заповедчик, запретник.

- Какой заповедник находится на территории Курской области?

Слайд № 22 Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина организован в 1935 году. В нашем Курском районе расположен Стрелецкий участок площадью 2046 га.

Слайд № 23

- Диплом Совета Европы

Европейский диплом - своего рода премия «Оскар» в природоохранном сообществе.

Слайд № 18

Много ли, мало ли утекло коренской воды с тех пор, да только стал соловей - птица высокого достоинства - живым символом Курского края! Современная Коренская ярмарка (местечко Свобода) такая же шумная, разноголосая, весёлая как в старину. Да к тому же многонациональная

Чтение стихотворение Николая Карамзина «К соловью»

Пой во мраке тихой рощи, Нежный, кроткий соловей! Пой при свете лунной ночи! Глас твой мил душе моей.

Так давайте же будем беречь и любить окружающую нас природу, преумножать её богатства. Пусть в каждом селе, деревне, городе, уголке нашей любимой и необъятной Родины звучат чудесные соловьиные песни!

Рассуждают, предполагают.

Отвечают с опорой на жизненный опыт и приобретенные ранее знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отвечают.

Проверяют правильность решения, сравнивают с эталоном на слайдах.

Отвечают

Проверяют правильность решения, сравнивают с эталоном на слайдах.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

5. Реализация построенного проекта.

Престижную международную награду присуждают национальным паркам и заповедникам обладающими уникальной ценностью. В России только четыре заповедника имеют такой статус. Алехинский - в их числе. Мы все этим гордимся. Заканчивается год экологии. Много мероприятий в России проводится в защиту животного и растительного мира. Слайд № 24 (заставка) -Какие животные занесены в Красную книгу? (выхухоль, дрофа, змееяд, беркут, черный аист, орлан-белохвост. Редкие: ласка, горностай, светлый хорек, европейская норка, бобр, белка, ондатра, благородный олень, пятнистый олень, лось, кабан.) -Почему эти животные попали в Красную книгу? (потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе) - Назовите растения, которые также находятся под охраной в заповеднике. (Пион тонколистный, лен многолетний, купальница европейская, прострел раскрытый) Об этих растениях и животных мы сейчас и поговорим. Свою проектную деятельность по теме «Растения и животные Красной книги»представляют ученики класса -Наш край чудесный, богатый, уникальный. Давайте беречь свою Родину, чтобы сохранить её для будущих поколений! А для этого будем выполнять простые правила. Этому мы посвятим следующую страницу нашей книги. Слайд № 33 - 4 страница природоохранная. Отвечают с опорой на жизненный опыт и приобретенные ранее знания. Рассуждают, делают выводы. Отвечают. Проверяют правильность решения, сравнивают с эталоном. Представление и защита своих проектов. Слайд № 25 «Клюква», Слайд № 26 «Ковыль», Слайд № 27 «Пион», Слайд № 28 «Гадюка»,Слайд № 29 «Ящерица», Слайд № 30 «Сурки», Слайд № 31 «Бобёр», Слайд № 32 «Удод»

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Инсценировка рассказа «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский. - Кто поступил правильно: Оля или Лида? - Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой? -Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать? - Не включать громкую музыку. - Не вырывать грибы. - Не ломать ветки. - Не разводить костры. - Не оставлять мусор (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет) - Не трогать яйца птиц. - Не брать диких животных домой. Привлекаются к объяснению нового материала Сравнивают, объясняют смысл Отвечают с опорой на жизненный опыт и полученные знания Закрепляют полученные знания

48

49

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Не брать диких животных домой.

- Не разрушать муравейники.

- Не уничтожать ужей.

- Не рвать охапками цветов.

Слайд № 34 - Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы. Простые правила? Давайте же всегда их выполнять.

Слайд № 35

Природа - наш общий дом. По-гречески «дом» -«экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология». Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. В нашей школе часто проходят акции «Охрана Земли». Мы принимали активное участие в акции «Синичкин дом». «Покормите птиц», «Птичьи кормушки», «Зелёный наряд Отчизны».

- Охрана природы - дело всего народа. Вы - маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу - значит охранять Родину. Что мы еще можем сделать для этого?

Закрепляют полученные знания

Проверяют правильность решения, сравнива-

ют с эталоном

Закрепляют полученные знания

Работа в группах.

Достаньте материал из конверта. Создайте свой знак.

Демонстрация природоохранных знаков.

Посмотрите, какие знаки - сигналы придумали ребята каждой группы- защитники природы. К чему они призывают нас?

Прочитаем, к чему призывают эти знаки - сигналы. Выполняют практическую работу.

Группируют,сравнивают, анализируют. Закрепляют полученные знания. Делают выводы.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)

-Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом. А судьба Курской области зависит от нас.

- Вы заметили, что у нас на занятии «летал» необычный гость? - Кто это? Это журавушка. Давайте спросим у него, где же лучшая земля? Стихотворение «Лучше нет родного края» П. Воронько

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Вот и заканчивается наша встреча, которая помогла нам стать ещё ближе друг к другу и к природе. Слайд № 36 - Давайте возьмёмся за руки, друзья, и споём песню о Курске. Песня «Курский край» МОЛОДЦЫ! Дают оценку собственной деятельности на уроке

Таким образом среди планируемых результатов проектной деятельности можно выделить метапредметные и личностные компоненты (педагогическая и воспитательная составляющие)[8].

В метапредметный сектор войдут овладение регулятивными УУД, познавательными УУД, коммуникативными УУД, умениями работать с информацией, умениями работать в совместной деятельности.

Овладение регулятивными УУД происходит в результате осмысления сути проекта, цели проектной работы, отражение ее в процессе осуществления проекта; планирования графика и алгоритма работы, нахождения соответствующих цели и задачам способов осуществления проекта, с помощью которых можно достичь желаемый результат; выстраивания плана действий и алгоритма операций; контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) результата проектной деятельности; подбор необходимых коррегирующих мероприятий, выбор наиболее эффективных способов достижения цели; корректировка ошибок.

Овладение познавательными УУД происходит в процессе формулирования выводов по результатам анализа информации для проекта.

Овладение коммуникативными УУД происходит в процессе подготовки проекта на всех его этапах, подготовки текста и презентационных материалов; диалога в ходе самой защиты проекта (соблюдение правила ведения диалога, умение слушать собеседника, умение аргументировать и самопрезентовать свое мнение).

Овладение умениями работать с информацией происходит в процессе вы- 50

бора источников информации для проекта; анализа текстовой, изобразительной информации в соответствии с целями и задачами проекта; подбора иллюстративного материала к тексту выступления; соблюдения правил предоставления информации, цитирования источников информации, размещения материалов на различных информационных платформах, размещение в сети Интернет.

Овладение умениями работать в совместной деятельности происходит в процессе обсуждения и распределения обязанностей по проекту; распределения роли в совместной проектной деятельности, включая руководство проектом; осуществления контроля в совместной проектной деятельности, оценки и корректировки на всех этапах осуществления проектной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Е.В. Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе//Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 2 (6). С. 98-102.

2. Барзунова А.М., БарзуновМ.А. Метод проектов в начальной школе//В сборнике: Образование и наука в современных реалиях сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 120-121.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; В.: Ин-т практической психологии, 1995. - С. 227 - 244.

4. Кузнецова А.А. Параметры системы саморегуляции и рефлексивные механизмы регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности//

51 Образование и общество. 2012. № 4. С. 54-

59.

5. Меандров Г. Метод проектов в начальной школе. В помощь комплекс

но-проектной работе. Метод. пособие для педагогов. Уральская обл. опытная станция соцвоса им. В.И. Ленина / под ред. Пумпянского, Калгановой. Свердловск; М.: Госиздат, Уральское обл. отделение, 1931. 179с.

6. Моренко И.М., Кузнецова А.А. Отношение к академической оценке детей младшего школьного возраста // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 2 (5). С. 50-57.

7. Никишина В.Б., Петраш Е.А., Кузнецова А.А. Апробация методики событийной реконструкции временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 140-148.

8. Захарова Е.А. Формирование УУД через метод проектов на уроках математики в начальной школе//В сборнике: Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 229-234.

METHOD OF PROJECTS IN AFTER-HOUR ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL

© Irina M. Morenko, Natalya I. Ushakova, Inna I. Kirillova

Morenko Irina M. - the teacher of the highest qualification category. E-mail: ir.morenko@yandex.ru

Ushakova Natalya I. - Honorary worker of the general education of the Russian Federation, primary school teacher of the highest qualification category. E-mail: yshakova-17@list.ru

Kirillova Inna I. - the teacher of the highest qualification category. E-mail: ir.morenko@yandex.ruE-mail: kirillovainna@list.ru

MBOU Grammar school № 44

Address: pereulok Blinova, 7-a, Kursk, 305004, the Russian Federation.

Abstract

In the article results of the theoretical analysis of application of a method of projects in the pedagogical process of an elementary school are considered. Among the planned results of the project activities, meta-subject and personal components (pedagogical and educational components) can be distinguished. The meta-subject sector will include: mastering of regulatory DAM, mastering cognitive DAM, mastering communicative DMS, master- 52

ing the skills to work with information, mastering the skills to work in joint activities. In the gymnasium, work on projects is part of the curriculum and is mandatory for both the teacher and the student, and is actively introduced both into the curriculum of the program and into extracurricular activities.

Keywords: project, project activity, pedagogical process, education, primary education, universal educational activities, after-hour activity, educational and methodical work.

REFERENCE

1. Andreyeva Ye.V. Covremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii: metod proyektov v nachal'noy shkole//Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya. 2016. № 2 (6). S. 98-102.

2. Barzunova A.M., BarzunovM.A. Metod proyektov v nachal'noy shkole//V sbornike: Obrazovaniye i nauka v sovremennykh realiyakh sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 tomakh. 2017. S. 120121.

3. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannyye psikhologicheskiye trudy / Pod red. D.I. Fel'dshteyna. - M.; V.: In-t prakticheskoy psikhologii, 1995. - S. 227 - 244.

4. Kuznetsova A.A. Parametry sistemy samoregulyatsii i refleksivnyye mekhanizmy regulyatsii sostoyaniya vygoraniya v usloviyakh pedagogicheskoy deyatel'nosti//Obrazovaniye i obshchestvo. 2012. № 4. S. 54-59.

5. Meandrov G. Metod proyektov v nachal'noy shkole. V pomoshch' kompleks

no-proyektnoy rabote. Metod. posobiye dlya pedagogov. Ural'skaya obl. opytnaya stantsiya sotsvosa im. V.I. Lenina / pod red. Pumpyanskogo, Kalganovoy. Sverdlovsk; M.: Gosizdat, Ural'skoye obl. otdeleniye, 1931. 179s.

6. Morenko I.M., Kuznetsova A.A. Otnosheniye k akademicheskoy otsenke detey mladshego shkol'nogo vozrasta // Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy. 2017. № 2 (5). S. 50-57.

7. Nikishina V.B., Petrash Ye.A., Kuznetsova A.A. Aprobatsiya metodiki sobytiynoy rekonstruktsii vremennoy perspektivy lichnosti // Voprosy psikhologii. 2015. № 2. S. 140-148.

8. Zakharova Ye.A. Formirovaniye UUD cherez metod proyektov na urokakh matematiki v nachal'noy shkole//V sbornike: Aktual'nyye problemy yestestvennonauchnogo i matematicheskogo obrazovaniya materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2016. S. 229-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.