Научная статья на тему 'Формирование устойчивого равновесия на рынке мороженого Челябинской области'

Формирование устойчивого равновесия на рынке мороженого Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ РЫНКА / МОРОЖЕНОЕ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА / ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / РЕГРЕССИОННЫЕ РАСЧЕТЫ / УРАВНЕНИЕ РЕГРЕССИИ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ / STABLE EQUILIBRIUM IN THE MARKET / ICE-CREAM / FORMING MARKET EQUILIBRIUM FACTORS / REGRESSION AND CORRELATION ANALYSIS / FACTOR PARAMETERS / DEVELOPMENT EVOLUTION / PRODUCTION EVOLUTION / CONSUMPTION EVOLUTION / FACTORS OF PRODUCTION / REGRESSION CALCULATION / REGRESSION EQUATION / CORRELATION RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартиросян Лиана Бениаминовна, Балабайкин Владимир Федорович

Статья посвящена проблемам необходимости формирования устойчивого рыночного равновесия. Рассмотрены факторы, определяющие условия формирования устойчивого рыночного равновесия. Проанализированы факторы, оказывающие наибольшую силу и влияние на рынок. Проведены регрессионный и корреляционный анализы, позволяющие определить вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой зависимой переменной величины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stable equilibrium forming in Chelyabinsk region ice-cream market

This article is devoted to the problem of forming the stable equilibrium in the market. The authors investigate the factors, which define conditions of market stable equilibrium forming. In this article the influence factors for market were analyzed. The authors give the regression and correlation analysis, which may lead to define the contribution of each independent variable to the amendment dependent variable under study.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивого равновесия на рынке мороженого Челябинской области»

УДК 663.674

ББК У9(2)421.51(2Р-4Че)

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ МОРОЖЕНОГО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.Б. Мартиросян, В.Ф. Балабайкин

Статья посвящена проблемам необходимости формирования устойчивого рыночного равновесия. Рассмотрены факторы, определяющие условия формирования устойчивого рыночного равновесия. Проанализированы факторы, оказывающие наибольшую силу и влияние на рынок. Проведены регрессионный и корреляционный анализы, позволяющие определить вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой зависимой переменной величины.

Ключевые слова: устойчивое равновесие рынка, мороженое, факторы формирования рыночного равновесия, корреляционный и регрессионный анализ, факторные параметры, динамика развития, динамика объемов производства, динамика потребления, факторы производства, регрессионные расчеты, уравнение регрессии, коэффициент корреляции.

Сложившийся мировой экономический кризис, проблемы устаревшего оборудования и взгляд ученых на проблемы управления устойчивым рыночным равновесием заставляют задуматься о необходимости внедрения каких-либо инструментариев, позволяющих эффективно управлять рыночным равновесием. Экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов, а следовательно, максимально удовлетворить потребности общества. Создание инструментария, позволяющего управлять устойчивым равновесием рынка мороженого, является одной из неотложных задач, стоящих перед современными предприятиями данной отрасли.

Новые рыночные отношения в посткризисный период, изменившиеся условия реализации продукции требуют изучения, анализа и решения многих экономических аспектов производства и, как следствие, управления устойчивым рыночным равновесием мороженого на современном этапе с иных позиций и подходов с учетом региональных особенностей.

По мнению авторов, важным условием достижения экономического равновесия является совокупность элементов, обусловленных организационно-экономическими отношениями на рынке, что представлено на рис. 1.

Рыночное равновесие может быть трактовано как сбалансированное состояние экономической системы, которое складывается в результате процесса саморегулирования рынка и тех субъектов, которые функционируют на нем, при этом необходимо учитывать, что данный процесс сопровождается целым рядом факторов.

Известно, что рыночное равновесие достигается не только соответствием спроса и предложения, но и зависит от структурной организации функционирующих на рынке субъектов.

Таким образом, процесс рыночного равновесия представляет собой совокупность взаимозависимых факторов, а именно, зависимость рыночного равновесия от совокупного спроса и предложе-

ния как основополагающих факторов, а также от объектов экономической инфраструктуры.

После спада производства в агропромышленном комплексе России и всего мира в целом, в связи с экономическим кризисом, последние полтора года идет процесс его восстановления. Значительное влияние оказало осуществление национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 [1]. Данная программа позволила стабилизовать ситуацию на внутреннем рынке, создала условия для повышения степени удовлетворения платежеспособного спроса населения.

Однако потенциал агропромышленного комплекса реализован не полностью, и сохраняется высокая импортная зависимость страны по некоторым видам сельскохозяйственной продукции, в частности по молочно-мороженой продукции. При этом существует высокая дифференциация по уровню доходов, следствием чего являются значительные качественные и количественные различия в употреблении мороженого в нашей стране. Основными факторами, определяющими сложившиеся условия социальноэкономической инфраструктуры, являются несовершенство макроэкономических условий и их функционирование, отставание по многим показателям в инновационном развитии от европейских и американских рынков, отставание социальной сферы, дефицит квалифицированных кадров и др.

Методы управления устойчивым равновесием на предприятии должны соответствовать рыночным условиям и адаптироваться под них. Но при этом обязательно нужно помнить, что экономическая стабильность предприятия представляет собой динамику показателей деятельности предприятия, которая обеспечивает его эффективную работу в настоящем и гарантирует ее в будущем при внешних и внутренних изменениях.

Рис. 1. Факторы, формирующие рыночное равновесие

Установление устойчивого равновесия на рынке способствует сохранению социальной стабильности в регионе. На сегодняшний день рынок мороженого Челябинской области находится в состоянии равновесия при существующих ценах и предлагаемом объеме мороженой продукции.

При формировании условий устойчивого равновесия на продукцию одной из важнейших задач является выделение и постоянный контроль над теми факторами, которые оказывают наибольшую силу и влияние на рынок. Для этого чаще всего используют регрессионный и корреляционный анализы.

Данные виды анализов позволяют определить вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой (прогнозируемой) зависимой переменной величины. Для начала необходимо определить уравнения регрессии, которое может быть линейным, логарифмическим, квадратичным и т. д. Затем выбрать факторные признаки, которые будут рассматриваться в качестве независимых переменных, влияющих на результирующий признак. Представим данные факторы в табл. 1, они структурированы по группам влияния на объемы потребления и производство мороженого.

В регрессионное уравнение не рекомендуется включать факторы, слабо связанные с показателем, но тесно связанные с другими факторами, а также факторы, функционально связанные друг с другом (для них коэффициент корреляции равен 1). Представленные в табл. 1 факторы имеют сла-

бую взаимосвязь с другими переменными и в той или иной мере связаны с результирующим показателем. А значит, оценка коэффициентов регрессии и к определенности решения будет адекватной и достоверной.

Таблица 1

Анализируемые факторные параметры

Факторы, влияющие на объем потребления (спрос) Факторы, влияющие на объем производства (предложение)

Цены на товары-заменители (шоколадные батончики) Объем производства молока в России

Динамика средних цен на мороженое Число безработных граждан

Среднедушевой доход населения Динамика цен на дизельное топливо

Число фирм производителей

В качестве результативных признаков мы взяли объем продаж и производства мороженого, так как эти параметры в большей степени определяют эффективность деятельности работы предприятия по производству мороженого, тенденции отрасли в целом.

В период кризиса производство мороженого в России имело отрицательные тенденции, наблюдалось снижение покупательской способности. Однако к концу 2 полугодия 2010 г. мороженщики

несколько сократили темпы падения (рис. 2). Исследования показали, что в 2010 г. отрасль начала выходить из стадии спада, многие крупные компании наращивали производственные мощности.

Тем самым средний прирост объемов производства мороженого за 2010 г. в сравнении с предыдущим годом составил 12%, что говорит о положительной динамике развития отрасли. Так, например, объем производства мороженого в мае 2010 г. повысился на 15,64 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составил 22,39 тыс. тонн (рис. 2).

Что касается объемов потребления мороженого за 2009-2010 гг., то здесь также наблюдалась положительная динамика (рис. 3). В среднем объемы потребления мороженого ниже объемов производства на 2,19 %. Представленные показатели основывались на среднедушевом потреблении мороженого в размере 2,7 кг на человека в 2010 году.

Из рис. 3 также наблюдается сезонность спроса на мороженое в летние месяца, однако возникает повышение потребления мороженого в зимние месяца за счет незначительного, но роста спроса на мороженое «домашнего» потребления.

После проведения регрессионного анализа необходимо провести корреляционный анализ. Метод корреляционного анализа используется для определения тесноты связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости. Основная задача корреляционного анализа сводится к установлению направления и формы связи между признаками, измерению ее тесноты.

Таким образом, на основе представленных выше данных проведем регрессионный и корреляционный анализы для оценки влияния факторных параметров представленных в табл. 2. Анализируемый период динамики факторов будет начинаться с 2009 по 2010 года с разбивкой по месяцам, а для некоторых факторов - по годам с 2000 по 2010 гг.

Первым фактором, рассмотренным в табл. 2, является объем производства молока. Ключевую роль в формировании цены мороженого играет его себестоимость, которая зависит от цен на ресурсы. Среди большинства сырьевых компонентов, которые используются при производстве мороженого, большую долю составляет молоко, как цельное, так и сухое. Исходя из этого рассмотрим на рис. 4 динамику производства молока за 2009-2010 гг.

Из рис. 4 не наблюдается особых изменений объемов производства в 2010 г., есть лишь незначительные наращения объемов производства в августе, сентябре 2010 г. в сравнении с предыдущим годом. Также прослеживается явная сезонность производства молока в летние месяца, что совпадает с сезонность производства мороженого.

Таким образом, на основе данных объемов производства молока и производства мороженого можно рассчитать регрессионные коэффициенты а и Ь, для этого целесообразно представить в табл. 2 необходимые для этого расчеты.

Исходя из табл. 2, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср=9,7, уср=17,8. Коэффициенты регрессии сле-

Рис. 2. Динамика изменения объемов производства мороженого в России за 2009-2010 гг., тыс. тонн

Рис. 3. Динамика изменения объемов потребления мороженого в России за 2009-2010 гг., тыс. тонн

Рис. 4. Динамика производства молока за 2009-2010 гг., тыс. тонн

Таблица 2

Регрессионные расчеты по фактору «производство молока»

Месяц Объем производства молока, х Объем производства мороженого, у х*у у2 х2

янв. 09 6,98 9,94 69,40 98,87 48,72

фев. 09 7,24 10,31 74,67 106,36 52,42

мар. 09 8,16 10,71 87,42 114,78 66,59

апр. 09 9,76 14,60 142,50 213,16 95,26

май 09 11,42 19,47 222,31 378,95 130,42

июн. 09 13,30 24,57 326,83 603,85 176,89

июл. 09 12,89 24,80 319,71 615,21 166,15

авг. 09 11,38 25,22 287,04 636,22 129,50

сен. 09 10,62 25,32 268,93 641,27 112,78

окт. 09 9,54 17,03 162,50 290,13 91,01

ноя. 09 7,33 9,73 71,35 94,74 53,73

дек. 09 7,08 9,73 68,91 94,74 50,13

янв. 10 6,74 11,30 76,18 127,77 45,43

фев. 10 7,23 11,53 83,39 133,02 52,27

мар. 10 8,32 11,03 91,80 121,73 69,22

апр. 10 9,80 17,15 168,07 294,12 96,04

май 10 11,67 22,39 261,25 501,16 136,19

июн. 10 13,22 27,37 361,88 749,30 174,77

июл. 10 12,64 27,87 352,32 776,92 159,77

авг. 10 11,89 27,13 322,62 736,22 141,37

сен. 10 10,61 27,81 295,10 773,58 112,57

окт. 10 10,01 19,46 194,83 378,82 100,20

ноя. 10 7,42 11,72 86,99 137,44 55,06

дек. 10 7,56 10,85 82,05 117,79 57,15

Итого 4478,0 8736,1 2373,6

дующие:

_ 4478,04 - 24*9,7*17,8 _ 2 2373,64 - 24 *(9,7)2 ’ ’

Ь = 17,8 - 2,91*9,7 = -10,4.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 2,91х - 10. (1)

На основе уравнения (1) в табл. 2 в седьмом столбце представлены прогнозные значения у, где в качестве параметра х выступает период расчета от 1 до 24. Данный прогноз необходим для дальнейшего расчета среднеквадратичного отклонения, который понадобится для оценки адекватности уравнения регрессии.

Далее рассчитаем коэффициент корреляции по формуле

г _

_____________24 • 4478,04 - 232,81- 427,1__________

7(24 • 2373,64-(232,81)2 )(24 • 8736,15-(427,1)2)

_ 0,93, (2)

Полученный коэффициент говорит о прямом характере и сильной степени связи между параметрами.

Таким образом, можно сделать вывод, что объемы производства молока в значительной степени могут влиять на производство мороженого, так как между ними существует высокая взаимосвязь. В частности, это связано с тем, что молоко является основным сырьевым компонентом при производстве мороженого. Дефицит молочного сырья может привести к повышению цен на него, а значит и повышению цен на мороженое.

Следующим фактор, который рассматривается, является число безработных граждан в России зарегистрировавшихся в государственных органах службы занятости за 2009-2010 гг. Данный фактор анализируется с позиции возникновения на рынке трудовых ресурсов дефицита и нехватки кадров и того, каким образом это может повлиять на производство мороженого. Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а следовательно, и снижению покупательской способности. Вследствие падения спроса на товары падают доходы компаний, ориентированных на внутренний рынок.

По данным Росстата представим на рис. 5 изменение численности безработных граждан за 2009-2010 гг. (млн чел.) [2]. В период финансовоэкономического кризиса численность безработных резко повышалась за счет сокращения персонала

на предприятиях. Так, в январе 2010 года число безработных граждан составило 2,59 млн чел., что выше на 32,79 % показателя предыдущего периода

2009 г.

Однако в 2010 г. численность незанятых работой граждан начала снижаться и на декабрь 2010 г. составила 1,24 млн чел., что ниже показателя предыдущего года на 47,9 %. Этому способствовала более стабильная экономическая обстановка в стране, государственные программы поддержки и занятости населения, поддержка предприятий для создания новых рабочих мест. Таким образом, исходя из численности безработных граждан, проведем регрессионные расчеты и представим их в табл. 3.

Исходя из табл. 3, средние значение результирующих и факторных параметров равны: хср = 2,18, уср = 17,8. Коэффициенты регрессии, рассчитанные

Рис. 5. Численность безработных граждан за 2009-2010 гг., млн чел.

Регрессионные расчеты по фактору «численность безработных граждан»

Таблица 3

Месяц Число безработных граждан, х Объем производства мороженого, у х*у у2 х2

янв. 09 1,95 9,94 19,39 98,87 3,80

фев. 09 2,05 10,31 21,19 106,36 4,22

мар. 09 2,12 10,71 22,75 114,78 4,51

апр. 09 2,38 14,60 34,78 213,16 5,67

май 09 2,41 19,47 47,00 378,95 5,83

июн. 09 2,34 24,57 57,49 603,85 5,47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

июл. 09 2,44 24,80 60,54 615,21 5,96

авг. 09 2,49 25,22 62,93 636,22 6,22

сен. 09 2,44 25,32 61,71 641,27 5,94

окт. 09 2,41 17,03 41,03 290,13 5,80

ноя. 09 2,44 9,73 23,80 94,74 5,98

дек. 09 2,45 9,73 23,83 94,74 6,00

янв. 10 2,59 11,30 29,27 127,77 6,71

фев. 10 2,54 11,53 29,32 133,02 6,46

мар. 10 2,50 11,03 27,53 121,73 6,23

апр. 10 2,38 17,15 40,86 294,12 5,68

май 10 2,23 22,39 49,90 501,16 4,97

июн. 10 2,07 27,37 56,73 749,30 4,29

июл. 10 1,99 27,87 55,54 776,92 3,97

авг. 10 1,91 27,13 51,72 736,22 3,63

сен. 10 1,80 27,81 50,16 773,58 3,25

окт. 10 1,74 19,46 33,83 378,82 3,02

ноя. 10 1,36 11,72 15,90 137,44 1,84

дек. 10 1,24 10,85 13,47 117,79 1,54

Итого 930,66 8736,15 117,00

по формулам (1), (2) равны: а = 0,05, Ь = 17,68.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 0,05х + 17,68. (3)

На основе формулы (3) линейный коэффициент корреляции равен г = 0,003, отсюда следует, что характер и степень взаимосвязи практически отсутствует.

Исходя из представленных выше данных, можно сделать вывод о том, что связь между факторным параметром «численность безработных граждан» и объемом производства мороженого отсутствует, а значит, данный параметр не следует рассматривать при выпуске мороженого и установлении цен на него.

Третьим фактором, ориентировочно влияющим на объемы производства мороженого, является динамика цен на дизельное топливо в рублях за литр. Данный параметр взят не случайно, так как цены на топливо, в частности, влияют на цену сырьевых компонентов для изготовления мороженого, а именно на молоко. Отсюда возможно повышение себестоимости продукции, и как следствие, и цены товара. Представим на рис. 6 динамику изменения цен на топливо за 2009-2011 гг.

На рис. 6 видно, что тенденция цен на топливо только возрастает. На протяжении 2009 года цена 1 литра дизельного топливо в среднем выросла на 18,4 %, в дальнейшем прогнозируется также рост цен ввиду повышения цен нефти. На основе этих данных представим в табл. 4 необходимый расчет для составления регрессионного уравнения и расчета коэффициента корреляции.

Исходя из табл. 4, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср = = 20,02, уср = 17,8. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам (1), (2) равны: а = 3,12, Ь = -44,58.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 3,12х - 44,58. (4)

На основе формулы (4) коэффициент корреляции в данном случае равен г = 0,288. Отсюда следует, что степень взаимосвязи является слабой, характер связи прямой.

Возможно, при рассмотрении данного параметра необходимо было бы использовать не линейную, а логарифмическую зависимость, так как точки расположены криволинейно.

Исходя из представленных выше данных можно сделать выводы о том, что связь между факторным параметром динамики цен на дизельное топливо и объемом производства мороженого есть, но не в такой значительной степени, чтобы акцентировать на этом внимание.

Последним фактором, рассматриваемым с точки зрения влияния на производство мороженого, выступает число фирм - производителей мороженого. Сюда относятся все возможные предприятия, хладокомбинаты, региональные небольшие компании, занимающиеся производством мороженого по всей России.

Динамика данного показателя такова, что с 2000 г. наблюдалось повышение числа производителей мороженого. Так, например, по данным Росстата в 2000 г. число таких компаний по всей России составляло порядка 350, а уже в 2001 г. их количество превысило 350. Однако в период финансово-экономического кризиса, начавшегося в

2008 г., многие компании закончили свое существования путем ухода с рынка или поглощения более крупными фирмами. Например, известная по всей России Санкт-Петербургская фирма «Талосто» купила компанию «Смайл» и «Метелица», а фирму «Инмарко» поглотил концерн «Юниливер».

Для проведения регрессионных расчетов период выборки будем рассматривать по годам с 2000 по 2010 гг. Тогда представим в табл. 5 необходимые расчеты для построения регрессионного уравнения.

Исходя из табл. 5, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср = = 349,55, уср = 350,82. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам (1), (2) равны: а = 0,55, Ь = 158,35.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 0,55х + 158,35. (5)

На основе формулы (5) коэффициент корреляции равен г = 0,912. Это говорит о сильной сте-

2009

2010

Рис. 6. Динамика цен на топливо за 2009-2010 гг. в России, руб./литр

Таблица 4

Регрессионные расчеты по фактору «динамика цен на топливо»

Месяц Цены на топливо, х Объем производства мороженого, у х*у у2 х2

янв. 09 18,98 9,94 188,72 98,87 360,24

фев. 09 18,95 10,31 195,44 106,36 359,10

мар. 09 19,04 10,71 203,98 114,78 362,52

апр. 09 19,28 14,60 281,49 213,16 371,72

май 09 19,32 19,47 376,10 378,95 373,26

июн. 09 19,59 24,57 481,39 603,85 383,77

июл. 09 19,77 24,80 490,36 615,21 390,85

авг. 09 19,85 25,22 500,68 636,22 394,02

сен. 09 19,75 25,32 500,14 641,27 390,06

окт. 09 19,85 17,03 338,11 290,13 394,02

ноя. 09 19,98 9,73 194,47 94,74 399,20

дек. 09 19,92 9,73 193,89 94,74 396,81

янв. 10 19,90 11,30 224,94 127,77 396,01

фев. 10 19,97 11,53 230,32 133,02 398,80

мар. 10 20,12 11,03 221,99 121,73 404,81

апр. 10 20,16 17,15 345,74 294,12 406,43

май 10 20,42 22,39 457,14 501,16 416,98

июн. 10 20,34 27,37 556,77 749,30 413,72

июл. 10 20,61 27,87 574,47 776,92 424,77

авг. 10 20,72 27,13 562,20 736,22 429,32

сен. 10 20,80 27,81 578,52 773,58 432,64

окт. 10 20,99 19,46 408,54 378,82 440,58

ноя. 10 21,15 11,72 247,95 137,44 447,32

дек. 10 21,10 10,85 229,01 117,79 445,21

Итого 480,56 427,10 8582,35 8736,15 9632,17

Таблица 5

Регрессионные расчеты по фактору «число фирм производителей»

Год Число производителей мороженого, х Объем производства мороженого, у х*у у2 х2

2000 340,0 338,3 115005,0 114413,1 115600,0

2001 368,0 365,0 134320,0 133225,0 135424,0

2002 380,0 376,4 143035,8 141684,5 144400,0

2003 391,0 384,8 150468,5 148094,1 152881,0

2004 395,0 377,0 148915,0 142129,0 156025,0

2005 401,0 380,2 152460,2 144552,0 160801,0

2006 415,0 385,4 159941,0 148533,2 172225,0

2007 332,0 323,5 107402,0 104652,3 110224,0

2008 308,0 310,8 95726,4 96596,6 94864,0

2009 265,0 292,0 77380,0 85264,0 70225,0

2010 250,0 325,6 81400,0 106015,4 62500,0

Итого 3845,0 3858,9 1366053,9 1365159,1 1375169,0

пень взаимосвязи и прямом характере связи между факторами объема производства мороженого и числом фирм-производителей.

Таким образом, исходя из представленных выше данных, можно сделать выводы о том, что связь между факторным параметром «число фирм производителей» и «объем производства мороженого» высокая, в целом можно сказать, что она функциональная и имеет прямую зависимость.

В результате рассмотрены факторы, влияющие на объем производства мороженого. Далее рассмотрим параметры, влияющие в той или иной степени на объем потребления.

Первым фактором, указанным в табл. 1, является динамика цен в рублях за штуку на товар-заменитель, а именно шоколадный батончик. Данный вид продукта выбран неслучайно, так как шоколадный батончик является непосредственным товаром-субститутом мороженого, и также относится к импульсной покупке.

По данным специализированного информационно-аналитического журнала «Фудмаркет» потребительские цены на шоколад в России неуклонно растут. Еще в 2008 года средняя цена на шоколадный батончик не превышала 20 рублей за штуку (рис. 7). Особенно активный рост потребительских

цен отмечался с начала 2009 года. Среднемесячный темп роста цен отмечался на уровне 3,02 %.

В декабре 2010 года потребительская цена одного шоколадного батончика в среднем по России составляла 24,56 рубля. Относительно декабрьского показателя предыдущего года рост цен составил 4,1 %.

На основе представленных выше данных рассчитаем необходимые показатели для построения линейного уравнения регрессии и представим данные в табл. 6.

На основе данных, представленных в табл. 6, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср = 23,28, уср = 17,44. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам (1), (2), равны: а = 3,38, Ь = -61,19.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 3,38х - 61,19. (6)

На основе формулы (6) коэффициент корреляции в данном случае равен г = 0,36. Данное значение говорит о прямом характере, но слабой степени взаимосвязи между рассматриваемыми параметрами.

Таким образом, исходя из представленных выше данных, можно сделать выводы о том, что связь между факторным параметром цены на шоколадный батончик и объемом сбыта мороженого слабая. Возможно, цена на товар-заменитель и влияет на некоторые группы потребителей, однако не в такой большой степени. А значит, при выпуске продукции не стоит уделять большого внимания к изменениям цен товаров-заменителей.

Вторым фактором, выбранным в качестве оценки, является динамика средних цен на мороженое по России за 2009-2010 гг. В данном случае результирующим фактором выбран не объем сбыта продукции, а норма потребление мороженого на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Динамика цен на шоколадный батончик в России за 2009-2010 гг., руб./шт.

Таблица 6

Регрессионные расчеты по фактору «динамика цен на шоколадные батончики»

Месяц Цена на шоколадный батончик, х Объем потребления мороженого, у х*у у2 х2

янв. 09 21,62 9,89 213,79 97,83 467,21

фев. 09 22,01 9,92 218,34 98,43 484,35

мар. 09 22,20 10,13 224,95 102,64 493,04

апр. 09 22,40 14,52 325,30 210,87 501,80

май 09 22,89 19,36 443,24 374,89 524,06

июн. 09 22,79 24,32 554,41 591,58 519,57

июл. 09 22,99 24,67 567,23 608,73 528,56

авг. 09 23,38 24,76 579,03 613,18 546,79

сен. 09 23,52 24,42 574,44 596,46 553,24

окт. 09 23,36 16,94 395,82 287,02 545,87

ноя. 09 23,58 9,58 225,92 91,80 556,02

дек. 09 23,60 9,71 229,18 94,30 556,94

янв. 10 22,60 10,87 245,56 118,08 510,65

фев. 10 22,79 11,01 250,89 121,15 519,57

мар. 10 23,19 10,93 253,36 119,39 537,64

апр. 10 22,99 16,41 377,16 269,12 528,56

май 10 23,38 21,84 510,77 477,13 546,79

июн. 10 24,01 27,34 656,54 747,57 576,59

июл. 10 24,07 27,21 655,02 740,47 579,43

авг. 10 23,99 27,09 650,00 733,96 575,65

сен. 10 23,97 27,04 648,27 731,25 574,70

окт. 10 24,37 18,93 461,35 358,50 593,70

ноя. 10 24,37 10,87 264,78 118,08 593,70

дек. 10 24,56 10,76 264,21 115,71 603,32

Итого 558,65 418,53 9789,56 8418,16 13017,74

душу населения в кг/чел. Так как именно этот параметр позволит более точно определить взаимосвязь цены и потребления. Рассматриваемый период выборки - с 2000 по 2010 гг.

По последним данным Росстата, мороженое в России за 2008 г. подорожало на 2,8 %, однако это был не предел (рис. 8). В 2010 г. цены подскочили в среднем на 15 % в сравнении с предыдущим годом.

Такие повышающиеся тенденции, прежде всего, были связаны с увеличением цен на сырье, в частности на молоко, повышением объемов сбыта продукции и в частности возобновлением спроса после кризиса на мороженое сегмента «премиум».

Таким образом, на основе представленных выше данных, проведем необходимые расчеты, которые будут представлены в табл. 7, для определения коэффициентов уравнения регрессии.

На основе данных, представленных в табл. 7, средние значение результирующих и факторных параметров равны: хср = 105,71, уср = 2,54. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам (1), (2), равны: а = 0,003, Ь = -2,26.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 0,003х + 2,26. (7)

Для оценки взаимосвязи между факторами определим линейный коэффициент корреляции, который в данном случае будет равен г = 0,91. Данный показатель свидетельствует о прямой и сильной взаимосвязи между результативным и

факторным признаками, т. е. между ценой на мороженое и объемами потребления.

Таким образом, можно сделать вывод, что покупатели в какой-то мере чувствительны к цене, однако это также связано с повышением спрос на мороженое класса «премиум». А значит, при выпуске продукции необходимо уделять особое внимание ценовой политике.

Заключительным параметром оценки влияния на потребления мороженого выступает среднедушевой доход. Данный фактор выбран не случайно, ведь, как отмечалось ранее, покупатель в той или иной мере чувствителен к цене, тем более, что большую часть населения составляют люди со средним уровнем дохода. По данным Росстата среднедушевые доходы с 2000 г. отражали положительную тенденцию (рис. 9). В частности, такая тенденция связана также с повышением уровня инфляции.

В 2001 г. произошел значительный прирост доходов, который составил порядка 35% в сравнении с предыдущим годом. С 2000 по 2008 гг. наблюдается положительная тенденция, средний темп роста составлял 30-35 %, однако в 2009 г. среднедушевой доход населения снизился на 0,49 % и составил 16,86 тыс. рублей, что ниже показателя предыдущего года. Такому снижению способствовал финансовый кризис, в результате которого большое количество людей стало безработными. Однако к

2010 году произошел рост доходов на 7,19 %.

Рис. 8. Динамика изменения цен на мороженое, руб./кг

Таблица 7

Регрессионные расчеты по фактору «изменение цен на мороженое»

Год Средняя цена на мороженое, х Потребление мороженого на 1 чел. в год, у х*у у2 х2

2000 48,90 2,35 114,92 5,52 2391,21

2001 45,60 2,31 105,34 5,34 2079,36

2002 55,36 2,41 133,42 5,81 3064,73

2003 79,80 2,54 202,69 6,45 6368,04

2004 81,25 2,48 201,50 6,15 6601,56

2005 111,84 2,57 287,43 6,60 12508,19

2006 102,40 2,58 264,19 6,66 10485,76

2007 129,70 2,72 352,78 7,40 16822,09

2008 157,90 2,63 415,28 6,92 24932,41

2009 162,60 2,62 426,01 6,86 26438,76

2010 187,50 2,74 513,75 7,51 35156,25

Итого 1162,85 27,95 3017,30 71,22 146848,36

Таким образом, на основе представленных данных о среднедушевом доходе населения проведем необходимые расчеты (табл. 8) для построения уравнения линейной регрессии.

На основе данных, представленных в табл. 8, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср = 9,97, уср = 2,54. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам (1), (2), равны: а = 0,021, Ь = -2,33.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 0,021х + 2,33. (8)

Для оценки взаимосвязи между факторами определим линейный коэффициент корреляции, который в данном случае будет равен г = 0,92. Данный показатель свидетельствует о прямой и о

достаточно сильной взаимосвязи между результативным и факторным признаками.

Таким образом, можно сделать вывод, что норма потребления мороженого на одного человека в большой зависимости от среднедушевого дохода населения, что также говорит о важности рассмотрения данного параметра в дальнейшем. Исходя из проведенного выше анализа представим в табл. 9 обобщенные данные.

В ходе проведенных анализов было установлено, что на объем производства мороженого в большей степени влияют объемы производства молока, так как этот компонент является основным при производстве мороженого. Низкая зависимость наблюдалась при рассмотрении таких параметров, как цены на дизельное топливо и уро-

Год Среднедушевые денежные доходы, х Объем потребления мороженого, у х*у у2 х2

2000 2,28 2,35 5,36 5,52 5,20

2001 3,06 2,31 7,07 5,34 9,38

2002 3,95 2,41 9,51 5,81 15,58

2003 5,17 2,54 13,13 6,45 26,73

2004 7,41 2,48 18,38 6,15 54,91

2005 9,11 2,57 23,42 6,60 83,03

2006 12,20 2,58 31,47 6,66 148,74

2007 14,60 2,72 39,72 7,40 213,24

2008 16,94 2,63 44,55 6,92 286,98

2009 16,86 2,62 44,17 6,86 284,16

2010 18,07 2,74 49,51 7,51 326,50

Итого 109,65 27,95 286,29 71,22 1454,45

Таблица 9

Итоговые данные регрессионного и корреляционного анализов

Параметр Регрессионное уравнение Коэффициент корреляции Характер связи

Объем производства молока в России у = 2,91х - 10 0,930 Прямой, сильный

Число безработных граждан у = 0,05х + 17,68 0,003 Прямой, отсутствует

Динамика цен на дизельное топливо у = 3,12х - 44,58 0,288 Прямой, слабый

Число фирм-производителей у = 0,55х + 158,35 0,912 Прямой, сильный

Цены на товары-заменители (шоколадные батончики) у = 3,38х - 61,19 0,360 Прямой, слабый

Динамика средних цен на мороженое у = 0,003х + 2,26 0,914 Прямой, сильный

Среднедушевой доход населения у = 0,021х + 2,33 0,922 Прямой сильный

Литература

1. Постановление правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

2. www.gks.ru

Поступила в редакцию 30 февраля 2011 г.

Мартиросян Лиана Бениаминовна. Ассистент кафедры «Маркетинг и менеджмент», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), соискатель. Область научных интересов - экономика, маркетинг, управление устойчивым равновесием рынков. Контактный телефон: +7 905 83 93 953.

Liana Beniaminovna Martirosyan. Assistant of Marketing and Management Department at South Ural State University, post graduate of economics. Fields of scientific interests are economics, marketing, market stable equilibrium managing. Contact phone: +7 905 83 93 953.

Балабайкин Владимир Федорович. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и финансы», Челябинская государственная агроинженерная академия. Область научных интересов - стратегическое управление техническим развитием предприятий АПК. Контактный телефон: +7 912 80 81 544

Vladimir Fedorovich Balabaykin. Doctor of Economics, Professor, Head of «Accounting and Finance» at Chelyabinsk State Agro Academy. Field of scientific interests includes: strategic management of technological development of agricultural enterprises.

Contact phone number: +7 912 80 81 544.

вень безработицы. Что касается факторов, влияющих на объем потребления мороженого, то здесь наибольшую силу оказывают такие параметры, как цена на мороженое и среднедушевой доход населения, т. е. покупатель достаточно чувствителен к цене. Тогда данным факторам нужно уделить наибольшее внимание при формировании условий устойчивого равновесия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.