Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на уровень спроса и предложения на рынке мороженого'

Анализ факторов, влияющих на уровень спроса и предложения на рынке мороженого Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3884
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА / ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартиросян Л.Б.

Статья посвящена проблемам формирования устойчивого рыночного равновесия. Рассмотрены условия формирования устойчивого равновесия на рынке мороженого Челябинской области. Проанализированы факторы, оказывающие наибольшее влияние на рынок мороженого. Проведены регрессионный и корреляционный анализы, позволяющие определить вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой зависимой переменной величины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на уровень спроса и предложения на рынке мороженого»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 338.439 (470.55)

анализ факторов, влияющих на уровень спроса и предложения на рынке мороженого

л. б. Мартиросян,

ассистент кафедры маркетинга и менеджмента

E-mail: liana. tpsrussia@gmai!. com Южно-Уральский государственный университет

Статья посвящена проблемам формирования устойчивого рыночного равновесия. Рассмотрены условия формирования устойчивого равновесия на рынке мороженого Челябинской области. Проанализированы факторы, оказывающие наибольшее влияние на рынок мороженого. Проведены регрессионный и корреляционный анализы, позволяющие определить вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой зависимой переменной величины.

Ключевые слова: факторы рыночного равновесия, корреляционный и регрессионный анализ, факторные параметры, динамика развития, динамика объемов производства, динамика потребления, факторы производства.

Устойчивое положение предприятия на рынке и наращивание его мощности обусловлены необходимостью постоянного анализа изменений структуры рынка и основных тенденций развития ситуации, т. е. определения того, какие факторы оказывают большое влияние на изменение спроса и предложения. Равновесие рынка позволяет обеспечить баланс спроса и предложения, стабильный уровень цен на основании свободного рыночного ценообразования, а также динамичный устойчивый рост национального производства.

Особое влияние на равновесие рынка оказывают потребители, которые формируют спрос. На рынке мороженого спрос имеет ярко выраженный

характер, в результате чего формируется ассортиментная политика предприятия по предпочтениям потребителей. Так, в летние месяца пользуется большим спросом мороженое «импульсного» потребления, зимой — «домашнего» потребления.

Ключевую роль в формировании спроса на мороженое играют доходы потребителей, в зависимости от которых формируются ценовые классы, сегменты. Большинство производителей мороженого стремятся реализовывать продукцию для каждого ценового сегмента, но в большей степени они ориентируются на средний уровень доходов потребителей.

Еще одной немаловажной составляющей спроса является полезность блага, т. е. для чего покупатель приобретает мороженое. Сюда можно отнести материальную полезность, ввиду того, что мороженое является недорогим продуктом, и нематериальную полезность — мороженое освежает, приносит чувство радости и является антидепрессантом.

Что касается факторов предложения, то здесь особую роль занимают затраты на сырье, ведь при производстве мороженого основную часть издержек составляют именно данные расходы. В зависимости от цен на сырьевые компоненты, необходимые для производства мороженого, формируются его производственная себестоимость, в результате чего определяется ценовой уровень.

Уровень предложения также зависит от имеющихся у компании ресурсов, к которым можно отнести оборудование, предметы труда, основные средства, технологически разработки, трудовые ресурсы, ноу-хау и т. д. Так, например, если компания обладает определенно новой технологией, которая позволяет производить мороженое с минимальным уровнем потерь сырья и брака, снижая издержки производства, то тогда она может устанавливать цены ниже рыночных и тем самым влиять на баланс рынка.

Таким образом, перечисленным выше факторам, формирующим спрос и предложение на рынке, необходимо уделять особое внимание, так как они определяют равновесие рынка, в результате чего предприятие получает прибыль. Но каждый фактор может иметь различную степень влияния на рыночный баланс, необходимо проводить анализ взаимосвязи факторов спроса и предложения и оценивать их степень воздействия на равновесие рынка. Для этого чаще всего используют регрессионный и корреляционный анализы.

Регрессионный и корреляционный анализы позволяют определить вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой (прогнозируемой) зависимой переменной величины, т. е. позволяют изучить закономерности развития изучаемых факторов, понять сложный механизм причинно-следственных взаимосвязей и зависимостей между параметрами [6].

В нашем исследовании в качестве зависимых переменных величин будут выступать объем сбыта и объем производства мороженого в натуральных величинах, так как рассматриваемые переменные позволяют определить равновесие рынка мороженого — насколько удовлетворен спрос предложением?

Регрессионный анализ позволил выявить ряд факторных признаков, которые будут рассматриваться в качестве независимых переменных, влияющих на результирующий признак. Отобразим данные факторы в табл. 1, где они будут структури-

рованы по группам влияния на объем потребления и производство мороженого.

Как видно, представленные факторы имеют слабую взаимосвязь с другими переменными, однако в той или иной мере связаны с результирующим показателем. А значит, оценка коэффициентов регрессии будет адекватной и достоверной.

В качестве результативных признаков мы взяли объем продаж и производства (объем потребления) мороженого, так как эти параметры в большей степени определяют эффективность деятельности работы предприятия по производству мороженого, тенденции отрасли в целом.

В период кризиса производство мороженого в России имело отрицательные тенденции, наблюдалось снижение покупательской способности. Однако к концу II полугодия 2010 г. мороженщики несколько сократили темпы падения. По данным Аналитического центра «Шаг за шагом» («Step by Step»), в 2010 г. отрасль начала выходить из стадии спада, многие крупные компании наращивали производственные мощности [5]. Рассмотрим изменение объемов производства мороженого (рис. 1).

Тем самым средний прирост объемов производства мороженого за 2010 г. в сравнении с предыдущим годом составил 12 %, что говорит о положительной динамике развития отрасли. Так, например, объем производства мороженого в мае 2010 г. повысился на 15,64 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составил 22,39 тыс. т.

Если проанализировать объем потребления мороженого за 2009—2010 гг., то здесь также наблюдается положительная динамика. В среднем объемы потребления мороженого ниже объемов производства на 2,19 %. Представленные показатели основывались на среднедушевом потреблении мороженого в размере 2,7 кг на человека в 2010 г. [3]. Проиллюстрируем динамику изменения объемов потребления мороженого в России (рис. 2).

После проведения регрессионного анализа необходимо провести корреляционный анализ. Данный анализ позволит установить направления

Таблица 1

Факторы, структурированные по группам влияния на объем потребления и производство мороженого

№ Анализируемые параметры

п/п влияющие на объем потребления (спрос) влияющие на объем производства (предложение)

1 Цены на товары-заменители (шоколадный батончик) Объем производства молока в России

2 Динамика средних цен на мороженое Динамика цен на дизельное топливо

3 Среднедушевой доход населения Число фирм производителей

Рис. 1. Динамика изменения объемов производства мороженого в России за 2009—2010 гг., тыс. т

28 24 20 16 12 8 4 0

'2009 2010

у

г / / А

«г

Рис. 2. Динамика изменения объемов потребления мороженого в России за 2009—2010 гг., тыс. т

14 12 10 8

6 4 2 0

. I N I I I I

-■ii i i i i i i I I

12009

12010

&

4?

Рис. 3. Динамика производства молока за 2009—2010 гг., тыс. т

с 2009 по 2010 г. с разбивкой по месяцам, а для некоторых факторов по годам с 2000 по 2010 г.

Первым фактором, рассмотренным в табл. 1, является объем производства молока. Ключевую роль в формировании цены мороженого играет его себестоимость, которая зависит от цен на ресурсы. Среди большинства сырьевых компонентов, которые используются при производстве мороженого, большую долю составляет молоко — как цельное, так и сухое. Исходя из этого, рассмотрим динамику производства молока за 2009—2010 гг. (рис. 3) [2].

Из анализа данных на рис. 3 видно, что особых изменений объемов производства не наблюдается, есть лишь незначительные наращения объемов производства в августе, сентябре 2010 г. в сравнении с предыдущим годом. Также прослеживается явная сезонность производства молока в летние месяцы, что совпадает с сезонностью производства мороженого.

Таким образом, на основе данных объемов производства молока и производства мороженого можно рассчитать регрессионные коэффициенты а и Ь, для этого целесообразно представить в табл. 2 необходимые для этого расчеты.

Исходя из табл. 2, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср=9,7, уср=17,8. Коэффициенты регрессии следующие:

4478,04 - 24 • 9,7 -17,8

а = -

2373,64 - 24 • 9,7

= 2,91

и формы связи между признаками, измерения ее тесноты.

Таким образом, на основе представленных выше данных проведем регрессионный и корреляционный анализы для оценки влияния факторных параметров, представленных в табл. 1. Анализируемый период динамики факторов будет начинаться

Ь = 17,8 — 2,91 • 9,7= — 10,4.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 2,91х — 10. (1)

Далее по формуле рассчитаем коэффициент корреляции между факторами «объем производства мороженого» и «объем производства молока»:

Таблица 2

Регрессионные расчеты по фактору «Производство молока» в 2009—2010 гг.

Месяц Объем производства молока, х Объем производства мороженого, у х • у у2 л:2

2009г.

Январь 6,98 9,94 69,40 98,87 48,72

Февраль 7,24 10,31 74,67 106,36 52,42

Март 8,16 10,71 87,42 114,78 66,59

Апрель 9,76 14,60 142,50 213,16 95,26

Май 11,42 19,47 222,31 378,95 130,42

Июнь 13,30 24,57 326,83 603,85 176,89

Июль 12,89 24,80 319,71 615,21 166,15

Август 11,38 25,22 287,04 636,22 129,50

Сентябрь 10,62 25,32 268,93 641,27 112,78

Октябрь 9,54 17,03 162,50 290,13 91,01

Ноябрь 7,33 9,73 71,35 94,74 53,73

Декабрь 7,08 9,73 68,91 94,74 50,13

2010 г.

Январь 6,74 11,30 76,18 127,77 45,43

Февраль 7,23 11,53 83,39 133,02 52,27

Март 8,32 11,03 91,80 121,73 69,22

Апрель 9,80 17,15 168,07 294,12 96,04

Май 11,67 22,39 261,25 501,16 136,19

Июнь 13,22 27,37 361,88 749,30 174,77

Июль 12,64 27,87 352,32 776,92 159,77

Август 11,89 27,13 322,62 736,22 141,37

Сентябрь 10,61 27,81 295,10 773,58 112,57

Октябрь 10,01 19,46 194,83 378,82 100,20

Ноябрь 7,42 11,72 86,99 137,44 55,06

Декабрь 7,56 10,85 82,05 117,79 57,15

Итого... 4 478,0 8 736,1 2 373,6

г =

24 • 4478,04 - 232,81- 427,1

у1( 24 • 2373,64 - 232,812 ) • (24 • 8736,15 - 427,12 )

= 0,93.

Полученный коэффициент говорит о прямом характере и сильной степени связи между параметрами. Также рассмотрим корреляционное поле на рис. 4, которое также позволяет дать наглядную графическую интерпретацию коэффициента корреляции.

На рис. 4 отчетливо видно, как точки сосредоточены вокруг линии тренда, что также говорит о высокой степени взаимосвязи между объемом производства молока и объемом производства мороженого.

Таким образом, можно сделать вывод, что объемы производства молока в значительной степени могут влиять на производство мороженого, так как между ними существует высокая взаимосвязь. В частности, это связано с тем, что молоко является основным сырьевым компонентом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при производстве мороженого. Дефицит молочного сырья может привести к повышению цен на него, а значит, и повышению цен на мороженое.

Последним фактором, рассматриваемым с точки зрения влияния на производство мороженого, выступает число фирм — производителей мороженого. Сюда относятся все возможные предприятия, хладокомбинаты, региональные небольшие компа-

й [2 о

« о

° и ® 2 О к

К И

а *

& о

С ^

2 2

и я

ев Ю

О

32 29 26 23 20 17 14 11 8

♦ ^

♦ ♦

5

6

7

8

9

10 11 12 13 14

Объем производства молока

Рис. 4. Корреляционное поле между факторами «объем производства молока» и «объем производства мороженого», тыс. т

5

4

Таблица 3

Регрессионные расчеты по фактору «Число фирм-производителей» в 2000—2010 гг.

Год Число производителей мороженого, х Объем производства мороженого, у х • у у2 х2

2000 340,0 338,3 115 005,0 114 413,1 115 600,0

2001 368,0 365,0 134 320,0 133 225,0 135 424,0

2002 380,0 376,4 143 035,8 141 684,5 144 400,0

2003 391,0 384,8 150 468,5 148 094,1 152 881,0

2004 395,0 377,0 148 915,0 142 129,0 156 025,0

2005 401,0 380,2 152 460,2 144 552,0 160 801,0

2006 415,0 385,4 159 941,0 148 533,2 172 225,0

2007 332,0 323,5 107 402,0 104 652,3 110 224,0

2008 308,0 310,8 95 726,4 96 596,6 94 864,0

2009 265,0 292,0 77 380,0 85 264,0 70 225,0

2010 250,0 325,6 81 400,0 106 015,4 62 500,0

Итого... 3 845,0 3 858,9 1 366 053,9 1 365 159,1 1 375 169,0

нии, занимающиеся производством мороженого по всей России.

Динамика данного показателя такова, что с 2000 г. наблюдалось повышение числа производителей мороженого. Так, например, по данным Росстата, в 2000 г. число таких компаний по всей России составляло порядка 350, а уже в 2001 г. их количество превысило 350 [4]. Однако в период финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., многие компании закончили существование путем ухода с рынка или поглощения более крупными фирмами. Например, известная по всей России Санкт-Петербургская фирма «Талосто» купила компанию «Смайл» и «Метелица», а фирму «Инмарко» поглотил концерн «Юниливер».

Для проведения регрессионных расчетов период выборки будем рассматривать по годам с 2000 по 2010 г. Тогда представим в табл. 3 необходимые расчеты для построения регрессионного уравнения.

400

ев

Ю

О

370

340

310

280

250

250 275 300 325 350 375 400 425 450

Число фирм производителей мороженого, ед.

Рис. 5. Корреляционное поле между факторами «число фирм-произво дителей» и «объем производства мороженого»

Исходя из табл. 3, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср = 349,55, уср = 350,82. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам, равны: а = 0,55, Ь = 158,35.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 0,55х + 158,35. (3)

Коэффициент корреляции равен: г = 0,912. Это говорит о сильной степени взаимосвязи и прямом характере связи между факторами «объем производства мороженого» и «число фирм-производителей». Также представим на рис. 5 корреляционное поле рассматриваемых параметров.

На рис. 5 все параметры изображены вблизи линии тренда, что также свидетельствует о высокой зависимости факторов.

Таким образом, исходя из представленных выше данных, можно сделать вывод о том, что связь между факторными параметрами «число фирм-производителей» и «объем производства мороженого» высокая. В целом можно сказать, что она функциональная, имеет прямую зависимость.

В результате мы рассмотрели факторы, влияющие на объем производства мороженого. Далее рассмотрим параметры, влияющие в той или иной степени на объем потребления.

Первым фактором, указанным в табл. 3, является динамика цен в рублях за штуку на товар-заменитель, а именно шоколадный батончик. Данный вид продукта выбран не случайно, так как шоколадный батончик является непосредственным товаром-субститу-

Рис. 6. Динамика цен на шоколадные батончики в России за 2009—2010 гг, руб./шт.

том мороженого, и также относится к импульсной покупке.

Данные специализированного информационно-аналитического журнала «Фудмаркет» подтверждают, что потребительские цены на шоколад в России неуклонно растут [1]. Еще в начале 2008 г. средняя цена на шоколадный батончик не превышала 20 руб. за штуку. Проиллюстрируем

динамику изменения цен на шоколадный батончик на рис. 6.

Особенно активный рост потреби-^2009 тельских цен отмечался с начала 2009 г. —2010 Среднемесячный темп роста цен отмечался на уровне 3,02 %. В декабре 2010 г. потребительская цена одного шоколадного батончика в среднем по России составляла 24,56 руб. Относительно декабрьского показателя предыдущего года рост цен составил 4,1 %. На основе представленных выше данных рассчитаем необходимые показатели для построения линейного уравнения регрессии и представим данные в табл. 4.

На основе данных, представленных в табл. 4, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср = 23,28, уср = 17,44. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам, равны: а = 3,38, Ь = — 61,19.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 3,38х — 61,19. (4)

Таблица 4

Регрессионные расчеты по фактору «Динамика цен на шоколадный батончик»

Месяц Цена на шоколадный батончик, х Объем потребления мороженого, у х • у у2 л2

2009г.

Январь 21,62 9,89 213,79 97,83 467,21

Февраль 22,01 9,92 218,34 98,43 484,35

Март 22,20 10,13 224,95 102,64 493,04

Апрель 22,40 14,52 325,30 210,87 501,80

Май 22,89 19,36 443,24 374,89 524,06

Июнь 22,79 24,32 554,41 591,58 519,57

Июль 22,99 24,67 567,23 608,73 528,56

Август 23,38 24,76 579,03 613,18 546,79

Сентябрь 23,52 24,42 574,44 596,46 553,24

Октябрь 23,36 16,94 395,82 287,02 545,87

Ноябрь 23,58 9,58 225,92 91,80 556,02

Декабрь 23,60 9,71 229,18 94,30 556,94

2010 г.

Январь 22,60 10,87 245,56 118,08 510,65

Февраль 22,79 11,01 250,89 121,15 519,57

Март 23,19 10,93 253,36 119,39 537,64

Апрель 22,99 16,41 377,16 269,12 528,56

Май 23,38 21,84 510,77 477,13 546,79

Июнь 24,01 27,34 656,54 747,57 576,59

Июль 24,07 27,21 655,02 740,47 579,43

Август 23,99 27,09 650,00 733,96 575,65

Сентябрь 23,97 27,04 648,27 731,25 574,70

Октябрь 24,37 18,93 461,35 358,50 593,70

Ноябрь 24,37 10,87 264,78 118,08 593,70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Декабрь 24,56 10,76 264,21 115,71 603,32

Итого... 558,65 418,53 9 789,56 8 418,16 13 017,74

Коэффициент корреляции в данном случае равен: г = 0,36. Данное значение говорит о прямом характере, но слабой степени взаимосвязи между рассматриваемыми параметрами.

Также проиллюстрируем графически взаимозависимость факторов «объем потребления мороженого» и «динамика цен на шоколадный батончик», в виде корреляционного поля на рис. 7.

Следует отметить, что анализ данных на рис. 7 также свидетельствует о слабой взаимосвязи рассматриваемых параметров ввиду того, что точки на графике разбросаны хаотично. Таким образом, можно сделать вывод о том, что связь между ценой на шоколадный батончик и объемом сбыта мороженого слабая. Возможно, цена на товар-заменитель и влияет на некоторые группы потребителей, однако не в такой большой степени. Значит, при выпуске продукции не стоит уделять большого внимания изменениям цен товаров-заменителей.

Вторым фактором, выбранным в качестве критерия оценки, является динамика средних цен на

а . зо

25 20 15 10 5 0

21 21,5 22 22,5 23 23,5 24 24,5 Цена на шоколадный батончик, руб./шт

<8 р § 15

2 о и а ^ о ю §

О 2

Рис. 7. Корреляционное поле между факторами «Цена на шоколадный батончик» и «Объем потребления мороженого»

60 40 20 0

Рис. 8. Динамика изменения цен на мороженое в 2000—2010 гг, руб. /кг

мороженое по России за 2009—2010 гг. В данном случае результирующим фактором выбран не объем сбыта продукции, а норма потребление мороженого на душу населения в кг/чел., так как именно этот параметр позволит более точно определить взаимосвязь цены и потребления. Рассматриваемый период выборки — по годам с 2000 по 2010 г.

По данным Росстата, мороженое в России за 2008 г. подорожало на 2,8 %, однако это был не предел. В 2010 г. цены подскочили в среднем на 15 % в сравнении с предыдущим годом. Такие положительные тенденции прежде всего были связаны с увеличением цен на сырье (в частности на молоко) и с возобновлением спроса после кризиса на мороженое сегмента «премиум». Рассмотрим графически динамику цен на мороженое на рис. 8.

Таким образом, на основе рассмотренных выше данных проведем необходимые расчеты, результаты которых будут представлены в табл. 5 для определения коэффициентов уравнения регрессии.

Итак, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср = 105,71, уср = 2,54. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам, равны: a = 0,003; Ь = — 2,26.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 0,003x + 2,26. (5)

Для оценки взаимосвязи между факторами определим линейный коэффициент корреляции, который в данном случае будет равен: г = 0,91. Данный показатель свидетельствует о прямой и сильной взаимосвязи между результативным и факторным признаками. Зависимость между данными параметрами на корреляционном поле рассмотрим на рис. 9.

Как видно из анализа данных, представленных на рис. 9, прослеживается высокая зависимость между ценой на мороженое и объемами потребления ввиду того, что точки на графики стремятся к линейной функции.

Таким образом, можно сделать вывод, что покупатели достаточно чувствительны к цене, а значит, при выпуске продукции необходимо уделять особое внимание ценовой политике.

25

187,5

Таблица 5

Регрессионные расчеты по фактору «Изменение цен на мороженое»

Год Средняя цена на мороженое, л Потребление мороженого на 1 чел. в год, у х • у у2 л2

2000 48,90 2,35 114,92 5,52 2 391,21

2001 45,60 2,31 105,34 5,34 2 079,36

2002 55,36 2,41 133,42 5,81 3 064,73

2003 79,80 2,54 202,69 6,45 6 368,04

2004 81,25 2,48 201,50 6,15 6 601,56

2005 111,84 2,57 287,43 6,60 12 508,19

2006 102,40 2,58 264,19 6,66 10 485,76

2007 129,70 2,72 352,78 7,40 16 822,09

2008 157,90 2,63 415,28 6,92 24 932,41

2009 162,60 2,62 426,01 6,86 26 438,76

2010 187,50 2,74 513,75 7,51 35 156,25

Итого... 1 162,85 27,95 3 017,30 71,22 146 848,36

50 75 100 125 150

Цена 1 кг мороженого, руб.

200

Рис. 9. Корреляционное поле между факторами «Цена на мороженое» и «Норма потребления»

Заключительным параметром оценки влияния на потребление мороженого выступает среднедушевой доход. Данный фактор выбран не случайно, ведь, как было сказано ранее, покупатель в той или иной мере чувствителен к цене, тем более что большую часть населения составляют люди со средним уровнем дохода. Рассмотрим на рис. 10 изменение среднедушевых доходов населения в России с 2000 г.

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

1 8,0 7

6,9 4

16 86

1 4,6

1 2,2

9 ,11

7 41

2 20 17

3 9 5

3 ,06

2 0 0 2

4 0 0 2

Рис. 10. Среднедушевые доходы населения в России в 2000—2010 гг., тыс. руб.

По данным Росстата, среднедушевые доходы с 2000 г. отражали положительную тенденцию. В частности, такая тенденция связано также с повышением уровня инфляции. В 2001 г. произошел значительный прирост доходов, который составил порядка 35 % в сравнении с предыдущим годом. С 2000 по 2008 г. наблюдается положительная тенденция, средний темп роста составлял 30—35 %, однако в 2009 г. среднедушевой доход населения снизился на 0,49 % и составил 16,86 тыс. руб., что ниже показателя предыдущего года. Такому снижению способствовал финансовый кризис, в результате которого большое количество людей стало безработным. Однако к 2010 г. произошел рост доходов на 7,19 %.

Таким образом, на основе представленных данных о среднедушевом доходе населения проведем необходимые расчеты для построения уравнения линейной регрессии и представим их в табл. 6.

На основе данных, представленных в табл. 6, средние значения результирующих и факторных параметров равны: хср = 9,97; уср = 2,54. Коэффициенты регрессии, рассчитанные по формулам, равны: а = 0,021; Ь = — 2,33.

Таким образом, линейное уравнение регрессии имеет вид:

у = 0,02^ + 2,33. (6)

Для оценки взаимосвязи между факторами определим линейный коэффициент корреляции, который в дан-

Таблица 6

Регрессионные расчеты по фактору «Среднедушевой доход населения»

Год Среднедушевые денежные доходы, х Объем потребления мороженого, у х • у у2 х2

2000 2,28 2,35 5,36 5,52 5,20

2001 3,06 2,31 7,07 5,34 9,38

2002 3,95 2,41 9,51 5,81 15,58

2003 5,17 2,54 13,13 6,45 26,73

2004 7,41 2,48 18,38 6,15 54,91

2005 9,11 2,57 23,42 6,60 83,03

2006 12,20 2,58 31,47 6,66 148,74

2007 14,60 2,72 39,72 7,40 213,24

2008 16,94 2,63 44,55 6,92 286,98

2009 16,86 2,62 44,17 6,86 284,16

2010 18,07 2,74 49,51 7,51 326,50

Итого... 109,65 27,95 286,29 71,22 1 454,45

и и 2,8

18 Я ч 2,72

о У

ю й 2,64

н о с О и о 2,56

я 2 я 2,48

о К о а 2,4

2 2,32

2,24

4 6 8 10 12 14 16

Среднедушевой доход, тыс. руб.

18 20

Рис. 11. Корреляционное поле между среднедушевым доходом населения и нормой потребления мороженого

ном случае будет равен: г = 0,92. Данный показатель свидетельствует о прямой и о достаточно сильной взаимосвязи между результативным и факторным признаками. Также для интерпретации корреляционного анализа рассмотрим на рис. 11 корреляционное поле рассматриваемых факторов.

Как видно из анализа данных, представленных на рис. 11, прослеживается явная зависимость между параметрами «среднедушевой доход населения» и «объем потребления», так как точки на графике приближены к одной линии.

Таким образом, можно сделать вывод, что норма потребления мороженого на одного человека в большой зависимости от среднедушевого дохода населения, что также говорит о важности рассмотрения данного параметра в дальнейшем.

Исходя из проведенного выше анализа, представим в табл. 7 обобщенные данные.

В целях определения наибольшей взаимосвязи между факторами, влияющими на производство и потребление мороженого, были проведены регрессионный и корреляционные анализы, в ходе которых было установлено, что на объем производства мороженого в большей степени влияют объемы производства молока, так как этот компонент является основным при производстве мороженого. Низкая зависимость наблюдалась при рассмотрении таких параметров, как «цены на дизельное топливо» и «уровень безработицы». Что касается факторов влияющих на объем потребления мороженого, то здесь наибольшую силу оказывают такие параметры как «цена на мороженое» и «среднедушевой

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоговые данные регрессионного и корреляционного анализов

0

2

Параметр Регрессионное уравнение Коэффициент корреляции Характер связи

Объем производства молока в России у = 2,91х — 10 0,930 Прямой, сильный

Динамика цен на дизельное топливо у = 3,12х — 44,58 0,288 Прямой, слабый

Число фирм-производителей у = 0,55х + 158,35 0,912 Прямой, сильный

Цены на товары-заменители (шоколадные батончики) у = 3,38х — 61,19 0,360 Прямой, слабый

Динамика средних цен на мороженое у = 0,003х + 2,26 0,914 Прямой, сильный

Среднедушевой доход населения у = 0,021х + 2,33 0,922 Прямой, сильный

доход населения», то есть покупатель достаточно чувствителен к цене. Тогда данным факторам нужно уделить наибольшее внимание при формировании ценовой политики.

Для формирования устойчивого равновесия необходимо четко представлять структуру рынка, какие факторы влияют на спрос и предложение, приводят к равновесному состоянию отрасли. В качестве оценочных факторов влияния на спрос были выделены: цена на мороженое, уровень доходов потребителей, цены на товары-заменители. Что касается факторов предложения, то здесь мы выделили следующие параметры: объем производства молока, число фирм-производителей, цены на дизельное топливо.

Список литературы

1. Колпакова Ю. Обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий // Фудмаркет. 2010. № 6. С. 12—14.

2. Новиков В. Б. Производство молока и основных видов молочной продукции: сборник аналитических статей. URL: http://www. milkbranch. ru/publ. html.

3. Понятова Н. Холодное и сладкое, прекрасное на вкус. Обзор российского рынка мороженого: сборник исследований // Бизнес Аналитика.

4. Рябова А. H. Рынок мороженого. Приятный холодок перемен // Новости торговли. 2010. № 7. С. 12—16.

5. Российский рынок мороженого // Продукты питания. Электрон. журнал. М.: ПрессКом, 2008. URL: http://www. up2go. ru/researches/ foodstuff/165.html.

6. Статистика: учеб. для вузов / В. М. Симчера, А. В. Багат, М. М. Конкина и др.; под общ. ред. В. М. Симчеры. М.: Финансы и статистика, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.