Научная статья на тему 'Формирование управленческо-прогностической компетенции курсантов как основа повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военных вузов'

Формирование управленческо-прогностической компетенции курсантов как основа повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / EFFICIENCY / FORMATION / MANAGEMENT-PROGNOSTIC COMPETENCE / MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY / THE CADETS OF MILITARY UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузиков Олег Петрович

В статье рассматривается современное состояние проблемы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военных вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузиков Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MANAGEMENT-PROGNOSTIC COMPETENCE OF STUDENTS AS A BASIS FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MILITARY UNIVERSITY

The article discusses the current state of the problem of formation of the management-prognostic competence of cadets of military higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческо-прогностической компетенции курсантов как основа повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военных вузов»

УДК 372.874

Пузиков Олег Петрович

заместитель начальника кафедры гуманитарных и социальных наук

Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел

Российской Федерации, Пермь, Россия 614030, Пермь, Вильямса 20/1 + 7 963 858-28-28, e-mail: olegpuzikoff@gmail. com

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Oleg P. Puzikov

Deputy Head of the Department of Humanities and Social Sciences

Perm Military Institute MVD of Russia 20/1, St. Williams, 614030, Perm, Russia, e-mail: olegpuzikoff@gmail. com

DEVELOPMENT OF A MANAGEMENT-PROGNOSTIC COMPETENCE OF STUDENTS AS A BASIS FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MILITARY

UNIVERSITY

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние проблемы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военных вузов.

Ключевые слова: эффективность; формирование; управленческо-прогностическая компетенция; военно-профессиональная деятельность; курсанты военных вузов.

Аbstract. The article discusses the current state of the problem of formation of the management-prognostic competence of cadets of military higher educational institutions.

Key words: efficiency; formation; management-prognostic competence; military-professional activity; the cadets of military University.

Современные тенденции развития военно-профессионального образования определяют новые, достаточно высокие ориентиры в повышении эффективности профессиональной деятельности выпускников военных вузов. Потребность в осуществлении качественной подготовки в военном вузе

© Пузиков О.П., 2015

курсантов, обладающих знаниями, умениями, необходимыми личностными качествами, способствующими выполнению командно -управленческой деятельности, определила область нашего исследовательского интереса. Проведенный историографический анализ развития проблемы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза и изучение современного ее состояния, выявление особенностей и специфики военного образования, анализ нормативно-правовой базы отечественного образования, научной и научно-практической психологической и педагогической литературы, а также результаты собственного исследования и личный опыт научно-педагогической деятельности актуализировали необходимость поиска эффективных способов формирования управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов.

В соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования подготовка курсантов в военном вузе осуществляется на основе реализации социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие самоуправления, участие курсантов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных обществ [17].

Современное состояние проблемы формирования управленческо -прогностической компетенции курсантов военных вузов основано на понимании военного образования как процесса и результата усвоения военно -профессиональных компетенций, необходимых военнослужащим для выполнения обязанностей воинской службы, для достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней профессионального образования.

При этом под управленческо-прогностической компетенцией курсантов военных вузов нами понимается интеграция знаний, умений, опыта и личностных качеств, которые реализуются в выполнении управленческих функций и обеспечивают прогностическую деятельность будущего офицера в профессиональной сфере [4; 5].

Формирование данной компетенции мы рассматриваем как значимую часть системы образовательного процесса в вузе, включающую:

- принадлежность как подсистемы к системе военно-профессиональной подготовки в военном вузе;

- принадлежность к классу педагогической системы, обладающей управляемостью, интегративностью, целостностью;

- идентичность структуры образовательному процессу в военном вузе.

Перечисленные характеристики создают основание для понимания

формирования управленческо-прогностической компетенции как целостного явления, сложного и многокомпонентно структурированного.

Цель формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза декомпозируется на задачи и в итоге воплощается в результат функционирования системы. Целью системы является формирование управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза, ее

результат - сформированная управленческо-прогностическая компетенция курсантов военного вуза, которая будет проявляться поуровнево и измеряться на основе выявленных критериев.

Выяснение и уточнение таких теоретико-методологических оснований, которые позволяют проектировать содержательное наполнение системы формирования управленческо-прогностической компетенции у курсантов военного вуза, опирается на идею комплексной разработки исследования со взаимодополняющими подходами, методологическими исходными позициями [13; 15; 22].

Проведение анализа компонентного наполнения формирования, адекватно отображающего специфику образовательного процесса в военном вузе, связано с принципиальным пониманием специфики формируемой компетенции. Как компетенция в общем своем виде она характеризует способность и готовность курсантов успешно решать профессиональные задачи, как специфическая компетенция она непосредственно связывает выполнение управленческой и прогностической деятельности будущими офицерами, обеспечивая их интеграцию и позволяющую быть эффективным офицером, командиром. В связи с этим считаем, что компонентами системы формирования управленческо-прогностической компетенции будут информационно-аналитический, мотивационно-целевой, программно-технологический, контрольно-диагностический, регулятивно-корректирующий.

Внешним системообразующим фактором системы является цель, которая обеспечивает и внешнесистемные связи, например с государственным заказом, социальными потребностями, а внутренним - самоуправление системы, которое обеспечивает ее целостность, функциональность и ориентированность на результат. Элементом процесса формирования управленческо -прогностической компетенции курсантов военного вуза будет являться педагогическая ситуация, характеризующая разрешаемую в заданный момент времени педагогическую задачу.

Внутрисистемные связи между информационно-аналитическим, мотивационно-целевым, программно-технологическим, контрольно-диагностическим, регулятивно-корректирующим компонентами

характеризуются как целеподчиненные, при этом они равнозначны в работе системы, поддерживают автономность компонентов и их единство относительно цели системы.

Взаимодействие системы с внешней средой определяется ее значимостью в процессе профессиональной подготовки курсанта: внешне заданные условия -педагогические - дают возможность качественно меняться каждому компоненту системы и их совокупности.

Эмерджентным свойством системы является управленческо-прогностическая компетенция.

Мероприятия по формированию управленческо -прогностической компетенции курсантов наделяет образовательный процесс функциональностью, поскольку несут адресный характер и связываются со

всеми элементами системы целереализующими связями [1; 3; 11; 16; 19]. Кроме этого, система наделяется и свойствами динамичного развития и способностью предупреждать проблемы или их неразрешаемость в процессе естественного функционирования, что дает возможность целенаправленно, управляемо и гарантированно проектировать и достигать цель с учетом особенностей и специфики образовательного процесса военного вуза. В соответствии со спецификой подхода исследования на его основе происходит разработка «дерева целей».

«Дерево целей», как показывают исследования В.И. Долговой [7], является методом, позволяющим определить иерархию целей на основе анализа имеющихся ресурсов и возможности их расширить. Процессуально выполнение «дерева целей» складывается из первоначальной формулировки общей проблемы, затем выясняется генеральная цель, которую необходимо достигнуть, чтобы решить проблему, далее проводится разработка следующего уровня целей, которые декомпозируются на задачи и доходят до уровня конкретных мероприятий. Таким образом, каждое мероприятие становится целеориентированным, необходимым и достаточным для достижения генеральной цели и разрешения поставленной проблемы.

Компетентностный подход (А.С. Белкин [2], Э.Ф. Зеер [8], И.А. Зимняя [9], Е.Я. Коган [10], О.Е. Лебедев [12], Г.К. Селевко [14], А.В. Хуторской [18], С.Е. Шишов [21], Г.П. Щедровицкий [20] и др.) - это методологическая основа формирования управленческо-прогностической компетенции, представляющая собой совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов А.Н. Данилов [6], Е.Я. Коган [10], О.Е. Лебедев [12]. Как практико-ориентированная тактика компетентностный подход позволяет в нашем исследовании изучить и описать педагогическую систему с позиций формирования в ней управленческо-прогностической компетенции курсантов. Компетентностный подход характеризует наполняемость компетенции и способы ее достижения на основе учета следующих положений:

- формирование компетенций опирается на становление и укрепление субъективного опыта курсантов в управленческой и прогностической деятельности;

- управленческо-прогностическая компетенция связана с уровнем развития личности и удовлетворением потребности в саморазвитии курсанта как будущего офицера-командира, а также удовлетворения социальной и государственной потребности в компетентных в области управленческой прогностики военнослужащих;

- содержательным наполнением управленческо -прогностической компетенции выступают необходимые для профессионально-управленческой деятельности знания, умения, опыт и личностные качества.

Таким образом, актуальность проблемы формирования управленческо -прогностической компетенции курсантов военного вуза определяется необходимостью повышения эффективности военно-профессиональной

деятельности курсанта военных вузов, постоянным повышением требований к качеству подготовки курсантов военных вузов, обладающих знаниями, умениями, профессионально-значимыми качествами, способствующими выполнению командно-управленческой деятельности; потребностью в теоретически обоснованных способах формирования управленческо -прогностической компетенции курсантов военных вузов, необходимостью разработки системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военных вузов и практического аппарата для ее успешной реализации.

Список литературы

1. Баснак Д.В. Программно-целевой подход в системе управления государственной службой: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2006. - 23 с.

2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

3. Бурыкин А.Н. Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2000. - 23 с.

4. Гитман Е.К., Пузиков О.П. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 2. - С. 91-96.

5. Гитман Е.К., Тебеньков К.А. Инновационные преобразования в системе высшего военного профессионального образования // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 2. - С. 51-61.

6. Данилов А.Н., Гитман Е.К., Столбова И.Д. Оценка качества подготовки инженерных кадров к инновационной деятельности // Стандарты и качество. - 2012. - № 8. - С. 74-78.

7. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании. - М.: КДУ, 227 с.

8. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. - 2006. - 170 с.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

10. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / под ред. А.В. Великановой. - Самара: Профи, 2001. - С. 115.

11. Крюкова Т.Б., Юрова Р.А. Взаимосвязь индивидуальных характеристик студентов и восприятия ими образовательной среды вуза [Электронный ресурс]. - URL: http://portalold.ispu.ru/system/files/%2095-97.pdf.

12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.-304 с.

14. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-144.

15. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 408 с.

16. Стефанин А.Л. Мировой опыт применения программно-целевого подхода в научно-технической сфере // Новости науки и технологий: информ.-аналит. журн. / учредитель ГУ «БелИСА». - Минск: БелИСА. - 2008. - № 3(9). - С. 75-77.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 170400 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие», квалификация (степень) - «специалист»: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г., № 51. - М., 2011.

18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 32-41.

19. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А. Кочкаров; Финансовая акад. при Правительстве РФ. - М.: Экономика, 2007. - 223 с.

20. Щедровицкий Г.П. Компетенции и компетентность // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 36-41.

21. Эльконин Б.Д. Психология развития. - М.: Педагогика, 2001. - 142 с.

22. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск, 1992. - 403 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.