Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/27PDMN217.pdf Статья опубликована 19.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Николаева Н.Т. Формирование универсальных учебных действий в иноязычной учебной деятельности бакалавра на занятиях по иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/27PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 82-9
Николаева Наиля Тагировна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, Оренбург1
Доцент кафедры «Иностранных языков» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Формирование универсальных учебных действий в иноязычной учебной деятельности бакалавра на занятиях по иностранному языку
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты формирования универсальных учебных действий бакалавра в процессе организации его иноязычной учебной деятельности в ВУЗе. Автор уделяет внимание определению понятия универсальные учебные действия, а также рассмотрению средств и методов их формирования. Актуальность статьи обусловлена необходимостью теоретической разработки проблемы, а также важностью создания и внедрения новых продуктивных моделей организации иноязычной учебной деятельности бакалавров с учетом формируемых компетенций будущих учителей. Автор приходит к мнению, что в высшем учебном заведении в процессе обучения иностранному языку бакалавр самостоятельно усваивает новые лингвистические знания, формирует умения и компетентности, самостоятельно способен организовать данный процесс, поскольку универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают бакалаврам возможность широкой ориентации в различных предметных областях. Таким образом, концепция иноязычной учебной деятельности является в высшем образовании одним из подходов к процессу обучения бакалавров иностранному языку. В результате становления иноязычной учебной деятельности на занятиях по иностранному языку происходит совершенствование каждого компонента иноязычной учебной деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов; совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения; превращение бакалавра в субъект осуществляемой им иноязычной учебной деятельности.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; иноязычная учебная деятельность; бакалавр; иностранный язык; мотивация; совместная деятельность бакалавров; субъект учебной деятельности
Происходящие в обществе кардинальные перемены не могли не затронуть такую сферу деятельности как высшее образование. Изменились представления о целях высшего образования, наметились пути реализации этих целей, произошел переход к
1 460014, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 309
междисциплинарной системе высшего образования. ^временная система высшего образования отказалась от простого процесса усвоения знаний в пользу активной деятельности бакалавра. Именно бакалавр решает проблемные задания в процессе иноязычной учебной деятельности, вырабатывает определенный алгоритм поиска решений в определенных ситуациях общения, порой довольно сложных, жизненных, в полидисциплинарном пространстве педагогического ВУЗа. Бакалавр активно участвует в овладении знаниями, выбирая методы, а также и содержание обучения, тесно сотрудничая при этом с преподавателем. Обще учебные умения являются тем инструментом, с помощью которого можно решить актуальные проблемы современного высшего образования повысив его качество, сделав более интересным и доступным для большинства бакалавров.
Концепция развития универсальных учебных действий как нельзя лучше соответствует современной парадигме высшего образования, особенно в плане обучения бакалавров иностранному языку на неязыковых специальностях педагогического высшего учебного заведения. Целесообразной представляется оценка готовности бакалавров к изучению иностранного языка на следующей ступени образования не столько на основе знаний, умений и навыков, полученных в средней школе, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Формирование умения учиться - вот та цель к которой стремится бакалавр, начиная обучение в педагогическом университете, то связующее звено, та преемственность разных ступеней образовательной системы, его ключевая нацеленность на непрерывное образование в системе бакалавриат - магистратура - аспирантура.
Формирование универсальных учебных действий, как концепция, разработанная под руководством А.Г. Асмолова группой авторов (С.В. Молчановым, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.А. Володарской и Н.Г. Салминой) на основе системно-деятельностного подхода (основоположниками которого являются Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин) включает в себя такой концепт как «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [4, 11]. Этот термин может быть рассмотрен и как описание действий бакалавра приводящих к самостоятельному усвоению знаний, к формированию различных умений (аудирования, чтения, письма, говорения) на иностранном языке, и, в конечном итоге, к самостоятельной организации процесса обучения.
Бакалавр приобретает опыт деятельности, в результате усвоения которого получает способность самостоятельно усваивать лингвистические и лингвострановедческие знания, формировать компетентности и умения, самостоятельно способен организовать данный процесс, поскольку являясь обобщенными действиями по своей природе, универсальные учебные действия дают бакалаврам способность в ориентации в области повседневной жизни, помогают строить высказывания и моделировать собственную иноязычную учебную деятельность. Итак, овладев универсальными учебными действиями, бакалавр усваивает все компоненты иноязычной учебной деятельности, состоящей из мотивов (познавательных и учебных), содержащей цель и задачи обучения, раскрывающей учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В соответствии с ключевыми целями высшего образования выделяют четыре блока универсальных учебных действий: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Конструктивистский и деятельный подходы все более популярны среди преподавателей высших учебных заведений, поскольку они отдают приоритет самому бакалавру, чья активность является основой при достижении развивающих целей обучения иностранному языку. Сам бакалавр в процессе своей исследовательской, познавательной деятельности в образовательном пространстве ВУЗа выстраивает, в процессе выполнения заданий связанных
Мир Науки
с решением языковых проблем, возникающих в реальной жизни, а не получает готовые знания от преподавателя. В связи с этим, активная роль самого бакалавра изменяет наше представление о его взаимодействии не только с преподавателем, но и с другими бакалаврами. На первом плане теперь мы наблюдаем сотрудничество, совместную работу преподавателя и бакалавров над решением конкретных проблем в ходе обучения иностранному языку, в процессе добывания знаний. Активное участие бакалавра распространяется и на выбор не только содержания, но и методов обучения, исключая единоличное руководство преподавателя учебным процессом, поскольку последний лишь направляет деятельность бакалавра не регламентируя ход занятия. Таким образом задача формирования универсальных учебных действий становится основной, подчиняя себе весь процесс обучения бакалавра иностранному языку на неязыковых специальностях ВУЗа.
Иноязычная учебная деятельность бакалавра в ВУЗе отличается от процессов обучения, которые являются составной частью игровой, спортивной, трудовой деятельности, поскольку лишь в иноязычной учебной деятельности присутствуют содержательные абстракции, наряду с обобщениями, анализом, планированием и рефлексией. Теоретическое мышление бакалавра развивается только в процессе систематического осуществления иноязычной учебной деятельности, которая подразумевает проведение дискуссий, посредством которых и происходит усвоение собственно теоретических знаний с непосредственной помощью преподавателей. Успешная иноязычная учебная деятельность бакалавра при обучении иностранному языку возможна лишь при условии полноценного образования, нацеленного на развитие у бакалавров способности ориентирования в различных сферах деятельности.
Иноязычная учебная деятельность по содержанию, смыслу и форме является общественной, способствуя приобщению бакалавра к богатствам культуры и науки, накопленным не только представителями родного языка, но и всех народов и культур англоговорящего мира; осуществляя общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность бакалавра в соответствии с нормами, принятыми в данном обществе. [10, 18-46]
Только ту деятельность, в результате которой происходят изменения в самом бакалавре, его взглядах на жизнь, отношениях к культурам родного и иностранного языков, культурным ценностям, можно с уверенностью назвать учебной. Самоизменение бакалавра, произошедшее в результате иноязычной учебной деятельности, распространяется и на сферу научных понятий, на обобщенные способы действий, которыми овладевает бакалавр. Это происходит, однако, только если в процессе обучения в ВУЗе сохраняется положительная мотивация бакалавра к приобретению обобщенных способов действия, мотивация, направленная на собственный рост, саморазвитие бакалавра. В этом случае общественный смысл переносится на личное совершенствование, личные успехи в той или иной сферах педагогической деятельности бакалавра.
Бакалавры живут не в изолированном пространстве, они имеют возможность получать и усваивать знания из разных источников: телевидение и интернет ресурсы предоставляют огромное количество информации, возможности дистанционного обучения и так далее. Чтение книг, просмотр фильмов предоставляют не столько возможность овладения умениями и навыками иноязычной учебной деятельности, сколько формируют представление бакалавров о мире носителей иностранного языка, дают возможность рассмотреть и понять применение этих данных в трудовой деятельности, в повседневной жизни англоговорящего общества. Становится актуальным вопрос об отборе знаний и способов их усвоения в иноязычной учебной деятельности под руководством преподавателя, поскольку для подобной деятельности характерны следующие особенности:
Мир Науки
Мир Науки
научный интернет-журнал
• научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач составляют содержание иноязычной учебной деятельности бакалавров;
• освоение содержания иноязычной учебной деятельности является основной целью и главным результатом деятельности бакалавра;
• психическое развитие бакалавра, изменение его как субъекта этой деятельности происходит в иноязычной учебной деятельности посредством приобретаемого теоретического отношения к действительности.
Воспитание у бакалавра такого уровня теоретического и практического мышления, который бы способствовал наилучшим образом его ориентации в современном англоговорящем обществе, а не направленного просто на обучение, становится основной задачей любого педагогического ВУЗа. Традиционное обучение в высшем учебном заведении не может в должной мере обеспечить развитие теоретического уровня мышления, поскольку при традиционном подходе к обучению бакалавр способен усвоить лишь отдельные способы решения конкретных задач, получив готовую сумму частных знаний. Лишь при формировании иноязычной учебной деятельности в контексте универсальных учебных действий возможен подъем мышления бакалавров на теоретический уровень.
Специфические учебные задачи и учебные действия, направленные на усвоение иноязычного учебного материала, занимают ведущее место в иноязычной учебной деятельности, которая, будучи направленной на решение конкретных коммуникативных задач обладает тем не менее своими потребностями и мотивами.
Содержательное, теоретическое обобщение в изучении иностранного языка в ВУЗе тесно связано с учебной задачей, является важным компонентом иноязычной учебной деятельности, подводящим бакалавра к новым способам действия, самостоятельной постановке учебных задач, обобщению отношений, повышению мотивации учения, к превращению бакалавра в субъект иноязычной учебной деятельности способный самостоятельно осуществлять иноязычную учебную деятельность. Бакалавр становится способным выделять отношения, основанные на интернациональных и общемировых идеях и принципах, моделировать отношения, построенные на данных принципах, овладеть методами перевода конкретизации в обобщения и наоборот, к переходу от объекта к модели и от модели к объекту и т.д.
Последовательное преобразование действия от материализованной (внешней материальной) формы через речевые формы к внутренней, является основой процесса усвоения универсальных учебных действий. Следовательно, важное значение отводится на данном этапе регулирующей речи. Виды речи (констатирующая, коммуникативная, регулирующая, обобщающая) различается по функциональному критерию. В регулирующей речи различают стимулирующую, планирующую, контролирующую, оценивающую и корректирующую виды речи.
Перечислим условия развития иноязычной регулирующей речи бакалавра на занятиях по иностранному языку:
• осмысленность регулирующей иноязычной речи и ее трансформация из речи коммуникативной в речь регулирующую происходит лишь в процессе совместной иноязычной учебной деятельности бакалавров и педагога;
• учебная задача (цель усвоения конкретных языковых знаний), исходные данные коммуникативных заданий, необходимые учебные действия, полученный результат находят адекватное отражение в речи бакалавра на иностранном языке;
Мир Науки
научный интернет-журнал
• предугадывание действий партнера по ситуации общения в ходе решения поставленной задачи, стимулирование речевых высказываний при помощи разделительных или альтернативных вопросов, исправление речевых или стилистических ошибок партнера при помощи уточняющих вопросов - все эти функции регуляции деятельности партнера по совместной деятельности выполняет речь бакалавра на иностранном языке (как подготовленная, так и спонтанная, неподготовленная); - ориентированными на партнера (учитывающими его особенности) и представленными в форме контекстной речи становятся регулирующие высказывания бакалавра на иностранном языке;
• выбор и использование клишированных выражений в адекватных теме ситуациях общения, являются признаками не только произвольной и грамматически верной, но и вполне осознанно употребляемой речи бакалавра на иностранном языке.
Зачастую на занятиях по иностранному языку в некоторых высших учебных заведениях до сих пор можно наблюдать использование индивидуальных форм организации иноязычной учебной деятельности бакалавров, при которой бакалавры не взаимодействуют непосредственно между собой, поскольку преподаватель все еще занимает в аудитории господствующие положение, ограничивая бакалавров в общении между собой, обращении друг к другу за помощью или советом, обмене мнениями. Между тем личностный эффект совместной деятельности является итогом лишь совместной деятельности преподавателя и бакалавров.
Мы считаем организацию взаимной проверки коммуникативных заданий, разработку общих заданий для своей и других групп, учебные конфликтные ситуации, процесс обсуждения бакалаврами видов своего взаимодействия приоритетными формами совместной иноязычной учебной деятельности бакалавров. Часть деятельности по проверке (обычно выполняемая преподавателем) делегируется бакалаврам: не только отмечаются недоделки или ошибки в деятельности других бакалавров, но и осуществляется содержательный контроль иноязычной учебной деятельности, в ходе которого не только выявляются причины совершенных ошибок, но и дается анализ характера данных ошибок и проводится их корректировка. Учебные действия быстрее проходят этап осмысления именно в групповой работе, так как бакалавры имеют возможность спланировать свою деятельность распределив роли, определив функции каждого, оказав эмоциональную и содержательную поддержку более робкому или слабому члену коллектива, перейдя в конечном итоге к самостоятельному выполнению вышеперечисленных операций. Групповая работа не предполагает принуждения к деятельности, не занимает по продолжительности более 15 минут, не требует абсолютной тишины, способствует налаживанию отношений внутри группы бакалавров.
Альтернативным видом групповой работы является проект или проектное задание, которые могут занимать довольно большое время при подготовке (не во время занятия, а в свободное время бакалавров), но на презентацию проекта тратится не так много времени занятия (10-15 минут). Работа в группе строится на совместно-раздельной деятельности. Все вместе ищут материал по теме, занимаются его анализом и проработкой, выделяют главное, обобщают, а затем кто-то из участников готовит электронную презентацию проекта, другой подбирает иллюстративный материал, третий готовит устное сообщение по теме и так далее. Ключевой в данном виде деятельности является атмосфера поддержки и заинтересованности, которая может быть создана только при непосредственном участии преподавателя, оказывающем помощь в ведении споров или дискуссий, обладающем не только общей, но и коммуникативной культурой, демонстрирующем терпимость к любому мнению, даже отличному от его собственного, способному подобрать в группы участников с положительным или нейтральным отношением друг к другу. Только в этом случае бакалавр будет свободен в
выборе речевых образцов, аргументов, не будет бояться высказывать свое мнение, участвовать в обсуждении и анализе действий других бакалавров сможет самостоятельно ставить и решать весь спектр учебных задач.
Совместная деятельность бакалавров чаще всего является продуктивной, поскольку каждый бакалавр включается в определенную структуру взаимодействия и сотрудничества, у бакалавров происходит формирование широкого спектра мотивов, бакалавр ориентирован на творческую деятельность при освоении дисциплины, каждый бакалавр получает новый социально значимый продукт деятельности, привлекая и актуализируя личный опыт в межличностном общении и межличностных отношениях, а также затрагивая сферу, отвечающую за умения и навыки в иноязычной учебной деятельности, формирующую знания и представления о мире изучаемого иностранного языка.
Творческая задача, совместные формы учебного сотрудничества бакалавров, самостоятельное выполнение бакалаврами контроля, коррекции, оценки совместной деятельности, рефлексия собственной иноязычной учебной деятельности - основные составляющие совместной деятельности бакалавров.
Хотелось бы выделить еще один необходимый фактор формирования не только гармонично развитой личности бакалавра, но и его умственного развития, фактор способный обеспечить преемственность между бакалаврами разных курсов - межвозрастное взаимодействие бакалавров (МВБ).
Адекватно организованное межвозрастное взаимодействие бакалавров благотворно влияет не только на бакалавров младших курсов, приобретающих опыт совместной деятельности, сотрудничества и кооперации не только внутри своей группы, но и с представителями более старших курсов, но также полезно и представителям старших курсов, которые получают возможность не только проверить насколько хорошо они овладели знаниями иностранного языка и умениями его практического применения, но и оценить свои педагогические способности, получить опыт преподавательской деятельности, оценить свои организаторские способности и т.д. Кроме того, бакалавры-первокурсники таким образом повышают мотивацию к обучению, наглядно видя не только область своего ближайшего развития, но и получая возможность проанализировать ошибки и недостатки иноязычной учебной деятельности бакалавров старших курсов и учесть их в своей деятельности. Для бакалавров, обучающихся на старших курсах особенно ценна совместная деятельность с первокурсниками в первую очередь возможностью поделиться накопленными знаниями и опытом, развития чувства ответственности за младших, приобретением опыта руководителя коллектива, навыков классного руководителя в более «мягкой», щадящей форме, поскольку бакалавры-первокурсники более организованы и мотивированы к учению чем дети в школе. Подобный вид деятельности стал возможен благодаря введению в нашем ВУЗе практики назначения кураторами первокурсников (наряду с преподавателями) бакалавров старших курсов.
Смена базовой парадигмы высшего образования повлекла замену традиционной оценки знаний, умений и навыков бакалавров на оценивание уровня развития универсальных учебных действий бакалавров. Преподавателю необходимо не только определить уровень владения бакалаврами иностранным языком, но и оценить каким образом бакалавр способен его применять в реальных ситуациях общения с представителями иноязычной культуры. Таким образом преподаватель не может более применять лишь традиционные средства оценивания бакалавров.
О проблеме применения тестов в системе оценивания в академическом образовании пишет в своей работе «Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы»
Мир Науки
Джон Равен, «... при попытках улучшить качество образования доверие к тестам часто уводит внимание преподавателей ... в сторону частных, незначительных целей, что сужает представления об образовании вообще и об академическом образовании в частности . Общепринятое применение тестов при экспертизе содержания и методов обучения приводит к выводам, которые, в лучшем случае, просто некорректны, а на самом деле - по большому счету - противоречат интересам как самого обучающегося, так и всего общества» [8, 13].
При увлеченности преподавателя тестами происходит подмена проверки фактических знаний бакалавра, поскольку происходит оценка частных результатов обучения, а не оценивание иноязычной учебной деятельности бакалавров в целом. Принципиально иной инструментарий оценивания универсальных учебных действий бакалавра нацелен на диагностику личностных и познавательных компетенций бакалавра. Более подробно система оценивания сформированности универсальных учебных действий бакалавра будет рассмотрена в отдельной статье.
Анализ и обобщение проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
• концепция иноязычной учебной деятельности является в высшем образовании одним из подходов к процессу обучения бакалавров иностранному языку, сложившаяся на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
• обучение бакалавра иностранному языку происходит не в результате трансляции научных знаний, их усвоения и воспроизводства, а как следствие развития познавательных способностей бакалавра, иноязычная учебная деятельность является общественной как по содержанию, так и по смыслу и форме осуществления;
• результатом иноязычной учебной деятельности бакалавра на занятиях по иностранному языку является процесс изменений в самом бакалавре, которые произошли в ходе выполнения иноязычной учебной деятельности на занятии, в ходе совместной деятельности бакалавров и преподавателя;
• структуру иноязычной учебной деятельности бакалавра на занятиях по иностранному языку (учебные ситуации или задачи, учебные действия как бакалавров, так и самого преподавателя, действия контроля, самоконтроля, рефлексии и оценки) определяет преподаватель, исходя из задач занятия;
• в результате становления иноязычной учебной деятельности на занятиях по иностранному языку происходит совершенствование каждого компонента иноязычной учебной деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов; совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения; превращение бакалавра в субъект осуществляемой им иноязычной учебной деятельности;
• необходимо уже на первом курсе сформировать у бакалавра структуру иноязычной учебной деятельности, с тем, чтобы она стала ведущей среди других видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.);
• критериально ориентированные тесты, деятельностные пробы, длительное наблюдение, а также психологически продуманный устный опрос и письменные
Мир Науки
Мир Науки
контрольные работы способны выявить состояние и уровень развития иноязычной учебной деятельности бакалавра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бреднева Н.А., Профессионально-творческое развитие будущего специалиста в условиях интегрированной проектной деятельности / Н.А. Бреднева // Международный научный журнал Символ науки, 2016. - №3. - С. 33-36. - ISSN 2410-700X.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / под редакц. Давыдова В., из-во: АСТ, Москва, 2004, 512 с. - ISBN: 5-17009554-6.
3. Галимуллина А.Ф. Коммуникативные приемы обучения английскому языку при формировании грамматических навыков у учащихся [Текст] / А.Ф. Галимуллина, Г.Ф. Валиуллина // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - №4 (7). - С. 77-78. - ISSN 2411-9652.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов / из-во: Директмедиа Паблишинг, Москва, 2008, 613 с.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев / изд-во Academia, Смысл, М., 2010, 509 с.
6. Николаева, Н.Т. Формирование лингвокультуры студента в образовательном процессе / Н.Т. Николаева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2006. - С. 15.
7. Николаева, Н.Т. Специфика организации занятия бакалавров по иностранному языку в рамках ФГОС / Н.Т. Николаева // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции [электронное издание]. Ответственный за выпуск Е.Г. Матвиевская. - Оренбург, 2017. - С. 179-181.
8. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Джон Равен / М.: Когито-Центр, 1999, 144 с. - ISBN 5-89353-044-6.
9. Соколова, Л.Б. Научно-педагогическое исследование: инновационные процессы (научно-методологические материалы) / Л.Б. Соколова. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2011. - 348 с.
10. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин / М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с. ISBN 5-7695-0794-2.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Nikolaeva Nailya Tagirovna
Orenburg state pedagogical university, Russia, Orenburg
E-mail: [email protected]
Formation of universal educational actions in the foreign language learning activity of the bachelor in studying a foreign language
Abstract. In the article the aspects of forming of universal educational actions of the bachelor in the process of organization of its foreign-language teaching activities at the University. The author pays attention to the definition of universal educational actions, as well as consideration of means and methods of their formation. Relevance of the article is caused by necessity of theoretical development of the problem and the importance of creating and implementing new productive organization models of foreign language educational activity taking into account the formed competences of future teachers. The author concludes that in higher education in the process of learning a foreign language bachelor independently assimilates new knowledge, forms abilities and competences, is capable to organize this process independently as universal educational actions being a synthesis of the actions open to bachelors the opportunity for a broader orientation in various subject areas. Thus, the concept of foreign language educational activity is just one approach to the process of bachelors training of foreign languages in higher education. As a result of formation of foreign language educational activities while studying a foreign language we have improving of each component of foreign language learning activities, their interconnection and mutual transitions; improving the motivational and operational aspects of the teachings; the transformation of the bachelor into the subject matter of his foreign language learning activities.
Keywords: universal educational actions; foreign language learning activity; bachelor's degree; foreign language; motivation; joint activity of the bachelors; the subject of educational activities