(Cladonia scabriuscula) и бахромчатая (C. fimbriata).
В последнее время во «флоре» лишайников области произошли значительные изменения. В результате воздействия загрязнителей, рубок леса, нарушения естественных местообитаний некоторые лишайники начали исчезать. Стали редкими, в особенности в окрестностях городов, многие виды уснеи (уснея оголенная -Usnea glabrata, уснея цветущая - Usnea florida и др.) пармелий (пальмерия скальная - Parmelia saxatilis, пальмерия оливковая -Parmelia olivacea и др.), кладония крупнолистная (Cladonia macro-phylla), лобария легочная (Lobaria pulmonaria) и цетрария исландская (Cetraria islandica) - многие из них имеют важное значение как сырье для фармацевтической и парфюмерной промышленности.
Исчезновение лишайников связано с тем, что они одни из самых чувствительных организмов и не переносят загрязнения среды. Двуокись серы уже в концентрации 0,08-0,10 мг/мз оказывает на лишайники вредное воздействие - в хлоропластах водорослевых клеток появляются бурые пятна. Начинается деградация хлорофилла и т. д. при концентрации, равной 0,5 мг/ мз, двуокись серы становится губительной для всех лишайников. Особенно чувствительны к загрязнению воздуха кустистые виды усней (уснея хохлатая - Usnea comoza, уснея волосистая - Usnea hirta и др.), алекторий (алектория усатая - Alectoria sarmentosa, алектория отпрысковая - Alectoria sarmentosa и др.), листоватые пармелии (пармелия обманная -Parmelia fraudans) и среди них много иcчезaющих видов. Однако нeкoтopыe лишайники все же сохранились в небольших городах, поселках и селах. К ним относятся, например, ксантория настенная (Xanthoria parietina), фисции (фисция серо-голубая - Physcia aipolia, фисция реснитчатая - Physcia ciliate) и некоторые накипные лишайники - канделяриелла желточно-желтая (Candelariella vitellina) и леканора изменчивая (Lecanora vicaria). В настоящее время лишайники используются как биоиндикаторы атмосферного загрязнения.
На обеднение состава лишайников в Ленинградской области оказывают влияние рубка лесных массивов, осушение болот, асфальтирование дорог, рекреационные воздействия в зоне отдыха.
И. Г. Широкова, Е. В. Лаврентьева
Формирование универсальных учебных действий на уроках предметов естественно-научного цикла (химии и биологии)
Мы живём в информационном обществе, которое запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоя-
232
тельным действиям и принятию решений. В связи с этим меняются требования, предъявляемые и к педагогам, и к обучающимся. Эти требования представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (ФГОС) [1].
В соответствии с ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие способности обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать умения учиться. Об этом же идёт речь в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», где указывается, что «...Школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» [4]. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий
(УУД).
Если раньше под образовательными результатами понимали только то, что связано с предметными результатами, то теперь рассматривают и метапредметные, и личностные результаты, которые определяют мотивацию и направленность деятельности личности, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта.
Метапредметные результаты подразумевают:
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых
необходимо для достижения этих целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности, делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (способность извлекать информацию из различных источников, анализировать её, систематизировать и представлять различными способами);
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность;
- умение чётко определять области знаемого и незнаемого;
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- осуществление рефлексии в процессе коммуникативной деятельности.
233
В чём состоит принцип метапредметности? Суть его заключается в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной деятельности, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Предметы естественно-научного цикла (химия, биология) представляют собой уникальную область знаний, которая сама по себе может рассматриваться и как содержание, и как технология формирования «умения учиться». Это объясняется тем, что в содержании и технологиях самих этих предметов заложен аппарат, позволяющий педагогу достигнуть значительных образовательных, развивающих и воспитательных результатов.
Проектирование УУД в календарно-тематическом планировании - это новый элемент деятельности учителя. Для всех предметов УУД - это моделирование, которое включают в свой состав знаковосимволические действия: замещение, перенос, кодирование, декодирование. Педагогу необходимо владеть содержанием каждого из УУД и знать связи между ними. При планировании учебного занятия учитель должен:
1) выбрать УУД в соответствии с целью урока, содержанием учебного материала, технологиями обучения, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями обучающихся;
2) выделить время для формирования (развития) УУД в границах урока;
3) определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности обучающихся на уроке для формирования (развития) УУД;
4) спроектировать содержание деятельности обучающихся для формирования (развития) УУД через систему разнообразных учебных задач, средств и способов их решения.
Познавательные УУД, формируемые на уроках химии и биологии, следующие:
• овладение универсальными естественно-научными способами деятельности: описание, наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование, моделирование для изучения различных сторон окружающей действительности [3,4];
• использование знаково-символической записи химического или биологического понятия;
• формулирование гипотез, овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
На уроках химии и биологии могут быть сформированы следующие регулятивные УУД:
• умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
234
• овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоенного учебного материала;
• работа по алгоритму, с памятками, правилами, т.е. ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению химических и биологических понятий.
Важной является и задача формирования коммуникативных УУД на уроках предметов естественно-научного цикла. Это объясняется тем, что в процессе изучения этих предметов обучающиеся учатся читать и записывать сведения об окружающем мире на языке химии и биологии, строить цепочки логических рассуждений, отражающих причинно-следственные связи между различными явлениями, и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. В курсе химии и биологии можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной речи и комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
Формирование личностных УУД реализуется через взаимодействие с химическим и биологическим содержанием и учит уважать и принимать чужое мнение.
Все перечисленные выше УУД на уроках химии и биологии можно формировать и развивать через систему заданий.
Личностные УУД формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Например, можно предложить обучающимся подготовить сообщения на темы: «Химическая азбука пищи», «Химия и проблемы окружающей среды», «Химия и медицина», «Роль растворов в медицине» и т. д.
Познавательные УУД формируются, например, при выполнении заданий, в которых предлагается запись только левой части уравнения окислительно-восстановительных реакций (ОВР), а требуется дописать правую часть уравнения, используя метод электронного баланса, расставить коэффициенты, указать окислитель, восстановитель, тип ОВР:
Cu + HNO3 (конц.) ^
При выполнении такого задания обучающиеся должны:
1) расставить степени окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ, определить, какое вещество - окислитель, какое - восстановитель;
2) опираясь на имеющиеся знания о том, как реагирует концентрированная азотная кислота с металлами разной химической активности, дописать правую часть предложенного уравнения;
3) определить, сколько электронов отдаёт восстановитель и сколько электронов принимает окислитель;
235
4) найти наименьшее общее кратное и, учитывая, что число отданных и принятых электронов в ходе ОВР должно быть одинаково, расставить методом электронного баланса коэффициенты;
5) соотнести количество атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения;
6) определить тип ОВР.
Выполняя такое задание, обучающимся приходится одновременно выполнять логическое построение, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать воедино понятия атом, индекс, формула, степень окисления и числовые величины. Решение подобных заданий - важный шаг к усвоению общего способа решения уравнений ОВР.
Применение познавательных УУД требуют задания, предлагаемые в вариантах ГИА и по химии, и по биологии. Рассмотрим варианты работ ГИА по биологии, где можно применить УУД.
С1. Прочитайте текст: «Представления древних о том, как мыслит человек» и выполните задание C2 [2].
C2. Пользуясь текстом «Представления древних о том, как мыслит человек» и собственными знаниями, ответьте на вопрос: чья точка зрения о механизме мышления, с позиции современной науки, оказалась более правдоподобной? Свой ответ аргументируйте конкретными фактами.
Чтобы выполнить такие задания, обучающиеся должны уметь работать с текстом, так как отсутствие необходимого обучения работе с текстом приводит к тому, что многие и после окончания школы усваивают лишь поверхностный смысл текста, не пытаясь вникнуть в его содержание и контекст. Кроме того, здесь требуются такие умения, как построить логическую связь между элементами текста, выделить основную мысль абзаца. Поэтому важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму:
1. Прочитайте текст параграфа.
2. Ответьте на два основных вопроса: О чём говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом?
3. Выделите основные мысли текста.
4. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.
5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:
1-й уровень - знание фактов, терминов (кто, что, когда и т. д.);
236
2- й уровень - знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т. д.); выделить основные мысли, построить план и др.
3- й уровень - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между..., что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т. д.).
Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от обучающихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Например: метапредметное УУД - чтение графика зависимости активности фермента амилазы слюны (V) от температуры. При какой температуре активность фермента максимальна? (задание А22).
В соответствии с новыми стандартами результат обучения описывается через учебные действия. Это означает, что учитель планирует урок с учетом гарантированного результата обучения для каждого учащегося. Результат обучения описывается на языке действий. Для повышения эффективности обучения необходимо планировать и использовать не менее трех организационных форм: фронтальную, парную, индивидуальную.
Для формирования коммуникативных УУД обучающимся предлагаются задания, выполнение которых должно обеспечить возможность их сотрудничества, например сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме и т. д. В этом случае обучающиеся, сидящие за одной партой, отвечают друг другу на вопросы, комментируют и оценивают ответы, выставляют друг другу оценки, при необходимости оспаривают их, приводя соответствующие аргументы. Такого рода задания развивают умения слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, распределять роли и выступать в разных ролях, взаимно контролировать действия друг друга.
С целью формирования регулятивных УУД - действия контроля и самоконтроля - проводятся самопроверки и взаимопроверки небольших тестов, графических или буквенных. Проверку проводят обучающиеся самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа - шаблон - проговариваются вслух всем классом или заранее записываются на отвороте доски, или приводятся на экране с помощью проектора.
Таким образом, развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающихся, которые определяют условия успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
237
Список литературы
1. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электр. ресурс]. URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/.
2. Лернер Г. И. ГИА 2013. Биология 9 кл. Типовые тестовые задания. - М.: Эксмо, 201з.
3. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 44 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2013. - б3 с.
238