АПРОБАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
И ИСТОРИИ Веревкина И.Н. Email: [email protected]
Веревкина Ирина Николаевна - магистрант, историко—политологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь
Аннотация: в статье анализируется метапредметный подход в современной системе образования. Выделяются основные характеристики метапредметного подхода в образовании, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Продемонстрирована апробация метапредметного подхода в образовательном процессе на примере конкретных тем в рамках уроков обществознания и истории. Помимо метапредметности в рамках данных уроков применяется технология развития критического мышления. Детально прописаны все этапы урока и действия учеников и учителя.
Ключевые слова: метапредметность, метапредметный подход в образовании, технология развития критического мышления.
TESTING INTERDISCIPLINARY APPROACH TO EDUCATION AT THE LESSONS OF SOCIAL STUDIES AND HISTORY
Verevkina I.N.
Verevkina Irina Nikolaevna - Master's Degree Student, FACULTY OF HISTORY AND POLITICAL SCIENCE, PERM STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, PERM
Abstract: the article analyzes the metasubject approach in the modern education system. The main characteristics of the metasubject approach in education according to the Federal state educational standard are highlighted. The approbation of metasubject approach in educational process on the example of concrete themes within lessons of social science and history is shown. In addition to metasubject in the framework of these lessons, the technology of development of critical thinking is used. Detail spelled out all stages of the lesson and the actions of students and teachers.
Keywords: meta-subject, interdisciplinary approach in education, technology of critical thinking development.
УДК 372.8
В связи с изменениями, произошедшими в стране и в мире в XXI веке, Россия нуждалась в обновлении системы образования, в связи с чем, в XXI веке произошла модернизация системы российского образования. Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
2010 году был принят новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) для основной школы [1], а в 2012- ФГОС для старшей школы [2]. Новые ФГОСы ориентированы на развитие у учеников УУД (универсальных учебных действий) [1]. Понятия «универсальные учебные действия» в буквальном смысле означают «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям
стандарта в основе содержания образования должен лежать «принцип метапредметности» [1, 2]. Как следствие изменился подход к результатам обучения. Приоритетное место среди всех результатов обучения стали занимать метапредметые.
Метапредметный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности [3].
В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметность представлена как способ формирования не только теоретического, но и критического мышлений; универсальных способов деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребёнка [1].
• метапредметный подход направлен на то, что бы обучающийся мог применять систематизированные теоретические и практические знания различных наук для решения социальных и профессиональных задач;
• метапредметный подход позволяет не запоминать, а осмысливать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия и через это понять процесс возникновения того или иного знания;
• метапредметный подход хоть и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, но при этом не предполагает отказ от предметной формы.
Базовым методологическим основанием мыследеятельностной педагогики является схема мыследеятельности, которая фиксирует три пласта человеческой культуры - мышление, коммуникацию, действие, а также связывающие их процессы понимания и рефлексии [4].
3 примера метапредметных погружений на уроках истории и обществознания (содержание и форма):
1. Обществознание+ биология(5 класс)
Урок обществознания предполагается проводить после того, как обучающиеся на уроки биологии изучили тему «Симбиоз».
Тема урока: «Межличностные отношения».
На этапе актуализации знаний (фронтальная работа):
Учитель даёт задание: прочитайте тексты и ответьте на вопрос.
• Пчела собирает нектар и пыльцу, а цветок нуждается в пыльце других цветов, чтобы размножаться. После того, как произойдёт опыление, в цветке уже нет пищи для насекомых. Как они об этом узнают? У цветов теряется аромат, опадают лепестки или меняется цвет. И насекомые летят в другое место, где ещё есть для них пища.
• Для некоторых муравьёв растения предоставляют жилище и пропитание. За это муравьи производят опыление и распространение их семян, доставляют им питательные вещества и защищают растения от травоядных млекопитающих и других насекомых. Муравьи, которые поселяются в шипах акации, спасают её от вредных вьющихся растений, они уничтожают их на своем пути, когда «патрулируют» территорию, а акация угощает их сладким соком.
Каким биологическим термином можно объяснить отношения пчелы и цветка/ муравья и растений? Правильный ответ- симбиоз. Симбиоз (греч. от>д-Ршоц; —
«совместная жизнь» от от>д--совместно + Рю; — жизнь) — форма взаимоотношений,
при которой оба партнёра или только один извлекает пользу из другого.
На этапе рождения нового знания: обучающимся предлагается применить знания, полученные в рамках темы симбиоз на биологии в рамках темы «Межличностные отношения» на обществознании.
Обучающимся предлагается дать определение термину «межличностные отношения» (Межличностные отношения - взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения) и привести примеры межличностных отношений в повседневной жизни, с которыми они сталкивались.
Могут быть приведены следующие примеры: отношения между членами семьи, отношения между друзьями, отношения в классе и т.п.
На этапе рефлексии: рефлексию можно привести с помощью приёма «Общее-уникальное». (Этот приём обычно используется тогда, когда в ходе урока были изучены несколько явлений, между которыми есть общие черты. Обучающиеся составляют таблицу, в которой фиксируют общие черты для всех явлений и уникальные черты для каждого явления. Этот приём способствует формированию аналитических способностей, умению проводить сравнение и выделять главное). Обучающиеся совместно с учителем выделяют общее для симбиоза в биологии и обществознании и различное в симбиозе в биологии и обществознании. Учитель фиксирует информацию на доске.
2. История+ химия (11 класс).
Урок истории проходит после урока химии, на котором обучающиеся прошли обратимые и необратимые химические реакции
Тема урока- Первая русская революция (1905-1907).
На этапе актуализации знаний (фронтальная работа):
Учитель пишет на доске 2 уравнения и предлагает обучающимся ответить на вопрос, какие это уравнения и что они означают с точки зрения химии и чем они отличаются друг от друга.
2КС10 з - 2КС1 + 30 2 Т (разложение хлората калия (бертолетовой соли) при нагревании- необратимая реакция).
СаО + Н20 - Са(0Н)2 + р (горения простых веществ - метана СН4, сероуглерода С82- обратимая реакция).
Правильный ответ: обратимые/необратимые химические реакции.
На этапе рождения нового знания: обучающимся предлагается применить знания, полученные в рамках темы обратимые/необратимые химические реакции на уроке истории в рамках темы Первая русская революция (1905-1907).
Учитель даёт задание, ответить на вопрос, какие события Первой русской революции были обратимыми, а какие необратимые и почему? Выступления учащихся можно организовать в виде дебатов, либо круглого стола, где обучающиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу.
Могут быть приведены следующие примеры: усиление революционного движения (обратимое), образование политических партий (необратимое), создание Государственной думы и зарождение института парламентаризма (необратимое), Утверждение «Основных законов Российской империи» (необратимое), частичная политическая амнистия (обратимое) и др.
На этапе рефлексии: рефлексию можно провести в форме краткого эссе (на 5 минут). Обучающимся предлагается сделать выводы по теме Первая русская революция (1905-1907), подвести её итоги и выразить мнение по поводу формы проведения урока- что понравилось/не понравилось, получилось/ не получилось. Этот приём направлен на выражение собственной точки зрения обучающегося, а также приём эссе способствует формированию самооценки ученика. Такая форма работы важна и для учителя, т.к. таким образом учитель получит обратную связь и конструктивную критику со стороны учеников.
3. История+ алгебра (11 класс)
Предполагается, что на уроках алгебры обучающиеся проходили тему «функция» и имеют представления о том, что это такое.
Тема урока - Российская империя в начале ХХ века. Причины первой русской революции (1905-1907).
На этапе актуализации знаний (фронтальная работа):
Учитель чертит на доске график функции и спрашивает у обучающихся, что он изобразил на доске. После чего, обучающиеся дают определение «функции» в алгебре. Правильный ответ- Функция (отображение, оператор, преобразование) — в
математике соответствие между элементами двух множеств, установленное по такому правилу, что каждому элементу одного множества ставится в соответствие некоторый элемент из другого множества.
Верный график функции получается только в том случае, если единственной переменной «х» соответствует единственная переменна «у», в случае нарушения-график начинает деформироваться.
На этапе рождения нового знания: обучающимся предлагается применить знания, полученные в рамках темы обратимые/необратимые химические реакции на уроке истории в рамках темы Российская империя в начале ХХ века. Причины первой русской революции (1905-1907).
Учитель рисует «деформированный график»- это и есть Первая русская революция, в которой ось «х»- это экономическое развитие Российской империи, а ось «у»- это социально-политическое развитие Российской империи.
Учитель даёт задание, объяснить причины первой русской революции (1905-1907) при помощи построенного «деформированного графика».
Могут быть приведены следующие объяснения: Здоровые тенденции в экономике (реформы Витте)/ нездоровые в социальной сфере (крестьянская община) и политика (самодержавие).
На этапе рефлексии: рефлексию можно провести в форме краткого эссе (на 5 минут). Обучающимся предлагается сделать выводы о причинах первой русской революции (1905-1907), подвести итоги социально- политического и экономического развития и выразить мнение по поводу формы проведения урока- что понравилось/не понравилось, получилось/ не получилось. Этот приём направлен на выражение собственной точки зрения обучающегося, а также приём эссе способствует формированию самооценки ученика. Такая форма работы важна и для учителя, т.к. таким образом учитель получит обратную связь и конструктивную критику со стороны учеников.
Таким образом, при помощи данных метапредметов продемонстрирована тесная взаимосвязь казалось бы таких «далёких» друг от друга предметов. При помощи осуществления данных приёмов на уроках, можно исключить такие, к сожалению, в нынешнее время особо часто встречающиеся случаи, когда выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики, «ненужные» для поступления в вуз уроки просто отбывают, искренне считая их лишними. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания на уроке.
Список литературы /References
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шрз://минобрнауки.рф/документы/938/ (дата обращения: 10.12.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шрз://минобрнауки.рф/документы/2365/ (дата обращения: 10.12.2018).
3. Ратикова И.Н. Метапредметный подход в образовательной практике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-v-obrazovatelnoy-praktike/ (дата обращения: 10.12.2018).
4. Селиванова О.Г., Гасникова Н.В. Управление процессом достижения школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/upravlenie-pratsessom-dostizheniya-shkolnikami-metapredmetnyh-rezultatov-obrazovatelnoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 10.12.2018).