Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческое самовыражение / дети дошкольного возраста / китайская детская музыка / creative self-expression / preschool children / Chinese children’s music

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Юньдун, Е.Ю. Волчегорская

В статье представлено теоретическое обоснование процесса формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста средствами китайской детской музыки, рассматриваемого как специально организованный, целенаправленный этап приобретения опыта музыкально-творческой деятельности путем ознакомления детей с различными культурными кодами китайской детской музыки. В статье интерпретировано основное понятие исследования – «творческое самовыражение», рассматриваемое как личностное самопроявление и самореализация в процессе какой-либо деятельности. В статье обозначены сущностные характеристики художественно-эстетической деятельности в рамках образовательного процесса дошкольных образовательных организаций. Рассмотрены основные жанровые группы китайской детской песни, такие как лирические песни, песни-шутки, трудовые, праздничные и повествовательные песни. Предложены алгоритмы использования китайской детской музыки для формирования умений творческого самовыражения у детей – пластическое осмысление и воплощение содержания песни с помощью движений; сопровождение песен коллективными перформативными действиями, сочинение текста и конструирование разных стилей пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATIVE SELF-EXPRESSION SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF CHINESE CHILDREN’S MUSIC

The article presents a theoretical justification of the process of formation of creative self-expression skills in preschool children by means of Chinese children’s music, considered as a specially organized, purposeful process of acquiring experience in musical and creative activity by familiarizing children with various cultural codes of Chinese children’s music. The article interprets the basic concept of the study – “creative self-expression”, considered as personal self-expression and self-realization in the process of any activity. The study identifies the essential characteristics of artistic and aesthetic activities within the educational process of preschool educational organizations. The main genre groups of Chinese children’s songs are considered, such as lyrical songs, joke songs, labor, festive and narrative songs. Algorithms for the use of Chinese children’s music for the formation of creative self-expressive skills in children are proposed – plastic comprehension and embodiment of the content of the song with the help of movements, as well as accompanying songs with collective performative actions, composing lyrics and constructing different singing styles.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКИ»

13. MilSS(nffiff^^iffi). Янь Х. Проблемы преподавания русского языка в китайско-российских совместных университетах на основе теории ESP. Heilongjiang Education (Higher Education Research and Evaluation). 2020; № 1: 54-55.

14. ^S'if'S®. Чжан Ц., Дун Я., Сун Б. Возможная модель преподавания русского языка в китайско-российском образовательном проекте Сюйчжоуского технологического института. Современное профессиональное образование. 2021; № 2: 122-123.

15. ЗШ. Чжан С. Способы преподавания русского языка в рамках китайско-российского совместного образования. Вестник Цицикарского университета. 2022; № 9: 149-151.

References

1. Olejnikova O.N. Sovmestnye programmy vysshego obrazovaniya kak faktor internacionalizacii i povysheniya 'effektivnosti programm. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya. 2014; № 2: 69-79.

2. Cyrenova M.I. Prepodavanie russkogo yazyka v KNR: problemy i perspektivy (iz opyta raboty v Czyansuskom pedagogicheskom universitete). Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020; № 3: 132-141.

3. Informacionnyj portalpo kontrolyu i nadzoru v sfere kitajsko-zarubezhnyh sovmestnyh uchrezhdenij. Available at: https://www.crs.jsj.edu.cn/aproval/detail/284

4. Kitajsko-rossijskie sovmestnye uchrezhdeniya iproekty. Available at: https://www.crs.jsj.edu.cn/aproval/orglists

5. Lehanova K.N. Osobennosti obucheniya kitajskih studentov russkomu yazyku kak inostrannomu (iz opyta raboty v institute Boda Czilin'skogo pedagogicheskogo universiteta, KNR). Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. 2018; № 4: 38-46.

6. Ivanova I.S. Izuchenie russkogo yazyka v Kitae (iz opyta raboty v Hajnan'skom universitete). Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2014; № 13: 36-40.

7. Van Li, Baranova I.I. Sovmestnye obrazovatel'nye programmy kitajskih universitetov i rossijskih vuzov: sostoyanie, tendencii i perspektivy. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2017; T. 8, № 1: 134-141.

8. Guruleva T.L. Sovmestnye obrazovatel'nye programmy Rossii i Kitaya: sostoyanie i problemy realizacii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, №12: 93-103.

9. Tereschenko T.M., Pravdikova A.V. Opyt vnedreniya i realizacii sovmestnyh rossijsko-kitajskih obrazovatel'nyh programm. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016; № 10: 38-42.

10. Krasnova G.A. Setevoe vzaimodejstvie vuzov: sravnitel'nyj analiz podhodov k realizacii sovmestnyh obrazovatel'nyh programm v Kitae i Rossii. Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2016; № 3: 123-130.

11. Ш&Ё. Й0. Ch'en' Ch. Problemy v prepodavanii russkogo yazyka i sposoby ih resheniya v kitajsko-rossijskih sovmestnyh obrazovatel'nyh programmah. Cyaoyuan'. 2019; № 7: 116.

12. F. Problemy i sposoby ih resheniya v processe prepodavaniya russkogo yazyka v ramkah kitajsko-rossijskih sovmestnyh obrazovatel'nyh programm. Literaturnoe obrazovanie. 2017; № 7: 134-135.

13. ¡=M. WfESPW&fo^P^b^WfeWTmWWR. liliS(nil^iffi). Yan' H. Problemy prepodavaniya russkogo yazyka v kitajsko-rossijskih sovmestnyh universitetah na osnove teorii ESP. Heilongjiang Education (Higher Education Research and Evaluation). 2020; № 1: 54-55.

14. ШИИЭДлФШРМ^ИЙМ^ШЙЙЙ. !ШЯМя. Chzhan C., Dun Ya., Sun B. Vozmozhnaya model' prepodavaniya russkogo yazyka v kitajsko-rossijskom obrazovatel'nom proekte Syujchzhouskogo tehnologicheskogo instituta. Sovremennoe professional'noe obrazovanie. 2021; № 2: 122-123.

15. ЗШ. Chzhan S. Sposoby prepodavaniya russkogo yazyka v ramkah kitajsko-rossijskogo sovmestnogo obrazovaniya. Vestnik Cicikarskogo universiteta. 2022; № 9: 149-151.

Статья поступила в редакцию 08.04.24

УДК 372.3: 78.07(51)

Wang Yundong, postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology Childhood, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: ilovechinasomuch27@gmail.com

Volchegorskaya E.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: volchegorskayaeu@cspu.ru

FORMATION OF CREATIVE SELF-EXPRESSION SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF CHINESE CHILDREN'S MUSIC. The article presents a theoretical justification of the process of formation of creative self-expression skills in preschool children by means of Chinese children's music, considered as a specially organized, purposeful process of acquiring experience in musical and creative activity by familiarizing children with various cultural codes of Chinese children's music. The article interprets the basic concept of the study - "creative self-expression", considered as personal self-expression and self-realization in the process of any activity. The study identifies the essential characteristics of artistic and aesthetic activities within the educational process of preschool educational organizations. The main genre groups of Chinese children's songs are considered, such as lyrical songs, joke songs, labor, festive and narrative songs. Algorithms for the use of Chinese children's music for the formation of creative self-expressive skills in children are proposed - plastic comprehension and embodiment of the content of the song with the help of movements, as well as accompanying songs with collective performative actions, composing lyrics and constructing different singing styles.

Key words: creative self-expression, preschool children, Chinese children's music

Ван Юньдун, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: ilovechinasomuch27@gmail.com

ЕЮ. Волчегорская, д-р пед. наук, проф., зав. каф, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск,

E-mail: volchegorskayaeu@cspu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКИ

В статье представлено теоретическое обоснование процесса формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста средствами китайской детской музыки, рассматриваемого как специально организованный, целенаправленный этап приобретения опыта музыкально-творческой деятельности путем ознакомления детей с различными культурными кодами китайской детской музыки. В статье интерпретировано основное понятие исследования - «творческое самовыражение», рассматриваемое как личностное самопроявление и самореализация в процессе какой-либо деятельности. В статье обозначены сущностные характеристики художественно-эстетической деятельности в рамках образовательного процесса дошкольных образовательных организаций. Рассмотрены основные жанровые группы китайской детской песни, такие как лирические песни, песни-шутки, трудовые, праздничные и повествовательные песни. Предложены алгоритмы использования китайской детской музыки для формирования умений творческого самовыражения у детей - пластическое осмысление и воплощение содержания песни с помощью движений; сопровождение песен коллективными перформа-тивными действиями, сочинение текста и конструирование разных стилей пения.

Ключевые слова: творческое самовыражение, дети дошкольного возраста, китайская детская музыка

Актуальность: смыслообразующим фактором современного этапа развития дошкольного образования все чаще выступает идея воспитания человека, способного творчески выражать себя в различных видах деятельности. Период дошкольного детства является наиболее сензитивным для становления умений творческого самовыражения, при этом данный процесс не ограничивается только развитием креативности ребенка, а становится механизмом формирования эмоциональной устойчивости и опыта самореализации, способствуя преодолению

детской тревоги и проявлений агрессии. Одним из наиболее действенных факторов формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста выступает музыкально-эстетическая деятельность. Ориентированная на стимулирование развития творческого потенциала ребенка, его стремления продемонстрировать свои умения создавать креативные музыкальные репрезентации своего опыта она создает предпосылки для создания пространства творческой самореализации дошкольников. Важным аспектом становления умений

творческого самовыражения в процессе музыкальной деятельности является контекст обогащения ребенка опытом взаимодействия с многообразием культур. Оно может осуществляться в различных формах, в том числе в тесной связи со знакомством с той или иной иностранной культурой. Настоящее исследование посвящено становлению умений творческого самовыражения дошкольников средствами китайской детской музыки.

Цель данного исследования: теоретическое обоснование возможностей использования китайской детской музыки как средства формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста.

Основные задачи статьи: конкретизировать понятие творческого самовыражения, проанализировать специфику его формирования у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-эстетической деятельности; рассмотреть алгоритмы использования китайской детской музыки для формирования умений творческого самовыражения у детей в образовательном процессе ДОО.

Методы научного исследования: анализ и интерпретация результатов изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста, а также обобщение передового педагогического опыта.

Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогических и методических аспектов формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста средствами китайской детской песни.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

- систематизации современных представлений об умениях творческого самовыражения у детей;

- рассмотрении сущности музыкально-эстетической деятельности как фактора формирования умений творческого самовыражения;

- выявлении особенностей формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста средствами китайской детской песни.

Практическая значимость результатов исследования заключается:

- в описании жанровых особенностей основных групп детских китайских песен;

- в представлении методики использования детской китайской песенной музыки для формирования умений творческого самовыражения у детей.

Трактовка понятия «самовыражение» связана с тем, какой способ выбирает человек, чтобы продемонстрировать свою индивидуальность другим. Самовыражение может принимать различные формы. Известно несколько основных направлений, в рамках которых человек вербально или невербально выражает свои мысли, идеи, чувства и эмоции. Первое направление связано с проявлениями самовыражения в одежде, поведении, словах (это особенно характерно для такой возрастной группы как подростки). Более позднее становление «выражения себя» происходит в процессе деятельности, чаще всего профессиональной, хотя некоторые исследователи ведут речь и о таких видах деятельности как игровая, учебная, спортивная и т. п. [1]. Наконец, процесс самовыражения реализуется посредством творческой деятельности. Заметим, что способность выразить свои внутренние чувства творческим способом обычно требует определенных знаний в конкретной области и мастерства, необходимого для достижения определенного уровня выразительности. При этом процесс самовыражения с помощью творческих средств происходит на фоне постоянного стимулирования интереса, мотивации и настойчивости. Это согласуется с идеей о том, что идентификация с деятельностью является еще одним аспектом, с помощью которого происходит самоопределение, особенно когда задача требует большей вовлеченности, усилий и настойчивости. Тем не менее творческое самовыражение не ограничивается по своей сути творческими задачами, а охватывает все виды деятельности, в которых индивид достигает определенной формы самоактуализации [2]. Данный аспект самовыражения, связанный с творческой деятельностью, исследователи рассматривают как механизм устойчивости, способствующий преодолению тревоги и стресса у ребенка. Как отмечают в своем исследовании Б. Барбот и Т. Лубарт, если не создавать условий для творческого самовыражения детей дошкольного возраста в рамках какой-либо деятельности, выражение внутреннего или внешнего неблагополучия может «выплеснуться» в неадаптивные формы самовыражения, например, в такую, как агрессия. Следовательно, поощрение творческого самовыражения у ребенка может быть эффективным способом «выхода» из состояния дистресса более адаптивным способом [3].

Данную идею подтвердили работы исследователей, показавших, что некоторые аспекты креативности (в частности, беглость и оригинальность идей) тесно связаны с адаптационными способностями детей дошкольного возраста и их способностью справляться со стрессовыми ситуациями [4]. Эти результаты подтверждаются также исследованиями в области эмоций и креативности, показывающих, что «творческие ответы» являются обычной реакцией на сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные [5]. Таким образом, творческое самовыражение может служить основой субъективного благополучия ребенка.

Самовыражение с помощью творческих средств также является способом «открыть» себя. Например, С. Хант и Ф. Сэмпсон предполагают, что методы творческого самовыражения являются способом выражения социальных и личных ролей человека [6]. Действительно, символическое значение вовлеченности в творческую деятельность обеспечивает «образы идентичности» или са-

моутверждения, относящиеся к индивидуальным особенностям человека и его социальной принадлежности. Неслучайно в работах философов М. Бахтина и А. Лосева именно творческое самовыражение человека рассматривается как основа становления и самосовершенствования личности.

Важную роль в процессе становления умений творческого самовыражения, особенно в детском возрасте, играет художественно-эстетическая деятельность. Это связано с двумя главными функциями данной деятельности, во многом определяющими ее значение для становления самосознания ребенка:

- развитие творческих способностей и эстетического вкуса детей дошкольного возраста;

- развитие умений социального взаимодействия в рамках совместной с другими детьми художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность является одним из столпов современного дошкольного образования и направлена, наряду с другими образовательными областями, на всестороннее и сбалансированное развитие всех аспектов личности ребенка. Являясь своеобразным отражением в деятельности человека предметов и явлений окружающего мира, она сопровождается анализом мотивов, целеполагания, комплекса действий и результата.

Отметим, что искусство во всех его направлениях и техниках - это форма творчества и непрерывных инноваций. Именно поэтому художественно-эстетическая деятельность играет важную роль в процессе становления умений творческого самовыражения, особенно в детском возрасте, ведь именно в творческой деятельности дети осваивают образный язык искусства, тем самым учась понимать других и обогащая свой внутренний мир.

Одним из сензитивных видов художественно-эстетического развития для дошкольного детства является музыкальная деятельность. Активное освоение различных ее видов (слушание, пение, танцы, музыкальные игры и движения, игры на музыкальных инструментах) усиливает интенсивность переживаний растущей личности. Будучи многофункциональным процессом, она включает в себя, наряду с музыкальным, коммуникативное, эмоциональное, когнитивное, социальное развитие ребенка.

Музыка также давно признается мощным средством развития креативности ребенка. При этом она имеет больший суггестивный эффект, чем другие виды искусства, а в процессе освоения языка музыкальной выразительности (громкие и тихие, высокие и низкие звуки, быстрая и медленная мелодия, минорный и мажорный лад и др.) дети получают возможность творческого самовыражения в различных видах импровизации. Отметим также, что «преобразующая» функция музыкального искусства способствует развитию высших видов продуктивного воображения [7].

Музыкальная деятельность в детском саду является ярким, живым, игровым, комплексным видом образовательной деятельности. При этом она не только несет сильный эмоциональный заряд, но и совпадает с природой детей дошкольного возраста, удовлетворяя развитие таких потребностей, как потребность в активном движении, общении, любопытстве, творчестве и т. п. Музыкальная деятельность способствует воспитанию творческого начала в ребенке, превращая самостоятельное музицирование в продукт собственного творчества. Таким образом, музыкальная деятельность в период дошкольного детства становится мощным источником формирования умений творческого самовыражения у ребенка.

Одним из эффективных способов формирования умений творческого самовыражения в детском саду может стать использование элементов детской китайской музыки. Методика формирования умений творческого самовыражения средствами музыкальных традиций Китая позволит детям дошкольного возраста получить новый опыт в плане музыкального ритма, музыкальных интонаций и т. п. Рассмотрим алгоритмы использования китайской детской музыки для формирования умений творческого самовыражения у детей дошкольного возраста на занятиях в дошкольных образовательных организациях.

За основу мы взяли различные жанры детской китайской песни. В музыкальной деятельности пение имеет важное воспитательное значение, т. к., с одной стороны, оно развивает тонкие эстетические чувства дошкольников, лежащие в основе эстетического восприятия и эстетической оценки, а с другой стороны, способно развивать у детей воображение и художественные ассоциации. Вместе с тем оно играет важную роль в воспитании молодого поколения, т. к. учит любить родную культуру и знакомит с культурой других народов. Что касается детской китайской песни, то они разнообразны и самобытны, полны энтузиазма. Как отмечает в своей статье М. Ли [8], за более чем столетнюю историю развития китайской детской вокально-хоровой музыки, от «Школьных песен» Шэнь Син-гуна и Ли Шутонга до «Новых школьных песен» Гу Джэнфуна, в ходе исторической эволюции сложились несколько жанровых разновидностей детских песен: лирические песни; хвалебные гимны (Отечеству, героям, матери); песни-марши; песни-шутки; песни-танцы; песни о природе, дружбе, патриотические, трудовые, праздничные и другие песни.

С. Цзоу были выделены 5 жанровых групп детской песни:

- лирические песни (о природе, любви, дружбе, колыбельные);

- хвалебные гимны (песни-гимны, песни-марши, праздничные и патриотические песни);

- шуточные песни (песни-шутки, песни-игры, песни-припевки, песни-дразнилки, песни-считалки и др.);

- трудовые песни;

- песни-баллады или повествовательные песни [9].

В каждой жанровой группе песни обладают своими характерными чертами. Лирические песни выражают чувства и настроения поющих. Они характеризуются выразительностью мелодии, размеренным ритмом, умеренным или медленным темпом; затрагивают самые разнообразные темы: любовь к родине, природе, друзьям, семье.

В хвалебных гимнах воспеваются героические подвиги. Мелодии хвалебных гимнов характеризуются торжественностью, величественностью, широтой. К этой жанровой группе также относятся песни-марши. Марши отличают четкий ритм и строгая размеренность темпа, неменяющегося на протяжении всего сочинения. Музыка этих песен чаще всего имеет бодрый, мужественный, активный характер, передает торжественное настроение.

Третья жанровая группа - это песни-шутки, особый жанр в музыкальном вокальном искусстве для детей. Песни написаны, как правило, в юмористической манере. Их мелодии веселые, живые, динамичные, с ясным, четким ритмом, имеют комический и оптимистический характер.

К четвертой жанровой группе относятся трудовые песни, которые сопровождают трудовые действия. Для них характерны простые речитативные мелодии, четкий ритм, короткие музыкальные фразы и частый повтор звуков. Трудовые песни с частым повторением ритмических групп сопровождаются простыми мелодиями.

Пятая жанровая группа - повествовательные песни или баллады, основанные на народных мелодиях. Мелодиям баллад присущи черты как лирического, так и повествовательного характера.

Мы выделили несколько компонентов методики формирования умений творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста средствами китайских детских песен.

1. Пластическое осмысление и воплощение содержания песни с помощью движений.

Придумывание движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра детской китайской песни, является одной из наиболее распространенных форм творческой певческой деятельности. Текст песни, отраженное в ней какое-либо конкретное действие, характер песенного героя, музыкально-художественный образ или стиль могут вызвать у детей дошкольного возраста ассоциации, которые воплощаются с помощью яркого, образного действия. Поощряя детей к придумыванию собственных, оригинальных вариантов образных движений, мы не только стимулируем интерес детей дошкольного возраста к пению, но и даем толчок к развитию креативности детей, предоставляя возможность воплотить творческие замыслы в собственной музыкально-певческой деятельности.

Например, к песне «Два тигра» с простым, ярким, располагающим к движению текстом дети дошкольного возраста могут придумать простые исполнительские движения в соответствии с содержанием песенного материала. Например, на слова «Беги быстро, беги быстро» они могут выполнять движения бега с немного озабоченным выражением лица. Сопровождая строчки песни «У одного нет ушей, у другого нет хвоста», старшие дошкольники могут дотронуться до головы и изобразить вопросительное выражение лица.

По мере взросления дети не только приобретают все больший опыт творческого самовыражения, но и осваивают базовую танцевальную лексику и используют ее для творчества. Слушая «Счастливую хлопающую песню», дети говорят: «Я чувствую себя счастливым после прослушивания этой песни», а затем придумывают основные танцевальные движения. Таким образом, с помощью движений они, с одной стороны, учатся выражать позитивные эмоции, а с другой - проявить свое воображение.

Для пластического осмысления и воплощения содержания песни с помощью движений педагог должен выбирать песни с четким ритмом, ясной структурой, понятным содержанием. Вместе с тем эти песни должны обладать богатым образовательным и художественно-образным потенциалом, чтобы эффективно стимулировать стремление к творческому самовыражению в процессе музыкально-хоровой деятельности. Следует также выбирать китайские песни со сменой темпа, характера, стиля музыки, чтобы развивать у детей дошкольного возраста, с одной стороны, устойчивость восприятия, а с другой - способность адаптироваться к изменениям. Например, музыка песни «Прекрасные облака» акцентирует внимание на разной силе белых облаков, когда они меняются и становятся то веселыми, то успокаивающими. В веселой части песни («иногда, как скачущий белый конь») движения детей будут более бодрыми и оживленными, а в другой («иногда, как нежный ягненок») - нежными и очень мягкими.

2. Сопровождение песен коллективными перформативными действиями

Понятие «перформативное» применительно к искусству указывает на переход от того, что изображает или представляет произведение искусства, к порождаемым им воздействиям и переживаниям, процессу стирания границ между различными видами искусства. В результате они характерным образом принимают форму спектакля (будь то музыка, изобразительное искусство или литература). Таким образом, результатом становится не произведение искусства, а событие, в котором все участники проявляют себя и как актеры, и как зрители. Коллек-

тивные перформативные действия создаются детьми в процессе совместного исполнения песни. Например, в песне «Цыплята и утята» на словах «цыплята и утята, трогательные вместе» все одновременно поют и хлопают; на слове «кики-кик» одна группа поет, а другая выполняет движение цыпленка; на слове «сип-сип-сип» вторая группа поет, а первая выполняет движение утенка; на словах «вместе играем, вместе поем» пары берутся за руки и поворачиваются вокруг себя. Такие совместные перформативные движения не только развивают умения творческого самовыражения, но и способствуют формированию кооперативных способностей детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что независимо от видов создаваемых перформативных действий педагогам следует «направлять» процесс создания движений в соответствии с актуальным уровнем развития детей дошкольного возраста, постепенно выстраивать создание движений от легких к сложным, чтобы каждый ребенок дошкольного возраста мог испытать удовольствие от общения с музыкой с помощью созданных движений. В процессе музыкально-певческой деятельности следует уделять внимание одухотворению жизненного опыта детей дошкольного возраста, направлять детей дошкольного возраста на наблюдение за окружающей жизнью и накопление определенного «двигательного словаря». В то же время педагогу следует обращать внимание на то, что в песне можно убрать сложный фрагмент или замедлить темп пения, чтобы дети дошкольного возраста овладели движением и лишь затем вернулись к первоначальному темпу песни.

3. Сочинение текста песен

В спонтанной детской певческой деятельности мы иногда обнаруживаем, что дети дошкольного возраста часто любят повторять наиболее интересные части некоторых песен или вставлять некоторые забавные и новые слова вместо оригинальных текстов, что, по сути, является источником детской творческой художественной деятельности. В такой спонтанной «творческой» деятельности дети дошкольного возраста будут неустанно повторять свое «творение», надолго погружаясь в «самостоятельно созданные» песни, проявляя при этом огромную радость и удовлетворение. Таким образом, в процессе сочинения песен значительно повышается мотивация детей дошкольного возраста к пению, они могут в полной мере испытать радость самовыражения и насладиться ей.

Создание текстов песен для детей дошкольного возраста - это, по сути, замена слов. При этом простые и повторяющиеся тексты, с одной стороны, легче запоминаются детьми, а с другой - их проще заменить. В текстах с простой грамматикой, небольшим количеством слов и одинаковой (или похожей) длиной предложений дети могут легко включать в мелодии собственные интересные и любимые слова. При этом, как правило, песни, выбранные для детей дошкольного возраста, должны быть насыщены яркими образами. Желательно, чтобы в каждом тексте присутствовал только один образ, а также много регулярных повторов. Например, в китайской детской песне «Я люблю своих зверушек» все слова в каждом куплете одинаковые, за исключением имен и кличек зверушек. Поэтому дети дошкольного возраста могут петь песню, просто заменяя имена зверушек и клички в тексте. Этот прием может помочь робким дошкольникам создавать свои песенные «тексты», внося изменения в оригинальный текст. Добавление текстов к песням также обогащает словарный запас детей, развивает воображение, уверенность в себе, помогая тем самым испытать радость самостоятельного поиска и творческого участия.

4. Конструирование разных стилей пения

Различные певческие эффекты вокальной музыки могут быть отражены с помощью различных форм исполнения песен. Основными стилями пения детей дошкольного возраста являются соло, дуэт, хоровое пение. Детям можно предложить придумать разные стили исполнения для каждой песни, например, песню «Маленькая птичка, маленькая птичка, ты такая милая» можно исполнять вместе хором, а песню «Дум дум дум дум» можно петь поочерёдно соло. В ходе спланированной и сознательно организованной педагогом деятельности дети дошкольного возраста не только овладевают певческими навыками, но и осваивают более сложные формы пения - дуэт, пение в унисон, пение без сопровождения музыкального инструмента, двухголосное пение. Например, куплеты песни «Девочка из ивового дерева» можно исполнять соло, а припевы - дуэтом или хором. Разные формы пения могут выражать разные певческие эффекты и разные эмоции. Позволяя детям дошкольного возраста создавать различные формы исполнения одной и той же песни, мы не только способствуем развитию творческих способностей ребенка, когда дети могут адаптировать различные стили пения в соответствии с собственными представлениями и стараются сделать свое исполнение уникальным, но и улучшаем выразительные возможности пения, помогаем испытать радость самостоятельного исследования, обрести чувство достижения цели и уверенности в себе.

Таким образом, в рамках нашего исследования поставленная цель и соответствующие ей задачи достигнуты в полном объеме посредством рассмотрения китайской детской музыки как средства формирования умений творческого самовыражения у детей старшего дошкольного возраста. Выявленные формы и приемы работы с детскими песнями Китая на занятиях в дошкольных образовательных организациях будут способствовать развитию интереса дошкольников к музыке других культур, активизации творческого потенциала детей дошкольного возраста, стимулируя музыкальное вдохновение дошкольников, поддерживая их интерес к творчеству, повышая их субъективное благополучие и позитивное состояние.

Библиографический список

1. Деньгина М.В. Теоретико-методологические основы самовыражения младших школьников в процессе музыкального обучения. Омский научный вестник. 2010; № 3 (88): 242-246.

2. Shaw S.M., Kleiber D.A., Caldwell L.L. Leisure and identity formation in male and female adolescents: A preliminary examination. Journal of Leisure Research. 1995; № 27 (3): 245-263.

3. Barbot B., Lubart T. Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture. Education. 2015; Т. 43, Выпуск 4, № 3-13: 371-381.

4. Carson D.K., Bittner M.T., Cameron B.R., Brown D.M., Meyer S.S. Creative thinking as a predictor of school-aged children's stress responses and coping abilities. Creativity Research Journal. 1994; № 7 (2): 145-158.

5. Byron K., Khazanchi S., Nazarian D. The relationship between stressors and creativity: A meta-analysis examining competing theoretical models. Journal of Applied Psychology. 2010; № 95 (1): 201-212.

6. Sampson F., Hunt C. The Self on the Page: Creative writing and personal development. Jessica Kingsley Publishers, 1998.

7. Волчегорская Е.Ю. Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2007.

8. Ли М. Песни китайских композиторов для детей в контексте истории нации. Музыкальная культура глазами молодых ученых. Санкт-Петербург: Астерион, 2020: 188-194.

9. Цзоу С. Детская песня в китайской музыкальной культуре: типология жанра. Веснк Беларускага дзяржаунага ун!еерс1тэта культуры i мастацтвау. 2013; № 1 (19). References

1. Den'gina M.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy samovyrazheniya mladshih shkol'nikov v processe muzykal'nogo obucheniya. Omskijnauchnyj vestnik. 2010; № 3 (88): 242-246.

2. Shaw S.M., Kleiber D.A., Caldwell L.L. Leisure and identity formation in male and female adolescents: A preliminary examination. Journal of Leisure Research. 1995; № 27 (3): 245-263.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Barbot B., Lubart T. Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture. Education. 2015; T. 43, Vypusk 4, № 3-13: 371-381.

4. Carson D.K., Bittner M.T., Cameron B.R., Brown D.M., Meyer S.S. Creative thinking as a predictor of school-aged children's stress responses and coping abilities. Creativity Research Journal. 1994; № 7 (2): 145-158.

5. Byron K., Khazanchi S., Nazarian D. The relationship between stressors and creativity: A meta-analysis examining competing theoretical models. Journal of Applied Psychology. 2010; № 95 (1): 201-212.

6. Sampson F., Hunt C. The Self on the Page: Creative writing and personal development. Jessica Kingsley Publishers, 1998.

7. Volchegorskaya E.Yu. Lichnostno orientirovannoe 'esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov: metodologiya, teoriya, prakiika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2007.

8. Li M. Pesni kitajskih kompozitorov dlya detej v kontekste istorii nacii. Muzykal'naya kul'tura glazami molodyh uchenyh. Sankt-Peterburg: Asterion, 2020: 188-194.

9. Czou S. Detskaya pesnya v kitajskoj muzykal'noj kul'ture: tipologiya zhanra. Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga yniversit'eta kul'tury i mastactvay. 2013; № 1 (19).

Статья поступила е редакцию 26.04.24

УДК 378.1

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals

(Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

Vinogradova M.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia); senior teacher,

Public Educational Institution of Higher Professional Education, The Ural State University of Railway Transport (Yekaterinburg, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

A MODERN STUDENT'S VIEW ON THE PROFESSIONAL IMAGE OF A UNIVERSITY TEACHER (THE CASE STUDY OF STATE AGRARIAN UNIVERSITY OF NORTHERN TRANS-URALS). For many centuries, the younger generation has received its knowledge from the older generation, thereby contributing to its development and formation. Currently, the role of a teacher has changed; more and more we are seeing how the work of a teacher is reduced to the work of a tutor, because now one can find any information from Internet sources, learn how to do something remotely, watching videos. But respect remains for a teacher himself, especially for those whose professionalism ignites interest in science in the minds and hearts of students, increases curiosity, and cultivates a thirst for knowledge in the younger generation. This article examines the point of view of a modern student on the professional image of university teachers. The authors analyze how students evaluate the appearance and manners of teachers, and how this can affect their perception and effectiveness of teaching.

Key words: young generation, teacher, professionalism, science, curiosity, knowledge, personnel, image, individual characteristics

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аргарный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: Npescova06@yandex.ru

М.В. Виноградова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, ФГБОУ ВО «Уральский

государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ)

На протяжении многих веков молодое поколение получает знания от старшего, тем самым способствуя своему развитию и становлению. В настоящее время роль преподавателя поменялась, все больше мы наблюдаем, как работа преподавателя сводится к работе тьютора, потому что сейчас можно найти любую информацию из источников в интернет-пространстве, научиться что-то делать можно и дистанционно, с помощью записанных видеороликов. Но остается уважение к самому преподавателю, особенно к тем, которые своим профессионализмом зажигают в умах и сердцах студентов интерес к науке, повышают любознательность, воспитывают в молодом поколении жажду знаний. В данной статье рассматривается точка зрения современного студента на профессиональный имидж преподавателей вузов. Авторы анализируют, как студенты оценивают внешний вид и манеры преподавателей, как это может повлиять на их восприятие и эффективность обучения.

Ключевые слова: молодое поколение, преподаватель, профессионализм, наука, любознательность, знания, кадры, имидж, индивидуальные особенности

На протяжении многих веков молодежь получает научные знания от старшего поколения, тем самым способствуя своему развитию и становлению. В советское время перед педагогом высшей школы стояла задача, которая была сведена к поиску нового научного знания и передаче этого знания студенту.

Все больше мы наблюдаем, как работа преподавателя сводится к работе тьютора. Это происходит по причине того, что сейчас можно найти любую информацию из источников, размещенных в интернет-пространстве, научиться что-то делать можно и дистанционно, с помощью записанных видеороликов. В век цифровой трансформации новое поколение Z стремится к получению новых знаний, которые можно получить, не выходя из дома, в комфортной обста-

новке и сформировать индивидуальную образовательную траекторию, используя различные онлайн-курсы.

В связи с новыми вызовами молодого поколения перед педагогом высшей школы были поставлены новые задачи. Для сохранения эффективности и заинтересованности в своей ведущей дисциплине, развития у студентов интереса к науке, повышения любознательности, воспитания в молодом поколении жажду знаний преподавателю необходимо усовершенствоваться.

При этом конкурентоспособный преподаватель вуза должен обладать совокупностью универсальных качеств личности, а именно - организатора, аналитика, психолога, компетентного специалиста в области преподаваемой дисципли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.