УДК 373.3
О.И. Баранова© ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»
Выявлено противоречие современной общеобразовательной школы, основанное на внедрении в образовательный процесс взаимоисключающих требований гуманизации и технологизации обучения. Предложен способ решения данной проблемы через технологизацию формирования оценочной деятельности учащихся, способствующую становлению учащихся как субъектов учения. Рассмотрен один из технологических этапов - формирование умений целеполагания.
Ключевые слова: гуманизация, технологизация обучения, умения целеполагания, рефлексивный дневник.
В современной педагогике становится возможным сопоставление различных взглядов, концепций. «Методологический плюрализм» [1, с. 40], имеет место при сочетании технологизации действий субъектов образовательного процесса по достижению гарантированного результата и гуманизации отношений между ними.
Современная школа, несмотря на декларации о развитии личности, о гуманизации, стояла и стоит на позиции образовательных стандартов в виде требований к обязательным результатам обучения и предлагаемых измерителей достижений учащихся (тестов). Это атрибуты рационалистической (технократической) парадигмы дидактики, имеющей бихевиористическую основу. Полное управление учебным процессом в рамках этого направления делает учение школьника фактически научением, натаскиванием, «тренировкой» по Б. Скиннеру. Эклектическое соединение такого обучения с неогуманистическими лозунгами ведет к растерянности, недоверию, цинизму в учительской и в ученической среде [2, с. 21, 25]. По нашему мнению, «научение» должно соединяться не с лозунгами, призывающими работать в личностноориентированном направлении, а с технологизацией личностно-ориентированного обучения.
Педагогическая технология может стать личностно-ориентированной, если будет отвечать следующим требованиям: сотрудничеству, диалогичности, деятельностно-
творческому характеру, направленности на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставлению ему необходимой свободы для принятия решений, творчеству, сотворчеству учителя и учащихся [3, с. 167]. Личностно-ориентированный подход в обучении хуже разработан именно в технологическом плане. По мнению А.Н. Тубельского, технологизировать можно не личностное развитие, а условия, ведущие к формированию или развитию черт личности школьника. Под условиями понимаются характер общения, отношения учителя к ученику, форма и характер деятельности учащихся, стиль
© Баранова Ольга Игоревна - кандидат педагогических наук
взаимодействия с учеником [4, с. 11]. Технологизация личностно-ориентированного обучения предполагает не жесткое распределение шагов учителя, а логическую последовательность действий учителя и учащихся, ведущую к запланированному результату в условиях сотрудничества.
Принцип гуманизации образования предопределяет организацию обучения, основанную на самосознании учащихся. Началом самосознания личности становится осознание собственных действий и их результатов, целей своей деятельности, интересов, мотивов своего поведения. Сличение полученного результата с целью является основой самоуправляемой деятельности учащихся, сущностной характеристикой учения.
Особенностью современного образовательного процесса является иерархия двух систем целеполагания. Познавательные цели могут быть объективизированы как планируемые результаты обучения и подвергаются поэтапному критериальному контролю, цели самоактуализации, самоопределения, развития в педагогической практике с трудом подвергаются количественному анализу на основе четких формализованных критериев (стандартов). Они по определению не являются предполагаемым конечным результатом школьного обучения (педагогической деятельности). В настоящее время необходима переориентация мониторинга качества образования с конечных результатов на сам процесс овладения учеником этими результатами и осознания им способов деятельности и значимости для себя самого процесса учения. Основной метод при таком обучении - метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. Процесс обучения должен быть направлен на достижение единой цели - развития потребностей, запросов и способностей личности в процессе усвоения соответствующих компонентов содержания образования. Этот принцип, названный Д.Г. Левитесом принципом «дидактического кольца», дает основания для разрешения противоречия в педагогической деятельности, связанного с попыткой ранжирования двух систем целей педагогической деятельности при обучении учащихся («познавательных» и «развивающих»). Превращение ученика в субъект учебной деятельности происходит только после появления у него цели собственной деятельности. Процесс обучения должен быть ориентирован в первую очередь на формирование такой цели [2].
В философии категория «цель» формулируется как предвосхищение в сознании результата, переход от сознания к действию [5, с. 169]. А.Н. Леонтьев определяет цель как один из центральных элементов системы деятельности, при этом он указывает, что цели не ставятся субъектом произвольно, не изобретаются, но даны в объективных обстоятельствах: «всякая цель объективно существует в некоторой предметной
ситуации». Роль субъекта в этом случае заключается в выделении и осознании целей, их предметном наполнении [6, т. 2, с. 169].
Целеполагание представляется как единство двух моментов: 1) теоретическая деятельность - целеформирование; 2) практическая деятельность - целереализация [7, с.
94].
Учащиеся начальной школы плохо владеют умением целеполагания. Дети обычно ставят на первое место цель, связанную с учебной деятельностью. Они осознают эту цель. Однако они не осознают частных целей, ведущих к ней, не видят средств достижения этой цели. Необходимо специальное обучение младших школьников целеполаганию. Очень важно, чтобы дети принимали участие в постановке цели, анализе и обсуждении условий ее достижения. При введении новой темы необходимо составлять вместе с детьми специальную таблицу, где четко представлен состав предметных знаний и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся. В таблице должна быть предусмотрена специальная графа, где дети сами отмечают, что они уже знают, чего еще не знают, в чем сомневаются. Естественно, что вначале дети еще не могут адекватно оценить себя, но постепенно привыкают это делать. Результатом систематической работы такого рода является не только повышение побудительной силы поставленных целей, но и формирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки [8].
Особенно актуальной проблема целей стала в связи с применением на практике идей технологического подхода к организации процесса обучения. Такие формулировки целей, как обеспечить развитие у обучающихся умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности предполагают технологизацию условий, способствующих развитию вышеперечисленных умений [9, с. 11]. При наличии цели учения учащийся становится субъектом своей деятельности. Цель наряду с эмоциональноэкспрессивным аспектом должна иметь и «технологический», «измеримый» аспект [10, с.
95].
Нами разработана технология формирования оценочной деятельности учащихся, в основу которой положена концептуальная модель, представляющая научную основу технологии и базирующаяся на системном, деятельностном, личностном подходах, на принципах гуманизма. Процессуально-описательная модель технологии представляет собой описание технологических этапов: 1) этап знакомства с основами оценочной деятельности, 2) этап формирования умений самопознания, 3) этап формирования конструктивных умений, 4) этап формирования рефлексивных умений и их сущностную характеристику -цели, результаты каждого этапа, действия учителя и учащихся, представленные в форме технологической карты. Ориентировочной основой формирования самооценочных, прогностических, проективных, рефлексивных умений учащихся стал разработанный нами рефлексивный дневник [11], позволяющий наряду с технологической картой обеспечивать воспроизводимость технологического процесса формирования оценочной деятельности учащихся.
Приведем описание технологического этапа формирования конструктивных умений (умений целеполагания: прогностических - целеформирование - и проективных -целереализация) учащихся с помощью рефлексивного дневника.
Страничка дневника «Мои учебные возможности. Прогноз» предназначена для развития прогностических умений ученика. Для ученика предлагается справка: Прогноз -моя цель, моя мечта, моё предположение. Ребёнок делает прогноз, то есть ставит для себя цель - учиться не ниже того уровня, который он сам определил, следовательно, ему необходимо прикладывать усилия для достижения обозначенного уровня. В рамочках-прямоугольниках учащимся предлагаются условные обозначения уровней возможностей. Ученики закрашивают клеточки в таблице тем цветом, который соответствует их уровню возможностей по предметам: высокий уровень - жёлтый цвет (золотой, солнечный); повышенный уровень - зелёный цвет; средний уровень - синий цвет; низкий уровень -красный цвет (тревожный). Учитель не должен советовать и тем более навязывать выбор уровня возможностей ученику. Ребёнку необходимо самому выявить совпадение или несовпадение его уровня притязаний (желания) с уровнем возможностей по данному учебному предмету.
Страничка «Мои учебные возможности. Результат. Рефлексия - совпал ли мой прогноз с результатом» предназначена для формирования рефлексивных умений. По окончании наблюдаемого периода (в конце каждого месяца) необходимо подвести итоги: достиг ли ребёнок той «планки», которую себе определил. Для этого необходимо в таблице закрасить соответствующую клеточку в соответствии с тем уровнем возможностей, который был в течение прошедшего времени. Снова ученику предлагается справка: Результат - реализованные (реальные возможности). Ученик производит сопоставление: совпал ли прогноз с результатом и осуществляет корректировку уровня возможностей при составлении прогноза на следующий месяц.
Работа учащихся на страничке «Мои интересы» предназначена для выявления и осознания собственных познавательных интересов (целеформирование - я желаю). Начинающим ученикам можно сказать, что самостоятельный человек должен уметь ставить цели, определять, что ему необходимо в жизни, интересно.
Ученики заполняют таблицу «Мои интересы». Перед заполнением таблицы учитель знакомит детей с учебным недельным планом - количеством часов в неделю, отведённым на каждый предмет по программе. Например: русский язык - положено в неделю 5 часов, математика - 5 часов, литературное чтение - 5 часов, окружающий мир - 1 час. Дети заполняют графу «Положено в неделю». Затем, в графе «Я желаю» им предлагается проставить то количество часов, которое им хотелось бы по собственному индивидуальному плану изучения предмета. Ниже таблицы, на специально отведённых линеечках под заголовком «Какие ещё предметы желаю изучать», дети пишут названия других интересных им предметов, может быть даже тех, о которых они только слышали или знают, что они существуют, но не входят в план начальной школы, или которыми они увлечены, имеют отдельные сведения, или занимаются ими вне школы.
Таким образом, ребёнку предоставляется возможность осознать свои познавательные интересы на данный момент. Родители и учитель получают информацию о кругозоре ученика, направленности его интересов. Это позволит организовать успешную индивидуальную самостоятельную работу каждого. Ученики начальных классов демонстрируют достаточно широкий кругозор интересов. Среди называемых ими предметов - тригонометрия, алгебра, геометрия, история, астрономия, химия, физика, анатомия, биология, география, иностранные языки, танцы, домоводство. На данном этапе нужно сообщить детям, что планы начальной школы не предусматривают возможности изучения всех предметов, которые им интересны, но самостоятельный человек должен уметь «добывать» знания сам. Эти знания обязательно помогут стать ему умным, интересным, успешным в жизни.
С работы на страничке «Я учусь планировать! Планирование самостоятельной познавательной деятельности. Я - взрослый, я - работаю сам!» начинается формирование проективных умений младших школьников (умений планировать) - целереализация.
Самостоятельный человек должен уметь не только ставить перед собой цели, но и достигать их. Для этого ему нужно уметь планировать (предвидеть, знать свои действия по достижению цели). Дети обучаются прежде всего через собственные действия. Задача учителя показать ребёнку алгоритм, порядок действий по достижению познавательных целей, научить его действовать самостоятельно. Ребёнок должен понимать, что ему интересно, зачем ему это и как достичь того, что он желает.
Самостоятельное планирование индивидуальной познавательной деятельности начинается с определения для себя учебного предмета, знания, по которому ученику хотелось бы получить в данный период времени. Следующее действие - это конкретизация интересующей темы по выбранному предмету. Например, ребёнок осознал, что ему очень хочется узнать о Жанне д’Арк. Он записывает это в своём дневнике, например: Предмет: История. Интересующая тема по предмету: Жанна д’Арк.
Общая познавательная потребность ученика «опредметилась» в исторических знаниях. Последние стали теперь мотивом поведения ученика, позволили поставить цель: поиск необходимой информации и самостоятельное изучение интересующей темы по предмету.
Следующее действие - «сбор информации». Ученик определяет, к каким источникам информации ему необходимо обратиться для достижения своей цели. В этом ребёнку помогает составленная нами памятка: «Я - взрослый, я работаю сам!». Источником информации может стать: 1. Изучение книг, справочников, энциклопедий, словарей, учебников, хрестоматий. (Ребенок учиться правильно оформлять запись литературного источника - указывать название, автора, выходные данные книги, статьи). 2. Просмотр познавательных передач, посещение музеев, выставок, информация из Интернета. (Указать источник). 3. Другой источник знаний. (Назвать источник). (Например: рассказ компетентного для ребенка взрослого - бабушки, мамы, знакомого).
Зафиксировав в дневнике необходимые ему источники информации, ученик переходит к следующему шагу - выбору формы отчёта. В этом ему снова поможет памятка «Я - взрослый, я работаю сам!», в которой начинающему исследователю предлагаются 17 вариантов различных форм отчёта, среди которых предусмотрена и своя, оригинальная форма.
Следующим действием становиться планирование формы деятельности - будет ли он работать индивидуально, в паре или в группе (решает с кем).
Далее ребёнок приступает к осуществлению запланированных действий. После выполнения запланированной «научной работы» наступает момент выбора «экспертов» и -«защита» работы. «Экспертов» (2-х человек - мальчика и девочку) назначает сам выступающий. «Эксперты» и слушатели при оценивании представляемых работ
обращаются к страничке рефлексивного дневника «Рекомендации экспертам», где представлены критерии самооценивания и взаимооценивания научно-познавательных работ. Критерии для оценивания предлагаются следующие: 1. Оформление работы. 2. Соответствие заявленной теме. 3. Полезность информации. 4. Научность. 5. Занимательность. 6. Использование различных форм отчёта. 7. Использованные источники знаний.
Эксперты оценивают работу с помощью «волшебных линеечек» - критериальных шкал. Критерии оценивания от «очень плохо» внизу шкалы до «замечательно» на самом верху. Поставив условный значок на шкале, эксперты ставят и свои росписи, что очень нравится детям и воспитывает в них ответственность за выставляемую ими оценку. Экспертную оценку можно ставить на самой работе или в рефлексивном дневнике на данной страничке.
Самооценку своей работы ученик записывает на страничке рефлексивного дневника «Я - взрослый, я работаю сам», самостоятельно решая при этом каким образом оценить свою работу: дать оценочную характеристику по тем же критериям, или записать оценку, в целом отмечая недоработки или, напротив, удачные моменты в работе, или выставить отметку и прокомментировать, обосновать её.
Таким образом, на данном технологическом этапе мы достигаем гарантированного результата - сформированных конструктивных умений (ставить цель, планировать действия по её достижению), а также продолжаем формирование самооценочных и рефлексивных умений (сопоставление полученного результата с целью) у учащихся начальной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебные программы вальдорфских школ / под редакцией В.К. Загвоздкина. М., 2005.
2. Левитес Д.Г. Педагогическое насилие: источники, механизмы, пути преодоления // Начальная школа: плюс - минус. 2000. № 6.
3. Гузеев В.В. Оценочные шкалы в образовательной технологии // Народное образование. 2002. № 5.
4. Поляков СД Сколько баллов по шкале?... Отметка как зеркало российского образования // Школьное обозрение. 2003. № 2.
5. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
7. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.
8. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д 2000.
9. Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб-метод, пособие . М., 2003.
10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
11. Баранова О.И. Рефлексивный дневник. Краснодар, 2007.
O.I. Baranova
FORMATION OF SKILLS OF PLANNING AT STUDENTS OF AN ELEMENTARY SCHOOL (TECHNOLOGICAL ASPECT)
Kuban state university
The contradiction modern schools, based on introduction in educational process of mutually exclusive requirements of a humanisation and technological training is revealed. The way of the decision of the given problem through technological formations of estimated activity of the students, promoting formation of pupils as subjects of the doctrine is offered. One of technological stages - formation of abilities of planning is considered.
Key words: a humanisation, techological training, ability of planning, a reflective diary.