Научная статья на тему 'Формирование умений коммуникации: методический аспект составления'

Формирование умений коммуникации: методический аспект составления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ТЕКСТЫ-ИНСТРУКЦИИ / ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ / АЛГОРИТМЫ / ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ / UNIVERSAL EDUCATION ACTIVITIES / SKILLS / COMMUNICATION / DIDACTIC MATERIALS / TEXTS-INSTRUCTIONS / TASKS IN A TEST FORM / ALGORITHMS / DEFORMATED TEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горленко Наталья Михайловна

В статье раскрываются методические особенности дидактических материалов для школьников, направленных на формирование умений коммуникации; требования к учебному занятию, обеспечивающие целенаправленное и систематическое формирование этих умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communication skills: methodological aspect of making

This article describes the methodological features of teaching school materials, aimed at developing skills of communication, requirements for training lesson to ensure meaningful and systematic development of these skills.

Текст научной работы на тему «Формирование умений коммуникации: методический аспект составления»

ЭШШША,.......ШМ1Ш,......Д НА ГИ О СТИНЯ

Формирование умений коммуникации: методический аспект составления

Наталья Михайловна Горленко,

старший научный сотрудник Красноярского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук

• универсальные учебные действия • умения коммуникации • дидактический материал • тексты-инструкции • задания в тестовой форме • алгоритмы • деформированные тексты •

В новом стандарте общего образования особое место занимают универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные. Под универсальными учебными действиями идеологами стандарта нового поколения понимается, в широком смысле, умение учиться, а в узком — совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса1.

В группе коммуникативных действий можно выделить особую подгруппу — умения коммуникации, которые обеспечивают адекватное восприятие и изложение устной и письменной информации, а также её отбор и обработку. Они, с одной стороны, являются самостоятельной целью обучения, с другой — служат средствами усвоения школьниками понятий и других видов знаний. В связи с этим задача формирования умений коммуникаций становится первоочередной для учащихся начальной и основной ступени.

Достижение метапредметных результатов должно осуществляться в рамках предметного содержания, а не вместо него или наряду с ним. Освоение содержания предмета необходимо строить через выполнение учеником универсальных учебных действий, что вынуждает методистов и учителей пересматривать и изменять дидактический материал.

Исследование практики преподавания школьных предметов показывает, что арсе-

нал средств формирования умений коммуникации невелик. Чаще всего учащимся предлагается составить таблицы, зарисовать объекты, подписать их, а в редких случаях составить план или выписать новые понятия в словарь, найти значение этих слов. Эти методические приёмы главным образом направлены на освоение предметного материала и лишь частично обеспечивают целенаправленное формирование умений коммуникации.

Понимая эту проблему, многие учителя разрабатывают дополнительные дидактические материалы: инструктивные карты к имеющимся текстам, алгоритмы, памятки работы и др. Как правило, делают это по аналогии с удачными образцами, не понимая принципиальных моментов их составления. Такой подход зачастую приводит не только к дидактическим ошибкам, но и играет отрицательную роль в формировании необходимых умений.

Раскроем особенности структуры наиболее часто используемых заданий по формированию умений коммуникации в учебном процессе:

• текстов-инструкций;

• заданий в тестовой форме;

• алгоритмов;

• деформированных текстов. -

Их предназначение разное. Одни имеют широкое применение, другие ис-

1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. С. 27-28..

пользуются лишь для решения определенного круга учебных задач; некоторые из них гарантируют правильное решение задачи, а какие-то дают лишь ориентиры для самостоятельной работы или поиска.

Тексты-инструкции

Тексты-инструкции имеют непосредственно текстовую часть и вопросы и задания к тексту. Они эффективны при отработке и промежуточной проверке уровня сформиро-ванности умения «адекватно воспринимать прочитанные тексты» и умения «оформлять

тексты в сжатом и развёрнутом виде». Выполнение этих заданий связано с уровнем владения предметным содержанием. Поэтому, с одной стороны, это помогает учащимся, владеющим предметным содержанием, выполнять такие задания, с другой — не позволяет учителю использовать этот тип заданий для диагностики уровня сфор-мированности умений коммуникации.

Особенность текста-инструкции в том, что он состоит из двух частей: непосредственно текста и перечня заданий, которые необходимо выполнить по мере его изучения. Приведём пример одного из заданий.

Тип Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

Эвглена зелёная

Жгутиконосцы — одноклеточные организмы, имеющие в качестве органоидов движения длинные выросты, называемые жгутиками.

Обитает эвглена зелёная в сильнозагрязнённых небольших пресных водоёмах. Тело у неё веретеновидной формы, покрыто эластичной оболочкой, позволяющее ей вытягиваться и изгибаться. На переднем конце тела эвглена имеет один длинный жгутик. При помощи жгутика эвглена передвигается. В цитоплазме тела эвглены находится ядро, сократительная вакуоль, хлоропласты, клеточный сок и светочувствительный глазок. При помощи светочувствительного глазка эвглена различает изменения освещённости. В цитоплазме содержатся зелёные хлоропласты, несущие зелёный пигмент — хлорофилл.

1. Где обитает эвглена зелёная?

2. Каково строение эвглены зелёной?

3. Как передвигается эвглена зелёная?

4. Какой пигмент содержится в организме эвглены?

Питается эвглена в зависимости от условий среды. На свету она способна сама вырабатывать органические вещества при помощи хлорофилла. В темноте эвглена питается готовыми органическими веществами, растворёнными в воде. Поэтому одни учёные относят эвглену к растениям, а другие — к животным.

1. Как питается эвглена?

Дышит эвглена кислородом, растворённым в воде, через всю поверхность тела. 1. Чем дышит эвглена?

В сократительную вакуоль собираются все вредные вещества и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.

1. Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?

Размножается эвглена бесполым путём. Клетка делится в продольном направлении. Сначала делится ядро, затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две почти равные части. Если в дочернюю клетку не попал какой-либо органоид, то впоследствии он там образуется.

ЭШШУЗА,.......1ШМ1Ш,......Д Ufl Tfl 0 CTUHfl

Эвглена — организм, сочетающий в себе признаки животного и растения. Жгутиконосцы занимают как бы промежуточное положение между растительным и животным царствами.

1. Как происходит бесполое деление эвглены?

2. Какое место занимают Жгутиконосцы среди царств живых организмов. Задания второй группы:

1. Почему одни учёные относят эвглену к растениям, другие к животным? Сформулируйте ответ, используя примеры из текста.

Особым требованием к этому типу заданий является наличие разных групп вопросов. В представленном варианте две группы: одни вопросы (после абзаца) направлены на понимание основного содержания текста, на выделение главных и ключевых идей; другие (задания второй группы) — на связывание основных частей текста и оформление развёрнутых высказываний. При составлении текстов-инструкций учитель руководствуется следующими правилами:

1) вопросы первой группы должны иметь прямой ответ в тексте, подчёркивать главную мысль, акцентировать внимание на важных характеристиках и особенностях объекта;

2) вопросы и задания второй группы должны связывать содержание отдельных абзацев, помогать устанавливать взаимосвязь этого содержания с имеющимися знаниями и опытом учащегося.

Таким образом, составленные учебные тексты используются при работе в парах сменного состава по методике взаимопередачи тем, разработанной М.А. Мкртчяном для организации коллективных учебных занятий2. Вместе с тем элементы этой методики, а именно самостоятельная работа с текстом и работа в статичной паре, успешно используются учителями при организации традиционных занятий.

Задания в тестовой форме открытого и закрытого типа

Можно выделить четыре разновидности таких заданий:

— задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

— задания открытой формы;

— задания на установление соответствия;

— задания на установление правильной последовательности3.

Особенность этих заданий в том, что в вопросах заложены действия, которые необходимо освоить для овладения определённым умением. Например, умение понимать прочитанные тексты включает в себя следующие действия:

• выделять ключевые слова;

• определять смысл используемых понятий;

• определять главные и дополнительные мысли;

• подбирать примеры;

• находить верные утверждения;

• озаглавливать части текста;

• схематизировать текст.

К тексту необходимо предлагать не более четырёх зданий, чтобы на их выполнение требовалось около 5-7 минут: это способствует удержанию внимания школьника к тексту. Тексты могут быть подобраны по основному содержанию предмета или по дополнительному. Варианты ответов должны чётко отличаться друг от друга, их количество должно быть от 3 до 6. Кроме этого, необходимо избегать заведомо неверных ответов «дистракторов», чтобы выбор учащегося не определялся методом исключения. В фор- _

мулировках вопросов и ответов нужно избегать вопросительных форм и повелительного наклонения. Приведём пример задания в тестовой форме закрытого типа.

2 Мкртчян М.А. Методики организации работы в сводных отрядах: методическое пособие. 3-е изд., испр. Красноярск, 2009. URL: http://phido.ru/BrowseArticles.aspx.

3 Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: Учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., перер. и расш. М.: Центр тестирования, 2005. 156 с.

Прочитайте текст.

Дышат все живые организмы, так как для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, а запасов его в организме нет. Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и многих других процессов.

Обведите правильные ответы.

I. ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ АБЗАЦА:

1. Дыхание — это одна из функций организма.

2. В процессе дыхания потребляется кислород.

3. Процесс дыхания обеспечивает жизнедеятельность организма.

4. Дыхание — это потребление кислорода и выделение углекислого газа.

II. ПРИМЕРЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ:

1. В результате выделяется энергия, необходимая для роста, движения, питания, размножения...

2. Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ.

3. Дышат все живые организмы.

4. Запасов кислорода в организме нет.

Задания в тестовой форме закрытого типа наиболее эффективны для организации работы по формированию умений коммуникации на этапе их становления, так как содержат в перечне ответов правильный и позволяют учащимся анализировать и сопоставлять разные варианты друг с другом. Достоинство этого типа заданий в том, что они дают возможность выявить уровень сформированности умений у каждого ученика.

Задания в тестовой форме открытого типа являются наиболее сложными для учащихся, так как предполагают высокую степень их самостоятельности. Они позволяют как формировать умения коммуникации, так и диагностировать их. Когда учащиеся освоят структуру отдельных умений, получат положительный опыт их применения в различных ситуациях, можно переходить к ре-

Экологические факторы

гулярному использованию заданий в тестовой форме открытого типа.

Количество вопросов в карточке определяется дидактической задачей. Если задание направлено на выявление уровня сформиро-ванности умений, то количество вопросов может быть от пяти до десяти, типы вопросов могут повторяться. Например, приведите примеры, подтверждающие следующее утверждение «...», или найдите в тексте примеры, подтверждающие главную мысль. Наличие нескольких ответов учащихся на однотипный вопрос позволит учителю получить более объективную оценку уровня сформированности умений коммуникации. Если задание направлено на формирование и развитие умения, то вопросов может быть немного (два-четыре), что позволить оптимально сочетать предметную и надпредметную составляющую содержания образования.

1. Прочитайте текст.

По отношению растений к теплу их можно разделить на теплолюбивые и холодостойкие. Холодостойкие растения имеют ряд приспособлений к выживанию при низких температурах, например, толстые и жёсткие листья, утолщённую кутикулу, покрытую восковым налётом, волоски на листьях, свёртывание листьев злаков в трубочку, мелкие листья, чешуйки вместо листьев, карликовость, рост стебля в горизонтальном положении. Хорошо переносят

ЭШШУЗА,.......1ШМ1Ш,......ДШОСТШ

низкие температуры такие растения, как карликовая берёза, брусничник, голубика, багульник болотный и другие.

2. Выпишите ключевые понятия этого текста___

3. Выпишите слова (словосочетания), которые при первоначальном прочтении были непонятны. Дайте определения этим понятиям, пользуясь контекстом или словарём_

4. Найдите в тексте ответ на вопрос:

Какие приспособления помогают растениям выдерживать низкие температуры?

5. Озаглавьте текст_

Алгоритмы, памятки, инструкции

К третьему типу заданий относятся алгоритмы и памятки, инструкции по выполнению самостоятельных работ. Такие задания могут быть унифицированными (используются при работе с разными текстами) или

Памятка для составления описания

1. Рассмотрите объект или явление (форму, цвет, размер — для объекта, периодичность, продолжительность, интенсивность — для явления).

2. Разделите объект или явление на части.

3. Перечислите основные признаки выделенных частей.

4. Составьте описание (письменное или устное):

— Назовите объект своего описания. Дайте ему определение. Определите его место в живом мире.

— Перечислите составляющие части изучаемого объекта и их особенности.

— Укажите, есть ли взаимосвязь частей объекта друг с другом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Укажите, как связан объект (явление) с другими представителями живой и неживой природы.

Памятка « Умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде»

1. Прочитайте текст.

2. Определите рамки темы.

3. Установите причинно-следственные связи и оформите их в собственный текст.

4. Приведите примеры.

5. Выделите и сформулируйте главную мысль.

6. Установите последовательность изложения текста.

Алгоритм восстановления текста

1. Прочитайте текст.

2. Определите смысл новых понятий (опираясь на текст или пользуясь словарём).

3. Определите главные и второстепенные мысли.

4. Найдите в тексте факты, описание опытов, явлений.

5. Восстановите логику изложения этого текста.

6. Восстановите текст.

специальными (организуют работу учащегося при освоении конкретного материала). Важно, чтобы в алгоритмах раскрывался способ выполнения задания, то есть наряду с самим заданием должен быть перечень действий, выполнение которых приведёт ученика к успешной реализации задачи.

Деформированные тексты

Это могут быть задания, ориентирующие на поиск ошибок, составление связного текста из предложений или дополнение отдельных частей предложения.

При подготовке деформированных текстов для восстановления правильной последо-

вательности предложений необходимо руководствоваться следующим:

1) количество предложений должно быть небольшим (и соответствовать возрастным особенностям школьника);

2) должна быть очевидна правильная последовательность предложений.

Пустыни

Составьте текст из следующих предложений:

1. Они встречаются на всех материках, кроме Антарктиды.

2. В пустынях наиболее засушливый климат.

3. И всё же в пустыне обитают змеи, ящерицы, грызуны.

4. Наиболее распространёнными растениями пустынь являются саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка.

5. К жизни в пустыне приспособились немногие организмы.

Правильный ответ: В пустынях наиболее засушливый климат. Они встречаются на всех материках, кроме Антарктиды. К жизни в пустыне приспособились немногие организмы. И всё же в пустыне обитают змеи, ящерицы, грызуны. Наиболее распространёнными растениями пустынь являются саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка.

Другой тип деформированных текстов — это тексты с ошибками. Важно, чтобы ошибки были логическими, а не фактическими. Например, в одном предложении делается утверждение, а последующие примеры оп-

ровергают его или происходит подмена терминов, или предложенные доказательства не позволяют установить причинно-следственную связь между объектами (явлениями).

Значение водорослей в жизни человека

Прочитайте текст и найдите две ошибки.

Ещё в древности было известно о целебных свойствах водорослей. В современной медицине водоросли не используются для лечения больных. Например, в состав водорослей входит кобальт, который применяется для лечения раковых опухолей. Водоросли содержат ценные органические вещества, из которых изготавливают клей для бумажной промышленности и пластмассу для текстильной. Глубинные водоросли Тихого океана используют для тушения лесных пожаров. Экстракт этих бактерий добавляют в воду, что препятствует испарению воды.

Ошибки:

1. Утверждение: «В современной медицине не используют водоросли». Пример: «Водоросли применяют для лечения раковых опухолей».

2. В последнем предложении «<водоросли» заменены на «бактерии».

ЭШШУЗА,.......1ШМ1Ш,......Д Ufl Tfl 0 CTUHfl

Задания-алгоритмы и деформированные тексты оптимальны для тренировки отдельных умений коммуникации. Они учат соотносить части текста между собой, сопоставлять прочитанное с имеющимися знаниями и опытом, а также развивают внимательность и память.

ответственность за качество совместного продукта и др.). Это в свою очередь означает, что учителю необходимо ставить развивающие цели урока не только в отношении умений коммуникации, но и по поводу формирования умений продуктивно взаимодействовать.

Организационная структура урока

В заключение отметим, что иной тип содержания образования (включение в стандарт образования универсальных способов деятельности) приводит к изменению характера учебного процесса. Качество работы по формированию умений коммуникации обеспечивается не только за счёт использования специфического дидактического материала, но и применения разнообразных методик и приёмов работы в парах и малых группах, а также наличия средств и процедур мониторинга и оценивания этих умений.

Современный урок наряду с фронтальной и индивидуальной формами организации учебной деятельности должен включать групповую и парную, причём не столько как вспомогательный элемент урока (для тренировки, повторения или закрепления нового материала), сколько в роли ведущей формы организации учебной деятельности — использоваться непосредственно для изучения нового

,4

Особое значение играет парное взаимодействие учащихся в сочетании с фронтальной и индивидуальной работой. При этом появляется возможность включить каждого школьника в коммуникацию по поводу вновь полученной информации5.

Для обеспечения плодотворной работы в паре в малой группе вовсе недостаточно грамотно формулировать учебное задание или призывать учащихся быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь. Здесь нужен чёткий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество. Очевидно, его качество во многом зависит от уровня сформированности у учащихся умений действовать совместно (уметь распределить между собой задания, позиции, договориться о способе и темпе работы, брать

При построении учебного занятия важно обеспечивать не только разнообразие самих заданий, но и включать какое-либо типовое задание в разные этапы занятия (при изучении нового, закреплении, подведении итогов урока и т.д.) и при организации внеурочной деятельности учащегося.

Чем богаче учебная циями взаимодействия между учащимися, тем больше условий для индивидуального прогресса, личностного, коммуникативного и социального развития школьников. □

среда разными ситуа-

4 Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010; Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2005. № 4. С. 102-112; URL: http://phido.ru/BrowseArticles.aspx.

5 Литвинская И.Г. Технологические приемы повышения эффективности обучения // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 9. С 36-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.