Научная статья на тему 'Формирование у военнослужащих воздушно-десантных войск адаптации к выживанию в экстремальных условиях деятельности'

Формирование у военнослужащих воздушно-десантных войск адаптации к выживанию в экстремальных условиях деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SERVICEMEN / МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА / MODIFIED TECHNIQUE / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ВЫЖИВАНИЕ / SURVIVAL / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / EXTREME CONDITIONS / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / EMOTIONAL STATES / "READINESS REFLEX" / "FOLLOW-UP REFLEX" / "РЕФЛЕКС ГОТОВНОСТИ" / "РЕФЛЕКС СОПРОВОЖДЕНИЯ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев Г.Г., Исламов В.А.

Formation of adaptation of servicemen of airborne troops to survive in extreme conditions is determined by the fact that combat training activity always takes place in conditions of emotional stress, that reduces the efficiency of its implementation. Determination of the causes of this phenomenon can increase the reliability of their implementation. Extreme situation is a state of circumstances that affect a person in their most extreme and unexpected manifestations. Extreme means extremely possible, extreme, beyond an unusual situation. In other words, any situation that involves a threat to human life or can cause injury may relate to extreme. In turn, survival is the most appropriate in the current situation human activity that promotes preservation of life, health and working capacity in the conditions of the compelled existence. It should be noted that the proposed procedure of training for an introductory parachute jump consists in the optimal combination of its theoretical and practical parts, supplemented with simulation and coordination exercises and measures taken to reduce the impact of stressors on the body of the involved ones. This will help to reduce the number of mistakes committed during the trial jump, improve resistance to specific stressors and adaptation to actions in extreme conditions. Thus, the results show the effectiveness of the developed means and methods for the formation of adaptation of servicemen of the Airborne Troops to survive in extreme conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у военнослужащих воздушно-десантных войск адаптации к выживанию в экстремальных условиях деятельности»

УДК: 355.233.22

ФОРМИРОВАНИЕ

у военнослужащих Воздушно-десантных войск адаптации к выживанию в экстремальных условиях деятельности

Доктор педагогических наук, профессор Г.Г. Дмитриев

Кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, доцент В.А. Исламов Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

ADAPTATION FORMATION IN MILITARY AIRBORNE TROOPS TO SURVIVE IN EXTREME CONDITIONS G.G. Dmitriev, professor, Dr. Hab. V.A. Islamov, associate professor, Ph.D., Honored trainer of Russia Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Key words: servicemen, modified technique, adaptation, survival, extreme conditions, emotional states, «readiness reflex», «follow-up reflex».

Formation of adaptation of servicemen of airborne troops to survive in extreme conditions is determined by the fact that combat training activity always takes place in conditions of emotional stress, that reduces the efficiency of its implementation. Determination of the causes of this phenomenon can increase the reliability of their implementation.

Extreme situation is a state of circumstances that affect a person in their most extreme and unexpected manifestations. Extreme - means extremely possible, extreme, beyond an unusual situation. In other words, any situation that involves a threat to human life or can cause injury may relate to extreme. In turn, survival - is the most appropriate in the current situation human activity that promotes preservation of life, health and working capacity in the conditions of the compelled existence.

It should be noted that the proposed procedure of training for an introductory parachute jump consists in the optimal combination of its theoretical and practical parts, supplemented with simulation and coordination exercises and measures taken to reduce the impact of stressors on the body of the involved ones. This will help to reduce the number of mistakes committed during the trial jump, improve resistance to specific stressors and adaptation to actions in extreme conditions.

Thus, the results show the effectiveness of the developed means and methods for the formation of adaptation of servicemen of the Airborne Troops to survive in extreme conditions.

Ключевые слова: военнослужащие, модифицированная методика, адаптация, выживание, экстремальные условия, эмоциональные состояния, «рефлекс готовности», «рефлекс сопровождения».

Введение. Формирование адаптации военнослужащих воздушно-десантных войск к выживанию в экстремальных условиях определяется тем, что учебно-боевая деятельность всегда протекает в условиях эмоционального напряжения, снижающего эффективность ее выполнения. Выяснение причин этого явления позволяет повысить надежность их осуществления.

Что же представляет собой экстремальная ситуация?

Экстремальная ситуация - это сложившиеся обстоятельства, которые воздействуют на человека в самых неблагоприятных и неожиданных своих проявлениях. Экстремальные - значит предельно возможные, крайние, выходящие за рамки необычной ситуации. Другими словами, любая ситуация, связанная с угрозой жизни человека, или причинения ему увечий, может относиться к экстремальной.

В свою очередь, выживание - это наиболее целесообразная в сложившейся ситуации деятельность человека, способствующая сохранению жизни, здоровья и работоспособности в условиях вынужденного существования.

Приводим основную классификацию экстремальных ситуаций, сложившихся в последние десятилетия:

- в условиях единоборств, независимо от социофакторов;

- при стихийных бедствиях;

- под воздействием «возмущающих» природно-климатических факторов;

- в условиях боевых действий (современных военных конфликтов).

К основным способам выживания или определяющим их сущность прежде всего следует отнести мотивацию и умение сориентироваться, чтобы собраться и противостоять внезапно сложившейся экстремальной ситуации.

Цель исследования состоит в представлении эмоциональных состояний как явления и как процесса, установлении закономерностей их влияния на процесс адаптации.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в условиях выполнения первого прыжка с парашютом. Испытуемыми в исследованиях были курсанты первого курса высшего, среднего профессионального образования Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Общая численность исследуемых - 300 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Эмоции являются регулирующим фактором поведения и возникают во всех случаях, когда отсутствуют достаточные условия для разрешения сложившейся ситуации [2]. Однако в классификации эмоциональных состояний существуют только описательные формы. Нечеткость выражения их содержания усложняет исследования изучаемых психических явлений. Это требует привлечения к исследованию физиологических методов, которые обеспечивают функцию регуляции интенсивности протекания учебно-боевой деятельности и выбора ее качественной направленности. К их числу относятся «рефлекс готовности» из категории неспецифических реакций. В основе его протекания лежат строго определенные закономерности, имеющие математическое описание. Этот факт позволяет ввести объективный контроль за регулированием «рефлекса готовности» по любой наиболее доступной для контроля физиологической реакции организма.

Наиболее эффективно этот процесс контролируют динамика артериального давления, частота сокращения сердца, напряжения мышечного тонуса [4].

Вторая составляющая эмоционального процесса - «рефлекс сопровождения», или

реакция выбора. Природа этой составляющей заключается в реакции «достижение-избегание», сущность которой состоит в ответе на выбор решения «да», «нет», «или». Состояние «или» характеризуется как реакция замирания. Такое состояние и механизм его возникновения достаточно глубоко обоснованы в алгоритмической теории измерения [1].

Смена направленности поведения на «избегание-достижение» характеризуется частотой и амплитудой ее проявления. Физиологически этот процесс протекает в форме идеомоторных реакций, физическая природа его проявления определяется частотно-амплитудными изменениями колебательных процессов, математический аппарат имеет достаточно глубокую теоретическую обоснованность. Это обеспечивает возможность объективного контроля за данным процессом [3].

Реакция выбора и эмоциональная составляющая ее организации в полной мере связаны с протеканием мыслительной деятельности военнослужащих в процессе организации адаптивного поведения. Рефлекс сопровождения обеспечивает поиск вариантов поведения по силе, направленности и времени протекания, что связано с таким процессом мышления, как когнитивность. Только в целом комплексе представлений этих взаимодействий проявляется полнота содержания эмоционального регулирования протекаемого процесса деятельности.

У каждого военнослужащего существует свой диапазон проявления этих реакций, базирующихся на врожденной предрасположенности и характерной форме их протекания, что определяет меру соответствия военнослужащего конкретной среде его пребывания.

В проведенных непосредственно перед выполнением прыжка с парашютом обследованиях у 12 % военнослужащих показатели частоты сердечных сокращений составили 149±9 уд/мин, частота дыхания - 45±4 п/мин, артериальное давление колебалось в пределах 160/90-180/100. Такие отклонения вегетативных показателей от их нормы в спокойном состоянии указывают на сильное эмоциональное возбуждение. Из данной категории военнослужащих (42 человека) 4 категорически отказались выполнять прыжок с парашютом, что составило около 1,2 % из общего числа обследуемых (300 человек). В этой ка-

36

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

тегории военнослужащих наблюдалась «игра вазомоторной реакции лица и рук». При этом были жалобы на сильное чувство утомления, головную боль, тошноту. У одного военнослужащего перед совершением прыжка с парашютом наблюдалась потеря сознания.

Следует отметить, что контролируемые физиологические характеристики обследуемого контингента военнослужащих имели разнонаправленные отклонения, что проявилось в уменьшении, увеличении или сохранении исходных значений. Это указывает на то, что среднестатистические характеристики неэффективным в оценке состояния готовности военнослужащих к выполнению задач. Для более наглядного отражения индивидуальных особенностей реакции на экстремальные воздействия были использованы разработанные семантические диаграммы представления результатов наблюдений вегетативных реакций обследуемых военнослужащих.

В связи с этим нами были проведены исследования. Модифицированная методика подготовки к выполнению ознакомительного прыжка с парашютом предполагала 38-часовое обучение военнослужащих с помощью средств и методов физической подготовки:

- с использованием имитационных и координационных упражнений на стапелях подвесных систем;

- с прыжками на дорожку, оборудованную препятствиями с различным углом наклона для укрепления голеностопного сустава;

- с совершенствованием прыжков с трамплина различной высоты;

- с использованием специализированного оборудования, имитирующего приземление «сильный ветер»;

- с прыжками с 8-10-метрового высотного тренажера [5].

Модифицированная методика включает в себя ряд компонентов: целевой, организационный, содержательный, операционный, диагностический и результативный.

Важными показателями эффективности модифицированной методики подготовки к выполнению прыжка с парашютом непосредственно перед выполнением прыжка у 7 % военнослужащих показатели частоты сердечных сокращений составили 139±1 уд/мин, частота дыхания - 35±3 п/мин, артериальное давление колебалось в пределах 130/70-140/80.

Следует отметить, что предложенная методика подготовки к ознакомительному прыжку с парашютом заключается в оптимальном сочетании ее теоретической и практической частей, дополненном имитационными и координационными упражнениями и мерами по снижению влияния стресс-факторов на организм занимающихся. Это позволит снизить количество допускаемых ошибок при совершении ознакомительного прыжка, повысить устойчивость к действию специфических стресс-факторов и адаптации к действиям в экстремальных условиях [5]. Характер эмоционального состояния зависит от врожденных данных, что определяет его соответствие конкретным условиям пребывания в экстремальных условиях среды. Подготовка занимающихся по модифицированной методике выявила положительное влияние предложенных средств и методов на физическую подготовленность, функциональное состояние и профессиональную работоспособность военнослужащих.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанных средств и методов для формирования адаптации у военнослужащих Воздушно-десантных войск к выживанию в экстремальных условиях деятельности.

Литература

1. Бутаев А.С. Анатомия, физиология / А.С. Бутаев, Е.П. Ильин, Л.В. Соколова. - М.: Питер, 2007. - С. 192.

2. Друзь В.А. Эмоции и чувства как предмет психологических исследований. - В кн. Человек в измерении ХХ века / В.А. Друзь.

- Т. 5. - М.: Международная А\академия проблем человека в авиации и космонавтике, 2004. - С. 236-269.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2001. - С. 190-202.

4. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб., 2000. - С. 41-71.

5. Исламов В.А. Подготовка парашютистов различных специальностей к совершению прыжка с парашютом / А.А. Прохоренко, В.И. Елескин. - СПб.: ВИФК, 2014. - С. 46.

References

1. Butaev, A.S. Anatomy, physiology /A.S. Butaev, E.P. Il'in, L.V. Sokolova. - Moscow: Piter, 2007. - P. 192. (In Russian)

2. Druz', V.A. Emotions and feelings as a subject of psychological researches in: Man in the dimension of the XX century /VA. Druz'. - V. 5. - Moscow: International Academy of human problems in aviation and astronautics, 2004. - P. 236-269. (In Russian)

3. Il'in. E.P. Emotions and feelings / E.P. Il'in. - St. Petersburg, 2001.

- P. 190-202. (In Russian)

4. Izard, K.E. Emotion psychology / K.E. Izard. - St. Petersburg, 2000. - P. 41-71. (In Russian)

5. Islamov, V.A. Training of parachutists of various specialities for a parachute jump / A.A. Prokhorenko, V.I. Eleskin. - St. Petersburg, MIPC, 2014. - P. 46. (In Russian)

Информация для связи с автором: vifk-nic@ya.ru

Поступила в редакцию 28.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.