Научная статья на тему 'Формирование у учащихся взгляда на русский язык как на явление духовной культуры народа в процессе постижения ценностных смыслов константы Слово'

Формирование у учащихся взгляда на русский язык как на явление духовной культуры народа в процессе постижения ценностных смыслов константы Слово Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ СЛОВА / КУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОНСТАНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ КОНСТАНТЫ / WORD''S SPIRITUAL SENSE / CULTURAL INFORMATION / NATIONAL CULTURE CONSTANT / CONSTANT VALUE SENSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Остренкова Марина Анатольевна

В статье рассматривается вопрос о дидактических возможностях и аксиологическом потенциале программной темы «Алфавит», позволяющей актуализировать ценностные смыслы константы национальной культуры Слово с целью донести до сознания школьников духовную сущность слова. В статью включены материалы опытного обучения и их методическое обоснование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the understanding of the Russian language among the school children as a phenomenon of spiritual culture in the process of learning the valuable senses of the constant ''A Word''

The article studies the problem of the didactical and axiological potentials of the program topic “Alphabet”. The topic helps to actualize the valuable meanings of the national constant “A Word”. The aim is to demonstrate the spiritual sense of a word. The article includes the materials of experimental education and its methodical substantiation.

Текст научной работы на тему «Формирование у учащихся взгляда на русский язык как на явление духовной культуры народа в процессе постижения ценностных смыслов константы Слово»

УДК373.5.016:811.161.1

Остренкова Марина Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент Ярославский филиал Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

ostrenkovamarina@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ВЗГЛЯДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НА ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА В ПРОЦЕССЕ ПОСТИЖЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ КОНСТАНТЫ СЛОВО

В статье рассматривается вопрос о дидактических возможностях и аксиологическом потенциале программной темы «Алфавит», позволяющей актуализировать ценностные смыслы константы национальной культуры Слово с целью донести до сознания школьников духовную сущность слова. В статью включены материалы опытного обучения и их методическое обоснование.

Ключевые слова: духовная сущность слова, культурная информация, константа национальной культуры, ценностные смыслы константы.

Формулируя аксиому современной линг-вометодики «русский язык необходимо изучать как систему языковых единиц, репрезентирующих национальный образ мира, национальные культурные традиции, нормы и ценности», мы подчёркиваем значимость той проблемы, которая находится далеко за рамками школьной дидактики, - проблемы экологии русского слова. Экологический аспект изучения русского языка включает и сохранение структурно-языковых норм и соблюдение их в речи, и формирование уважительного отношения к языку. Конечно, соблюдение норм в собственной речи есть, прежде всего, результат знания и сформированного навыка. Способствовать усвоению школьниками норм на прагматическом уровне и осуществлять контроль за речью должно и иное знание - экстралингвисти-ческое, отражающее духовную сущность языка. Опора на неязыковую информацию - информацию о факте языка как культурно-историческом явлении - позволит учителю-словеснику и ученикам решать более успешно приоритетную задачу формирования языковой и коммуникативной компетенций. Формирование уважения к русской культуре, частью которой является язык, невозможно без последовательной актуализации культурной информации, являющейся ключом к пониманию как самого языка (конкретного языкового явления), так и человека - носителя этноязыковой картины мира.

Организация опытного обучения в заявленном аспекте, осуществляемого автором в рамках научного исследования, включала систематическое изучение языковых единиц и репрезентируемых ими констант национальной культуры с целью актуализировать их ценностный смысл. Константу культуры мы понимаем вслед за Ю.С. Степановым как «устойчивый» и «постоянный» концепт, «в операциях» с которым состоит «в значительной степени» духовная культура всякого общества [5, с. 5]. Под ценностным смыслом понимается результат познания действительности, подвергающийся оценке и являющийся регулятором поведения человека, взаимодействия людей, взаимоотношений, вы-

страиваемых между человеком и окружающей действительностью. Выбранная в качестве дидактической единицы константа Слово позволяет уже на первом этапе (это лингвокультуроведческий модуль «Константа русской культуры Слово», адресованный учащимся 4-5 классов) провести изучение её образных, понятийных признаков и ценностных смыслов.

В статье содержится описание экспериментального обучения1. Публикуемые дидактические материалы являются частью лингвокультуроведчес-кого модуля «Константа русской культуры Слово», разработанного с целью организовать систематическое изучение ценностных смыслов семантически соотнесенных понятий слово, язык, речь в русской культуре и сформировать представление у школьников о духовной, этической - ценностной составляющей этих понятий. Программная тема «Алфавит» допускает актуализацию культурной информации, которая расширит кругозор учащихся и привнесёт мировоззренческое начало в осмысление таких реалий, как азбука, буква, слово, русский язык, поскольку эта информация соотносится с важнейшими для русской культуры и русского языка событиями - Крещением Руси и созданием славянской азбуки. Система этических норм, жизненных правил, богоугодных помыслов, отражённых в буквенных именах, - именно это и составляет содержание понятия «ценностные смыслы» слова применительно к изучению и повторению темы «Алфавит».

Вся система упражнений, а именно: работа с текстом о создании кириллицы, исследование (частичное) буквенных имён кириллицы, работа с текстом о буквицах древнерусского письма и их семантике, анализ текста-образца (загадки о букве), чтение текста, интерпретирующего символику буквицы-отгадки - подчинена одной цели - донести до сознания учащихся представление о духовном содержании буквенного имени и азбуке (кириллице) как системе ценностей, правил, которые постигались и усваивались русским человеком вместе с буквенными именами. Индивидуальный проект

© Остренкова М.А., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

11

«Не просто буква», завершающий всю работу, призван систематизировать знания и подвергнуть новую для учащихся культурную информацию субъективному осмыслению.

В опытном обучении были использованы два варианта апробации тематически связанных упражнений: на одном уроке и на разных этапах нескольких уроков. В первом случае упражнения составили дидактическую основу одного урока «Азбука -к мудрости ступенька». (Дважды проведённое толкование пословицы - в начале урока и на этапе рефлексии в конце урока - позволяет сопоставить эксплицитный смысл «без знания азбуки невозможно постичь науки» и актуализировать новую информацию: «азбучные имена помогают человеку осознать главное в жизни, учат жить по божьему слову, а значит, делают человека мудрым».) Другой вариант предполагал рассредоточенную работу на этапе повторения четырёх уроков.

Прокомментируем каждый этап работы. Первое упражнение создаёт «культурный контекст» темы «Алфавит» и задаёт культуроведческий вектор изучения темы; оно включает работу с текстом о кириллице (составленном по материалам учебного пособия В.Ф. Ивановой «Современная русская орфография») и вопросы, предваряющие эту работу, о Дне славянской письменности и культуры, об эмблеме праздника, о роли Кирилла и Мефодия в деле просвещения славян.

Работа с кириллицей, направленная на «декодирование» и осмысление буквенных имён, призвана помочь школьникам увидеть в азбуке отражение важных понятий, ценностей, которые должны быть восприняты человеком как непреложные истины и нормы. Учитель на своё усмотрение выберет буквенные имена; мы ограничились изучением ценностных смыслов буквенных имён «Аз», «Слово» и «Ук», мотивация выбора которых отражена в представленных ниже методических комментариях и фрагментах учебного диалога.

Наблюдения над графическим образом «Аз» в глаголице и сообщение учителя о христианской символике (крест) и о семантике буквы, определение её места в азбучном порядке подводят учащихся к восприятию важной культурной информации: «такая форма начальной буквы глаголического алфавита возникла не случайно, а была сознательно придана ей автором глаголицы, чтобы указать, что изучение азбуки - богоугодное дело и поэтому должно начинаться с крестного знамения» [2, с. 79].

Семантика имён «Слово» и «Ук» и их духовный смысл выявляется в процессе эвристической беседы: Обратите внимание на букву Оу Что же обозначает буквенное имя УК? Включите пропущенные слова в русские народные пословицы -Корень (ученья) горек, да плод его сладок. Век живи - век (учись). Без муки нет и (науки.) Что общего в их морфемном составе? Сравните об-

щую часть слова и буквенное имя. Предложите свое толкование этого имени. (УК- «учение, научение, наука».)

Постижение духовной сущности буквенного имени «Слово» происходит в процессе наблюдения над переносным и прямым значениями фразеологизма азбучные истины, лексическим разбором слова истина («То, что существует в действительности, что отражает действительность, правда» [3, с. 221]), ответа на вопрос Почему Слово было азбучной истиной? Дать полноценный ответ учащимся поможет, во-первых, фрагмент текста «Проглас к Евангелию»: Слушайте ныне, народы славянские,/ Слушайте Слово, от Бога пришедшее:/Сло-во же кормит души человеческие,/Слово же крепит сердца и умы,/Слово же готовит к познанию Бога [1, с. 16]. И, во-вторых, решение поисковой задачи: прочитайте словарную статью слова сословие, предложите своё толкование этого слова (найдите в слове исторический корень и приставку, приведите примеры слов с приставкой со-, какое значение имеет приставка со-?)

Составление словаря буквы кириллицы, предполагающее выбор буквенного имени и включение в Словарь слов и фразеологизмов, которые, по мнению школьников, раскрывают важное понятие, названное этой буквой, позволит проверить степень осознанного восприятия учащимися новой для них культурной информации.

Осмысление азбучного имени в книжной культуре продолжается в процессе работы с буквицами древнерусского письма. Работая с текстом К. Кедрова, объясняющим и назначение слова, и восприятие слова человеком Древней Руси, ученики узнают и о живописном образе букв, во-первых, знакомясь с некоторыми буквицами, созданными художницей Н.А. Виноградовой, а во-вторых, с материалами презентации «Федоровское Евангелие - рукотворное чудо». Презентация знакомит школьников с уникальным произведением древнерусской книжности Х^в., хранящимся в собрании Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, и позволяет увидеть живописный образ буквиц Древней Руси, созданных шесть веков назад.

Упражнение. Прочитайте текст Константина Кедрова. Какую мысль доказывает автор? Подтвердите эту мысль наблюдениями над образами буквиц и их символическими значениями (см.: Буквицы древнерусского письма. 24 открытки. - М.: Изобразительное искусство, 1984 г.).

Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименование буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. И хотя для большинства современных читателей буква

есть буква... Для древнерусского человека само начертание букв таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы рек...

В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, доныне не смываемая, не тускнеющая. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, ещё дороже для нас само начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир...

Последнее (простое) предложение используется в качестве вопроса и предполагает наблюдения над живописными образами буквиц «Буки», «Веди», «Глаголь», «Рцы», «Слово» (имена которых входят в номинативное поле константы Слово), их интерпретацию и проверку собственного толкования по текстовому комментарию на открытках.

Включённая в систему упражнений, направленных на присвоение ценностных смыслов Слова, работа с текстом стихотворения В.И. Майкова

о букве «Рцы» подготавливает школьников к написанию творческой работы - загадки о букве кириллицы (предшествующие ей задания были нацелены на сбор материала - как языкового, так и экстралингвистического). Частичный лексический анализ текста, отражающего языковые нормы XIX века, привлекается для того, чтобы предупредить непонимание текста и показать очевидную общность слов литературных языков разных эпох. Вопрос о приёмах, использованных В.И. Майковым для создания загадки (а это включение слов, имеющих в составе букву Р, слов, оканчивающихся на -рцы), и о тех, которые могут быть использованы ребятами с этой же целью (описание предмета, названного буквой; перечисление предметов, обладающих признаком, названным буквой, например, признаком «твердый» (Твердо), способностью мыслить (Мыслете), указание на важность того или иного предмета, признака или действия в жизни человека; использование тропов, позволяющих создать эффект двойного видения реалии), - эти методически продуктивные приёмы, во-первых, помогают «закодировать» собранный на предшествующих этапах работы материал. А во-вторых, - помочь школьникам в эвристическом осмыслении этих понятий - эвристическом, потому что учащиеся, несмотря на имеющиеся (общие для всех) знания с культурным компонентом, полученные на уроках повторения темы «Алфавит», будут апеллировать и к индивидуальному опыту - и языковому, и опыту освоения и осмысления внеязыковой действительности. Приводимые творческие опыты школьников наглядно свидетельствуют об этом.

Рисунок этот смысла полон -В нём кроткий зверь изображён.

Готов он будущее встретить,

Какое Бог пошлёт ему.

А под ногами змей коварный,

Тварь Божью хочет искусить.

Но кроткий зверь, хранимый Богом,

Бесстрашно бьётся с ним.

(Еуки)

(Иван Орлов)

В моём рисунке спрятан псалмопевец.

Он - царь, он и на гуслях век игрец.

И этот образ призывает,

Что ведь добро во всех бывает.

Ты догадайся, как меня зовут?

И помыслы плохие все из головы уйдут!

(Довро)

(Мальцева Любовь)

Он убивает и вонзает Кинжал, наточенный камнями,

В греховного зверька.

Ведь этот зверь же означает «греховных помыслов гурьба».

(Люди)

(Николай Сысоев)

Эта буква так тверда,

Зверя - птицу - человека изобразит она. Справа, слева держит знанье,

Достигнуть этого можно через старанье.

(Твердо)

(Иван Плотников)

Эта буквица - (Живот),

В нем и горы, много вод,

Звери, рыба, птичий род,

С нею дружит весь народ.

(Фёдор Пюллен )

Связан Сокол, есть колпак,

Сняли с Сокола колпак,

Сокол устремился в даль.

Для него же лень есть враг,

Чужда для него печаль.

(Слово)

(Исманский Игорь)

Наблюдения над живописными образами буквиц и анализ текстовых комментариев к ним, составление поэтической загадки о букве, помогающие оценить замысел и его художественное воплощение и понять символику, отражающую сакраль-ность знания, транслируемого буквой, подготавливает школьников к выполнению индивидуального проекта «Не просто буква». Вопросы С какой целью создаём проект? Почему его разработка является необходимой? Кому он будет адресован? Что я, как автор, хочу узнать, создавая проект, и потом сообщить другому? К каким словарям будем обращаться? и др. ориентируют школьников на целостное осмысление предстоящей рабо-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

13

ты, включающее и моделирование речевой ситуации, и определение степени актуальности, и гипотетическую оценку востребованности работы. Проект включает следующие структурно-содержательные элементы: обоснование проекта, связное высказывание на микротему (с привлечением творческих работ), заключение, требующее от автора умений делать выводы и давать оценку собственной работе.

Более глубокое осмысление буквенных имён и поиск духовных ценностей славянской азбуки возможно провести в старших классах. В рамках экспериментального обучения было организовано исследование «Сакральные смыслы славянской азбуки» в рамках модульного обучения (лингвокульту-роведческий модуль «Константа русской культуры Слово» для учащихся старшей школы). В основу исследования положена методическая интерпретация научных положений статьи Л.В. Савельевой «Сакральный смысл славянской азбуки»; также для разработки были использованы материалы монографий Т.И. Вендиной «Из кирилло-мефодиевско-го наследия в языке русской культуры» и «Средневековый человек в зеркале старославянского языка», В.А. Истрина «1100 лет славянской азбуки». Лингвокультуроведческое исследование включает филологический (частичный) анализ духовных текстов, в том числе и текста азбучной молитвы, составление Словаря частей речи буквенных имён кириллицы, определение форм глаголов и их (форм) семантики, наблюдения над контекстами (из Национального корпуса русского языка) употребления буквенных имён, чтение фрагментов научной работы Л.В. Савельевой, помогающих школьникам установить смысловую и грамматическую связь между буквенными именами - вся проводимая работа направлена на поиск (и составление) зашифрованного в азбуке текста и ответа на вопрос исследования Почему текст славянской азбуки назван исследователем [речь идёт о Л.В. Савельевой] «напутственным словом» Кирилла [4]? Домашнее задание включает анализ стихотворения И.А. Бунина «Слово» и написание сочинения «Лишь Слову жизнь дана».

Экспликация культурного компонента при изучении языковых единиц разных уровней предупреждает (или корректирует) наивное и ущербное представление школьников о языке как системе правописных правил (один из самых распространённых ответов анкеты, проведённой нами перед опытным обучением), способствует формированию у школьников целостного образа русского языка (и как языковой системы, и как структурированного культурного знания, сохраняемого и аккумулируемого языком), стимулирует познавательный интерес к изучению русского языка и, как следствие, вызывает положительную рефлексию - языковую, эмоциональную, этическую на русский язык как явление духовной культуры народа.

Примечание

1 Материалы прошли апробацию в шк. №39, №58 г. Ярославля (2009-2011 гг.) и в Православной классической Гимназии-пансионе Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка (2013 г.). Выражаю признательность Ольге Евгеньевне Минеевой, учителю русского языка и литературы шк. №58, и Елене Викторовне Барышевой, учителю начальных классов Православной классической Гимназии-пансиона Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка. В 5-х классах шк. №39 опытное обучение проводил автор.

Библиографический список

1. Вендина Т.И. Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры. - М.: Институт славяноведения РАН, 2007. - 336 с.

2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. -М.: Наука, 1988. - 192 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.

4. Савельева Л.В. Сакральный смысл славянской азбуки (Напутственное слово Первоучителя славян) // Север. - 1993. - № 9. - С. 152-158.

5. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.