ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Педагогика
УДК 378.22 (045)
А.А. Баранов, З.Я. Баранова
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ У КЛИЕНТОВ - МОЛОДЫХ СУПРУГОВ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Обосновывается актуальность формирования консультационных компетенций у будущих специалистов помогающих профессий - практических психологов по работе с проблемными семьями на основе интерактивного (социально-адаптационного) подхода. Раскрывается необходимость детального рассмотрения в процессе подготовки бакалавров и магистров направлений «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» моделей поведения супругов и механизмов формирования продуктивных стратегий взаимодействия.
Ключевые слова: формирование профессиональных компетенций, стратегии взаимодействия, социальнопсихологическая адаптация, стратегии и модели поведения супругов.
Основные компетенции студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование», по семейному консультированию формируются в рамках таких дисциплин государственного стандарта, как «Семейная психология», «Психологическое консультирование», «Основы психотерапии», а также в факультативных курсах и курсах по выбору (например: «Психология взаимопонимания», «Поло-возрастное консультирование» и т.п.). Отработка и дальнейшее развитие семейно-консультационных компетенций происходит в рамках диагностической, консультационной и коррекционной видов учебных практик.
По частоте клиентских запросов работа с семьей занимает у практикующих психологов до половины всех обращений [14]. В связи с этим в процессе подготовки профессиональных психологов необходимо придерживаться доказавших свою состоятельность теоретико-методологических подходов к такой важной сфере человеческого бытия, каким является первичный для социума институт социализации - семья.
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, взаимодействия между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневной жизнедеятельности. Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей, норм и правил поведения [2].
Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью [1; 4]. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность.
Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. От того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети [7]. Будет ли общество, построенное на принципах добра и справедливости, или же наоборот? В этом случае очень важно партнерское, поддерживающее общение между супругами. Именно в процессе семейного общения зарождается и протекает формирование личности ребёнка, члена общества. Последствиями непродуктивного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Вполне справедливо отмечает М.Н. Николаев, что социально-психологическое здоровье общества прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества, и, следовательно, адаптационный потенциал социума будет складываться из продуктивных стратегий приспособительного поведения членов первичной ячейки общества [10].
Учеными признается, что психика как приобретение и неотъемлемое свойство человека появилось в процессе эволюции именно для успешной адаптации к окружающей среде (включая и среду социальную). При таком ракурсе анализа соотношения двух понятий (супружеские взаимоотношения и социально-психологическая адаптация) - межличностное благополучие супругов будет частным случаем их социально-психологической адаптации. Большинство авторов персонологических теорий считает, что личность является пластичным образованием, в той или иной мере способным к адаптации [8]. Во многих концепциях личности (G. Allport, H. Eysenck, С. Jung) адаптационные механизмы выполняют интегрирующую, системообразующую функцию.
Н.А. Милославова полагает, что «процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо) [9].
Для преобразовательной, творческой деятельности человека необходимы такая регуляция и саморегуляция, которые позволяют ему оптимально приспособиться, усвоить диктуемые условия среды, формы, нормы, ценности поведения, поиска, активности, чтобы достичь свободы действия. Максимально активная личность оптимально приспособлена к среде. Цель адаптации — достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и как минимум сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. Всякая адаптация временна, имеет пределы. Так, биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно складывающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений [6].
Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды [13].
Обобщая приведенные мнения указанных выше авторов, можно заключить, что за приспособительной активностью социальной адаптации усматривается преобразовательный характер этой активности, которая свойственна лишь для высшего уровня организации биосистемы - человеку. Причем ее преобразовательный эффект может быть направлен как вне, так и на перестройку личностной структуры. Такая преобразовательная активность сближает, на наш взгляд, социальный, психологический, физиологический и общебиологический аспекты понятий общего адаптационного синдрома -стресса и адаптации. В связи с чем нами предлагается на основе положений А.А. Реана о векторах активности свой вариант осмысления сути социально-психологической адаптации личности в стрессогенных условиях жизнедеятельности [11].
Итак, при подготовке психологов необходимо рассматривать следующие возможные четыре стратегии социальной адаптации одного супруга к другому:
- «реактивная стратегия» - «пассивное» приспособление к требованиям супруга. Реакция (ответ) личности на акцию со стороны другого субъекта взаимодействия (стимул). Субъект, мало осознавая, изменяется под воздействием социализации в новых выдвигаемых брачным партнером условиях (наиболее близкий к собственно биологической трактовке процесса адаптации случай);
- стратегия - «приспосабливание среды» - активное «возделывание» социального пространства супруга, его приспособление под свои нормы и правила (примером может служить традиционная, к сожалению, схема взаимодействия учитель-ученик, а точнее - воздействия первого на второго, в школах России);
- стратегия «диалога» - сознательное освоение (присвоение) новых социальных требований, транслируемых брачным партнером (ценностей, традиций, ограничений и поощрений), на фоне трансформации ранее интериоризированных установок, стереотипов, норм и правил, при сохранении стержневых, базальных структур личности (смыслов, идеалов и ценностей), сформировавшихся в процессе персоногенеза;
- стратегия «приспосабливание себя» - высокоосознанное принятие в качестве приоритетных, главенствующих в мировозрении супруга регуляторов поведения, в какой-то степени личностное самоотречение. Переосмысление и деструкция ранее сложившихся детерминант личностной саморегуляции.
Поведение же людей при начальной стадии развития супружеских отношений разворачивается нередко в стрессогенных (конфликтогенных) ситуациях межличностного взаимодействия.
Достаточно продуктивной для понимания и дальнейшего социального, психологического и педагогического сопровождения (превенции и помощи) молодых супругов, на наш взгляд, будет попытка соотнести разрабатываемый нами [3; 5-8; 12] подход к рассмотрению адаптационного процесса с моделями поведения К. Дуда (C.H. Dood) [15].
Так, этносоциолог К. Дуд выделяет четыре основные модели поведения в межэтническом взаимодействии в условиях адаптации:
1) Flight - создание своего микромира, попытка избежать прямых контактов с чужой культурой;
2) Fight - активное проявление этноцентризма, желание перенести свою модель поведения в новую среду;
3) Filter - диалог культур или разнонаправленная стратегия:
а) сохранение собственной культуры, идентификации со своей этнической группой;
б) высокая активность, коммуникабельность в новой среде.
4) Flex - изменение культурной идентичности, как на уровне внешнего поведения, так и на уровне социального восприятия.
Сразу обозначим принципиальное условие: в качестве мигранта - представителя одного этноса по К. Дуду - мы рассматриваем одного супруга из семейной пары (вне зависимости от пола и паспортного возраста), а под новой культурной средой, коренным этносом - будем иметь в виду психологическое (точнее личностное) пространство другого партнера по семейным взаимодействиям.
Первая модель поведения межэтнического взаимодействия (Flight) в процессе адаптации в соотнесённости с индивидуальной трудовой миграцией и миграцией по национальным причинам может иметь неприятие инонациональных иммигрантов титульным населением, взаимную дистанцирован-ность. Продуктами такого копинг-поведения будут являться накопление и проявление в процессе вынужденного межкультурного взаимодействия (общения) социальной отчужденности, тревоги, недоверия, а в крайних формах и различных агрессивных реакций. В соответствии с нашими взглядами это не есть собственно адаптационная стратегия, а вариант развития дезадаптационных процессов у супруга с такой стратегией поведения, которая может быть оправдана только на начальном этапе вхождения в новую культуру, и то при значительном временном ограничении ее функционирования.
Проявление этноцентризма (Fight) возможно лишь в общностях, сформировавшихся в ходе военных конфликтов, вооружённых столкновений, а также национальных распрей, и волей этих обстоятельств заброшенных на чужбину. При условии непонимания их проблем властными структурами, при возникновении конфликтных ситуаций с коренными жителями, при усиливающейся активности их лидеров, а также нестабильности политической или экономической ситуации, у инонациональных мигрантов на первый план могут выдвигаться этноцентристские требования (попытка перенести свои национальные стереотипы и образцы поведения в новую среду). Все указанные факторы, как правило, ведут к напряженности во взаимоотношениях между вынужденными мигрантами и титульным населением, создавая благоприятную почву для формирования у мигрантов эгоцентризма, завышенной самооценки, нетерпимости, низких самокритичности и эмпатийности.
Следующая модель поведения (Filter) представляет собой одновременное нахождение в двух культурных средах. Для экономических инонациональных мигрантов (а именно эта форма миграции создаёт условия для Filter) важно сохранение своей национальной культуры, самосознания, но не менее важно быстро осваивать язык титульной нации, а также устанавливать контакты с властями, связи с нужными людьми, ориентироваться в новых, быстро меняющихся обстоятельствах принимающего общества.
Поэтому особенностью данного поведения межэтнического взаимодействия, обусловленного, как правило, вынужденной миграцией с учётом собственного интереса в условиях адаптации, является сохранение собственной идентичности при высокой и быстрой приспособляемости в иной этнической среде. Последствиями такого поведения межэтнического взаимодействия будут прочные кон-
такты в бизнесе, профессиональной и образовательной сферах. Адаптация осуществляется по типу стратегии «диалога», что способствует становлению и развитию позитивной «Я-концепции», социально-перцептивных и эмпатийно-рефлексивных способностей, чувства доверия, толерантности и удовлетворению аффилиативных потребностей.
Четвёртая модель поведения (Flex) полностью изменяет культурную идентичность человека, и, следовательно, являет собой органичную часть ассимиляционного процесса. Темпы ассимиляции зависят от близости языка, культуры мигрантов и местного населения, от характера их расселения, принципов национальной политики принимающего государства. Как правило, модель поведения Flex применима в ситуации экономической, политической миграции, когда человек настроен на дальнейшее постоянное проживание и активное участие в общественной жизни новой для себя страны. В основе этой модели поведения лежит адаптационная стратегия «приспосабливания себя», которая не исключает у человека появление чувства тревоги и дискомфорта в незнакомой обстановке, но сознательно избранная стратегия поведения помогает в преодолении сложностей, носящих, в первую очередь, внешний по отношению к внутреннему миру личности социально-обусловленный характер.
Итак, еще раз, но уже кратко сопоставим модели межэтнического взаимодействия, предложенные К. Дудом, с разрабатываемыми нами адаптационными стратегиями личности в стрессогенных условиях жизнедеятельности.
1) Flight - «реактивная стратегия»,
2) Fight - стратегия «приспосабливания среды»,
3) Filter - стратегия «диалога»,
4) Flex - стратегия «приспосабливание себя».
Такая схема сопоставления может быть полезной при определении будущими практическими психологами наиболее адекватных и эффективных путей и методов личностного и группового сопровождения процесса социально-психологической адаптации молодых супругов друг к другу. В связи с чем необходимо активней внедрять в учебно-образовательные программы профессиональной подготовки студентов по работе с семьей лекционно-практические и тренинговые занятия по отработке
соответствующих продуктивных консультационных компетенций у будущих бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Т.В. Психология семьи. СПб.: Речь, 2007.
2. Андреева Т.В., Кононова А.В. Распределение ролей в молодой семье // Психология и политика. СПб.: СПбГУ, 2002.
3. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М.: АСТ, 2002. 425 с.
4. Баранов А.А. Механизмы стрессоустойчивости в структуре личности // Женщины России. История и современность: материалы Всерос. теор. конф. Ижевск, 1995. С. 167-179.
5. Баранов А.А. Феноменология адаптации личности // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Психология и педагогика. 2003. С. 27-41.
6. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. 159 с.
7. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.
8. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989.
9. Милославова И.А. Социальная адаптация: анализ понятия // Понятия, принципы, категории. Л., 1975. С. 139-146.
10. Николаев М.Н. Вечная ценность семьи. М.: Антиква, 2006.
11. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. СПбГУ. Сер. 6.1995. Вып. 3. С. 74-79.
12. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-Евро-Знак, 2006. 479 с.
13. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 150 с.
14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.
15. Dood Carely H. Dynamics of Intercultural Communication. JAL Press, 1996.
Поступила в редакцию 27.06.13
A.A. Baranov, Z. Ya. Baranova
Training of psychology students and forming professional capacities to enable them to provide young families with effective interactive behavioral strategies
The authors lay a foundation for the development of consultancy-based competences for specialists of caring professions, in particular, psychology practitioners who work with problem families. Their provisions are suggested to rely on interactive (social-adaptation) approach. The article reveals the importance of it for “Psychology” and “Psychological and Pedagogical Education” bachelor and master programs so as to equip students with the knowledge of behavioral mechanisms and models for effective interactive strategies.
Keywords: development of professional competence, strategies of interactions, social and psychological adaptation, behavioral models.
Баранов Александр Аркадьевич, доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected]
Баранова Зубарьзят Яхиновна, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
Baranov A.A., doctor of psychology, professor E-mail: [email protected]
Baranova Z.Ya.,
candidate of pedagogy, associate professor E-mail: [email protected]
Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6