МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Залитайло И.В.
Проблема адаптации беженцев, вынужденных переселенцев с конца 80х годов приняла крайне болезненный характер. В Российскую Федерацию хлынул неконтролируемый поток иммигрантов из самых различных регионов. При всех видах миграции на территории бывшего СССР более широкое распространение получили вынужденные миграции, имеющие ярко выраженную этническую, национальную окраску. Россия, оставаясь по существу, единственной из союзных республик не закрывшей свои границы для бывших советских граждан разных национальностей, оказалась в самом центре миграционных потоков. Помимо этого, более высокий уровень социально-экономического развития России по сравнению с другими республиками, выгодное географическое положение, а также благоприятные условия, обеспечили ей устойчивое положение региона притяжения мигрантов. Немаловажным является и тот факт, что республики некогда единого государства долгое время находились в зависимости (идеологической, экономической) от её центра - Российской Федерации, что также послужило причиной переезда многих из них именно в этот регион.
Помимо этого, развивающийся рынок труда в частной сфере - в бизнесе, коммерции, сфере услуг позволил национальным мигрантам получить источник средств существования, привлёк из ближнего зарубежья экономических мигрантов, создал условия для развития временной трудовой миграции в России.
Поэтому в статье считается необходимым ответить на вопрос «как проходит процесс адаптации инонациональных мигрантов в новой социокультурной среде, и каковы модели поведения в нём в соотнесённости с видами миграций?»
В данном случае адаптацию не следует рассматривать односторонне -только как приспособление к иной этнокультуре. Адаптация - это сложное, многоаспектное явление, разновидностями которой являются социальные, культурные, экономические и др. процессы. В её структуре различают три основных составляющих: адаптивную ситуацию, потребность и способность [1]. Принимая во внимание первый компонент, как основу дальнейшего процесса развития адаптации, следует отметить, что он тесно связан с постановкой определенных целей: проблемой выживания, поиском работы, возможностью получения крупных доходов, самореализацией личности в тех или иных сферах жизнедеятельности и др. Источником же в данном социальном процессе для индивида или группы в целом служит интерес, а также удовлетворение потребностей. Поэтому социальная адаптация выступает как установление относительного соответствия между
потребностями и способностью их удовлетворения, как достижение относительного равновесия между потребностями личности или группы и требованиями принимающего социокультурного окружения.
Отмечая различные причины миграций в постсоветской России, последние можно подразделить на вынужденных и принудительных.
Вынужденные миграции, к которым в первую очередь относятся миграции по военным причинам, имеют следующие отличительные особенности:
- - расселение мигрантов в основном осуществляется в лагерях беженцев, расположенных неподалёку от границ их государственных образований, в районных центрах и сёлах, предоставленных местной администрацией, а также у своих родственников;
- - демографический состав этой категории людей значительно сужен, в связи с тем, что многие главы семейств остаются на родине;
- - социальная структура беженцев носит «мозаичный» характер;
- большая масса людского потока;
- -низкая адаптация.
Второй вид - миграции по национальным причинам носят насильственный (принудительный) характер, где выбор дальнейшего проживания часто не согласуется с самими выезжающими. Особенностями этого вида миграции являются следующие признаки:
—сохранение половозрастного состава;
—сохранение традиционного образа жизни;
- -большой численный состав;
- -обособленность и низкая адаптация в принимающем обществе.
Важно отметить, что объективно все вышеперечисленные причины миграций могут служить предпосылками образования диаспорных общностей в России. Так военные конфликты, сопровождаемые большими человеческими потерями, вызывают массовую нерегулируемую эмиграцию из своей страны. Часть вынужденных мигрантов с наступлением мира у себя на родине остаётся на чужбине и, расселяясь локально, образует компактную национальную или этническую группу, которая с течением времени и обстоятельств может стать органичной частью той или иной диаспоры. Экономические инонациональные мигранты, занимающиеся совместной хозяйственной деятельностью или сосредоточенные в отраслях, обеспечивающих быстрые доходы и нацеленные на дальнейшее проживание вместе со своими семьями в другой социокультурной среде, могут служить базисом при формировании новой диаспоры или влиться в уже функционирующую диаспору. Миграция по политическим причинам не сможет существенно повлиять на численность национальной диаспоры, но для укрепления её сердцевины - формирования национальной идеи,
идеологии, сохранения самосознания и языка, политэмигранты ей необходимы. Компактное расселение людей на новом месте, вызванное миграцией по национальным причинам, также с течением времени создаёт устойчивые диаспоральные образования, сплочённость которых объясняется стремлением сохранить свой этнос, нацию.
Необходимо добавить, что если в условиях вынужденной миграции с учетом личной мотивации сознательно ставятся и реализуются рациональные цели, то во время насильственных миграций их вытесняют аффективные мотивации (страх, массовый психоз и т.п.), тем самым, увеличивая во времени процесс вживания в новую среду. То есть, необходимым условием успешной адаптации считается именно активное, деятельное включение в данный процесс самих инонациональных мигрантов. В противном случае адаптация замедляется, растягиваясь во времени, либо возможен и обратный процесс - дезадаптация.
Поведение же людей, волею разных обстоятельств заброшенных на новое место различно и имеет свои особенности. Так, К. Додд выделяет четыре основные модели поведения в межэтническом взаимодействии в условиях адаптации:
- - Flight (создание своего микромира, попытка избежать прямых контактов с чужой культурой);
- - Fight (активное проявление этноцентризма, желание перенести свою модель поведения в новую среду);
- - Filter (диалог культур или разнонаправленная стратегия):
1) сохранение собственной культуры, идентификации со своей этнической группой;
2) высокая активность, коммуникабельность в новой среде.
- - Flex (изменение культурной идентичности, как на уровне внешнего поведения, так и на уровне социального восприятия).
Относительно первой модели поведения можно заметить, что она мало проявляется у инонациональных мигрантов в России. Основной причиной этому является сравнительно небольшой период времени с момента развала Советского Союза, за который культурные, общественные, родственные и др. связи между русскими и другими народами СССР не были окончательно разорваны. Поэтому полностью изоляционные инонациональные общности в новой России на данном этапе выделить очень сложно.
Хотя индивидуальные трудовые мигранты (в основном имеющие низкий образовательный уровень), сосредоточенные, например, в строительной сфере ведут довольно-таки замкнутый образ жизни. Их контакты с представителями титульной нации ограничены, не все из них могут изъясняться на русском языке, резко выражено безразличие ко всему происходящему вокруг - эти и ряд других факторов не способствуют адаптации в принимающем обществе.
Поэтому для индивидуальной трудовой миграции, представителями которой часто являются люди с низким социальным, образовательным уровнем, возможно создание своего микромира, изолированного от принимающего общества.
Мигранты, вынужденные покинуть свою родину по причине межэтнических распрей, национальных притеснений и пр. в ином социокультурном окружении также могут вести изолированный образ жизни. Причин этому можно выделить несколько. Во-первых, свой родной край покидает большая масса людей одной или нескольких национальностей. На новом месте они, как правило, стараются селиться компактно и, перенеся с основных мест проживания свой язык, культуру, отношения эти национальные группы на первом этапе являются самодостаточными. Во-вторых, психологический стресс, полученный представителями нетитульной нации во время межэтнических конфликтов, объединяет людей и вынуждает вести замкнутый образ жизни. В связи с этим у этой категории иммигрантов на новом месте весьма непросто протекает психологическая адаптация.
Первая модель поведения межэтнического взаимодействия (Flight) в процессе адаптации в соотнесённости с индивидуальной трудовой миграцией и миграцией по национальным причинам может иметь неприятие инонациональных иммигрантов титульным населением; взаимную дистанцированность.
Проявление этноцентризма (Fight) возможно лишь в общностях, сформировавшихся в ходе военных конфликтов, вооружённых столкновений, а также национальных распрей, и волей этих обстоятельств заброшенных на чужбину. При условии непонимания их проблем властными структурами, при возникновении конфликтных ситуаций с коренными жителями, при усиливающейся активности их лидеров, а также нестабильности политической или экономической ситуации, у инонациональных мигрантов на первый план могут выдвигаться этноцентристские требования (попытка перенести свои национальные стереотипы и образцы поведения в новую среду). Все указанные факторы, как правило, ведут к напряженности во взаимоотношениях между вынужденными мигрантами и титульным населением, что в свою очередь не способствует процессу социокультурной адаптации.
Следующая модель поведения - Filter, - представляет собой одновременное нахождение в двух культурных средах. Для экономических инонациональных мигрантов (а именно эта форма миграции создаёт условия для Filter), важно сохранение своей национальной культуры, самосознания, но не менее важно быстро осваивать язык титульной нации, а также устанавливать контакты с властями, связи с нужными людьми, ориентироваться в новых, быстро меняющихся обстоятельствах принимающего общества.
Поэтому особенностью данного поведения межэтнического взаимодействия, обусловленного вынужденной миграцией с учётом собственного интереса в условиях адаптации, является сохранение собственной идентичности при высокой и быстрой приспособляемости в иноэтничной среде.
Последствиями такого поведения межэтнического взаимодействия будут прочные контакты в деловой сфере и предоставление местными властями постоянного гражданства.
Четвёртая модель поведения (Flex) полностью изменяет культурную идентичность человека, и, следовательно, являет собой органичную часть ассимиляционного процесса. Темпы ассимиляции зависят от близости языка, культуры иноэтничных мигрантов и местного населения, от характера их расселения. Но не менее важным фактором, способствующим процессу ассимиляции, являются принципы национальной политики принимающего государства.
Итак, учитывая эти факторы, модель поведения «Flex» применима в ситуации экономической, политической миграции, когда человек «запрограммирован» на дальнейшее постоянное проживание и активное участие в общественной жизни этой страны. Нельзя сказать, что эта модель исключает у человека чувство тревоги и дискомфорта в незнакомой обстановке, но сознательно избранная стратегия поведения помогает в преодолении сложностей, носящих в первую очередь социально -психологический характер.